Художественное образование – возвращение к норме
Художественное образование – возвращение к норме
Интервью с родителями учащихся Центра образования №324 «Жар-птица»
Отношения родителей и школы в разные времена складывались по-разному. В середине XX века
родители по большей части доверяли школе. К 80-ым годам это доверие перестало быть абсолютным и массовым. В 90-ые годы некоторые родители активно включились в создание и поддержку авторских школ, а некоторые просто махнули на школу рукой, решая задачи элементарного выживания. В начале XXI века стало усиливаться потребительское отношение к школе. Оно и понятно, раз государство объявило школу сферой услуг. Как ни оскорбительно это для учителей, но новые порядки и требования вынуждают их к формализации школьного пространства и школьных отношений. Стала нарастать и конфронтация семьи и школы, выливающаяся порой в поистине трагические формы. Но такая конфронтация не может длиться вечно. Ведь большая часть детства проходит в школе - это огромная жизнь. Её невозможно отбыть как наказание, перетерпеть как болезнь, и нельзя разорвать жизнь надвое: одно - дома, другое - в школе. И сегодня об этом начинают всерьёз задумываться как педагоги, так и родители.
Вопреки навязанной школе погоней за формальным рейтингом и показателями ЕГЭ, вопреки требованиям оптимизаций и слияний, некоторые школы из последних сил удерживают гуманистические ценности культуры, человеческого общения, этического и эстетического развития. И всё явственнее звучат голоса родителей, которые выбирают школу не по формальным показателям элитных названий "непременно лицей", "непременно гимназия", "топовая" школа, даже не по результатам ЕГЭ, а по сложному комплексу хорошо обдуманных обстоятельств. И среди оснований для выбора примитивный прагматизм уступает место заботе о личностном развитии ребёнка.
Московская школа №З24 "Жар-Птица" - небольшая, не рейтинговая, не гимназия, и не лицей. Просто школа? И да, и нет. В эту школу нередко приходят дети, которых не берут в другие школы. И между тем в этой школе - музыка, хореография, живопись, киностудия, оперный театр. И выпускники этой школы, не самым блестящим образом, но вполне достойно сдающие ЕГЭ, становятся успешными людьми. Не только потому, что без особых проблем поступают в самые разные вузы, в том числе и творческие. Но главное - потому что чувствуют себя счастливыми, реализованными, осознанно выбравшими свой жизненный путь.
Мы решили поговорить с родителями учеников различных классов школы "Жар-Птица" и узнать, что значит для них школа, и почему они решили обучать своих детей именно здесь.
Иванец Денис Викторович (папа Алисы Иванец, 12 лет, и двух близнецов-первоклассников – Максима и Кости). Изначально я был очень удивлён, что такая школа может быть. Мы сюда переехали. Дочь ходила в садик. А мальчишки только родились. Мы стали искать школу. здесь, на Юго-Западе, больших проблем с хорошими школами нет. Много лицеев и гимназий. Но эта была школа по-соседству. Я посмотрел программу, поговорил с некоторыми родителями, у которых дети уже в ней учились, и был немножко удивлён. Это не спецшкола, но здесь есть и хореография, и музыкальное образование, и актёрское мастерство, и живопись... Я однозначно понимал, что девочку нужно отдавать сюда, потому что для девочки наиболее естественно развиваться в такой среде. Для мальчишек я хотел более технического образования. Но когда дочь уже начала здесь учиться, я понял, что все дополнительные занятия никоим образом отрицательно не отражаются ни на успеваемости, ни на школьном процессе. Если только в лучшую сторону влияют. Когда я понял, что физика и химия преподаются на таком же уровне, как в других школах, то вопросов больше не возникло. И за год до того, когда мальчишек нужно было записывать в школу, я однозначно понимал, что только сюда. Пускай здесь учатся и развиваются.
Васильева Наталья Анатольевна (мама Игоря Васильева, 14 лет). У нас папа закончил эту школу. Тут у него были и музыка, и класс фортепиано, и труба. И дальше он поступил в музыкальное училище. Мы знали сразу, что дети пойдут учиться только сюда. Сейчас учится старший, и младший тоже пойдёт в "Жар-птицу".
Тохтиева Наталья Вячеславовна (мама Кирилла Тохтиева, 13 лет). Как мы оказались в этой школе? У мальчика проявились музыкальные данные, и мы поняли, что нам нужно именно в эту школу. Когда мы сюда пришли, узнали, что здесь есть замечательная актёрская студия, что детей здесь эстетически развивают, и мы поняли что хотим учиться здесь, и только здесь, до самого конца.
