Музей и творческое развитие дошкольников
Музей и творческое развитие дошкольников
Методы изучения художественного творчества и развития детей в России были разработаны психологом, искусствоведом и педагогом Анатолием Васильевичем Бакушинским, его учениками и последователями Г.В.Лабунской, Н.П.Сакулиной, Б.П.Юсовым и др. Под руководством А.В.Бакушинского формировалась культура исследования в области художественного воспитания ребенка и отношение к нему, как к творческой личности.
А.В.Бакушинский заложил основы педагогического руководства художественно-творческим развитием детей, сформулировал принцип взаимозависимости процессов созерцания и созидания. По мнению доктора педагогических наук Н.Фоминой, А.В.Бакушинский по праву считается "основателем музейной педагогики как теоретической дисциплины, обосновывающей содержание и принципы систематической работы с детьми в условиях художественного музея" [5].
Не секрет, что основными посетителями музеев в наши дни являются дети-школьники, а корни образовательной деятельности музеев уходят в конец XIX столетия, когда музеи активно включились в сферу интересов школы – начальной, средней, профессиональной. Но не было в этом содружестве опыта работы с дошкольниками. В наши дни дошкольников предпочитают приглашать в музеи, в основном, с родителями. Сознайтесь, что не каждый родитель готов посвятить свои выходные дни походам с малышом в музей.
ГОУ Детский сад 3e1951 города Москвы начал работать по программе "Музейная педагогика" с 1992 года как на договорных условиях (Программа с Музеем декоративно-прикладного и народного искусства на Делегатской и музеем *Палаты в 3арядьея, филиалом Государственного Исторического музея), так в форме одноразовых посещений музеев столицы (Музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки, Музей народных музыкальных инструментов, Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Третьяковская галерея, Дом-музей В.М.Васнецова, Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени, Музей кукол в Центральном театре кукол имени С.В.Образцова, Исторический музей, Музей-панорама *Бородинская битва, мемориальный комплекс *Поклонная гора, Усадьба "Коломенское", Биологический музей имени К.А.Тимирязева, Дарвиновский музей, Музей первопечатника Д.Сытина, Музей космонавтики с организацией концерта, посвященного Дню космонавтики, Центральный музей вооруженных сил России, Политехнический музей и др.). Кроме этого, дети данного дошкольного учреждения были постоянными посетителями выставочных залов и театров столицы с Семейным Клубом выходного дня "Гармония".
Опыта работы с музеями Московского Кремля не было. В сентябре 2005 года Елена Михайловна Гаврилова, старший научный сотрудник, методист отдела музейной педагогики Музеев Кремля, еще сомневаясь в правильности своего решения, согласилась заниматься с детьми 5–б лет нашего детского сада (на условиях договора о совместной научно-педагогической и экспериментальной деятельности).
Первое занятие, при всем профессионализме и виртуозности экскурсовода, не дало полного удовлетворения по ряду причин: дети растерялись при виде огромного количества близко расположенных необычных экспонатов; буквально "потерялись" среди большого количества посетителей в узких проходах музея при одновременном проведении нескольких групп экскурсантов. Конечно, во многих музеях наши дети "сталкивались" с другими посетителями, но такой плотности экскурсионных групп они еще не наблюдали. Сопровождавшие дошкольников взрослые с горечью наблюдали, с каким пренебрежением уступали дорогу малышам
Художественное воспитание – не спорт, не «модная тема», а серьезное и ответственное дело жизни... наши дети – драгоценный наш культурный фонд, живая ткань с очень нежной и сложной организацией... Задача педагога пробудить предельную творческую активность ребенка и помочь ему реализовать творческие образы в том или ином материале... Лучше всего начать с реального действия – игры, с живой и яркой беседы – начать с возбуждения двигательного и зрительного воображения. Эти приёмы вызовут поток образов и потребность в их реализации. |
А.В.Бакушинский |
школьники и их сопровождающие.
Проанализировав эту ситуацию и стараясь, чтобы малыши почувствовали музей своим домом, в котором живут радость, красота и познание, Елена Михайловна добилась, чтобы музей пошел на нетрадиционный эксперимент: наши экскурсии стали начинаться не в 10 часов, а еще до открытия музея, в 9.30.
Надо было видеть восхищенные глаза дошкольников, когда им открылся свободный обзор всех экспонатов во всем своем величии и великолепии! За детьми с улыбками наблюдали только смотрители залов и уборщицы с пылесосами. Получая вопросы и задания от Елены Михайловны (например, найти сначала глазами, а затем показать тот или иной экспонат), малыши могли быстро передвигаться от одной витрины к другой, предлагая различные варианты решения заданий. При этом нельзя было забывать, что мы находимся в музее: выполнять задания быстро, но спокойно, без суеты и при этом говорить "музейным голосом". У детей появилась возможность посидеть на подушечках, никому не мешая и свободно рассматривая объекты, или поспорить о величине и других особенностях заинтересовавшего предмета, облачиться в доспехи воинов того времени. При желании - еще раз вернуться и рассмотреть заинтересовавший экспонат музея.
