Художественное образование – возвращение к норме

Художественное образование – возвращение к норме

Интервью с родителями учащихся Центра образования №324 «Жар-птица»

Отношения родителей и школы в разные времена складывались по-разному. В середине XX века

родители по большей части доверяли школе. К 80-ым годам это доверие перестало быть абсолютным и массовым. В 90-ые годы некоторые родители активно включились в создание и поддержку автор­ских школ, а некоторые просто махнули на школу рукой, решая задачи элементарного выживания. В начале XXI века стало усиливаться потреби­тельское отношение к школе. Оно и понятно, раз государство объявило школу сферой услуг. Как ни оскорбительно это для учителей, но новые поряд­ки и требования вынуждают их к формализации школьного пространства и школьных отношений. Стала нарастать и конфронтация семьи и школы, выливающаяся порой в поистине трагические формы. Но такая конфронтация не может длиться вечно. Ведь большая часть детства проходит в школе - это огромная жизнь. Её невозможно отбыть как наказание, перетерпеть как болезнь, и нельзя разо­рвать жизнь надвое: одно - дома, другое - в школе. И сегодня об этом начинают всерьёз задумываться как педагоги, так и родители.

Вопреки навязанной школе погоней за фор­мальным рейтингом и показателями ЕГЭ, вопреки требованиям оптимизаций и слияний, некоторые школы из последних сил удерживают гуманистиче­ские ценности культуры, человеческого общения, этического и эстетического развития. И всё явствен­нее звучат голоса родителей, которые выбирают школу не по формальным показателям элитных названий "непременно лицей", "непременно гим­назия", "топовая" школа, даже не по результатам ЕГЭ, а по сложному комплексу хорошо обдуман­ных обстоятельств. И среди оснований для выбора примитивный прагматизм уступает место заботе о личностном развитии ребёнка.

Московская школа №З24 "Жар-Птица" - не­большая, не рейтинговая, не гимназия, и не лицей. Просто школа? И да, и нет. В эту школу нередко приходят дети, которых не берут в другие школы. И между тем в этой школе - музыка, хореография, живопись, киностудия, оперный театр. И выпуск­ники этой школы, не самым блестящим образом, но вполне достойно сдающие ЕГЭ, становятся успешными людьми. Не только потому, что без особых проблем поступают в самые разные вузы, в том числе и творческие. Но главное - потому что чувствуют себя счастливыми, реализованными, осо­знанно выбравшими свой жизненный путь.

Мы решили поговорить с родителями учеников различных классов школы "Жар-Птица" и узнать, что значит для них школа, и почему они решили обучать своих детей именно здесь.

Иванец Денис Викторович (папа Алисы Ива­нец, 12 лет, и двух близнецов-первоклассников – Максима и Кости). Изначально я был очень удивлён, что такая школа может быть. Мы сюда переехали. Дочь ходила в садик. А мальчишки только родились. Мы стали искать школу. здесь, на Юго-Западе, больших проблем с хорошими школами нет. Много лицеев и гимназий. Но эта была школа по-соседству. Я посмотрел программу, поговорил с некоторыми родителями, у которых дети уже в ней учились, и был немножко удивлён. Это не спецшкола, но здесь есть и хореография, и музыкальное образование, и актёрское мастерство, и живопись... Я однозначно понимал, что девочку нужно отдавать сюда, потому что для девочки наи­более естественно развиваться в такой среде. Для мальчишек я хотел более технического образования. Но когда дочь уже начала здесь учиться, я понял, что все дополнительные занятия никоим образом отрицательно не отражаются ни на успеваемости, ни на школьном процессе. Если только в лучшую сторону влияют. Когда я понял, что физика и хи­мия преподаются на таком же уровне, как в других школах, то вопросов больше не возникло. И за год до того, когда мальчишек нужно было записывать в школу, я однозначно понимал, что только сюда. Пускай здесь учатся и развиваются.

