Бумажная пластика. От плоского силуэта к объёму
Бумажная пластика. От плоского силуэта к объёму
Пояснительная записка.
Работа с бумагой – это художественный труд на основе декоративно-прикладного искусства и основ художественного ремесла.
Бумага – доступный для ребёнка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает детей возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые они смогут подарить к празднику родителям, друзьям. Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса, воспитании аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Повышается сенсорная культура, одновременно изменяется и отношение детей к поделкам, они стараются обращаться с ними бережно, аккуратно, чтобы сохранить для других игр и занятий.
В систему работы с бумагой заложено постепенное усложнение задач и приёмов вырезания (от простого к сложному), чтобы вызвать у детей интерес к работе, к конечному результату.
Информация для преподавателя: какая бывает бумага.
В настоящее время насчитывается около 600 видов бумаги: газетная, книжно-журнальная, картографическая, обложечная, чертежно-рисовальная, писчая, потребительская, почтовая, оберточная, папиросная – да разве возможно перечислить все виды бумаги, что выпускает бумажная промышленность?! Каждый вид бумаги отличается какой-либо характерной особенностью. Она может быть шершавой, гладкой, прозрачной, непрозрачной, тонкой, толстой.
Некоторые виды бумаги нашли широкое каждодневное применение; другие выпускают небольшими партиями. Так называемая газетная бумага является, пожалуй, самой распространённой по сравнению с другими. Для поделок очень удобна оберточная бумага крафт, благодаря её прочности и гибкости. Ещё есть бумага крашеная, впитывающая, картон. Одна бумага пригодна для изготовления цветов – папиросная, креповая; другую бумагу лучше использовать для фона композиции на какую-либо определённую тему – такова обойная бумага с рисунчатой поверхностью; картон незаменим для создания устойчивых конструкций. Там, где нужно сыграть на частичном или полном пропускании света, берётся пергамент, калька, но бывает и так, что художественного эффекта можно добиться при использовании толстой и прочной бумаги с той или иной особенностью поверхности – тонированная, муаровая или какая-либо другая. Рифлёная бумага легко сгибается и образует цилиндрические фигуры, обладающие достаточной прочностью.
Приступая к изготовлению работы из бумаги важно правильно выбрать её вид, тогда работа станет интересной, и бумага словно будет подталкивать фантазию.
Экскурс в историю.
Бумага для нас является привычным материалом, с которым мы сталкиваемся буквально на каждом шагу; редко кто задумывается о том, что бумага – необыкновенное изобретение человека, одно из важнейших его завоеваний.
Бумага возникла в результате многовековых поисков материала для закрепления своих мыслей, чувств, отношений. Человек всегда стремился поведать о себе, вначале высекая загадочные рисунки и знаки на скалах, гранитных глыбах, базальтовых валунах, стенах пещер. Они открыты археологами во многих странах, в том числе и в нашей стране (на Урале, в Сибири, Уссурийской тайге, Карелии), в Азербайджане, Армении, Казахстане, Узбекистане и др.
Человек не переставал искать всё более лёгкие и прочные материалы для письма. Так появились деревянные дощечки. Покрыв их краской или воском, затем писали заостренными палочками. Китайцы использовали бамбуковые планки и выжигали на них иероглифы накалённым шилом. Жители древнего Новгорода писали письма, записывали долги, счета на бересте. В Древнем Египте широко использовался папирус, который в изобилии прорастал на мелководных участках озёр и рек. С берегов Нила он поступал в Европу и Азию. Соперником папируса стал пергамент. Тонкий и прочный материал получил свое название от города Пергама, который являлся крупным ремесленным центром по выделке кож и где во II в. до н.э. начали изготавливать новый материал для письма. На Руси пергамент стали выделывать в ХУ в. для государственных грамот.
Пергамент – прочный, эластичный, долговечный, но очень дорогостоящий материал, прослужил людям на протяжении столетий и уступил дорогу только бумаге. Она была впервые получена во II в. в Китае. Считается, что бумагу изобрел Дай Лунь. Китайцы долгое время держали в секрете рецепт получения бумаги, чтобы сохранить монополию на ее изготовление.
