Музыкально-проектная деятельность учащихся

Н.Рагимханова, учитель музыки прогимназии №1755 с углублённым изучением немецкого языка, кандидат педагогических наук, г.Москва

Музыкально-проектная деятельность учащихся

Педагогическая концепция Д.Б.Кабалевского открыла уникальный путь приобщения детей общеобразовательной школы к музыкальной культуре. Это чётко выстроенная система, опи­рающаяся на закономерности музыкального ис­кусства как "искусства интонируемого смысла". Педагогические идеи, заложенные в ней, не только не потеряли своей актуальности в наше время, но и нашли продолжение во всех программах по музыке, которые, каждая по своему, расширяют и углубляют идеи формирования музыкальной культуры современных детей как части их духов­ной культуры.

Настоящий учитель музыки старается решать проблему интереса к музыке, развивать эмоцио­нальную отзывчивость, продуманное, осмыслен­ное восприятие музыки, творческие возможности каждого ребенка, выбирать для уроков высоко­художественную музыку, познавать музыку как жизнь, претворять в своей работе многие другие идеи Д.Б.Кабалевского.

Поиск новых путей образования привёл к вне­дрению новых эффективных методов обучения, одним из которых является проектная деятель­ность, позволяющая:

  • глубоко погружаться в драматургию музыкаль­ного жанра, постигая его специфику;
  • интегрировать разные предметы начального образования в единое целое;
  • приобрести и расширить опыт самостоятельно­го выбора деятельности учащимися;
  • проявить инициативу в различных видах деятельности;
  • развивать творческие способности;
  • приобретать опыт сценического исполнения.

Проект предполагает обоснованную, сплани­рованную, осознанную деятельность учащихся вместе с учителем. Проектная деятельность углу­бляет постижение учащимися изучаемого произ­ведения, создаёт условия для выбора роли в силу предпочтений и способностей ребёнка, проявления инициативности в реализации действа.

Прогимназия Ns1755 г.Москвы работает по программе М.Красильниковой кК вершинам музыкального искусства, которая построена на произведениях крупных жанров: оперы, симфо­нии, кантаты, балеты. Потому проектная работа очень разнообразна. Оперная музыка позволяет показывать спектакли с приглашением профессио­нальных вокалистов на главные партии; исполнять самим детям сольные номера (при наличии в классе детей с яркими вокальными данными), инсцени­ровать оперный спектакль, выстраивать сцены, подбирать костюмы, ставить танцы. Оперные проекты проходят в тесной связи со школьными занятиями хора, где собираются ученики одной параллели, и являются обобщением работы на уро­ках музыки, не требуя большого дополнительного времени на репетиции, что важно в школах с по­вышенной нагрузкой. Спектакли всегда проходят при поддержке родителей, которые в дальнейшем становятся главными слушателями и ценителя­ми действа, создаваемого детьми. В течение года мы выпускаем один оперный спектакль ("Иван Сусанин" М.Глинки, "Князь Игорь" А.Бородина, "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Фев­ронии" Н.Римского-Корсакова).

Изучение симфонической музыки завершается проектом "Конкурс дирижёров", который прово­дится по параллелям. здесь творческая деятель­ность учащихся приходится на урок и связана с подбором пластических движений, подчиняющихся мелодической линии, характеру героев и раскры­вающих симфоническую драматургию. Сам конкурс становится итогом работы, проделанной в классе. Родители в этом конкурсе – слушатели и жюри. Вместе с взрослением детей, приобретением опыта такого вида деятельности меняются и усложняются движения, они становятся более точными, гибкими, тщательными. Выразительность рук дополняется мимикой, пластичностью. Лучшие дирижёры класса получают грамоты. Симфонические про­изведения проектной работы: Пятая симфония Л.Ветховена, Четвёртая симфония П.Чайковского, Сороковая симфония В.-А.Моцарта.

Широчайший простор для творческих инициа­тив детей предоставил проект "Детская симфония" И.Гайдна. Различные тембры детских инструмен­тов, работа в разных тембровых ансамблях, разно­образие оркестровки, овладение техникой записи партитуры, "новым" приёмом дирижирования доставляют не только большое удовольствие, но и требуют глубокого знания текста, понимания образного строя симфонии. А сравнение проектов разных лет позволяет оценивать свою конкретную работу, быть ответственным и самостоятельным.

