Бумажная пластика. От плоского силуэта к объёму

Л.Моржова,
преподаватель художественной школы, г. Зеленогорск Красноярского края

Бумажная пластика. От плоского силуэта к объёму

Пояснительная записка.

Работа с бумагой – это художественный труд на основе декоративно-прикладного искусства и основ художественного ремесла.

Бумага – доступный для ребёнка и универсаль­ный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает детей возможность самим создать такие поделки из бу­маги, которые они смогут подарить к празднику родителям, друзьям. Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого вооб­ражения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса, воспитании аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать по­следовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Повышается сенсорная культура, одновременно изменяется и отношение детей к поделкам, они стараются обращаться с ними бережно, аккуратно, чтобы сохранить для других игр и занятий.

В систему работы с бумагой заложено посте­пенное усложнение задач и приёмов вырезания (от простого к сложному), чтобы вызвать у детей интерес к работе, к конечному результату.

Информация для преподавателя: какая бывает бумага.

В настоящее время насчитывается около 600 ви­дов бумаги: газетная, книжно-журнальная, карто­графическая, обложечная, чертежно-рисовальная, писчая, потребительская, почтовая, оберточная, папиросная – да разве возможно перечислить все виды бумаги, что выпускает бумажная промыш­ленность?! Каждый вид бумаги отличается какой-либо характерной особенностью. Она может быть шершавой, гладкой, прозрачной, непрозрачной, тонкой, толстой.

Некоторые виды бумаги нашли широкое каж­додневное применение; другие выпускают неболь­шими партиями. Так называемая газетная бумага является, пожалуй, самой распространённой по сравнению с другими. Для поделок очень удобна оберточная бумага крафт, благодаря её прочности и гибкости. Ещё есть бумага крашеная, впиты­вающая, картон. Одна бумага пригодна для изго­товления цветов – папиросная, креповая; другую бумагу лучше использовать для фона композиции на какую-либо определённую тему – такова обой­ная бумага с рисунчатой поверхностью; картон незаменим для создания устойчивых конструкций. Там, где нужно сыграть на частичном или полном пропускании света, берётся пергамент, калька, но бывает и так, что художественного эффекта можно добиться при использовании толстой и прочной бумаги с той или иной особенностью поверхности – тонированная, муаровая или какая-либо другая. Рифлёная бумага легко сгибается и образует ци­линдрические фигуры, обладающие достаточной прочностью.

Приступая к изготовлению работы из бумаги важно правильно выбрать её вид, тогда работа станет интересной, и бумага словно будет подтал­кивать фантазию.

Экскурс в историю.

Бумага для нас является привычным мате­риалом, с которым мы сталкиваемся буквально на каждом шагу; редко кто задумывается о том, что бумага – необыкновенное изобретение человека, одно из важнейших его завоеваний.

Бумага возникла в результате многовековых поисков материала для закрепления своих мыслей, чувств, отношений. Человек всегда стремился по­ведать о себе, вначале высекая загадочные рисунки и знаки на скалах, гранитных глыбах, базальтовых валунах, стенах пещер. Они открыты археологами во многих странах, в том числе и в нашей стране (на Урале, в Сибири, Уссурийской тайге, Карелии), в Азербайджане, Армении, Казахстане, Узбеки­стане и др.

Человек не переставал искать всё более лёгкие и прочные материалы для письма. Так появились деревянные дощечки. Покрыв их краской или воском, затем писали заостренными палочками. Китайцы использовали бамбуковые планки и вы­жигали на них иероглифы накалённым шилом. Жители древнего Новгорода писали письма, запи­сывали долги, счета на бересте. В Древнем Египте широко использовался папирус, который в изо­билии прорастал на мелководных участках озёр и рек. С берегов Нила он поступал в Европу и Азию. Соперником папируса стал пергамент. Тонкий и прочный материал получил свое название от города Пергама, который являлся крупным ремесленным центром по выделке кож и где во II в. до н.э. на­чали изготавливать новый материал для письма. На Руси пергамент стали выделывать в ХУ в. для государственных грамот.

Пергамент – прочный, эластичный, долговеч­ный, но очень дорогостоящий материал, прослу­жил людям на протяжении столетий и уступил дорогу только бумаге. Она была впервые получена во II в. в Китае. Считается, что бумагу изобрел Дай Лунь. Китайцы долгое время держали в секрете рецепт получения бумаги, чтобы сохранить моно­полию на ее изготовление.