Арабы усовершенствовали китайский способ производства бумаги. Сточенные водой обрывки тряпья они растирали вращающимся мельничным жерновом и ручной труд, таким образом, заменили сначала мускульной силой домашних животных, а затем энергией воды. В Европе бумага стала производиться с XII в. сначала в Италии, а затем во Франции, Англии, Голландии и Германии. Россия ввозила бумагу из Франции и Голландии, потому что первая бумажная мельница была построена лишь в XVI в. в селе Вантеевская, в 30 км от Москвы.
Несколько крупных бумажных мельниц появилось при Петре I. Чтобы иметь достаточное количество сырья для работы этих мельниц, Петр I издал указ, где было отмечено следующее: к...великих чинов люди, кто имеет у себя изношенные тонкие полотна и такие же тряпицы, приносят и объявляют в Канцелярии Полицейских дел... . 3а тряпье платили из царской казны.
В век научно-технического прогресса бумага стала универсальным материалом, который все чаще используют не только для издания книг, журналов, газет, но и в промышленности, строительстве, электро- радиотехнике, медицине и т.д.
Применяя различные технологические способы, позволяющие экономить хвойную древесину, специалисты создают новые виды бумаги. В настоящее время начата выработка синтетической бумаги, ведутся поиски производства бумаги из стекла, полимерной плёнки и других материалов, чтобы изменить технологию изготовления бумаги, увеличить её производство и сэкономить лес.
Практические сведения о курсе.
Бумажные заготовки.
Конструирование из бумаги имеет свои особенности и секреты. Чтобы овладеть ими, надо изучить азбуку формообразования. Этот податливый материал легко сгибается, скручивается, режется, сжимается, поддаётся тиснению.
3а основу изготовления изделий из бумаги берётся круг, прямоугольник, треугольник, квадрат. Из прямоугольника можно получить цилиндр, из круга – конус.
Разберём способы создания различных объёмов, используя приём сгибания листа по линии надреза. Тонкий лист нетрудно будет сложить в "гармошку". Из плотной бумаги сделать это гораздо сложнее. Но достаточно небольшого надреза, чтобы получить и чёткость линии сгиба, и одинаковый размер полос.
Способы обработки бумаги.
Подобрав нужный материал, необходимо определить направление волокон в листе. Для этого нужно отрезать узкие полоски по двум взаимно перпендикулярным направлениям, свернуть их в спираль. На поверхности скрученной полоски поперёк волокон появятся надломы, а сама полоска останется гладкой.
Чтобы получить объёмную форму деталей, можно пользоваться следующими способами:
- Изгибание.
Листу бумаги легко придать закрученную или волнистую пластическую форму. В результате лист приобретает закруглённую или коническую форму.
- Сминание, скручивание бумаги.
Сминая или скручивая бумагу хаотично, получаем непредсказуемую фактуру листа, которая на свету даёт разнообразные эффекты отражения света.
- Сгибание.
Чтобы получить объём, необходимо согнуть лист по линии надреза, который делается на поверхности бумаги ножом или кончиками ножниц. При этом надо помнить, что от направления надреза зависит пластика изделия (то есть по какой линии бумага надрезана, по той она и сложится).
4. Разрезание и разрывание.
Для получения детали необходимой формы лист можно разрезать, прорвать или проткнуть. Разрезав лист на полосы, его можно закрутить с помощью ножниц (ребром ножниц) или на карандаш. На полосе могут быть отверстия, прорезные или с рваными краями, отогнутыми под разными углами, которые при освещении отбрасывают тень.
В классе должны находиться необходимые схемы для изготовления деталей.
Инструменты и материалы.
Режущие инструменты:
- резак (косо обрезанный и заточенный нож);
- ножницы, ножницы маникюрные с загнутым кончиком;
- шило.
Линейки:
- треугольник;
- металлическая линейка;
- лекало.
Клей:
- клей поливинилацетатный (ПВА);
- прозрачная липкая лента (скотч).
Средства для скрепления деталей:
- скрепки;
- бельевые прищепки – для временного скрепления деталей;
- проволока.
