Музей и творческое развитие дошкольников

Н.Гаранина,
кандидат педагогических наук, научный сотрудник Института художественного образования» РАО, почетный работник образования г.Москвы

Музей и творческое развитие дошкольников

Мы все, живущие не только настоящим, но и верой в будущее,
хотим особо любовно и осторожно сохранить
период детского цветения от всяких грубых посягательств...
А.В.Бакушинский

Методы изучения художественного творчества и развития детей в России были разработаны психологом, искусствоведом и педагогом Анатолием Васильевичем Бакушинским, его учениками и последователями Г.В.Лабунской, Н.П.Сакулиной, Б.П.Юсовым и др. Под руковод­ством А.В.Бакушинского формировалась культура исследования в области художественного воспита­ния ребенка и отношение к нему, как к творческой личности.

А.В.Бакушинский заложил основы педагоги­ческого руководства художественно-творческим развитием детей, сформулировал принцип взаимо­зависимости процессов созерцания и созидания. По мнению доктора педагогических наук Н.Фоминой, А.В.Бакушинский по праву считается "основа­телем музейной педагогики как теоретической дисциплины, обосновывающей содержание и прин­ципы систематической работы с детьми в условиях художественного музея" [5].

Не секрет, что основными посетителями музеев в наши дни являются дети-школьники, а корни об­разовательной деятельности музеев уходят в конец XIX столетия, когда музеи активно включились в сферу интересов школы – начальной, средней, профессиональной. Но не было в этом содружестве опыта работы с дошкольниками. В наши дни до­школьников предпочитают приглашать в музеи, в основном, с родителями. Сознайтесь, что не каж­дый родитель готов посвятить свои выходные дни походам с малышом в музей.

ГОУ Детский сад 3e1951 города Москвы начал ра­ботать по программе "Музейная педагогика" с 1992 года как на договорных условиях (Программа с Музеем декоративно-прикладного и народного искусства на Делегатской и музеем *Палаты в 3арядьея, филиалом Государственного Исторического музея), так в форме одноразовых посещений музеев столицы (Музей музы­кальной культуры им. М.И.Глинки, Музей народных музыкальных инструментов, Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Третьяковская галерея, Дом-музей В.М.Васнецова, Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени, Музей кукол в Центральном театре кукол имени С.В.Образцова, Исторический музей, Музей-панорама *Бородинская битва, мемориальный комплекс *Поклонная гора, Усадьба "Коломенское", Биологический музей име­ни К.А.Тимирязева, Дарвиновский музей, Музей первопечатника Д.Сытина, Музей космонавтики с организацией концерта, посвященного Дню космонав­тики, Центральный музей вооруженных сил России, Политехнический музей и др.). Кроме этого, дети данного дошкольного учреждения были постоянными посетителями выставочных залов и театров столицы с Семейным Клубом выходного дня "Гармония".

Опыта работы с музеями Московского Кремля не было. В сентябре 2005 года Елена Михайловна Гаврилова, старший научный сотрудник, методист отдела музейной педагогики Музеев Кремля, еще сомневаясь в правильности своего решения, согла­силась заниматься с детьми 5–б лет нашего детского сада (на условиях договора о совместной научно-педагогической и экспериментальной деятельности).

Первое занятие, при всем профессионализме и виртуозности экскурсовода, не дало полного удо­влетворения по ряду причин: дети растерялись при виде огромного количества близко расположенных необычных экспонатов; буквально "потерялись" среди большого количества посетителей в узких проходах музея при одновременном проведении нескольких групп экскурсантов. Конечно, во мно­гих музеях наши дети "сталкивались" с другими посетителями, но такой плотности экскурсионных групп они еще не наблюдали. Сопровождавшие дошкольников взрослые с горечью наблюдали, с каким пренебрежением уступали дорогу малышам 

Художественное воспитание – не спорт, не «модная тема», а серьезное и ответственное дело жизни... наши дети – драгоценный наш культурный фонд, живая ткань с очень нежной и сложной организацией...

Задача педагога пробудить предельную творческую активность ребенка и помочь ему реализовать творческие образы в том или ином материале...