Арабы усовершенствовали китайский способ производства бумаги. Сточенные водой обрывки тряпья они растирали вращающимся мельничным жерновом и ручной труд, таким образом, заменили сначала мускульной силой домашних животных, а затем энергией воды. В Европе бумага стала произво­диться с XII в. сначала в Италии, а затем во Франции, Англии, Голландии и Германии. Россия ввозила бумагу из Франции и Голландии, потому что первая бумажная мельница была построена лишь в XVI в. в селе Вантеевская, в 30 км от Москвы.

Несколько крупных бумажных мельниц появи­лось при Петре I. Чтобы иметь достаточное количе­ство сырья для работы этих мельниц, Петр I издал указ, где было отмечено следующее: к...великих чинов люди, кто имеет у себя изношенные тонкие полотна и такие же тряпицы, приносят и объявля­ют в Канцелярии Полицейских дел... . 3а тряпье платили из царской казны.

В век научно-технического прогресса бумага стала универсальным материалом, который все чаще используют не только для издания книг, журналов, газет, но и в промышленности, строи­тельстве, электро- радиотехнике, медицине и т.д.

Применяя различные технологические спосо­бы, позволяющие экономить хвойную древесину, специалисты создают новые виды бумаги. В на­стоящее время начата выработка синтетической бумаги, ведутся поиски производства бумаги из стекла, полимерной плёнки и других материалов, чтобы изменить технологию изготовления бумаги, увеличить её производство и сэкономить лес.

Практические сведения о курсе.

Бумажные заготовки.

Конструирование из бумаги имеет свои особен­ности и секреты. Чтобы овладеть ими, надо изучить азбуку формообразования. Этот податливый ма­териал легко сгибается, скручивается, режется, сжимается, поддаётся тиснению.

3а основу изготовления изделий из бумаги бе­рётся круг, прямоугольник, треугольник, квадрат. Из прямоугольника можно получить цилиндр, из круга – конус.

Разберём способы создания различных объёмов, используя приём сгибания листа по линии над­реза. Тонкий лист нетрудно будет сложить в "гар­мошку". Из плотной бумаги сделать это гораздо сложнее. Но достаточно небольшого надреза, чтобы получить и чёткость линии сгиба, и одинаковый размер полос.

Способы обработки бумаги.

Подобрав нужный материал, необходимо опре­делить направление волокон в листе. Для этого нужно отрезать узкие полоски по двум взаимно перпендикулярным направлениям, свернуть их в спираль. На поверхности скрученной полоски поперёк волокон появятся надломы, а сама полоска останется гладкой.

Чтобы получить объёмную форму деталей, мож­но пользоваться следующими способами:

  1. Изгибание.

Листу бумаги легко придать закрученную или волнистую пластическую форму. В результате лист приобретает закруглённую или коническую форму.

  1. Сминание, скручивание бумаги.

Сминая или скручивая бумагу хаотично, по­лучаем непредсказуемую фактуру листа, которая на свету даёт разнообразные эффекты отражения света.

  1. Сгибание.

Чтобы получить объём, необходимо согнуть лист по линии надреза, который делается на по­верхности бумаги ножом или кончиками ножниц. При этом надо помнить, что от направления над­реза зависит пластика изделия (то есть по какой линии бумага надрезана, по той она и сложится).

4. Разрезание и разрывание.

Для получения детали необходимой формы лист можно разрезать, прорвать или проткнуть. Разрезав лист на полосы, его можно закрутить с помощью ножниц (ребром ножниц) или на каран­даш. На полосе могут быть отверстия, прорезные или с рваными краями, отогнутыми под разными углами, которые при освещении отбрасывают тень.

В классе должны находиться необходимые схе­мы для изготовления деталей.

Инструменты и материалы.

Режущие инструменты:

  • резак (косо обрезанный и заточенный нож);
  • ножницы, ножницы маникюрные с загнутым кончиком;
  • шило.

Линейки:

  • треугольник;
  • металлическая линейка;
  • лекало.

Клей:

  • клей поливинилацетатный (ПВА);
  • прозрачная липкая лента (скотч).

Средства для скрепления деталей:

  • скрепки;
  • бельевые прищепки – для временного скре­пления деталей;
  • проволока.

Доски:

  • оргстекло, линолеум – резать на них бумагу;
  • доска для сборки бумаги.

