Вырезание из бумаги: средство гармоничного развития

С.Яворская, искусствовед

Вырезание из бумаги: средство гармоничного развития

Уже более двадцати лет я преподаю в различных образовательных учреждениях города Домодедово изобразительное искусство, историю русской культуры, декоративно-прикладное искусство. Мы с детьми осваиваем разные техники, и постепенно я обратила внимание на то, что с наибольшей от­дачей и с лучшими результатами мои ученики выполняют вырезание из бумаги. Мы делаем не только снежинки, станковые композиции, декора­тивные вырезки и сюжетные силуэтные картинки, но также кукол, игрушки, фигурки и декорации для настольного и теневого театра.

В России это искусство почти забыто, но это – один из молодых, перспективных и бурно раз­вивающихся видов искусства во всём мире. Рекла­ма, товарные знаки предприятий, разнообразный декор, сувениры, открытки, детские мультипли­кационные студии, теневой театр – вот далеко не все возможности его использования в современной жилой, рекреационной и учебной среде. В Бела­руси, Украине, Литве вырезание преподаётся в детских садах, общеобразовательных и художе­ственных школах, кружках и высших учебных заведениях [1].

От коллег по цеху "вырезальщиков"  мне не­однократно приходилось слышать, что многие стали заниматься этим искусством в трудные периоды жизни и нашли в нём не только новое увлечение, но и прибавление душевных сил. Многие художники, испытавшие этот эффект на себе, в приватных бесе­дах отмечали, что вырезание из бумаги оказывает особое воздействие на человека. Некоторые из моих коллег занимаются вырезанием с детьми. И у меня возникло желание разобраться в особенностях этих занятий, отличающих их от рисования или живопи­си, и в причинах их особого воздействия, обобщить и систематизировать накопленный опыт.

Воспитатели дошкольных учреждений или пре­подаватели изобразительного искусства в школах предпочитают работать на уроках карандашами, фломастерами и красками, считая эти техники более полезными для развития моторики кисти правой руки. В детском саду и школе дети в основ­ном работают одной рукой. Просматривая програм­мы дошкольных учреждений, можно увидеть, что в лучшем случае только треть общего количества уроков изобразительной деятельности приходится на техники, развивающие обе руки: на лепку из глины и пластилина и на аппликацию. При этом в старые программы дошкольного воспитания обязательно включались уроки вырезания из бу­маги. Сегодня для уроков аппликации воспитатели обычно заранее заготавливают вырезные элементы – детям остаётся только наклеить их, а уроки вы­резания не входят в обязательный перечень дис­циплин. (Только недавно доктор педагогических наук И.А.Лыкова, утвердила свою программу "Ладошки", в которую входит большое количество уроков вырезания из бумаги, названных автором "Бумажным фольклором".) К видам работ, в кото­рых задействованы обе руки, также относятся: рва­ная аппликация, оригами, рукоделия (ткачество, вязание, кружевоплетение), работа с природными материалами, которые также не входят в перечень обязательных занятий.

Одной из причин нелюбви воспитателей и учи­телей начальных классов к вырезанию является то, что данные занятия из-за их травмоопасности требуют постоянного и напряжённого внимания за поведением и работой каждого ребёнка. Другая причина – неумение детей обращаться с ножница­ми – часто связана с отсутствием правильно подо­бранного инструмента.

Для детского творчества обычно рекомендует­ся использовать так называемые "детские" или школьные ножницы, с длинными, широкими полотнами с закруглёнными концами. Как пока­зывает практика, они хороши для вырезания про­стых форм, а для работы детей 4 лет они неудобны, так как полотно и разворот ножниц несоразмерны детской ладони.

Поэтому начинать следует с покупки правиль­ных ножниц, при этом требуется соблюдать опреде­лённые условия:

  1. Не следует покупать ножницы, не испытав их в работе, поэтому нельзя покупать их упако­ванными.
  2. Ножницы должны двигаться очень свободно, без малейшего напряжения.
  3. Необходимо опробовать режущие качества каждого участка полотна по всей длине, на кусоч­ке ваты или краешке распушенного бумажного носового платка.