Специфика прогимназии как школы с углу­блённым изучением немецкого языка позволила добавить в программу вокальные произведения, исполняемые на этом языке: "Кофейная кантата" И.-С.Ваха, вокальный цикл Ф.Шуберта "Прекрас­ная мельничиха".

При знакомстве с немецкой вокальной музыкой становится возможной интеграция уроков музыки и немецкого языка. Это позволяет решать одно­временно задачи двух предметов: с одной стороны, обеспечивает постижение немецкой классической музыки на языке оригинала, с другой - стимули­рует изучение языка.

Изучение произведений немецких композиторов на языке оригинала:

  • активизирует слушание вокальной музыки через восприятие немецкого текста;
  • развивает эмоциональную отзывчивость на му­зыку другой культуры;
  • помогает зрительно отрабатывать орфографию немецких слов при работе с текстами изучаемых произведений;
  • формирует навык подстрочного перевода с не­мецкого языка на русский;
  • знакомит учащихся с музыкальной культурой Германии на примерах музыки разных стилей: от барокко до романтизма (И.-С.Вах, Л.Ветховен, Ф.Шуберт).

Произведения такого типа представляют син­тез слова и музыки, но основную сложность для учителя составяет понимание текста (слушание, разбор, разучивание). Если в работе над вокальной музыкой, исполняемой на русском языке, всё ясно и понятно с методической точки зрения, то не­мецкий текст требует новых приёмов осмысления. Уместно отдельно проговаривать текст без пения, но интонационно выразительно, адекватно речевой интонации. Хорошие результаты даёт проговарива­ние текста в ритме разучиваемой мелодии. Особого внимания требуют распевы, которые отличаются от распевов на русском языке (на один звук иногда приходится два гласных звука и потому важно удержать чистоту интонации).

Проектная деятельность на уроках музыки по­зволяет вынести работу за рамки урока, повысив степень самостоятельности, инициативности уча­щихся, творческой реализации каждого: работа соло и в ансамбле (большом и малом); соединение разных граней единого процесса проектирования; возможность участия в подготовке декораций, оформлении сцен и др. Возникает еще один вари­ант творческого сотрудничества - дети с родите­лями, с учителями изобразительного искусства и др. Проект должен быть логичным, лаконичным и высокохудожественным. Складываясь из фрагмен­тов работы классов, групп, параллелей, проектная деятельность ориентирована на достижение нового уровня изученного материала.

Участие в проектной деятельности требует до­полнительных видов и форм активности учащихся, совместной деятельности, позволяющей каждому почувствовать себя нужным, причастным, сози­дающим общее, ощутить себя артистом, разделить аплодисменты с одноклассниками. Это многим неуверенным детям помогает почувствовать себя комфортно и раскрепощённо. Проектная деятель­ность доставляет также переживания новизны полученного результата.

В начальной школе дети могут участвовать не только в проектах, связанных с исполнением музыкальных произведений. Исследование, углу­блённое изучение произведений по силам детям начальной школы. Некоторые ученики находят интересные факты, связанные с изучаемыми операми, предлагают свои поэтические переводы фрагментов немецких текстов.

После изучения оперы А. Вородина "Князь Игорь" детям было предложено сочинить вторую арию князя Игоря, которую, как известно, со­бирался написать автор. Сочинение поэтических текстов предоставило детям возможность "допи­сать" оперу самим, а учителю проанализировать понимание детьми идеи оперы А. Вородина.

Для учителя организация проектной деятель­ности учащихся становится дидактическим сред­ством достижения высоких результатов обучения, для учащихся - возможностью проявить свои силы и способности, приложить знания, высту­пить на сцене. Но нельзя забывать и того, что, по мнению отечественных и зарубежных педагогов и психологов, проектное обучение не должно вы­теснять классно-урочную систему и становиться некоей панацеей, его следует использовать как до­полнение к другим видам прямого или косвенного обучения. И, как показывает опыт, метод творче­ских проектов, наряду с другими активными ме­тодами обучения, может эффективно применяться уже в начальных классах.

Автор: 
Искусство в школе: 
2013
№1.
С. 15-16

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.