Васильева Наталья Анатольевна (мама Иго­ря Васильева, 14 лет). У нас папа закончил эту школу. Тут у него были и музыка, и класс фортепиа­но, и труба. И дальше он поступил в музыкальное училище. Мы знали сразу, что дети пойдут учиться только сюда. Сейчас учится старший, и младший тоже пойдёт в "Жар-птицу".

Тохтиева Наталья Вячеславовна (мама Кирилла Тохтиева, 13 лет). Как мы оказались в этой школе? У мальчика проявились музыкальные данные, и мы поняли, что нам нужно именно в эту школу. Когда мы сюда пришли, узнали, что здесь есть замечательная актёрская студия, что детей здесь эстетически развивают, и мы поняли что хо­тим учиться здесь, и только здесь, до самого конца.

Тополенко Наталья Геннадьевна (мама Вар­вары Тополенко, 15 лет). У нас всё началось с трёх лет. Мы стали ходить сюда в "Почемучку" - студию дошкольного развития. Потом в 4 года Варя запела. Нас поймала Елена Борисовна Зотова, директор школы, и прямо так и сказала: "Ребёнок должен учиться в этой школе". Ну мы, в общем-то, никуда больше и не хотели. Дочка была очень активная и абсолютно не могла жить без коллектива. С дет­ской площадки мы уходили с боем. Ей постоянно нужно было, чтобы вокруг неё было много народу. Мы пошли в "Почемучку", и как-то очень быстро она увлеклась и потянулась к музыке. Я всю жизнь мечтала петь, но это было невозможно. Пусть хоть ребёнок поёт. Пусть музыкальное образование по­лучит. Музыкальную школу мы благополучно в прошлом году закончили по классу кларнета. Я очень довольна. И младшего сына я отдала сюда. Я считаю, что в этой школе дети другие, так как за за счёт творчества они растут иначе.

Что же значит - другие? Чем, по мнению родителей, отличаются дети, которые занимаются в школе творчеством?

Тохтиева Наталья Вячеславовна. здесь боль­шое внимание уделяется сценической речи, и дети очень хорошо и правильно говорят. Нашим детям легче общаться со своими ровесниками, и даже со взрослыми людьми. В силу того что я детский врач, я вижу многих детей из разных школ, в том числе не только государственных, но и частных. И, нисколько не преувеличивая, я могу сказать, что наши дети глобально отличаются от детей других школ, где нет творческого развития и актёрской деятельности. Если наши дети обращаются к стар­шим, то они это делают с уважением и почтением, сразу видно, что у них есть культура общения.

Тополенко Наталья Геннадьевна. Я считаю, что все эти занятия искусством вырабатывают в ре­бёнке умение сосредоточиться. Моя дочь научилась концентрироваться на решении важных задач, научилась собираться, делать то, что необходимо, научилась планировать. Я сравниваю студентов, которые приходят в вуз, где я работаю, и наших подростков. Ребята, которые занимаются творче­ством, совершенно другие. Они добрее, у них более высокие моральные качества, ценности жизни со­вершенно другие.

Шевченко Ирина Николаевна (мама Ксении Шевченко, 12 лет). Да, у них нет времени обсуж­дать всякие глупости: "Во что ты одет... Что у тебя есть..." У них нет социальной спеси, потому что они заняты творчеством. Я этого хлебнула со старшими сыновьями, даже вынуждена была забрать их из школы, ради которой мы покупали квартиру.

Часто в качестве аргумента против серьезных занятий искусством в школе выдвигается аргумент падающей успеваемости по обязательным предметам. Что думают об этом родители 324-й школы?

Иванец Денис Викторович. От занятий искус­ством не страдает общеобразовательная программа. Был случай, когда я пошёл на непозволительный шантаж. Дочь по одному из предметов получила плохие оценки и наметилась тройка. Я ей сказал, что если она не исправит, то есть шанс, что я начну потихонечку сворачивать дополнительную про­грамму. Она за три дня каникул всё проштудиро­вала, мне ответила, пошла пересдала на "4" , и всё было замечательно.