По моему опыту, лучшими для работы с детьми (начиная с 4 лет) и доступными по цене (100-200 ру­блей) являются ножницы с пластмассовыми ручка­ми Могилевского завода1. Маникюрные ножницы с прямыми концами, с тонким и острым полотном, длиной всего 3 см. Они очень удобно ложатся в детскую руку. Взрослые могут использовать любые ножницы: маникюрные с прямым полотном, с за­гнутыми концами, портновские, парикмахерские и универсальные ножницы любых заводов. В моём рабочем арсенале есть ножницы различной длины для разных видов вырезания. Такими ножницами не следует резать другие материалы и не следует давать их другим людям. Инструмент, заточенный под одну руку, тупится в другой. Хорошие спе­циальные немецкие ножницы для вырезания из бумаги стоят более 2000 рублей. Они имеют очень тонкие и очень острые концы, поэтому пригодны только для работы взрослых и детей старшего воз­раста. Освоив навыки, вырезальщики выбирают себе инструмент, руководствуясь соображениями собственного удобства, стиля и манеры вырезания.

Наталия Сухая, один из лучших художников-­вырезальщиков Беларуси, которая обратила вни­мание на особые свойства техники вырезания в связи со своими арттерапевтическими занятиями, написала исследование "Белорусская вытинанка в арсенале гештальттерапевта" [2]. Она обращает внимание на терапевтические свойства народного искусства в целом, как языка или средства, опери­рующего архетипическими образами для диалога между сознанием отдельной личности и коллектив­ным бессознательным. А также на то, что, говоря о терапевтическом воздействии творчества, обходят вниманием вырезание или вырывание из бумаги. "Разрывание бумаги даёт успокаивающий эффект и используется в терапии агрессивного поведения", – пишет Н.Сухая. В литературе по арттерапии в основном говорится об образах, которые очищают, которые дают выход страхам и проблемам, сидящим в душах детей, подростков, пациентов. Различая терапию "изображением" и терапию "искусством", авторы подчеркивают, что "Изображение открывает возможность самоизлечения". При этом выходящие из-под кисти, карандашей или ножниц пациентов изображения ~как и требует терапевтическая работа, не предполагают эстетических критериев...я [2, 152].

Мне очень хотелось бы обратить внимание чита­телей именно на такие качества технологии выре­зания, которые позволяют использовать не только его творчески развивающие возможности, но и его профилактические, компенсирующие, реабили­тирующие, терапевтические качества. Этот мате­риал – введение в проблематику специфического воздействия и искусства (то есть образов, которые имеют безусловно художественные качества), и самой техники вырезания из бумаги на развитие детей и взрослых, их творческой направленности, а так же их способности к саморегуляции.

По моим наблюдениям, помимо того, что эта техника развивает моторику левой руки и коор­динацию, она развивает творческую дисциплину, пространственное и композиционное мышление, концентрацию внимания; математические спо­собности; умение сосредотачиваться на главном; минимальными средствами достигать максимального эффекта. Она привлекательна непредсказуемостью результата, а так же доступностью материала и просто­той технологических приемов. Успех обучения и терапевтический эффект особенно заметны при выполнении следующих требований.

Первое – особенно на стадии обуче­ния – вырезание без предварительного рисунка.

Второе – изображение должно быть цельным, а не составленным из отдельных фрагментов в единую ком­позицию.

Третье – непрерывность линии – "рисование" ножницами.

Необходимо помнить, что начинать учиться вырезанию в любом возрас­те следует с отработки механических движений ножницами – многие дети (и взрослые) неправильно их держат. Первые упражнения лучше выполнять, вырезая из тетрадного листка в крупную или мелкую клетку. Так проще научиться делать надрезы одинаковой длины, вырезать пря­моугольники, полосы, треугольники, полукружия разного размера и т.п. Клетки подсказывают не­обходимость соблюдения равномерной дистанции между вырезанными элементами. Сначала выреза­ются простые геометрические формы и небольшие орнаментальные композиции. Они позволяют выработать двигательные навыки, чувство ритма и точность движения. Постепенно осуществляется переход к более сложным геометрическим формам и простым растительным мотивам – овалам, ли­сточкам, завиткам. Они интереснее, дают больше свободы исполнителю, но сложнее в работе и тре­буют определенного навыка.