Тополенко Наталья Геннадьевна (мама Варвары Тополенко, 15 лет). У нас всё началось с трёх лет. Мы стали ходить сюда в "Почемучку" - студию дошкольного развития. Потом в 4 года Варя запела. Нас поймала Елена Борисовна Зотова, директор школы, и прямо так и сказала: "Ребёнок должен учиться в этой школе". Ну мы, в общем-то, никуда больше и не хотели. Дочка была очень активная и абсолютно не могла жить без коллектива. С детской площадки мы уходили с боем. Ей постоянно нужно было, чтобы вокруг неё было много народу. Мы пошли в "Почемучку", и как-то очень быстро она увлеклась и потянулась к музыке. Я всю жизнь мечтала петь, но это было невозможно. Пусть хоть ребёнок поёт. Пусть музыкальное образование получит. Музыкальную школу мы благополучно в прошлом году закончили по классу кларнета. Я очень довольна. И младшего сына я отдала сюда. Я считаю, что в этой школе дети другие, так как за за счёт творчества они растут иначе.
Что же значит - другие? Чем, по мнению родителей, отличаются дети, которые занимаются в школе творчеством?
Тохтиева Наталья Вячеславовна. здесь большое внимание уделяется сценической речи, и дети очень хорошо и правильно говорят. Нашим детям легче общаться со своими ровесниками, и даже со взрослыми людьми. В силу того что я детский врач, я вижу многих детей из разных школ, в том числе не только государственных, но и частных. И, нисколько не преувеличивая, я могу сказать, что наши дети глобально отличаются от детей других школ, где нет творческого развития и актёрской деятельности. Если наши дети обращаются к старшим, то они это делают с уважением и почтением, сразу видно, что у них есть культура общения.
Тополенко Наталья Геннадьевна. Я считаю, что все эти занятия искусством вырабатывают в ребёнке умение сосредоточиться. Моя дочь научилась концентрироваться на решении важных задач, научилась собираться, делать то, что необходимо, научилась планировать. Я сравниваю студентов, которые приходят в вуз, где я работаю, и наших подростков. Ребята, которые занимаются творчеством, совершенно другие. Они добрее, у них более высокие моральные качества, ценности жизни совершенно другие.
Шевченко Ирина Николаевна (мама Ксении Шевченко, 12 лет). Да, у них нет времени обсуждать всякие глупости: "Во что ты одет... Что у тебя есть..." У них нет социальной спеси, потому что они заняты творчеством. Я этого хлебнула со старшими сыновьями, даже вынуждена была забрать их из школы, ради которой мы покупали квартиру.
Часто в качестве аргумента против серьезных занятий искусством в школе выдвигается аргумент падающей успеваемости по обязательным предметам. Что думают об этом родители 324-й школы?
Иванец Денис Викторович. От занятий искусством не страдает общеобразовательная программа. Был случай, когда я пошёл на непозволительный шантаж. Дочь по одному из предметов получила плохие оценки и наметилась тройка. Я ей сказал, что если она не исправит, то есть шанс, что я начну потихонечку сворачивать дополнительную программу. Она за три дня каникул всё проштудировала, мне ответила, пошла пересдала на "4" , и всё было замечательно.
Шевченко Ирина Николаевна. Мой ребёнок всем занимается. Учительница музыки умоляет что-то выбрать: "Вы понимаете, нужно расставить приоритеты". Я спрашиваю: "Ксюша, а ты можешь что-то выбрать?" – "Нет, – говорит она, – я не хочу выбирать". У меня такой ребёнок, который ходит везде. "Не хочу ничего убирать", – и ходим дальше. Дочь в пятом, перешла в шестой. Она неплохо учится. Но я странная мама, никогда не требую пятёрок. Ксюша достаточно успевает, чтобы чувствовать себя успешной.
Когда кто-то начинает про наших учителей плохо говорить, я требую: "При мне чтобы ни слова!" Я уважаю их всех. Какая-то бабушка жалуется на учителя: "Вот, они поставили нам "два"... Вот, девочку недооценили. Я не понимаю этого. Всё бывает. Не всегда у детей хорошие отметки. Это – нормально. Моя дочь никогда на отметки не жалуется. Я обожаю эту школу и всех учителей.
Тополенко Наталья Геннадьевна. Мы-то заканчиваем 9-й. ГИА. Но дочь совершенно спокойна: 4Мама, не нагнетай обстановку, то, что я знаю, у меня уже никто не отнимет.
Васильева Наталья "натольевна. А у нас – 8-й класс. Про уроки мы мало говорим. Игорь сам с этим справляется. Он с учителями, как и со мной, на равных общается.