Шевченко Ирина Николаевна. Мой ребёнок всем занимается. Учительница музыки умоляет что-то выбрать: "Вы понимаете, нужно расставить приоритеты". Я спрашиваю: "Ксюша, а ты можешь что-то выбрать?" – "Нет, – говорит она, – я не хочу выбирать". У меня такой ребёнок, который ходит везде. "Не хочу ничего убирать", – и ходим даль­ше. Дочь в пятом, перешла в шестой. Она неплохо учится. Но я странная мама, никогда не требую пятёрок. Ксюша достаточно успевает, чтобы чув­ствовать себя успешной.

Когда кто-то начинает про наших учителей пло­хо говорить, я требую: "При мне чтобы ни слова!" Я уважаю их всех. Какая-то бабушка жалуется на учителя: "Вот, они поставили нам "два"... Вот, девочку недооценили. Я не понимаю этого. Всё бывает. Не всегда у детей хорошие отметки. Это – нормально. Моя дочь никогда на отметки не жалуется. Я обожаю эту школу и всех учителей.

Тополенко Наталья Геннадьевна. Мы-то за­канчиваем 9-й. ГИА. Но дочь совершенно спокой­на: 4Мама, не нагнетай обстановку, то, что я знаю, у меня уже никто не отнимет.

Васильева Наталья "натольевна. А у нас – 8-й класс. Про уроки мы мало говорим. Игорь сам с этим справляется. Он с учителями, как и со мной, на равных общается.

Случается, что школы, где детям хорошо, вы­зывают родительскую ревность, потому что для родителей в школьной жизни недостаточно места, или потому, что дети неохотно делятся с родите­лями своими школьными переживаниями. Мы спросили наших собеседников, как у них с этим обстоят дела?

Иванец Денис Викторович. Каждый день мы с дочерью что-то обсуждаем. По разным предметам: по истории, географии, литературе. Обсуждаем и трудности, и непонимания, и просто советуемся: "А как бы ты сделал? А что бы ты сказал?" По ча­сти взаимодействия со своими сверстниками – 12 лет – самый беспокойный возраст: кто кого обидел, кто что не поделил. Обсуждаем, конечно, твор­ческие вещи. Когда она пишет какие-то сценки, творческий дневник, то подходит, проигрывает, спрашивает, как вот это или это? А как лучше создать образ, подобрать сценический костюм? На фортепиано она что-то придумывает и сочиняет. Говорит: "Пап, послушай". И, не научившись толком играть простых вещей, пытается сыграть "Лунную сонату"... Это каждый вечер происходит.

Тополенко Наталья Геннадьевна. Мы дожи­ваем каждый день вместе. Во сколько бы Варя из школы ни пришла, мы садимся все дружно за стол, наливаем чай и разговариваем. О творчестве тоже, конечно. Она у меня вообще, как с 4-х лет запела, так разговаривать перестала. Дома поёт. Я иду с сумками наперевес и слышу голос своей дочери. Вечерами она ещё сидит и переписывается, желает всем учителям спокойной ночи, лично, и только потом ложится спать.

Шевченко Ирина Николаевна. Моя Ксения тоже поёт и танцует дома. Надевает пуанты. Прыж­ки, пируэты. Но главное время общения – путь из школы домой.

Назарова Ульяна Евгеньевна (мама Кирилла Назарова, 12 лет). Мы едем домой, и он проигрывает этюды. Он сыграл так, а я так, а можно было бы так. И продолжает жить в этом и фантазировать.

Тохтиева Наталья Вячеславовна. А мы каж­дый вечер разговариваем, кто в классе кому что сказал, кто как на кого посмотрел. Я всё знаю. Не видела ни одного человека почти в лицо, но всем могу дать краткую характеристику. Степень откро­венности, она пока ещё велика, Слава Богу, а мы в восьмом классе. Это что-то значит...