В настоящее время удалось сформулировать несколько основных принципов воздействия выре­зания из бумаги, которые делают его уникальным инструментом достижения гармоничного развития ребенка и в арттерапии.

1. Принцип симметричности развития.

Для преподавателя физической культуры оче­видно, что нагрузки, воздействующие на мыш­цы, должны быть распределены симметрично. В развитии ребёнка важно, чтобы он развивался гармонично. В процессе обучения на­грузки на правую и левую руки (как на правую и левую ноги) должны рас­пределяться равномерно, вследствие чего будут равномерно развиваться оба полушария головного мозга. Однако в нашем традиционно правосторон­нем мире работает преимущественно правая рука, дети держат игрушки, инструменты, едят, рисуют, пишут и чертят правой рукой, поэтому и раз­вивается преимущественно левая по­ловина мозга. Левая рука испытывает дефицит нагрузки на мелкие мышцы, её мелкая моторика отстаёт в развитии. Практическая медицина показывает, что после тяжёлых заболеваний люди с хорошо развитыми обеими руками (и полушариями мозга) имеют более высокую способность к компенсации и легче ре­абилитируются. Именно правая половина мозга отвечает за эмоциональную сферу, целостность мышления, фантазию, интуицию. На мой взгляд, в воспитательном и образовательном процессе, осо­бенно на ранних этапах, преимущественно должны внедряться техники, в которых равно задействова­ны обе руки. Можно вспомнить недавнее прошлое отечественной педагогики, в котором леворукость воспринималась как дефект! Работая с детьми разного возраста, я убедилась, что все они гораздо активнее работают одной рукой, и это – результат всей школьной деятельности.

Вырезание из бумаги требует очень точной и согласованной работы обеих рук. Левая рука, удерживающая и поворачивающая бумагу, берёт на себя большую часть нагрузки, совершая более сложные, с точки зрения координации, движения. Наивысшее напряжение приходится на кончики пальцев. В то время как правая рука работает ме­ханически и однообразно.

2. Принцип концентрации внимания.

Вырезание осуществляется при помощи острого режущего инструмента, который требует особой концентрации внимания, следовательно – усидчи­вости, аккуратности и безошибочности движений ввиду невозможности исправить сделанное. (Оче­видно, что в рисовании карандашами или красками, в лепке из пластилина ребёнок всегда может исправить неудачный штрих, мазок кистью или движе­ние). Дети любят осваивать сложные инструменты, это своеобразный знак возрастной инициации, – а нож­ницы относятся именно к таким. Чем раньше начинается освоение инструмента, тем более интересна и многообразна работа с ним и тем значительнее результат.

  1. Принцип точности.

Необходимая безошибочность движений заставляет ребёнка вни­мательнее обдумывать свои шаги. Осваивая вырезание простого гео­метрического орнамента, он трени­рует точность движения, глазомер, чувство ритма, пропорций. Как уже отмечалось, чтобы достичь лучших результатов, необходимо вырезать без предварительного рисунка. Дисциплинирующим фактором является и то, что одним неточным движением можно безвозвратно испортить всю работу.

  1. Принцип погружения.

Из вышеизложенного становится понятно, что вырезание требует абсолютного погружения в про­цесс "здесь-теперь", чего не даёт ни одна другая техника изобразительного искусства. Елена Тихо­нюк назвала это "бескомпромиссным отражением первичного творческого воображения". Я бы до­бавила и "первичного творческого возбуждения". О реабилитации методом погружения в творчество достаточно сказано в специальных исследованиях. Но, как отмечали в частных беседах многие вы­резальщики, такого погружения в процесс, как в этом занятии, они не испытывали ни при каких других видах творческой и нетворческой работы.

  1. Принцип симметрии.