Случается, что школы, где детям хорошо, вызывают родительскую ревность, потому что для родителей в школьной жизни недостаточно места, или потому, что дети неохотно делятся с родителями своими школьными переживаниями. Мы спросили наших собеседников, как у них с этим обстоят дела?
Иванец Денис Викторович. Каждый день мы с дочерью что-то обсуждаем. По разным предметам: по истории, географии, литературе. Обсуждаем и трудности, и непонимания, и просто советуемся: "А как бы ты сделал? А что бы ты сказал?" По части взаимодействия со своими сверстниками – 12 лет – самый беспокойный возраст: кто кого обидел, кто что не поделил. Обсуждаем, конечно, творческие вещи. Когда она пишет какие-то сценки, творческий дневник, то подходит, проигрывает, спрашивает, как вот это или это? А как лучше создать образ, подобрать сценический костюм? На фортепиано она что-то придумывает и сочиняет. Говорит: "Пап, послушай". И, не научившись толком играть простых вещей, пытается сыграть "Лунную сонату"... Это каждый вечер происходит.
Тополенко Наталья Геннадьевна. Мы доживаем каждый день вместе. Во сколько бы Варя из школы ни пришла, мы садимся все дружно за стол, наливаем чай и разговариваем. О творчестве тоже, конечно. Она у меня вообще, как с 4-х лет запела, так разговаривать перестала. Дома поёт. Я иду с сумками наперевес и слышу голос своей дочери. Вечерами она ещё сидит и переписывается, желает всем учителям спокойной ночи, лично, и только потом ложится спать.
Шевченко Ирина Николаевна. Моя Ксения тоже поёт и танцует дома. Надевает пуанты. Прыжки, пируэты. Но главное время общения – путь из школы домой.
Назарова Ульяна Евгеньевна (мама Кирилла Назарова, 12 лет). Мы едем домой, и он проигрывает этюды. Он сыграл так, а я так, а можно было бы так. И продолжает жить в этом и фантазировать.
Тохтиева Наталья Вячеславовна. А мы каждый вечер разговариваем, кто в классе кому что сказал, кто как на кого посмотрел. Я всё знаю. Не видела ни одного человека почти в лицо, но всем могу дать краткую характеристику. Степень откровенности, она пока ещё велика, Слава Богу, а мы в восьмом классе. Это что-то значит...
Васильева Наталья Анатольевна. А у нас Игорь бесконечно репетирует. Я ему, конечно, всячески помогаю. Мы всё вместе с ним читаем, учим, проверяем, спорим бесконечно, потому что у него один взгляд, а у меня - другой. У нас изначальное равенство в отношениях. С самого маленького возраста. Он не чувствует себя подчинённым.
Иванец Денис Викторович. С самого начала я строю взаимоотношения со своими детьми на равных. Я могу, конечно, поругать, пожурить, но в общем я разговариваю с ними, как с друзьями. Алиса - взрослый человек, с которым можно обсуждать и серьёзные темы, который уже доказывает, как можно и как нельзя себя повести. И пока никогда у меня не было отрицательного опыта, чтобы я подумал: "Какой кошмар! Во что этот ребёнок может превратиться?!" У неё и у мальчиков нормальное развитие.
Шевченко Ирина Николаевна. Я себя чувствую хорошо в школе. причём везде, даже в кабинете директора. Я сама тут живу и учусь - занимаюсь восточной живописью, и на хор хожу, и на танцы, может быть, ещё пойду. Я по образованию педагог. Работала какое-то время в школе и знаю, какие бывают коллективы, знаю, какой в школе бывает ужас. Поэтому я боготворю эту школу и молюсь, чтобы никто не ушёл отсюда. Главное - чтобы директор не ушёл. Потому что при ней, при Елене Борисовне Зотовой, школа живёт в творчестве, и доброта льётся из всех, кто здесь работает...
У нас был случай, о котором я с восторгом всем рассказываю. В апреле у моей Ксюши был день рождения. И в этот день был концерт. А в конце поздравили учителя - Ларису Геннадьевну Чуракову, она заместитель директора по музыкально-эстетическому образованию. Подарили ей букет, она вышла на сцену, все стоя аплодируют. И вдруг она говорит: "Вы знаете, сегодня не только у меня день рождения, ещё у Ксюши Шевченко". Весь зал взорвался, мой ребёнок был доволен необыкновенно. Её потом не отпустили из 3б-ого кабинета. Посадили на трон, чествовали вместе с учителем. Это было удовольствие. Она сказала: ~Я почувствовала, что у меня настоящий день рождения.
