Музыка для всех

Д.Кирнарская

Музыка для всех

Фрагменты интервью Но итогам конгресса

Проект "Музыка для всех" стал основной темой обсуждения на Международном конгрессе по

музыкальному образованию в Якутске. По итогам кон­гресса известный музыковед, профессор РАМ им. Гне­синых Д.Кирнарская дала интервью корреспонденту Якутского-Саха информационного агентства (ЯСИА).

- Дина Константиновна, на ваш взгляд, идея за 10 лет научить каждого школьника владению классическим инструментом осуществима?

- Насчет классических инструментов – это был своего рода зачин. На самом деле идею нужно пони­мать шире. Конечно, проект не ограничится класси­ческими инструментами – кто-то, возможно, захочет учиться играть на народных... Главное... чтобы му­зыка вошла в жизнь каждого. Вот в чём суть этого проекта. Вошла тем способом и тем боком, каким каждому сподручнее. И ни один ребёнок не должен остаться вне этого процесса – каждый должен быть вовлечён в музицирование. В этом – основная идея.

- А если кто-то не хочет, как быть тогда?

- А разве все хотят заниматься математикой? Или, может быть, иностранным языком? Не все. Не хотят, и не надо. занимаются как могут... Так же и с музыкой. Дело в том, что искусство и музыка – это не довесок, это такая же необходимость, как математика, язык, и точно так же, как в обучении математике или языку у кого-то будет получаться хорошо, у кого-то плохо...

- Основа любого исполнительства – это навык, выработка которого требует времени. На основ­ные предметы в школах отводится значительное количество часов, но на музыку столько не дадут.

- Уже дали. Есть принципиальная договорённость с Министерством образования Якутии, что на музыку будет выделено в три раза больше часов, чем сейчас.

- Но здесь есть ещё одно отличие: математике, языку можно учить одновременно целый класс, а музыке так учить нельзя.

- Можно. Это вы так думаете, что нельзя, потому что так учат в музыкальных школах. На самом деле опыт группового обучения игре есть. Приведу пример. Есть такой известный дирижер Густаво Дудамель, который вышел из венесуэльской глубинки благодаря тому, что там как раз и применяется особая система обучения оркестровой игре. Групповая, замечу.

Вообще, индивидуальное обучение – это роскошь советского периода. Во всём мире, включая многие европейские страны, музыке, и игре на инструментах в том числе, учат группами. Система мастер-классов, группового обучения превалирует во всём мире. Может быть, мы этого не знаем, но в годы расцвета бельканто вокалу учили группами, таким способом учились многие великие певицы. А вот право на ин­дивидуальные занятия получал только тот, кто при групповом обучении доказал, что он одарён и что у него есть желание и возможности обучаться более серьёзно... Начальный этап музицирования вполне может быть групповым.

- Тогда встаёт вопрос о переобучении учите­лей, ведь педагоги-музыканты ориентированы на индивидуальное обучение и вряд ли сразу смогут работать по-другому.

- Не умеют – научим. Не высшая математика. Нужно только желание. Классическое музыкальное образование гораздо сложнее. Если вы играете сонаты Бетховена, неужели вы не сыграете пару аккордов?

Программа обучения "для всех" гораздо легче, чем те программы, которые освоили те же педагоги. Просто нужно немного спуститься с небес на землю и, вместо того чтобы учить чему-то такому невероят­ному и очень сложному, давать что-нибудь попроще, но рассказывать так, чтобы ребёнку было интересно, чтобы он зажёгся, чтобы он увидел результат, чтобы это было радостно и, как говорят англичане, чтобы был "фан" (fun – смех, веселье). А у нас привыкли к занудству. С проектом "Музыка для всех" не будет никаких гамм, будет один сплошной "фан".

Музицирование как удовольствие – вот то главное и новое, что должен привнести этот проект. Нужно переориентировать общественное мнение. Потому что люди думают: "Ой-ой-ой – это гаммы, этюды, за­чёты!" Да какие гаммы, мы будем веселиться, петь, играть и танцевать.

- Но, чтобы был «фан» и уметь внятно что-то сыграть, особенно на классическом инструменте, нужно довольно долго заниматься, такой резуль­тат появляется далеко не сразу и требует значи­тельных усилий и времени.

- Да, при классической методике. Мы её поменя­ем. Мы возьмём на вооружение те методики, которые при коллективном музицировании дадут быстрый результат. Пусть дети играют простенькие мелодии даже два года подряд. Никто же их в шею не гонит.

Творческая задача проекта состоит в том, чтобы применительно к нашим условиям создать программы и методики, которые смогут убрать те негативные эмоции, которые в обществе связаны с понятием *музыкальные занятия, и вынесут на первый план удовольствие от музицирования. Чтобы все понима­ли, что не будет никакого многочасового сидения, не будет никаких гамм, а будет одна радость.

- В таком контексте, что тогда следует по­нимать под «владением инструментом»?

- Ты играешь в своё удовольствие, как можешь. Вот и всё владение. До тех пор, пока тебе этого хочет­ся. А задача педагога – сделать так, чтобы хотелось. Всё больше и больше, всё лучше и лучше. При такой системе более способные будут лететь вверх, как ра­кеты, как вылетел в свое время Дудамель. Каждый "ти-ти, па-па" – и вдруг великий дирижёр! Но самое интересное, что в этих условиях каждый талант бу­дет аккумулировать вокруг себя ещё десять просто способных, просто способные будут собирать малоспо­собных, но тоже интересующихся, а малоспособные, в свою очередь, будут переубеждать скептиков, которые утверждают, что не любят музыку. Главное – создать условия, чтобы музыка могла показать ту силу, что ей дана самой природой.