Доски:
- оргстекло, линолеум – резать на них бумагу;
- доска для сборки бумаги.
Бумага:
- ватман, картон;
- впитывающая бумага, гофрированная бумага;
- цветная и крашеная бумага;
- папиросная бумага, калька;
- газетная бумага.
Цели и задачи.
Цель занятий: обучение навыкам и умениям обращения с разнообразными видами бумаги как средством художественной выразительности.
Воспитательные задачи:
- Познакомить с историей возникновения бумаги в разных странах.
- Воспитать бережное отношения к культуре прошлого и настоящего.
- Познакомить с правилами безопасности труда, санитарии и личной гигиены при работе с режущими инструментами.
Учебные задачи:
- Познакомить с декоративно-прикладным искусством, с техническими приемами работы с бумагой.
- Познакомить с понятием "формат".
- Познакомить с выразительностью силуэта и его использованием в декоративной работе.
- Познакомить с объёмом в декоративной работе.
- Научить использовать цвет для большей эмоциональной выразительности в работе. Творческие задачи:
- Развить умения воплощать в работе свои чувства, умения, ассоциации в процессе игры.
Примерная последовательность и содержание заданий по теме «Бумажная пластика» (2б часов) на общеэстетическом отделении (второй год обучения, возраст обучающихся 9 лет).
1. Тема: «Мой город» (2 часа).
Задачи: Познакомить с понятием "формат" (горизонтальный, вертикальный). Познакомить с техникой аппликации. Заполнить всю поверхность листа элементами.
Материал: тонированная бумага, картон (ватман), ножницы, клей ПВА.
Размер: 1/8 л.в. (чуть больше, в зависимости от формата).
Ход урока.
Беседа: "Что такое аппликация?" Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщённая трактовка образа, однородность тонового пятна. Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, гриб, животное, дом и т.д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Птицы прилетели, "Полёт в космос" и т.д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которые можно украсить различными предметами.
Далее знакомимся с понятием «формат» (горизонтальный, вертикальный). В начале урока оговариваем, какие бывают форматы листа – рабочей плоскости, на которой будет раскрыта тема. Выбираем горизонталь. Оговариваем, почему горизонталь к нашей работе подойдет больше: так как наш город расположен вдоль реки Кан. знакомимся с формой – квадрат, прямоугольник. Беседуем о том, какие районы и достопримечательности есть в нашем городе. Это новостройки, высотные дома, которые представляют форму прямоугольника, и деревянные (маленькие, по сравнению с 9-этажными) постройки – в нашей работе они будут представлять форму квадрата. Эти районы "связаны" между собой дорогами: проезжей частью и тротуарами, которые, в свою очередь, будут представлены прямоугольными полосками разной ширины и длины. Сделав заготовки домов (предварительно оговаривая размеры деталей относительно формата), обучающиеся располагают их на формате, двигая элементы домов и дорог, создавая композицию, смотрят, как эти дома располагаются относительно друг друга, перекрывая детали, где находится "проезжая часть", а где "тротуар", или просто тропинки. 3а основу берём чёрный и белый цвет элементов и располагаем их на тонированной бумаге.
Завершающий этап работы: наклеивание деталей на тонированную бумагу.
2.
Тема: «В бабушкином буфете», или «Чаепитие»
(2 часа).
Задачи: Познакомить с разным силуэтом. Заполнить всю поверхность листа элементами изображения. закрепить знания и умения работы с разнообразным форматом. Использовать повтор - чередование элементов (2 часа).
Материал: цветная бумага, картон, ножницы, клей ПВА.
Размер: 1/8 л.в. (чуть больше, в зависимости от формата)
Ход урока.
Знакомимся с понятием «силуэт».
На первом уроке дети получили понятия о форме: прямоугольник и квадрат. Сейчас задание усложняем тем, что из простого прямоугольника или квадрата вырезается силуэт предмета. Преподаватель показывает, как вырезать симметричный силуэт предмета из прямоугольника или квадрата. На заданную тему дети составляют сочинение.