Бумага:

  • ватман, картон;
  • впитывающая бумага, гофрированная бумага;
  • цветная и крашеная бумага;
  • папиросная бумага, калька;
  • газетная бумага.

Цели и задачи.

Цель занятий: обучение навыкам и умениям обращения с разнообразными видами бумаги как средством художественной выразительности.

Воспитательные задачи:

  • Познакомить с историей возникновения бу­маги в разных странах.
  • Воспитать бережное отношения к культуре прошлого и настоящего.
  • Познакомить с правилами безопасности труда, санитарии и личной гигиены при работе с режущи­ми инструментами.

Учебные задачи:

  • Познакомить с декоративно-прикладным искусством, с техническими приемами работы с бумагой.
  • Познакомить с понятием "формат".
  • Познакомить с выразительностью силуэта и его использованием в декоративной работе.
  • Познакомить с объёмом в декоративной ра­боте.
  • Научить использовать цвет для большей эмо­циональной выразительности в работе. Творческие задачи:
  • Развить умения воплощать в работе свои чув­ства, умения, ассоциации в процессе игры.

Примерная последовательность и содержание заданий по теме «Бумажная пластика» (2б часов) на общеэстетическом отделении (второй год обучения, возраст обучающихся 9 лет).

1. Тема: «Мой город» (2 часа).

Задачи: Познакомить с понятием "формат" (горизонтальный, вертикальный). Познакомить с техникой аппликации. Заполнить всю поверхность листа элементами.

Материал: тонированная бумага, картон (ват­ман), ножницы, клей ПВА.

Размер: 1/8 л.в. (чуть больше, в зависимости от формата).

Ход урока.

Беседа: "Что такое аппликация?" Апплика­ция – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, при­нятом за фон. Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщённая трактовка образа, однородность тонового пятна. Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, гриб, животное, дом и т.д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Птицы при­летели, "Полёт в космос" и т.д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которые можно украсить различными предметами.

Далее знакомимся с понятием «формат» (го­ризонтальный, вертикальный). В начале урока оговариваем, какие бывают форматы листа – ра­бочей плоскости, на которой будет раскрыта тема. Выбираем горизонталь. Оговариваем, почему горизонталь к нашей работе подойдет больше: так как наш город расположен вдоль реки Кан. знакомимся с формой – квадрат, прямоугольник. Беседуем о том, какие районы и достопримеча­тельности есть в нашем городе. Это новостройки, высотные дома, которые представляют форму прямоугольника, и деревянные (маленькие, по сравнению с 9-этажными) постройки – в нашей работе они будут представлять форму квадрата. Эти районы "связаны" между собой дорогами: проез­жей частью и тротуарами, которые, в свою очередь, будут представлены прямоугольными полосками разной ширины и длины. Сделав заготовки домов (предварительно оговаривая размеры деталей от­носительно формата), обучающиеся располагают их на формате, двигая элементы домов и дорог, создавая композицию, смотрят, как эти дома рас­полагаются относительно друг друга, перекрывая детали, где находится "проезжая часть", а где "тротуар", или просто тропинки. 3а основу берём чёрный и белый цвет элементов и располагаем их на тонированной бумаге.

Завершающий этап работы: наклеивание дета­лей на тонированную бумагу.

2.
Тема: «В бабушкином буфете», или «Чаепитие»

(2 часа).

Задачи: Познакомить с разным силуэтом. За­полнить всю поверхность листа элементами изо­бражения. закрепить знания и умения работы с разнообразным форматом. Использовать повтор - чередование элементов (2 часа).

Материал: цветная бумага, картон, ножницы, клей ПВА.

Размер: 1/8 л.в. (чуть больше, в зависимости от формата)

Ход урока.

Знакомимся с понятием «силуэт».

На первом уроке дети получили понятия о форме: прямоугольник и квадрат. Сейчас задание усложняем тем, что из простого прямоугольника или квадрата вырезается силуэт предмета. Препо­даватель показывает, как вырезать симметричный силуэт предмета из прямоугольника или квадрата. На заданную тему дети составляют сочинение.