Возвращаясь к вашему вопросу, владение пони­мается как любительское музицирование, которое должно прежде всего зажечь в человеке любовь к му­зыке. Это главное. У Артура Шнабеля есть обожаемая мною цитата: «Самое главное – это любовь, любовь к музыке. Потому что любовь всегда даёт некоторые знания, но я никогда не слышал, чтобы знания по­рождали что-либо подобное любви.

- Многие специалисты, я имею в виду препо­давателей игры на музыкальных инструментах, относятся к идее скептически, некоторые даже высказывают мнение, что подобная затея похоро­нит профессиональное музыкальное образование...

- По этому поводу у меня есть два, может быть, в чём-то парадоксальных соображения.

Во-первых, не нужно так уж много профессио­налов. Ну не нужно. А кого действительно нужно много, так это учительниц музыки, которые смогут зажечь музыкой детей. Вот таких нужен легион. И им не обязательно уметь играть скерцо Шопена, у них должны быть другие навыки.

Мы неправильно учили наших музыкантов, готовя их к сольной карьере. Вместо того чтобы готовить их к карьере сольных исполнителей, а потом, как к «тигру в клетку, толкать в класс, мы им дадим воз­можность узнать, какое «мясо дать этому тигру: как общаться с детьми, какую музыку им предложить и как предложить, как организовать школьный оркестр или хор, как помогать детям, как их вдохновлять. Вот что должен в первую очередь знать учитель музыки.

- Ещё один вопрос. Для каждого инструмента есть благоприятный период для обучения. Как быть с этим?

- Вы знаете, здесь это не так важно. Если вы го­товите ребёнка в ойстрахи, тогда, конечно, нужно начинать очень рано, а для музицирования это не­критично.

- А вдруг?

- А для того чтобы было «вдруг~, нужно учить всех. Ойстрах будет заметен сразу, через 10 минут. Это закон больших чисел, и это второе соображение, о котором я говорила выше. Первое – не нужно много профессионалов, нужны рабочие лошадки: квали­фицированные учителя музыки, которые знают и умеют учить других. Они, может быть, сами не ах как играют, но могут зажечь, вдохновить и помочь.

Второе – то, что называют законом больших чисел. Когда учатся все, талант нельзя упустить: он выско­чит сразу! Он и сам увидит и поймёт, что музыка – это моё. И ни один действительно одарённый ребёнок не будет потерян. Поэтому насчёт похорон музыкального образования – это преждевременные опасения.

- Но сейчас уже создана целая система, неужели снова все ломать и строить заново?

- Это всё будет постепенно и с умом меняться. Главное – создать систему, которая сама себя оздо­ровляет и сама себя питает. Не насилием, не кнутом и топором, а с умом сделать так, чтобы и таланты вылуплялись и шли, куда следует, и просто способ­ные люди находили удовольствие, отдых и какую-то радость в занятиях музыкой, и чтобы общество обога­щалось ею. Потому что самая главная идея, лежащая в основе этого проекта, – музыка даёт абсолютно всё. От здоровья до мозгов.

Музыка – это такая сложная система, это такие связи полушарий мозга, такие возможности логиче­ски мыслить и эмоционально откликаться на внешние воздействия, такой витамин роста, что если общество пропитается музыкой, то через 20 лет вы его не узнае­те. Это будет общество талантливых, креативных, действительно радостно живущих людей.

- И последний вопрос. Вы обмолвились о том, что хотели бы предложить проект «Музыка для всех» вниманию ЮНЕСКО?

- Действительно, такая мысль у нас есть, потому что ЮНЕСКО в последнее время очень интересуется художественным образованием, понимая, что это мощный ресурс интеллектуального роста и воспита­ния людей. В искусстве заложен огромный потенциал по обогащению и улучшению жизни людей, и он пока не используется.

Последние конгрессы, на одном из которых я при­сутствовала, разрабатывают определённые рекомен­дации по внедрению художественного образования, но особо никто этим не занимается, потому что все национальные образовательные системы обладают своей инерцией и логикой, и мало кто захочет лезть в эти документы и что-то там вычитывать. Но вы мо­жете стать своего рода полигоном, опытной площад­кой для реализации идей, заложенных в документах ЮНЕСКО.

Потом, искусству нужен пиар. А реализация такого проекта – это будет гигантский пиар, и в лю­бом случае многие задумаются: «А не пойти ли мне поучиться, не поиграть ли мне, не попеть ли мне?

И последнее. Все знают, что среди тех, кто за­нимался музыкой, преступников нет. Это, конечно, научно не доказано, пока это остаётся предположени­ем. Но абсолютно точно известно, что среди тех, кто играет Моцарта, никто не убивает. И даже не ворует. Дело не в том, что люди становятся нравственными и они становятся культурными. занятия музыкой - это умственное и эмоциональное воспитание. Так что если мы всё же не сделаем всех музыкантами, то хотя бы тюрьмы разгрузим благодаря проекту - и это уже будет хорошо.

Искусство в школе: 
2014
№4.
С. 7-8

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.