Для того чтобы рассмотреть все виды симме­трии, которые используются вырезальщиками, и особенности воздействия каждого из них на ребёнка, взрослого или пациента, нужно напи­сать специальное исследование. Но сегодня мы говорим только о воздействии вырезания симметричных композиций. Вырезание из сложенной бумаги орнаментальных и сюжетных композиций развивает не только математические способно­сти. Законы симметрии заставляют ребёнка мысленно проецировать изображение на другие плоскости, что способствует развитию простран­ственного мышления. В своём рас­сказе о творчестве Ярославы Галькун Е.Тихонюк назвала это "интеллекту­альными играми с пространством". Вырезание из бумаги – искусство не графическое, хотя, по традиции, многие искусствоведы рассматри­вают его в рамках графики. На это обращала наше внимание доктор технических наук Ирина Яникум-Зу­бер [3, 85]. Это – объёмно-простран­ственное искусство, как бы мы ни сопротивлялись этому определению. Итак, чем раньше у детей разовьётся представление о симметрии, тем проще они будут усваивать пространственные схемы; такие мате­матические понятия, как равенство, равновесие, множество, равнозначность множества частей; тем легче они приобретут навыки конструирования и т.п. Математические понятия и пространственные схемы будут ими усваиваться в художественных образах.

Известно, что обучающие технологии для раз­вития детей с ограниченными возможностями часто строятся на дополнении или восполнении отсутствующей половины изображения от оси симметрии. Симметричные образы помогут ребён­ку справляться с проблемой построения подобия.

Вырезание из бумаги или другого тонкого пла­стичного материала даёт возможность получить аб­солютно симметричные изображения одномомент­но. Чего мы не можем достичь ни в какой другой технике изобразительного искусства. Этот феномен вырезания из сложенного листового материала мне хотелось бы обозначить как одномоментную, или совершенную симметрию.

б. Принцип неожиданности.

Ещё одним феноменом этой технологии явля­ется принцип неожиданности, который можно назвать "феноменом развития образа". В других техниках изобразительного искусства образ соз­даётся поэтапно, мы видим, как постепенно он меняется по мере продвижения работы. В технике вырезания никто из авторов, пока не закончит про­изведение, не может с уверенностью представить конечный результат. Особенно ярко это проявляет­ся в вырезании симметричных композиций. Одним из творческих потрясений как для ребёнка, так и для взрослого явля­ется то, что, вырезая одно, он в ко­нечном результате получает нечто совершенно иное. Вырезая одну деталь, получает неограниченное множество. Это касается поли-осевых динамических модулей, симметричных, перформативных, объемно-пространственных обра­зов, подобных ангелам, птицам, игрушкам или домикам с откры­вающимися окнами и дверями. Непредсказуемость результата в этой технике привлекает гораздо больше, чем последовательная ясность в движении к результату в таких техниках, как живопись, графика, или скульптура.

7. Принцип «провокационности».

Именно это свойство провоцирует на дальнейшие эксперименты и "интеллектуальные игры с про­странствомя и формой". Создавая композиции из сло­женной во много раз бумаги, делая мало движений с простой изобразительной схемой, вырезальщик, раз­вернув свой лист, получает многосложное полотно. Без длительной специальной подготовки, сложного инструмента, дорогостоящих материалов, быстро, просто и доступным для себя способом обучающие­ся делают красивые, сложные, умные и функцио­нальные вещи. Я убедилась, что такого количества качественных работ невозможно сделать, занимаясь другими видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Именно в этой деятельности освоение простого приёма изготовления даёт неожи­данно высокий результат. На занятиях я требую, чтобы все использовали предложенные в начале урока приёмы вырезания. Это я называю "работать при помощи приёма". Но, разумеется, образ, контур, рисунок композиции каждый придумывает свой. На моих занятиях исключена работа по шаблону. Вся­кий успех радует и провоцирует на дальнейшее твор­чество. Дети любят создавать собственные игрушки, игры, делать их мобильными. Работая в плоскости, как бы "рисуя" ножницами, вырезальщик получает художественную "вещь" [4, 13], живущую своей жизнью в пространстве-времени. Противоречие гра­фических и пространственных свойств этой техники – одна из важнейших её творческих провокаций. 8. Принцип ограниченности в выразительных средствах.