Васильева Наталья Анатольевна. А у нас Игорь бесконечно репетирует. Я ему, конечно, вся­чески помогаю. Мы всё вместе с ним читаем, учим, проверяем, спорим бесконечно, потому что у него один взгляд, а у меня - другой. У нас изначальное равенство в отношениях. С самого маленького воз­раста. Он не чувствует себя подчинённым.

Иванец Денис Викторович. С самого начала я строю взаимоотношения со своими детьми на равных. Я могу, конечно, поругать, пожурить, но в общем я разговариваю с ними, как с друзьями. Али­са - взрослый человек, с которым можно обсуждать и серьёзные темы, который уже доказывает, как можно и как нельзя себя повести. И пока никогда у меня не было отрицательного опыта, чтобы я по­думал: "Какой кошмар! Во что этот ребёнок может превратиться?!" У неё и у мальчиков нормальное развитие.

Шевченко Ирина Николаевна. Я себя чувствую хорошо в школе. причём везде, даже в кабинете директора. Я сама тут живу и учусь - занимаюсь восточной живописью, и на хор хожу, и на танцы, может быть, ещё пойду. Я по образованию педагог. Работала какое-то время в школе и знаю, какие бывают коллективы, знаю, какой в школе бывает ужас. Поэтому я боготворю эту школу и молюсь, чтобы никто не ушёл отсюда. Главное - чтобы директор не ушёл. Потому что при ней, при Елене Борисовне Зотовой, школа живёт в творчестве, и доброта льётся из всех, кто здесь работает...

У нас был случай, о котором я с восторгом всем рассказываю. В апреле у моей Ксюши был день рождения. И в этот день был концерт. А в конце поздравили учителя - Ларису Геннадьевну Чура­кову, она заместитель директора по музыкально-эстетическому образованию. Подарили ей букет, она вышла на сцену, все стоя аплодируют. И вдруг она говорит: "Вы знаете, сегодня не только у меня день рождения, ещё у Ксюши Шевченко". Весь зал взор­вался, мой ребёнок был доволен необыкновенно. Её потом не отпустили из 3б-ого кабинета. Посадили на трон, чествовали вместе с учителем. Это было удовольствие. Она сказала: ~Я почувствовала, что у меня настоящий день рождения.

Тополенко Наталья Геннадьевна. В нашей школе я везде - дома. Родное гнёздышко - 31-й кабинет. Мы там рисуем - занимаемся восточной живописью. Бывают такие моменты, когда на рабо­те неприятности всякие. А придёшь порисуешь, и всё снимается - весь стресс уходит. Иногда думаешь: "Мне так плохо. Я болею. Я не пойду. У меня нет сил рисовать". Подходит Варя и говорит: "Иди. Я знаю, что ты придёшь оттуда другая". И правда, я прихожу, и у меня даже температура снижается. И к Елене Борисовне можно зайти. И на концерты.

Иванец Денис Викторович. Я чаще всего бываю в актовом зале, ну и в таком уже совсем, наверное, родном кабинете Натальи Александровны Потап­чук, где дочь училась 4 года - с первого по четвёртый классы. А теперь туда же и мальчишки мои к ней по­пали. Они первый класс сейчас закончили. Когда у меня по работе были предложения переехать куда-то в другой город, то я понял, что для дочери это будет очень плохо и не надо никуда отсюда переезжать. Для неё это могло бы быть реальной трагедией. Она в этом мире живёт.

В актовом зале я чаще всего смотрю на выступле­ния детей. И здесь всегда буря восторгов. Шумно, радостно, весело, море положительных эмоций. Для детей, конечно, праздник, и для родителей, когда они видят, как их чада выступают и показывают действительно какие-то интересные спектакли, концерты, отрывки.