В некоторых музеях имеются специальные помещения для занятий с детьми, где создаются условия для общения детей с произведениями искусства, организуется творческое взаимодействие ребенка с миром культуры. На территории Московского Кремля такого помещения пока нет, поэтому основные творческие задания дети получали как "домашние". Необходимо отметить, что Елена Михайловна не просто давала задания, но и часто приходила в детский сад, чтобы проверить, как дети их выполняют, дать свою оценку и порадоваться вместе с малышами удачным вариантам.
После первого занятия Елена Михайловна предложила детям задание нарисовать то, что больше всего поразило в музее.
На следующее утро многие дети принесли рисунки, выполненные дома, а остальные сели рисовать в свободное время в группе детского сада. Когда воспитатель разложила и расставила все готовые
шедевры на столах и мольбертах, в группе, сначала тихо, а потом все громче, раздался смех: на всех рисунках была изображена Шапка Мономаха.
- Нет, они все равно не такие красивые, как в музее, - придирчиво заметил Даниил.
- Конечно, некрасивые, они же просто нарисованы! - подтвердила Настя.
- Вот сказали! Мы что, можем шапку Мономаха как настоящую сделать?! - возразил Алеша.
- Может, все вместе попробуем? - неуверенно спросила Таня.
- У меня золота, меха и алмазов нет... Из чего же её делать? - очень тихо задал вопрос Паша (он даже стал слегка заикаться от волнения).
Воспитатель, немного обескураженная таким поворотом дела, предложила посидеть и вместе решить, что можно придумать.
Вспомнили, какая была Шапка Мономаха в музее, чем она отличалась от обычных шапок:
- Золотая была, с драгоценными камнями (Георгий).
- Опушка на ней меховая (Маша).
- Ой, правда, у моей мамы такой воротник у зимнего пальто (Настя).
На следующее утро на стол воспитателя легли различные материалы, украшения, остатки меха и даже целый воротник (который впоследствии единогласно отказались использовать). Из чего же делать опушку?! Кто-то вспомнил, как мы однажды коллективно создавали Спасскую башню из нарезанных шерстяных ниток. Попробовали нарезать нитки разного цвета. Уложили в форме опушки шапки. Ура! Получилась опушка!
Все принесенные драгоценности, кроме жемчуга, не пригодились (форма не та!). "Камни" сделали из пластилина, закрыв его фольгой и ленточками от упаковки живых цветов. Получилась шапка в натуральную величину музейного экспоната, только в рельефном изображении. Родители не могли наглядеться на нашу коллективную работу и радовались вместе с нами.
После занятия в Патриарших палатах дети рисовали сундуки, полавочники, печные изразцы.
- Интересно, а печка из наших 4образцовя сложится? (Вера)
- Сейчас узнаем! (Слава) В Крестовой Палате дети внимательно рассматривали посуду и выбирали ту, которую можно было бы поставить на стол во время пира у князя Гвидона.
Елена Михайловна: "Сможете нарисовать ту посуду, которая вам понравилась?
- Попробуем!
- Вот такая золотая и серебряная посуда у нас получилась".
В 2006-2007 учебном году занятия с Еленой Михайловной начались на территории Кремля темой 4Чудеса города Кремль.
Е.М. Оглянитесь вокруг. На что похожа территория Кремля, с его домами, улицами, машинами, указателями, пешеходами? Правильно, на город. В этом городе есть пушка, из которой ни разу не стреляли, она весит 40 тонн - как 8 слонов. А Царь колокол весит как 200 слонов!
После занятия, при выходе территории Кремля, у Боровицких Ворот, детей ожидал сюрприз: воспитатели предложили ребятам сделать наброски любой понравившейся башни или любой достопримечательности города Кремль (дорисовывать будут в детском саду или дома). Бумага, карандаши, фломастеры легли на вновь окрашенные скамейки... Работа закипела!
Перед Новым годом Елена Михайловна загадочно сообщила, что сегодня будет не простое занятие, а занятие-сказка... Какая? Отгадайте!.. Конечно, сказка "Золушка".
Что же одевали в те времена на бал, а что носили постоянно? Смотрите внимательно и решайте, в чем могла бы Золушка появиться на балу?
- Кареты, кареты...
- Ах как их много у нас в Оружейной палате! Рассмотрим их внимательно и решим, в какой из них могла бы поехать на бал Золушка.
Помните, в сказке крестная просила Золушку вернуться с бала в 12 часов. Почему? (Дети отвечают). А Золушка про этот наказ забыла. Может быть, вот эти часы стали отбивать двенадцать часов, когда Золушка вспомнила про наказ, заторопилась, убежала с бала и по дороге потеряла туфельку.
Настя: "Елена Михайловна, смотрите, я туфельку хрустальную нашла на лестнице!"
Елена Михайловна: "Да, скорее всего, эта та туфелька, которую потеряла Золушка... Наше занятие закончилось. У меня большая просьба: попробуйте создать бальное платье для Золушки, может быть похожее на платье, которое я достала для Юли из сундука".
"А еще для Золушки нужны кареты, много карет, чтобы она могла выбрать понравившуюся и поехать на бал".