Преподаватель предлагает использовать предметы разной формы. Усложнение задач состоит и в введении цвета предметов (также можно использовать фактурную бумагу). Цвет бумаги выбирается произвольно. Выбирается величина предметов в зависимости от формата. Ребята вырезают предметы для композиции, и сразу идёт анализ работы – достаточно ли выразительным получился силуэт предметов; если нет, то, что и как можно исправить. закрепляем знание о композиции в листе, то есть как можно расположить предметы на полочках: чередуя большие и маленькие, высокие и низкие, круглые и прямоугольные.
завершающий этап: аккуратное приклеивание деталей.
3. Тема: «Бабочки на поляне» (2 часа).
Задачи: закрепить знания о силуэте предметов. Познакомить с приёмами работы с бумагой: "форточки", надрез, сгибание прорезного силуэта". Познакомить с понятием "Полуо6ъёмная форма" в ДПИ.
Материал: бумага (ватман), резак, ножницы, клей ПВА.
Размер: 1/8 л.в. (чуть больше, в зависимости от формата)
Ход урока.
После того как мы познакомились с форматом и силуэтом, можно перейти к знакомству с полуобъёмной формой в декоративной композиции. Исходя из названия темы «Бабочки на поляне, беседуем о том, какой формы бывают крылья бабочки, как они называются, где они живут. Рассматриваем иллюстрации и фотографии бабочек. закрепляя знания о силуэте, преподаватель поэтапно показывает вырезание бабочки, пользуясь исходной (уже изученной) формой – прямоугольник или квадрат. Дальше надо сложить лист пополам, отрисовать силуэт крыльев, вырезать, уточнить детали.
Усложнение задания: помимо силуэта, знакомимся с новыми элементами работы – украшаем крылья бабочки прорезным рисунком, прорезаем "форточки" (соблюдая технику безопасности, преподаватель объясняет и показывает, как надо при этом пользоваться резаком). Знакомясь с новыми элементами работы с бумагой, изучаем, как можно получить из плоского листа бумаги полуобъёмную деталь: для этого необходимо приподнять два крылышка над плоскостью. Готовые детали располагаем на листе и приклеиваем.
4. Тема: «Новогодняя открытка» (4 часа).
Задачи: закрепить навыки работы с бумагой, используя выразительный силуэт, прорезные детали. Использовать разнообразную по цвету и по фактуре бумагу для передачи праздничного настроения.
Материал: бумага (ватман), цветная бумага, резак, ножницы, клей ПВА.
Размер: 1/8 л.в. (чуть больше, в зависимости от формата)
Ход урока.
Беседа о новогоднем празднике, подарках; о том, какие бывают открытки, как они оформлены. Силуэт открытки можно вырезать из целого листа, сложив его пополам, и придать разную форму. Середину открытки можно оформить, пользуясь приёмом прорезания "форточек" в виде ёлки или ёлочной игрушки. Или же использовать прорезной силуэт в виде снежинок. Беседуем о цвете в открытках. Новый год – праздник салютов, фейерверков, ярких игрушек и мишуры, улыбок и радости. Поэтому, помимо силуэта и приемов бумагопластики, вводим цвет (цветная тонированная бумага, фольга) для большей эмоциональной выразительности. Детали вырезаем и приклеиваем. Усложняется это задание тем, что здесь имеется сочетание плоской и полуобъёмной формы, вводится цвет.
5. Тема: «Сказочный домик» (4 часа).
Задачи: Использовать плоский лист бумаги для получения объёмной формы. Познакомить с новыми приёмами работы с бумагой: сгибание, разгибание, гармошка. Использовать ранее изученные элементы бумагопластики: прорезание, "форточки".
Материал: белая бумага, ножницы, резак, клей ПВА. Размер: 1/4 л.в.
Ход урока.
На этом упражнении знакомимся с тем, как из плоского листа можно сделать объёмную деталь, как правильно склеить детали. знакомимся с элементарными понятиями о развёртке. В конечном итоге получается объёмная фигура геометрической формы – цилиндр, прямоугольная призма, конус. Дети дополняют геометрическую форму предмета (домика), используют соединение элементов (конус, цилиндр, квадрат), прорезают окна, двери.