Тополенко Наталья Геннадьевна. В нашей школе я везде - дома. Родное гнёздышко - 31-й кабинет. Мы там рисуем - занимаемся восточной живописью. Бывают такие моменты, когда на работе неприятности всякие. А придёшь порисуешь, и всё снимается - весь стресс уходит. Иногда думаешь: "Мне так плохо. Я болею. Я не пойду. У меня нет сил рисовать". Подходит Варя и говорит: "Иди. Я знаю, что ты придёшь оттуда другая". И правда, я прихожу, и у меня даже температура снижается. И к Елене Борисовне можно зайти. И на концерты.
Иванец Денис Викторович. Я чаще всего бываю в актовом зале, ну и в таком уже совсем, наверное, родном кабинете Натальи Александровны Потапчук, где дочь училась 4 года - с первого по четвёртый классы. А теперь туда же и мальчишки мои к ней попали. Они первый класс сейчас закончили. Когда у меня по работе были предложения переехать куда-то в другой город, то я понял, что для дочери это будет очень плохо и не надо никуда отсюда переезжать. Для неё это могло бы быть реальной трагедией. Она в этом мире живёт.
В актовом зале я чаще всего смотрю на выступления детей. И здесь всегда буря восторгов. Шумно, радостно, весело, море положительных эмоций. Для детей, конечно, праздник, и для родителей, когда они видят, как их чада выступают и показывают действительно какие-то интересные спектакли, концерты, отрывки.
Васильева Наталья Анатольевна. Хозяйкой я себя тут не ощущаю, скорее любимым гостем. Самое обжитое - зал. Потому что здесь проходят концерты, и вся наша бесконечная творческая жизнь. Это и эстетика, и искусство. Мы здесь живём. здесь мы получаем море позитива. А потом уже у каждого есть свой какой-то кабинет, класс классного руководителя, начальная школа - деловое пространство, куда мы приходим решать какие-то проблемы. здесь мы отдыхаем, а там деловое пространство. Ещё, конечно, есть совершенно замечательный 36-й кабинет, это где непосредственно работают педагоги актёрского мастерства, куда приходят к ним дети, где проходят уроки по вокалу. Там очень домашняя обстановка. Дети там могут сесть поболтать друг с другом, с педагогом, могут попить чай. Они находятся в школе с 8-ми утра до 8-ми вечера. Их из школы не забрать. И даже когда вечером звонишь ребёнку, спрашиваешь: 4Ты где?, - знаешь заведомо, что в 3б-м. Спрашиваешь: "Ты голодный?" - "Нет, нет, всё хорошо, мы тут с педагогами попили чайку, поели печенья, мы тут общаемся". Им там очень комфортно. И когда мы приходим забирать детей домой, то чувствуем, насколько это родной кабинет. здесь вообще везде очень позитивная обстановка.
Тохтиева Наталья Вячеславовна. Моя жизнь загружена большим количеством работы. Всё равно в школу выбираешься на какой-то кусочек времени, когда здесь организуются концерты, представления, спектакли. И идёшь в б-7 часов уже без сил и думаешь: "Может не ходить?" Идешь-то мимо дома... Потом собираешься и приходишь в школу. Но зато когда уже пришёл, когда посмотрел и послушал всё, что здесь происходит, возвращаешься домой на огромном подъёме. Ты уже забыл, что когда-то там устал. здесь напитываешься положительной энергией, и тебе вся эта обстановка прибавляет сил.
Мы спросили родителей, нужно ли такое полное художественное образование всем детям? Или. может быть, только тем, кто особенно одарён в музыке или каком-то ином виде творчества? И нужно ли такое образование трудным детям, с отставанием в школьном обучении и социальном развитии?
Иванец Денис Викторович. Я строитель, хотя в детстве в школьном театре играл, и в хоре пел. Жена увлекается фотографией. Это нормальный процесс. Я всегда считал, что детям нужно давать разностороннее образование. И, например, актёрское мастерство, которое тут есть, оно всегда поможет любому человеку, который должен по работе представить доклад или что-то презентовать. Мои иностранные коллеги всегда удивляются, что у нас в институтах нет чего-то подобного, потому что это даёт мощное развитие. Они у себя работают над этим, а у нас этого почти нигде нет.
