Творчество в доброхотском отряде

Е.Воронова, учитель музыки
Г.Краснопёрова,
учитель изобразительного искусства
О.Яковлева,
зам. директора, учитель иностранного языка, МАОУ СОШ №9 им. А.С.Пушкина, г.Пермь

Творчество в доброхотском отряде

Подать доброхотно – по своей воле, желанию, без нужды. С доброхотом всякому в охоту.

Даль В.И. Толковый словарь русского языка

Вот уже более двадцати лет в нашей школе существует доброхотское движение. Его смыслом стало возрождение русской усадебной культуры, зо­лотой век которой пришёлся на первую половину XIX столетия и которая во многом утрачена в наши дни. Идея доброхотства, родившаяся изначально как по­требность безвозмездного труда по благоустройству старинных усадеб, постепенно переросла в созидательную культуротворче­скую миссию школьников, воз­вращающих дворянским гнёздам их наполненную духовными и культурными событиями жизнь.

Возрождение традиции теа­трализованных праздников и литературных инсценировок, оркестровых и камерных вы­ступлений, организация и про­ведение научно-практических конференций, создание худо­жественно-поэтических аль­бомов и декоративных пан­но из природных материалов, приносимых в дар усадебным музеям-заповедникам, оформле­ние фотовыставок и творческое осмысление дизайна клумб в садово-парковом ландшафте - всё это осуществили школьники в Пушкинском заповеднике и в усадьбах Чайковского в Во­ткинске и Клину, в Боблово у Менделеева и в Дунино у При­швина, в Палибино у Софьи Ко­валевской, в Танеевском Демья­ново и Грибоедовской Xмелите, в Спасо-Преображенском Соловецком монастыре и Нилово-Столобенской пустыни на озере Селигер.

Русские народные сказки и поэма Пушкина "Руслан и Людмила", "Народная песня в твор­честве Пушкина", "Музыка в жизни лицеистов", "Пушкин­ский сонет - в сонетах русских поэтов ХХ века", "Место уса­дебной культуры в отечествен­ном культурном наследии"... Таковы лишь некоторые темы работ, отражающие спектр ин­тересов учащихся, ежегодно принимающих участие в орга­низации и проведении научно-практических форумов в Пуш­киногорье. "Память о своём прошлом составляет одно из богатств народа - его культу­ру, являющуюся достоянием каждого человека, основу его уважения к себе", - писал тогда ещё восьмиклассник, а ныне кандидат исторических наук Алексей Гилёв. Исследования школьников регулярно публи­куются в альманахе литера­турного творчества учащихся "Наедине с Пушкиным".

Ребята не раз вовлекали посетителей Пушкинского за­поведника в театрализацию усадебного праздника "Ольгины именины", когда сама хозяйка-именинница варила в саду ма­линовое варенье, а её гости в бальных нарядах, прогуливаясь по дорожкам парка, создавали атмосферу неспешной усадебной жизни начала XIX века, прямо на траве танцевали модные в ту эпоху полонез и менуэт, вальсы и польки, читали стихи Пушки­на и его современников.

Ежегодно школьники вклю­чаются в празднование именин П.И.Чайковского в его Клинской усадьбе; предварительно посетив и осмыслив экспозицию Воткинского дома-музея, где прошло детство композитора, они подготовили и исполнили литературно-музыкальную композицию "Детские годы Чайковского". Гостям праздника было предложено исполнение нескольких песен из цикла "Шестнадцать песен для детей", в которых нашло отражение время, проведённое маленьким Петей в домашнем кругу на нашей Уральской зем­ле. "Из уст" Ильи Петровича, отца композитора, слушатели узнали, что роль музыкального просве­тителя будущего композитора выпала на долю так называемой оркестрины - механического органа средней величины, вывезенного отцом из Петербур­га. В особенности пленяло Петю то, что оркестрина играла несколько произведений Моцарта, страстное поклонение которому сформировалось ещё в раннем детстве.

Узнав, что в Клинской нотной библиотеке П.И.Чайковского хранится полное собрание со­чинений его любимого Моцарта, ребята разучили и представили участникам именинного праздника одну из маленьких трагедий Пушкина "Моцарт и Сальери".

В канун юбилея Н.В.Гоголя были инсцени­рованы его "Вечера на хуторе близ Диканьки", в композицию которых включено исполнение русских и украинских народных песен, послу­живших композитору музыкальным материалом для создания оперы "Черевички".

