Музыкально-проектная деятельность учащихся
Музыкально-проектная деятельность учащихся
Педагогическая концепция Д.Б.Кабалевского открыла уникальный путь приобщения детей общеобразовательной школы к музыкальной культуре. Это чётко выстроенная система, опирающаяся на закономерности музыкального искусства как "искусства интонируемого смысла". Педагогические идеи, заложенные в ней, не только не потеряли своей актуальности в наше время, но и нашли продолжение во всех программах по музыке, которые, каждая по своему, расширяют и углубляют идеи формирования музыкальной культуры современных детей как части их духовной культуры.
Настоящий учитель музыки старается решать проблему интереса к музыке, развивать эмоциональную отзывчивость, продуманное, осмысленное восприятие музыки, творческие возможности каждого ребенка, выбирать для уроков высокохудожественную музыку, познавать музыку как жизнь, претворять в своей работе многие другие идеи Д.Б.Кабалевского.
Поиск новых путей образования привёл к внедрению новых эффективных методов обучения, одним из которых является проектная деятельность, позволяющая:
- глубоко погружаться в драматургию музыкального жанра, постигая его специфику;
- интегрировать разные предметы начального образования в единое целое;
- приобрести и расширить опыт самостоятельного выбора деятельности учащимися;
- проявить инициативу в различных видах деятельности;
- развивать творческие способности;
- приобретать опыт сценического исполнения.
Проект предполагает обоснованную, спланированную, осознанную деятельность учащихся вместе с учителем. Проектная деятельность углубляет постижение учащимися изучаемого произведения, создаёт условия для выбора роли в силу предпочтений и способностей ребёнка, проявления инициативности в реализации действа.
Прогимназия Ns1755 г.Москвы работает по программе М.Красильниковой кК вершинам музыкального искусства, которая построена на произведениях крупных жанров: оперы, симфонии, кантаты, балеты. Потому проектная работа очень разнообразна. Оперная музыка позволяет показывать спектакли с приглашением профессиональных вокалистов на главные партии; исполнять самим детям сольные номера (при наличии в классе детей с яркими вокальными данными), инсценировать оперный спектакль, выстраивать сцены, подбирать костюмы, ставить танцы. Оперные проекты проходят в тесной связи со школьными занятиями хора, где собираются ученики одной параллели, и являются обобщением работы на уроках музыки, не требуя большого дополнительного времени на репетиции, что важно в школах с повышенной нагрузкой. Спектакли всегда проходят при поддержке родителей, которые в дальнейшем становятся главными слушателями и ценителями действа, создаваемого детьми. В течение года мы выпускаем один оперный спектакль ("Иван Сусанин" М.Глинки, "Князь Игорь" А.Бородина, "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Н.Римского-Корсакова).
Изучение симфонической музыки завершается проектом "Конкурс дирижёров", который проводится по параллелям. здесь творческая деятельность учащихся приходится на урок и связана с подбором пластических движений, подчиняющихся мелодической линии, характеру героев и раскрывающих симфоническую драматургию. Сам конкурс становится итогом работы, проделанной в классе. Родители в этом конкурсе – слушатели и жюри. Вместе с взрослением детей, приобретением опыта такого вида деятельности меняются и усложняются движения, они становятся более точными, гибкими, тщательными. Выразительность рук дополняется мимикой, пластичностью. Лучшие дирижёры класса получают грамоты. Симфонические произведения проектной работы: Пятая симфония Л.Ветховена, Четвёртая симфония П.Чайковского, Сороковая симфония В.-А.Моцарта.
Широчайший простор для творческих инициатив детей предоставил проект "Детская симфония" И.Гайдна. Различные тембры детских инструментов, работа в разных тембровых ансамблях, разнообразие оркестровки, овладение техникой записи партитуры, "новым" приёмом дирижирования доставляют не только большое удовольствие, но и требуют глубокого знания текста, понимания образного строя симфонии. А сравнение проектов разных лет позволяет оценивать свою конкретную работу, быть ответственным и самостоятельным.