Думаю, для всех детей эстетическое образование должно быть по выбору и бесплатно. Я считаю, что это важная часть развития ребёнка. Если кто-то не хочет - родители или ребёнок - ну, Бога ради, не ходите. заставлять нельзя. Дополнительное образование в нашей стране сейчас частично платное. Я могу себе это позволить. Но есть люди, которые хотят и не могут. И я считаю, что должно быть бесплатное дополнительное образование. Это необходимо для общего развития детей. Я считаю, что детям нужно давать по максимуму возможностей, чтобы у них потом был шире выбор. Я, например, не смог поступить в архитектурный, потому что у меня не было художественного образования. Приехали мы с Севера, и уже поздно было чему-то учиться в последний год в школе. Я на себе это очень ощутил и стараюсь дать это своим детям. Спасибо школе, что она это даёт. Не было бы - возил бы куда-то, потому что это даёт не только кругозор, но и выбор вариантов для профессии в будущем. Кто-то захочет в театре играть, кто-то петь. Но это не главное. Исследования мозга говорят, что творчество - это важная часть развития, коорая влияет на развитие подкорки и мозга.
А для трудных детей, мне кажется, это зачастую спасение. Я, конечно, про это немного знаю и этой темой специально не интересовался. Но, считаю, из того, что я сейчас читаю, смотрю, вижу, всё для них обязательно. Они через это хоть с какой-то другой, нормальной жизнью соприкасаются, а значит смогут открыться, самореализоваться.
Тохтиева Наталья Вячеславовна. На мой взгляд, эстетическое развитие необходимо. Даже если ребёнок не был музыкально одарённым. Даже если он не будет связывать свою судьбу с театральным искусством или поступать в консерваторию. Для него всё равно это очень важно, полезно и нужно. Мы не знаем, какую сын выберет себе профессию, но мы знаем, что он не потеряется, когда вокруг будет много народу, а ему нужно будет высказать свою точку зрения.
Я ничего плохого не хочу сказать про математику, но если ребёнок занимается исключительно точными науками, ему труднее проявить себя через творчество... Ты, к сожалению, не всегда на школьном уровне можешь проявить себя в математике и геометрии, физике и химии... Ну можешь, конечно, получив хорошую оценку, но не более... Но по-настоящему проявить себя - открыть в себе для других глубину, богатство души - без творчества, без музыки и каких-то художественных предметов невозможно. Поэтому искусство в школе необходимо! Было бы очень хорошо, чтобы обычные общеобразовательные школы имели возможность выделять часы на актёрские студии, чтобы все дети их посещали. Чтобы это было непосредственно в сетке общеобразовательных предметов, потому что всем детям это необходимо.
Васильева Наталья Анатольевна. Это нужно во всех классах. Потому что, например, сценическая речь, актёрское мастерство - это то, что и в дальнейшей жизни будет детям помогать вести переговоры, строить межличностные отношения. Без этого - никак. Сейчас настолько компьютеризированный мир, что каждый зашорен, и многие ведут закрытый образ жизни. Люди перестают общаться в реальности. Они общаются через социальные сети, что тоже имеет право на жизнь, но это обедняет их душевно и духовно. В Интернет-пространстве они не могут передать друг другу чувства глаза в глаза. Все сценические предметы учат детей раскрывать свою душу, выплёскивать эмоции, строить правильные взаимоотношения.
Тополенко Наталья Геннадьевна. Я с самого начала сказала, что дети, которые развиваются творчески, - другие. И поэтому в каждой школе это должно быть. Почему я, собственно, и ходила на митинг отвоёвывать нашу школу. Я считаю, что бизнесу ребёнок может научиться всегда. А творчество в нём нужно развивать с малолетства. Если Вы это не вытянули в детстве, потом не будет времени, потому что он будет весь в бизнесе. и будет потерян для общества человек. Если ребёнка с первого класса учат бизнесу, вряд ли у него будут высокие моральные качества. Это будет просто человек-калькулятор.
Раньше ведь было в структуре образования обязательно - инструмент, танец, рисунок. И никто не спрашивал: нужно - не нужно, обязательно - не обязательно. Все понимали, что это просто в природе человека заложено. Может быть, тут нужно думать о какой-то другой системе оценок, потому что как творчество оценивать? Но оно должно быть в обязательном порядке. 90-е годы выбили людей из колеи очень сильно. Неслучайно детей 90-х называют не иначе как "потерянное поколение". Сейчас интерес к искусству возвращается. Люди стараются возвращаться к норме и к художественному образованию, начинают понимать, что через творчество дети развиваются совершенно по-другому, а значит, растут настоящими людьми.
Материал подготовили:
Елена Кочерова, искусствовед, педагог
Татьяна Климова, психолог, педагог
Александра Никитина, театровед,
кандидат искусствоведения
Оставить комментарий