По дороге в детский сад дети задумчиво молчали, а когда кто-то попытался в метро заговорить, ему показали, что мы молчим. Но в детском саду начался ураган предложений, высказываний, фантазий, не было только сомнений в том, что может что-то не получиться. Решили, что модели платьев будут придумывать ("создавать", как сказала Елена Михайловна!) девочки с мамами, а кареты - мальчики с папами. Таня не согласилась: она сказала, что может придумать с папой карету для Золушки, а с мамой - платье для нее).
Вечером с каждым родителем состоялся "тайный" разговор о задании, о планах их детей, о том, как все необходимо корректировать, не нарушая фантазию детей. Мамы обещали помочь друг другу с тканями для платьев, а утром следующего дня мальчики были в восторге от огромного количества фольги, конфетных оберток, упаковочной бумаги для цветов, ленточек и шуршащих полосок, приготовленных для них воспитателями (не без помощи родителей!).
"Мастера" все внимательно разглядывали, разглаживали, мяли, просматривали на свет (только на зуб не пробовали!), ну, в общем, выбирали материал для карет, чтобы они получились красивые и главное - не одинаковые! Завершающие штрихи в детском саду.
Бальные платья для Золушки "шились" дома с мамами, а в детском саду девочкам уже без помощи мам нужно было приклеить их на цветные листы бумаги, чтобы получилась ширма со всеми моделями. Все эти работы были представлены не только на юбилейной выставке, посвященной 200-летию Московского Кремля, но и в Музее декоративно-прикладного и народного искусства на Делегатской.
Однажды вечером воспитатель стала свидетелем разговора нескольких детей о том, что Елена Михайловна и на занятия в музее, и в детский сад приходит с куклами-проводниками (Гвидоном, Царевичем, Золушкой, Боярышней, Царём и др.).
- А у нас в детском саду таких кукол нет! (Георгий)
- Давайте царя сделаем,– предложил Слава.
- А где возьмем такую куклу? – засомневалась Лиза.
Воспитатель предложила посоветоваться с педагогом дополнительного образования В.М.Муцетони. Валентина Михайловна дала согласие «создать царя» из папье-маше. Сказано – сделано. Колдовать над голеньким царем продолжали только взрослые, а дети расписывали гелевыми красками плато Царя, собирали бусинки для сапог, венца, державы и скипетра. Шкурки (беличьи, кроличьи), ткани – все это приносили родители, которые радовались удачным находкам не меньше детей и воспитателей. При этом была собрана целая коллекция изображений русских царей. Вот такой Царь (высота его 65 см) теперь «живёт» в детском саду 3e1951 города Москвы. (См. цв. илл. на 3-ей стр. обложки.)
Хочется отметить, что все педагоги дошкольного учреждения старались, чтобы дети выполняли творческие задания с использованием различных нетрадиционных материалов и в различной технике исполнения. Вместе с родителями они поддерживали стремление детей выполнить задания красиво, изящно, с выдумкой, максимально приближаясь к той красоте, которая их поражала в музеях Московского Кремля. Вместе с малышами и педагогами постоянно (не только на экскурсиях) работала и наш экскурсовод Григорьева Елена Михайловна. Работала тоже творчески, как и наши дети. Стимулом для малышей служили оценки их работ в детском саду друзьями, воспитателями, родителями, Еленой Михайловной. Стимулом же для самой Елены Михайловны, думаю, была беззаветная любовь к своей работе, к детям, желание привить малышам любовь к Родине, любимому городу, гордость за принадлежность к традициям и мастерству своего народа.
Литература:
- Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. – М.: Издательский дом «Карапуз». – 2009.
- Бердяев Н.А. Смысл творчества. – М.: Хранитель, 2007. – 668с.
- Кудрявцев В.Т., Слободчиков В.И., Школяр Л.В. Культуросообразное образование: концептуальные основания./ Известия РАО. – 2001. –3e4. – С.4-64.
- Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1995. – 48 с.
- Фомина Н.Н. Художественно-творческое развитие детей по А.В.Бакушинскому. – М., 2009. – С. 5-302.
От редакции. Дорогой читатель! В Вашем городе или селе нет Кремля, нет Оружейной палаты, Музея имени М.И.Глинки и Третьяковской галереи? Но дело ведь не в мировом масштабе музеев и памятников! Наверняка и в Вашем окружении есть значимые для людей памятники и учреждения культуры, в содружестве с которыми Вы сможете не менее успешно решать те же педагогические задачи, вести по существу ту же работу, которую ведут и описывают ваши столичные коллеги.
Чем разнообразнее будут по своим свойствам материалы, чем больше их обработка будет развивать органы восприятия ребенка, ...тем полнее и разностороннее будет протекать процесс его художественного воспитания...
Раньше у ребенка преобладала память действий, теперь крепнет память вещей, а с нею – способность сопоставления, различения, определения сходства или несходства продуктов его творчества с предметами внешнего мира...
Иногда лучше не настаивать на высказываниях, не допускать насильственного вымучивания ответов... иногда лучше помолчать...
А.В.Бакушинский
Оставить комментарий