Васильева Наталья Анатольевна. Хозяйкой я себя тут не ощущаю, скорее любимым гостем. Самое обжитое - зал. Потому что здесь проходят концерты, и вся наша бесконечная творческая жизнь. Это и эстетика, и искусство. Мы здесь жи­вём. здесь мы получаем море позитива. А потом уже у каждого есть свой какой-то кабинет, класс классного руководителя, начальная школа - дело­вое пространство, куда мы приходим решать какие-то проблемы. здесь мы отдыхаем, а там деловое пространство. Ещё, конечно, есть совершенно за­мечательный 36-й кабинет, это где непосредственно работают педагоги актёрского мастерства, куда приходят к ним дети, где проходят уроки по во­калу. Там очень домашняя обстановка. Дети там могут сесть поболтать друг с другом, с педагогом, могут попить чай. Они находятся в школе с 8-ми утра до 8-ми вечера. Их из школы не забрать. И даже когда вечером звонишь ребёнку, спрашива­ешь: 4Ты где?, - знаешь заведомо, что в 3б-м. Спрашиваешь: "Ты голодный?" - "Нет, нет, всё хорошо, мы тут с педагогами попили чайку, поели печенья, мы тут общаемся". Им там очень комфор­тно. И когда мы приходим забирать детей домой, то чувствуем, насколько это родной кабинет. здесь вообще везде очень позитивная обстановка.

Тохтиева Наталья Вячеславовна. Моя жизнь загружена большим количеством работы. Всё равно в школу выбираешься на какой-то кусочек времени, когда здесь организуются концерты, представления, спектакли. И идёшь в б-7 часов уже без сил и ду­маешь: "Может не ходить?" Идешь-то мимо дома... Потом собираешься и приходишь в школу. Но зато когда уже пришёл, когда посмотрел и послушал всё, что здесь происходит, возвращаешься домой на огромном подъёме. Ты уже забыл, что когда-то там устал. здесь напитываешься положительной энергией, и тебе вся эта обстановка прибавляет сил.

Мы спросили родителей, нужно ли такое полное художественное образование всем детям? Или. может быть, только тем, кто особенно одарён в музыке или каком-то ином виде творчества? И нужно ли такое образование трудным детям, с отставанием в школьном обучении и социальном развитии?

Иванец Денис Викторович. Я строитель, хотя в детстве в школьном театре играл, и в хоре пел. Жена увлекается фотографией. Это нормальный процесс. Я всегда считал, что детям нужно давать разносто­роннее образование. И, например, актёрское мастер­ство, которое тут есть, оно всегда поможет любому человеку, который должен по работе представить доклад или что-то презентовать. Мои иностранные коллеги всегда удивляются, что у нас в институтах нет чего-то подобного, потому что это даёт мощное развитие. Они у себя работают над этим, а у нас этого почти нигде нет.

Думаю, для всех детей эстетическое образование должно быть по выбору и бесплатно. Я считаю, что это важная часть развития ребёнка. Если кто-то не хочет - родители или ребёнок - ну, Бога ради, не ходите. заставлять нельзя. Дополнительное обра­зование в нашей стране сейчас частично платное. Я могу себе это позволить. Но есть люди, которые хотят и не могут. И я считаю, что должно быть бесплатное дополнительное образование. Это необходимо для общего развития детей. Я считаю, что детям нужно давать по максимуму возможностей, чтобы у них по­том был шире выбор. Я, например, не смог поступить в архитектурный, потому что у меня не было худо­жественного образования. Приехали мы с Севера, и уже поздно было чему-то учиться в последний год в школе. Я на себе это очень ощутил и стараюсь дать это своим детям. Спасибо школе, что она это даёт. Не было бы - возил бы куда-то, потому что это даёт не только кругозор, но и выбор вариантов для про­фессии в будущем. Кто-то захочет в театре играть, кто-то петь. Но это не главное. Исследования мозга говорят, что творчество - это важная часть развития, коорая влияет на развитие подкорки и мозга.