Праздничную программу именин П.И.Чай­ковского нынешним летом открыло выступление доброхотского оркестра, исполнившего (вместе с симфонической звукозаписью) сочинённую нами шумовую партию Симфонической фантазии М.И.Глинки "Камаринская", произведения, поло­жившего начало новой эпохи русского симфонизма и получившего развитие в творениях Чайковского. Ложки и трещотки, бубны и маракасы, треуголь­ники, коробочки, бубенчики, блок-флейты своим вплетением в звуковую ткань глинкинского сочи­нения радостно приобщили участников праздника к этой замечательной музыке.

Сцены из комедии "Горе от ума" прозвучали на Грибоедовском празднике в Хмелите, приходящем­ся на день храмового праздника Казанской иконы Божьей матери. В художественно-поэтическом альбоме, названного участниками доброхотского от­ряда "Добрая моя Хмелита", появились строчки Со­фии Беклемышевой, исполнительницы роли Софьи:

...Луга и небеса...
Я в платье бальном... По лестнице спускаюсь
Я вижу... Мои незабываемые
Посещения Хмелиты...
Я – София, в роли Софьи  На Грибоедовском празднике.

В сельском клубе усадьбы Софьи Кова­левской для местных жителей была исполне­на литературно-музы­кальная композиция, в основу которой лег­ли дневниковые за­писи великой русской женщины-математика и её современников: "Я страстно люблю поэ­зию. Сама форма, сам размер стихов достав­ляют мне необычайное наслаждение, уже с пятилетнего возраста я сама стала сочинять стихи", - писала Ко­валевская. "Когда мама сядет за рояль, моя сестра ходит взад и вперёд по комнате и, не следя собствен­но за самой музыкой, но убаюкиваемая её ритмом, даёт полную волю своему воображению. Перед ней создаются целые картины, и самые отвлечённые мысли получают осязательный образ. Я убеждён, что многие из её литературных и научных трудов были впервые задуманы именно таким путём", - узнали мы из воспоминаний брата Софьи Ковалев­ской и познакомили с ними её земляков.

Вдохновлённые природой, красотой историче­ских мест, силуэтами архитектурных памятников прошлого, доброхоты с удовольствием рисуют с натуры любимые уголки тенистых парков и аллей, передавая в рисунках разговоры листьев с вечер­ним ветерком, закаты над озером, плывущие над ними кучерявые облака, используя различные изобразительные материалы: уголь, карандаш, ге­лиевую ручку. Итоговая выставка как творческий отчёт пленэрных, декоративных, художественно-творческих работ де­монстрируется на му­зейных территориях и в фойе школы. Гра­фические работы уча­щихся используются в прайс-листах, рекла­мах музеев, а самый креативный рисунок печатается на футбол­ке доброхота.

Пронзительным отзвуком на посеще­ние Соловецких островов и доброхот­ский труд в Спасо-­П р е о б р а ж е н с к о м монастыре стало соз­дание "Соловецкой фантазии", исполненной на поэтическом вечере для учащихся, учителей и ветеранов школы. Ре­бята попытались философски осмыслить стихи нашего современника священника Андрея Лог­винова и строки Николая Гумилёва, по вечерам наизусть читавшимися узниками лагеря особого назначения:

Ничего я в жизни не пойму,,
Лишь шепчу: «Пусть плохо мне приходится,,
Было хуже Богу моему
И больнее было Богородице».

Прозвучавшие на вечере фрагменты книги Юрия Нагибина "Поездка на острова", позволи­ли всем прикоснуться к вечным нравственным проблемам: "Поступать по-божески - значило поступать по совести, служить Богу - служить по совести месту и людям, способствовать украше­нию земли и общей пользе. Жить в страхе Божием - жить так, чтобы не смог себя упрекнуть в не­справедливости, неправде, корысти и себялюбии".

Мудрая и траги­ческая история Со­ловецких островов сконцентрирова­лась в мысли, ро­дившейся у тринад­цатилетней участ­ницы доброхотского отряда Софии Ключ: "Соловки - это му­зыка вечности. В ней сконцентри­ровалась филосо­фия доброхотского движения, возрож­дающего глубин­ные культурные и нравственные цен­ности прошлого в настоящем".

 

Искусство в школе: 
2013
№1.
С. 29-31

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.