б. Тема: «Зимний дворец»
(коллективная работа, 4 часа).
Задачи: Познакомить с элементами конструирования (поднятия над плоскостью) произвольной формы. Разместить декоративные элементы по форме. Воспитывать умения работать в коллективе.
Материал: тонированный картон, бумага, резак, ножницы, клей ПВА.
Размер: 1/4 л.в. (чуть меньше, в зависимости от формата).
Ход урока.
Изначально оговариваем и выбираем силуэт для своего дворца: высокий, низкий, широкий, узкий; решаем, из чего состоит здание (башни, крыши, переход из одной части здания в другую). затем придумываем форму; обсуждаем, как можно согнуть лист бумаги с помощью надреза ножницами по плоскости листа (приподнимая деталь над плоскостью), чтобы пластическая форма была интересной. Далее обогащаем форму декоративными элементами, например, окна – использованием прорезных силуэтов или "форточек", балконы – использованием гармошки или сгибания детали с прорезными элементами и т.д. В ходе работы дети приобретают навыки коллективного творчества. Все выполненные элементы компонуются на один большой лист тонированной бумаги. Если в предыдущем упражнении геометрическая форма была задана изначально (получался цилиндр, прямоугольник, конус), то в этом задании форма здания произвольная; это заставляет детей проявить свое образное мышление, воображение.
7. Тема: «Веселый гном».
Задачи: Познакомить с новым техническим приёмом работы с впитывающей бумагой. Создать выразительный образ. закрепить знания о силуэте.
Материал: впитывающая бумага – салфетка, ДВП, клей, вода.
Размер: 1/4 л.в. (чуть больше).
Ход урока.
Салфетка – мягкая бумага, при намокании становится податливым материалом, из которой можно "слепить" любой силуэт и создать выразительный образ сказочного героя. В начале урока преподаватель рассказывает историю о гномах, где они живут, какие они, чем они занимаются. Дети намечают рисунок на плоскости ДВП. В блюдце с водой погружают бумагу, достают и прижимают ладонями, чтобы удалить лишнюю воду.
Выкладывают бумагу на намеченный рисунок и начинают "лепить" заданную форму, собирая бумагу до определённой величины (массы). Уточняют силуэт героя. завершающий этап – приклеивание (ещё мокрой) бумаги к плоскости.
8. Тема: «Здание-Настроение» (6 часов).
Задачи: Проявить знания, умения и навыки работы с бумагой (выразительный силуэт, прорезание "форточек", работа с впитывающей бумагой, преломление плоскостей). Создать объёмное решение объекта. закрепить навыки работы в коллективе.
Материал: бумага, фольга, целлофан, резак, клей, ДВП. Размер: 1/4 л.в.
Ход урока.
Прежде чем перейти к выполнению этого задания, обучающиеся знакомятся на графических упражнениях с различными стилями – "готика", "барокко", "модерн". Урок начинается с беседы об архитектуре: какие бывают здания и какие они вызывают чувства, настроения; как строят эти здания. Всем обучающимся выдаётся лист ДВП – это основа, на которой будет находиться здание. В листе ДВП уже сделаны отверстия для опорных вертикалей (стен). Пользуясь приёмом скручивания бумаги, дети заготавливают трубочки для опоры и закрепляют их в данных отверстиях. затем, используя ранее изученные приёмы работы с бумагой, возводят стены разнообразной формы. После этого оговаривается, как и чем можно "украсить" эти стены. Вводятся дополнительные элементы: окна разнообразной формы, размера; обучающиеся выбирают, какими они будут по отношению к этому зданию; балконы различной формы; где будут находиться? Крыша – какая по пластике будет эта деталь с дополнительными элементами?
Главная задача преподавателя в этом задании – развить творческое мышление, создать доброжелательную
обстановку в группе, так как эта работа выполняется совместно. Коллективная работа увлекает детей, они работают с удовольствием, видят результат своего труда, где могут применить ещё и индивидуальные творческие качества.
Литература:
Оставить комментарий