В этой технологии значимый результат дости­гается при использовании минимума изобрази­тельных средств. Изобразительными средствами являются пятно, линия, контур. Часто – пятно одного локального цвета, иногда в отсутствии фона. Силуэт, контур должен быть виден во всех деталях. Создавая простыми средствами минималистическое изображение, автор неожиданно для себя получает обобщенный, лишенный второстепенных дета­лей и потому знаковый и значи­мый образ. Это выгодно отличает такие работы от произведений, сделанных по предварительному рисунку, в которых за много-сложностью, излишней детали­ровкой и 4ажурностьюя нередко полностью скрывается смысл, знак, информация... Поэтому, преследуя терапевтические, об­разовательные развивающие и художественные цели, особенно необходимо вырезать без предва­рительного рисунка и стремить­ся к обобщенному образу.

9. Принцип многоэтапности.

Важным моментом в развитии усидчивости и стремления довести начатое дело до конца, особенно у детей, является многоэтапность работы. Вырезальщик чаще, чем художник, ра­ботающий в других техниках, идет от материала. Бумага может понравиться необъяснимо, по так­тильным или визуальным соображениям. Цвет бу­маги должен выражать идею будущей композиции. Плотность и фактура также влияют на выразитель­ность образа, который мог бы получиться из этого конкретного листа; необходимо, чтобы изображе­ние занимало всю его плоскость. Уже после завер­шения вырезания композиции подбирается фон, который также влияет на выразительность образа. Завершается всё оформлением готовой работы. В некоторых случаях композиция создаётся вместе с рамкой. Важно, что даже маленький ребёнок за довольно короткое время может совершить все эти действия поэтапно, составив алгоритм действий, и получить достойное произведение.

10. Принцип общедоступности.

Одним из преимуществ этой технологии яв­ляется её общедоступность. Значимый результат может быть достигнут при использовании мини­мума технических приспособлений и совершенно бросового материала. Материалами и технически­ми приспособлениями являются бумага любого качества и ножницы. "Вырыванки" создаются вообще без приспособлений и инструмента. Невольно вспоминаются строчки Анны Ахматовой: "Когда б вы знали, из какого сора...". То есть для создания серьёзной работы абсолютно ничего не надо приобретать специально. Вырезать можно из любой белой и цветной бумаги, в том числе из иллюстраций старых журналов, фрагментов обоев, упаковочной бумаги и даже газет. Иногда картинка из журнала или кусок цветной бумаги подсказывает образ. Примером этому могут слу­жить классические швейцарские композиции, которые наши специалисты назвали бы аппли­кациями, для изготовления которых уже в XIX веке использовались любые обрывки разноцветной бумаги. В том числе синяя бумага, в которую упа­ковывались русские сахарные головы. Подобным же образом создавались народные украинские вытынанки. Говоря об этом, нельзя не упомянуть имя немецкой художницы Урсулы Кирхнер [5], которая постоянно возвращается к созданию импрессионистических (как она сама говорит) образов, навеянных разноцветными бумажными листами и картинками из периодической печати. Вырезание из бумаги – самая дешёвая и доступная технология, служащая для украшения жилища. Это подтверждает ~ритуальное~ появление во мно­гих странах на окнах и в домах, под Рождество и другие праздники, снежинок и других вырезных композиций и украшений, которые безжалостно выбрасываются по окончании праздничных дней. В старые времена вырезные подзоры с иконных и посудных полок убирали, чтобы постелить новые к празднику. Так же поступали с этими сокро­вищами и в Китае, недаром они носят понятное каждому европейцу именование: "цветы на окнах" или "цветные окна".

11. Принцип широких возможностей.

Очень часто желающих попробовать свои силы в каком-либо искусстве останавливает отсутствие начальных навыков. Чтобы создать привлекатель­ную композицию, силуэтный портрет в технике вы­резания из бумаги, не обязательно уметь рисовать. Можно воспользоваться рецептом француза Этьена де Силуэтта и старательно вырезать обведенную тень. То же самое можно сделать с листьями оду­ванчика, подорожника, клёна и заячьей капусты... Удивительно, что изготовленные таким нехитрым способом силуэты неожиданно приобретают особые художественные достоинства, облагороженные одно­значностью и символичностью цвета и образа, кото­рые являются прямым следствием самой техники.

  1. Принцип композиционного мышления.