Лучше всего начать с реального действия – игры, с живой и яркой беседы – начать с возбуждения двигательного и зрительного воображения. Эти приёмы вызовут поток образов и потребность в их реализации.

А.В.Бакушинский

школьники и их сопрово­ждающие.

Проанализировав эту си­туацию и стараясь, чтобы малыши почувствовали му­зей своим домом, в котором живут радость, красота и познание, Елена Михайлов­на добилась, чтобы музей пошел на нетрадиционный эксперимент: наши экскур­сии стали начинаться не в 10 часов, а еще до открытия музея, в 9.30.

Надо было видеть вос­хищенные глаза дошколь­ников, когда им открылся свободный обзор всех экспо­натов во всем своем величии и великолепии! За детьми с улыбками наблюдали толь­ко смотрители залов и убор­щицы с пылесосами. По­лучая вопросы и задания от Елены Михайловны (напри­мер, найти сначала глазами, а затем показать тот или иной экспонат), малыши могли быстро передвигаться от одной витрины к другой, предлагая различные вари­анты решения заданий. При этом нельзя было забывать, что мы находимся в музее: выполнять задания быстро, но спокойно, без суеты и при этом говорить "музейным голосом". У детей появилась возможность посидеть на по­душечках, никому не мешая и свободно рассматривая объекты, или поспорить о величине и других особенностях заинтересовав­шего предмета, облачиться в доспехи воинов того времени. При желании - еще раз вернуться и рас­смотреть заинтересовавший экспонат музея.

В некоторых музеях имеются специальные помещения для занятий с детьми, где создаются условия для общения детей с произведениями искусства, организуется творческое взаимодей­ствие ребенка с миром культуры. На территории Московского Кремля такого помещения пока нет, поэтому основные творческие задания дети полу­чали как "домашние". Необходимо отметить, что Елена Михайловна не просто давала задания, но и часто приходила в детский сад, чтобы проверить, как дети их выполняют, дать свою оценку и пора­доваться вместе с малышами удачным вариантам.

После первого занятия Елена Михайловна пред­ложила детям задание нарисовать то, что больше всего поразило в музее.

На следующее утро мно­гие дети принесли рисун­ки, выполненные дома, а остальные сели рисовать в свободное время в груп­пе детского сада. Когда воспитатель разложила и расставила все готовые

шедевры на столах и мольбертах, в группе, сна­чала тихо, а потом все гром­че, раздался смех: на всех рисунках была изображена Шапка Мономаха.

- Нет, они все равно не такие красивые, как в му­зее, - придирчиво заметил Даниил.

- Конечно, некрасивые, они же просто нарисованы! - подтвердила Настя.

- Вот сказали! Мы что, можем шапку Мономаха как настоящую сделать?! - воз­разил Алеша.

- Может, все вместе по­пробуем? - неуверенно спро­сила Таня.

- У меня золота, меха и алмазов нет... Из чего же её делать? - очень тихо задал вопрос Паша (он даже стал слегка заикаться от волне­ния).

Воспитатель, немного обескураженная таким по­воротом дела, предложила посидеть и вместе решить, что можно придумать.

Вспомнили, какая была Шапка Мономаха в музее, чем она отличалась от обычных шапок:

- Золотая была, с драгоценными камнями (Георгий).

- Опушка на ней меховая (Маша).

- Ой, правда, у моей мамы такой воротник у зимнего пальто (Настя).

На следующее утро на стол воспитателя легли различные материалы, украшения, остатки меха и даже целый воротник (который впоследствии единогласно отказались использовать). Из чего же делать опушку?! Кто-то вспомнил, как мы однажды коллективно создавали Спасскую башню из наре­занных шерстяных ниток. Попробовали нарезать нитки разного цвета. Уложили в форме опушки шапки. Ура! Получилась опушка!

Все принесенные драгоценности, кроме жемчу­га, не пригодились (форма не та!). "Камни" сделали из пластилина, закрыв его фольгой и ленточками от упаковки живых цветов. По­лучилась шапка в натуральную величину музейного экспоната, только в рельефном изображе­нии. Родители не могли нагля­деться на нашу коллективную работу и радовались вместе с нами.