Преподаватель предлагает использовать предме­ты разной формы. Усложнение задач состоит и в введении цвета предметов (также можно использо­вать фактурную бумагу). Цвет бумаги выбирается произвольно. Выбирается величина предметов в зависимости от формата. Ребята вырезают пред­меты для композиции, и сразу идёт анализ работы – достаточно ли выразительным получился силуэт предметов; если нет, то, что и как можно испра­вить. закрепляем знание о композиции в листе, то есть как можно расположить предметы на по­лочках: чередуя большие и маленькие, высокие и низкие, круглые и прямоугольные.

завершающий этап: аккуратное приклеивание деталей.

3. Тема: «Бабочки на поляне» (2 часа).

Задачи: закрепить знания о силуэте предме­тов. Познакомить с приёмами работы с бумагой: "форточки", надрез, сгибание прорезного силуэта". Познакомить с понятием "Полуо6ъёмная форма" в ДПИ.

Материал: бумага (ватман), резак, ножницы, клей ПВА.

Размер: 1/8 л.в. (чуть больше, в зависимости от формата)

Ход урока.

После того как мы познакомились с форматом и силуэтом, можно перейти к знакомству с полуобъ­ёмной формой в декоративной композиции. Исходя из названия темы «Бабочки на поляне, беседуем о том, какой формы бывают крылья бабочки, как они называются, где они живут. Рассматриваем иллюстрации и фотографии бабочек. закрепляя знания о силуэте, преподаватель поэтапно показы­вает вырезание бабочки, пользуясь исходной (уже изученной) формой – прямоугольник или квадрат. Дальше надо сложить лист пополам, отрисовать силуэт крыльев, вырезать, уточнить детали.

Усложнение задания: помимо силуэта, знако­мимся с новыми элементами работы – украшаем крылья бабочки прорезным рисунком, прорезаем "форточки" (соблюдая технику безопасности, пре­подаватель объясняет и показывает, как надо при этом пользоваться резаком). Знакомясь с новыми элементами работы с бумагой, изучаем, как можно получить из плоского листа бумаги полуобъёмную деталь: для этого необходимо приподнять два кры­лышка над плоскостью. Готовые детали располагаем на листе и приклеиваем.

4. Тема: «Новогодняя открытка» (4 часа).

Задачи: закрепить навыки работы с бумагой, используя выразительный силуэт, прорезные детали. Использовать разнообразную по цвету и по фактуре бумагу для передачи праздничного настроения.

Материал: бумага (ватман), цветная бумага, резак, ножницы, клей ПВА.

Размер: 1/8 л.в. (чуть больше, в зависимости от формата)

Ход урока.

Беседа о новогоднем празднике, подарках; о том, какие бывают открытки, как они оформле­ны. Силуэт открытки можно вырезать из целого листа, сложив его пополам, и придать разную форму. Середину открытки можно оформить, пользуясь приёмом прорезания "форточек" в виде ёлки или ёлочной игрушки. Или же исполь­зовать прорезной силуэт в виде снежинок. Бесе­дуем о цвете в открытках. Новый год – праздник салютов, фейерверков, ярких игрушек и мишу­ры, улыбок и радости. Поэтому, помимо силуэта и приемов бумагопластики, вводим цвет (цветная тонированная бумага, фольга) для большей эмо­циональной выразительности. Детали вырезаем и приклеиваем. Усложняется это задание тем, что здесь имеется сочетание плоской и полуобъёмной формы, вводится цвет.

5. Тема: «Сказочный домик» (4 часа).

Задачи: Использовать плоский лист бумаги для получения объёмной формы. Познакомить с новыми приёмами работы с бумагой: сгибание, разгибание, гармошка. Использовать ранее изученные элементы бумагопластики: прорезание, "форточки".

Материал: белая бумага, ножницы, резак, клей ПВА. Размер: 1/4 л.в.

Ход урока.

На этом упражнении знакомимся с тем, как из плоского листа можно сделать объёмную деталь, как правильно склеить детали. знакомимся с эле­ментарными понятиями о развёртке. В конечном итоге получается объёмная фигура геометрической формы – цилиндр, прямоугольная призма, конус. Дети дополняют геометрическую форму предмета (домика), используют соединение элементов (ко­нус, цилиндр, квадрат), прорезают окна, двери.

б. Тема: «Зимний дворец»
(коллективная работа, 4 часа).

Задачи: Познакомить с элементами конструиро­вания (поднятия над плоскостью) произвольной фор­мы. Разместить декоративные элементы по форме. Воспитывать умения работать в коллективе.

Материал: тонированный картон, бумага, ре­зак, ножницы, клей ПВА.