Всё, что мы видим вокруг себя, мы восприни­маем силуэтно и целостно; лишь приглядевшись, начинаем различать подробности и детали. Вы­резальщик сразу мыслит от композиционного центра, особенно если создаётся симметричная схема. Он работает акцентными пятнами и си­луэтом, что делает композицию выразительной, знаковой, очищенной от второстепенных деталей и полутонов. Очень важно, что такой изобразитель­ный приём используется художниками различных специальностей – скульпторами, архитекторами, живописцами и другими для создания эскизов будущих произведений. И наоборот, произведения скульпторов, которые не вписывали силуэт буду­щего своего произведения в окружающую среду, отличаются отсутствием ясно читаемого силуэта, непривязанностью к окружающему пространству. Самый яркий пример – очень плохой силуэт па­мятника Достоевскому на ступенях Ленинской библиотеки. То же самое можно сказать и о про­изведениях архитекторов.

  1. Принцип гармонии.

Симметричность изображения, чёткий ритм орнаментальных композиций, минимум вырази­тельных средств, однозначность, устойчивость, монументальность образов являются проявлениями законов симметрии. Они вызывают чувство внутреннего равновесия, ритма, порядка, а значит – спокойствия и гармонии. Неслучайно одним из устойчивых сюжетов в этом искусстве является Мировое древо и его схемы. Самый распростра­ненный пример – восьмилучевые "снежинки" или "салфетки", а также любимые белорусскими и украинскими художниками-вырезальщиками "мандалы". Образ Мирового древа формировал целостный взгляд на мир, определял место челове­ка во вселенной. Оно отделяет мир космического от мира хаотического, вводя меру, организацию. Его схема содержит в себе набор "мифопоэтических"числовых констант, упорядочивающих космос, как образ некоего абсолютного совершенства, как образ идеи статической целостности [6], «Рая на земле. Возвращаясь к теме архаичных образов в искусстве вырезания, надо напомнить, что они носят знаковый характер и потому оказывают осо­бенно сильное воздействие на человека.

Итак, в вырезании из бумаги главное терапев­тическое, а также реабилитационное вспомога­тельное, воспитательное и обучающее воздействия оказывает сама техника, сам процесс, причём эти свойства техники несопоставимо возрастают при соблюдении требования вырезать без рисунка, "импрессионистическим" методом [7].

Результат такого занятия духовную, художе­ственную и утилитарную ценность. Чувство пре­красного возникает как следствие присутствия в работе равновесия, равнозначности, стабильности, спокойствия, завершённости – гармонии. Всё перечисленное – суть собственные свойства сим­метричных изображений. Наличие этих качеств оказывает стимулирующее, "провокационное", эстетическое воздействие на человека и, вследствие этого, даёт реальный терапевтический эффект. На это и следует обратить особое внимание воспита­телям, учителям, реабилитологам и терапевтам.

Литература:

  1. Станкевич М.Е. Украинские вырезанки (на украинском языке). Киев. 1986.
  2. Сухая Н.~. Белорусская вытинанка в арсенале гепталь­ттерапевта // Искусство вырезания как способ общения. Материалы III Международного симпозиума. Домодедово, 2010.

З. Яникум-3убер Ирина. «Тень на стене, или "им­прессионизмя и «экспрессионизм" в вырезании силуэтов как путь создания художественного образа //Художественный замысел и его воплощение сред­ствами вырезания. Материалы II Международного симпозиума, посвящённого памяти В.Н.5Кукова. Домодедово, Московская обл, 2009.

  1. Шукуров Ш.М. Искусство и тайна. М., 1999.
  2. Урсула Кирхнер, Ursula Kirchner. http://www. kuenstlerbund-stuttgart.дe/mitglieder/kirchner/inдeх. htшl
  3. Древо мировое // Мифы народов мира. Энциклопе­дия. Т.1. М., 1980. С.404-405.



1 Высококачественные ножницы из стали от завода «Красный металлист» (г. Могилев, Беларусь) артикулы: М-045 (маникюрные, 95 мм); М-041(маникюрные загнутые); H-093 (парикмахерские с усилителем, 155 мм); H-053, H-075, H-060 (маникюрные остроко­нечные); H- 088 (универсальные, Soft Touch 160 мм). Ножницы артикула М-039 (школьные, 130 мм) я не рекомендую для худо­жественного вырезания из бумаги.

Искусство в школе: 
2015
№4.
С. 14-20

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.