После занятия в Патриарших палатах дети рисовали сундуки, полавочники, печные изразцы.

- Интересно, а печка из наших 4образцовя сложится? (Вера)

- Сейчас узнаем! (Слава) В Крестовой Палате дети вни­мательно рассматривали посуду и  выбирали ту, которую можно было бы поставить на стол во время пира у князя Гвидона.

Елена Михайловна: "Сможе­те нарисовать ту посуду, которая вам понравилась?

- Попробуем!

- Вот такая золотая и сере­бряная посуда у нас получилась".

В 2006-2007 учебном году занятия с Еленой Михайловной начались на территории Кремля темой 4Чудеса города Кремль.

Е.М. Оглянитесь вокруг. На что похожа территория Кремля, с его домами, улицами, машина­ми, указателями, пешеходами? Правильно, на город. В этом городе есть пушка, из которой ни разу не стреляли, она весит 40 тонн - как 8 слонов. А Царь колокол весит как 200 слонов!

После занятия, при выходе территории Кремля, у Боровицких Ворот, де­тей ожидал сюрприз: воспитатели предложили ребятам сделать наброски любой понравившейся башни или любой достопримечательности города Кремль (дорисовывать будут в детском саду или дома). Бумага, карандаши, фломастеры легли на вновь окрашенные скамейки... Работа закипела!

Перед Новым годом Елена Михайловна загадоч­но сообщила, что сегодня будет не простое занятие, а занятие-сказка... Какая? Отгадайте!.. Конечно, сказка "Золушка".

Что же одевали в те времена на бал, а что носили постоянно? Смотрите внимательно и решайте, в чем могла бы Золушка появиться на балу?

- Кареты, кареты...

- Ах как их много у нас в Оружейной палате! Рассмотрим их внимательно и решим, в какой из них могла бы поехать на бал Золушка.

Помните, в сказке крестная просила Золушку вернуться с бала в 12 часов. Почему? (Дети отвеча­ют). А Золушка про этот наказ забыла. Может быть, вот эти часы стали отбивать двенадцать часов, когда Золушка вспомни­ла про наказ, заторопилась, убе­жала с бала и по дороге потеряла туфельку.

Настя: "Елена Михайловна, смотрите, я туфельку хрусталь­ную нашла на лестнице!"

Елена Михайловна: "Да, ско­рее всего, эта та туфелька, кото­рую потеряла Золушка... Наше занятие закончилось. У меня большая просьба: попробуйте создать бальное платье для Золушки, может быть похожее на платье, которое я достала для Юли из сундука".

"А еще для Золушки нужны кареты, много карет, чтобы она могла выбрать понравившуюся и поехать на бал".

По дороге в детский сад дети задумчиво молчали, а когда кто-то попытался в метро за­говорить, ему показали, что мы молчим. Но в детском саду начался ураган предложений, высказываний, фантазий, не было только сомнений в том, что может что-то не получиться. Решили, что модели платьев бу­дут придумывать ("создавать", как сказала Елена Михайловна!) девочки с мамами, а кареты - мальчики с папами. Таня не согласилась: она сказала, что может придумать с папой карету для Золушки, а с мамой - платье для нее).

Вечером с каждым родителем состоялся "тай­ный" разговор о задании, о планах их детей, о том, как все необходимо корректировать, не нарушая фантазию детей. Мамы обещали помочь друг другу с тканями для платьев, а утром следующего дня мальчики были в восторге от огромного количества фольги, конфетных оберток, упаковочной бумаги для цветов, ленточек и шуршащих полосок, приго­товленных для них воспитателями (не без помощи родителей!).

"Мастера" все внимательно разглядывали, раз­глаживали, мяли, просматривали на свет (только на зуб не пробовали!), ну, в общем, выбирали ма­териал для карет, чтобы они получились красивые и главное - не одинаковые! Завершающие штрихи в детском саду.