Размер: 1/4 л.в. (чуть меньше, в зависимости от формата).

Ход урока.

Изначально оговариваем и выбираем силуэт для своего дворца: высокий, низкий, широкий, узкий; решаем, из чего состоит здание (башни, крыши, переход из одной части здания в другую). затем придумываем форму; обсуждаем, как можно согнуть лист бумаги с помощью надреза ножница­ми по плоскости листа (приподнимая деталь над плоскостью), чтобы пластическая форма была ин­тересной. Далее обогащаем форму декоративными элементами, например, окна – использованием прорезных силуэтов или "форточек", балконы – использованием гармошки или сгибания детали с прорезными элементами и т.д. В ходе работы дети приобретают навыки коллективного творче­ства. Все выполненные элементы компонуются на один большой лист тонированной бумаги. Если в предыдущем упражне­нии геометрическая форма была задана изначально (получался цилиндр, пря­моугольник, конус), то в этом задании форма здания произвольная; это застав­ляет детей проявить свое образное мышление, вооб­ражение.

7. Тема: «Веселый гном».

Задачи: Познакомить с новым техническим при­ёмом работы с впитывающей бумагой. Создать вырази­тельный образ. закрепить знания о силуэте.

Материал: впитыва­ющая бумага – салфетка, ДВП, клей, вода.

Размер: 1/4 л.в. (чуть больше).

Ход урока.

Салфетка – мягкая бума­га, при намокании становит­ся податливым материалом, из которой можно "слепить" любой силуэт и создать вы­разительный образ сказоч­ного героя. В начале урока преподаватель рассказывает историю о гномах, где они живут, какие они, чем они занимаются. Дети намечают рисунок на плоскости ДВП. В блюдце с водой погружают бумагу, достают и прижима­ют ладонями, чтобы удалить лишнюю воду.

Выкладывают бумагу на намеченный рисунок и начинают "лепить" за­данную форму, собирая бумагу до определённой величины (массы). Уточняют силуэт героя. за­вершающий этап – приклеивание (ещё мокрой) бумаги к плоскости.

8. Тема: «Здание-Настроение» (6 часов).

Задачи: Проявить знания, умения и навыки ра­боты с бумагой (выразительный силуэт, прорезание "форточек", работа с впитывающей бумагой, пре­ломление плоскостей). Создать объёмное решение объекта. закрепить навыки работы в коллективе.

Материал: бумага, фольга, целлофан, резак, клей, ДВП. Размер: 1/4 л.в.

Ход урока.

Прежде чем перейти к выполнению этого за­дания, обучающиеся знакомятся на графических упражнениях с различными стилями – "готика", "барокко", "модерн". Урок начинается с беседы об ар­хитектуре: какие бывают здания и какие они вызы­вают чувства, настроения; как строят эти здания. Всем обучающимся выдаётся лист ДВП – это основа, на которой будет находить­ся здание. В листе ДВП уже сделаны отверстия для опорных вертикалей (стен). Пользуясь приёмом скручивания бумаги, дети заготавливают трубочки для опоры и закрепляют их в данных отверстиях. затем, используя ранее из­ученные приёмы работы с бумагой, возводят стены разнообразной формы. По­сле этого оговаривается, как и чем можно "укра­сить" эти стены. Вводятся дополнительные элементы: окна разнообразной формы, размера; обучающиеся вы­бирают, какими они будут по отношению к этому зда­нию; балконы различной формы; где будут нахо­диться? Крыша – какая по пластике будет эта деталь с дополнительными эле­ментами?

Главная задача преподавателя в этом задании – развить творческое мышление, создать доброжелательную
обстановку в группе, так как эта работа выполняется совместно. Коллективная работа увлекает детей, они работают с удовольствием, видят результат своего труда, где могут применить ещё и индивидуальные творческие качества.

Литература:

Русакова М.А. Аппликация. М.: "Просвещение", 1988.
Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практи­кумом в учебных материалах. М.: "Просвещение", 1988.
Юный художник, Ne 6, 1989.
Каминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобрази­тельного искусства и методическое руководство изобразительной деятельностью детей. М.: "Про­свещение", 1987.
Докучаева Н. Мастерим бумажный город. СПБ: "Диа­мант", 1997.
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.: Просвещение, 1992.
 
 
Автор: 
Искусство в школе: 
2015
№4.
С. 21-26

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.