А для трудных детей, мне кажется, это зачастую спасение. Я, конечно, про это немного знаю и этой темой специально не интересовался. Но, считаю, из того, что я сейчас читаю, смотрю, вижу, всё для них обязательно. Они через это хоть с какой-то другой, нормальной жизнью соприкасаются, а значит смо­гут открыться, самореализоваться.

Тохтиева Наталья Вячеславовна. На мой взгляд, эстетическое развитие необходимо. Даже если ребёнок не был музыкально одарённым. Даже если он не будет связывать свою судьбу с театраль­ным искусством или поступать в консерваторию. Для него всё равно это очень важно, полезно и нужно. Мы не знаем, какую сын выберет себе про­фессию, но мы знаем, что он не потеряется, когда вокруг будет много народу, а ему нужно будет вы­сказать свою точку зрения.

Я ничего плохого не хочу сказать про математику, но если ребёнок занимается исключительно точными науками, ему труднее проявить себя через творчество... Ты, к сожалению, не всегда на школьном уров­не можешь проявить себя в математике и геометрии, физике и химии... Ну можешь, конечно, получив хорошую оценку, но не более... Но по-настоящему проявить себя - открыть в себе для других глуби­ну, богатство души - без творчества, без музыки и каких-то художественных предметов невозможно. Поэтому искусство в школе необходимо! Было бы очень хорошо, чтобы обычные общеобразовательные школы имели возможность выделять часы на актёр­ские студии, чтобы все дети их посещали. Чтобы это было непосредственно в сетке общеобразовательных предметов, потому что всем детям это необходимо.

Васильева Наталья Анатольевна. Это нужно во всех классах. Потому что, например, сцениче­ская речь, актёрское мастерство - это то, что и в дальнейшей жизни будет детям помогать вести переговоры, строить межличностные отношения. Без этого - никак. Сейчас настолько компьютеризи­рованный мир, что каждый зашорен, и многие ведут закрытый образ жизни. Люди перестают общаться в реальности. Они общаются через социальные сети, что тоже имеет право на жизнь, но это обедняет их душевно и духовно. В Интернет-пространстве они не могут передать друг другу чувства глаза в глаза. Все сценические предметы учат детей раскрывать свою душу, выплёскивать эмоции, строить правильные взаимоотношения.

Тополенко Наталья Геннадьевна. Я с само­го начала сказала, что дети, которые развиваются творчески, - другие. И поэтому в каждой школе это должно быть. Почему я, собственно, и ходила на ми­тинг отвоёвывать нашу школу. Я считаю, что бизнесу ребёнок может научиться всегда. А творчество в нём нужно развивать с малолетства. Если Вы это не вы­тянули в детстве, потом не будет времени, потому что он будет весь в бизнесе. и будет потерян для общества человек. Если ребёнка с первого класса учат бизнесу, вряд ли у него будут высокие моральные качества. Это будет просто человек-калькулятор.

Раньше ведь было в структуре образования обя­зательно - инструмент, танец, рисунок. И никто не спрашивал: нужно - не нужно, обязательно - не обязательно. Все понимали, что это просто в природе человека заложено. Может быть, тут нужно думать о какой-то другой системе оценок, потому что как творчество оценивать? Но оно должно быть в обяза­тельном порядке. 90-е годы выбили людей из колеи очень сильно. Неслучайно детей 90-х называют не иначе как "потерянное поколение". Сейчас интерес к искусству возвращается. Люди стараются возвра­щаться к норме и к художественному образованию, начинают понимать, что через творчество дети раз­виваются совершенно по-другому, а значит, растут настоящими людьми.

Материал подготовили:
Елена Кочерова, искусствовед, педагог
Татьяна Климова, психолог, педагог
Александра Никитина, театровед,
кандидат искусствоведения

Автор: 
Искусство в школе: 
2014
№4.
С. 9-12

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.