Бальные платья для Золушки "шились" дома с мамами, а в детском саду девочкам уже без помощи мам нужно было приклеить их на цветные листы  бумаги, чтобы получи­лась ширма со всеми моделями. Все эти рабо­ты были представлены не только на юбилей­ной выставке, посвя­щенной 200-летию Мо­сковского Кремля, но и в Музее декоративно-прикладного и народ­ного искусства на Де­легатской.

Однажды вечером воспитатель стала сви­детелем разговора не­скольких детей о том, что Елена Михайловна и на занятия в музее, и в детский сад приходит с куклами-проводниками (Гвидоном, Царевичем, Золушкой, Боярышней, Царём и др.).

- А у нас в детском саду таких кукол нет! (Георгий)

- Давайте царя сделаем,– предложил Слава.

-  А где возьмем такую куклу? – засомневалась Лиза.

Воспитатель предложила посоветоваться с педагогом дополнительного образования В.М.Муцетони. Валентина Михайловна дала со­гласие «создать царя» из папье-маше. Сказано – сделано. Колдовать над голеньким царем про­должали только взрослые, а дети расписывали гелевыми красками плато Царя, собирали бусинки для сапог, венца, державы и скипетра. Шкурки (беличьи, кроличьи), ткани – все это приносили родители, которые радовались удачным находкам не меньше детей и воспитателей. При этом была собрана целая коллекция изображений русских царей. Вот такой Царь (высота его 65 см) теперь «живёт» в детском саду 3e1951 города Москвы. (См. цв. илл. на 3-ей стр. обложки.)

Хочется отметить, что все педагоги дошкольно­го учреждения старались, чтобы дети выполняли творческие задания с использованием различных нетрадиционных материалов и в различной тех­нике исполнения. Вместе с родителями они под­держивали стремление детей выполнить задания красиво, изящно, с выдумкой, максимально при­ближаясь к той красоте, которая их поражала в музеях Московского Кремля. Вместе с малышами и педагогами постоянно (не только на экскурсиях) работала и наш экскурсовод Григорьева Елена Ми­хайловна. Работала тоже творчески, как и наши дети. Стимулом для малышей служили оценки их работ в детском саду друзьями, воспитателями, родителями, Еленой Михайловной. Стимулом же для самой Елены Михайловны, думаю, была без­заветная любовь к своей работе, к детям, желание привить малышам любовь к Родине, любимому городу, гордость за принадлежность к традициям и мастерству своего народа.

Литература:

  1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и вос­питание. – М.: Издательский дом «Карапуз». – 2009.
  2. Бердяев Н.А. Смысл творчества. – М.: Хранитель, 2007. – 668с.
  3. Кудрявцев В.Т., Слободчиков В.И., Школяр Л.В. Культуросообразное образование: концептуальные основания./ Известия РАО. – 2001. –3e4. – С.4-64.
  4. Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1995. – 48 с.
  5. Фомина Н.Н. Художественно-творческое развитие детей по А.В.Бакушинскому. – М., 2009. – С. 5-302.

От редакции. Дорогой читатель! В Вашем городе или селе нет Кремля, нет Оружейной палаты, Музея имени М.И.Глинки и Третьяковской галереи? Но дело ведь не в мировом масштабе музеев и памятников! Наверняка и в Вашем окружении есть значимые для людей памятники и учреждения культуры, в содружестве с которыми Вы сможе­те не менее успешно решать те же педагогические задачи, вести по существу ту же работу, которую ведут и описывают ваши столичные коллеги.

 

Чем разнообразнее будут по своим свойствам материалы, чем больше их обработка будет развивать органы восприятия ребенка, ...тем полнее и разностороннее будет протекать процесс его художественного воспитания...

Раньше у ребенка преобладала память действий, теперь крепнет память вещей, а с нею – способность сопоставления, различения, определения сходства или несходства продуктов его творчества с предметами внешнего мира...

Иногда лучше не настаивать на высказываниях, не допускать насильственного вымучивания ответов... иногда лучше помолчать...

А.В.Бакушинский

 
Автор: 
Искусство в школе: 
2013
№1.
С. 17-20

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.