Специфика прогимназии как школы с углублённым изучением немецкого языка позволила добавить в программу вокальные произведения, исполняемые на этом языке: "Кофейная кантата" И.-С.Ваха, вокальный цикл Ф.Шуберта "Прекрасная мельничиха".
При знакомстве с немецкой вокальной музыкой становится возможной интеграция уроков музыки и немецкого языка. Это позволяет решать одновременно задачи двух предметов: с одной стороны, обеспечивает постижение немецкой классической музыки на языке оригинала, с другой - стимулирует изучение языка.
Изучение произведений немецких композиторов на языке оригинала:
- активизирует слушание вокальной музыки через восприятие немецкого текста;
- развивает эмоциональную отзывчивость на музыку другой культуры;
- помогает зрительно отрабатывать орфографию немецких слов при работе с текстами изучаемых произведений;
- формирует навык подстрочного перевода с немецкого языка на русский;
- знакомит учащихся с музыкальной культурой Германии на примерах музыки разных стилей: от барокко до романтизма (И.-С.Вах, Л.Ветховен, Ф.Шуберт).
Произведения такого типа представляют синтез слова и музыки, но основную сложность для учителя составяет понимание текста (слушание, разбор, разучивание). Если в работе над вокальной музыкой, исполняемой на русском языке, всё ясно и понятно с методической точки зрения, то немецкий текст требует новых приёмов осмысления. Уместно отдельно проговаривать текст без пения, но интонационно выразительно, адекватно речевой интонации. Хорошие результаты даёт проговаривание текста в ритме разучиваемой мелодии. Особого внимания требуют распевы, которые отличаются от распевов на русском языке (на один звук иногда приходится два гласных звука и потому важно удержать чистоту интонации).
Проектная деятельность на уроках музыки позволяет вынести работу за рамки урока, повысив степень самостоятельности, инициативности учащихся, творческой реализации каждого: работа соло и в ансамбле (большом и малом); соединение разных граней единого процесса проектирования; возможность участия в подготовке декораций, оформлении сцен и др. Возникает еще один вариант творческого сотрудничества - дети с родителями, с учителями изобразительного искусства и др. Проект должен быть логичным, лаконичным и высокохудожественным. Складываясь из фрагментов работы классов, групп, параллелей, проектная деятельность ориентирована на достижение нового уровня изученного материала.
Участие в проектной деятельности требует дополнительных видов и форм активности учащихся, совместной деятельности, позволяющей каждому почувствовать себя нужным, причастным, созидающим общее, ощутить себя артистом, разделить аплодисменты с одноклассниками. Это многим неуверенным детям помогает почувствовать себя комфортно и раскрепощённо. Проектная деятельность доставляет также переживания новизны полученного результата.
В начальной школе дети могут участвовать не только в проектах, связанных с исполнением музыкальных произведений. Исследование, углублённое изучение произведений по силам детям начальной школы. Некоторые ученики находят интересные факты, связанные с изучаемыми операми, предлагают свои поэтические переводы фрагментов немецких текстов.
После изучения оперы А. Вородина "Князь Игорь" детям было предложено сочинить вторую арию князя Игоря, которую, как известно, собирался написать автор. Сочинение поэтических текстов предоставило детям возможность "дописать" оперу самим, а учителю проанализировать понимание детьми идеи оперы А. Вородина.
Для учителя организация проектной деятельности учащихся становится дидактическим средством достижения высоких результатов обучения, для учащихся - возможностью проявить свои силы и способности, приложить знания, выступить на сцене. Но нельзя забывать и того, что, по мнению отечественных и зарубежных педагогов и психологов, проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоей панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения. И, как показывает опыт, метод творческих проектов, наряду с другими активными методами обучения, может эффективно применяться уже в начальных классах.
Оставить комментарий