Информационная компетентность педагога дополнительного образования
Информационная компетентность педагога дополнительного образования
Педагог дополнительного образования – специалист, непосредственно реализующий общеобразовательные и общеразвивающие программы различной направленности, ориентирован на развитие личностных качеств обучающихся. Он комплектует творческие объединения, организует образовательную деятельность, обеспечивая обоснованный выбор ребёнком её форм, методов и содержания во внеучебное время. Профессиональная состоятельность педагога зависит от искреннего согласия детей и подростков сотрудничать с ним, от подлинного педагогического авторитета. Невозможно заставить детей посещать дополнительные занятия, которые им не нравятся, не удовлетворяют их духовные запросы.
Сегодня педагог обязательно должен обладать так называемой "двойной компетенцией", то есть, помимо сугубо традиционных профессиональных знаний, иметь современные знания и навыки работы с информационными технологиями, высокую информационную культуру.
Концепция дополнительного образования диктует необходимость обновления содержания общеобразовательных дополнительных программ; включения обучающихся в современные визуально-эстетические практики (видео, кино, телевидение, современное сценическое искусство, дизайн, веб-дизайн и др.); сетевые технологии: участие в проектах, предусматривающих коммуникацию и кооперацию с детьми и взрослыми с использованием ресурсов и сервисов Интернета, постоянное совершенствование информационной компетентности педагога.
На базе Центра "Романтик" в 2012–2013 учебном году начал свою работу постоянно действующий педагогический семинар 4Использование информационных технологий в дополнительном образовании детей (декоративно-прикладное направление). занятия проводятся в соответствии с программой "Информ+", основная цель которой – последовательное освоение педагогом информационных и Интернет-технологий, необходимых в организации образовательной деятельности детей в области декоративно-прикладного творчества.
задачи программы: расширить представления педагога об имеющихся ресурсах в Интернете, рекомендованных для использования в образовательном процессе ДОД; показать возможности их использования при подготовке и проведении занятий творческой студии; ознакомить педагогов с возможностями технологично представлять свой опыт и опыт обучающихся средствами ИКТ.
Программа основывается на идеях компетентностного подхода, с позиций которого профессионализм педагога можно рассматривать как синтез компетентностей, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие. занятия проходят 2 раза в месяц в специально оборудованном компьютерном классе. Основная форма – семинар, который включает в себя обсуждение теоретических вопросов, обмен педагогическим опытом и практическую часть. Семинар объединил педагогов художественного направления Щёлковского муниципального района.
3а время обучения педагоги получили практический опыт создания простых дидактических материалов в программе Word, изучили расширенные возможности форматирования документа; создали несколько вариантов схем плетения в редакторе "Рaint"; попробовали в работе специализированные программы по рукоделию "Biserhelp" и "Beadwork". Серия семинаров была посвящена проектной деятельности: обсуждались темы творческих проектов, формы их представления и защиты, были созданы общие методические рекомендации для педагогов Центра по сопровождению проектной деятельности обучающихся. Отдельный семинар был посвящён вопросам сетевого взаимодействия: рассматривались возможности почтовых сервисов, социальных обществ и Интернет дневников, персональных сайтов педагога. Наибольший интерес участников вызвали практические занятия "Виртуальная экскурсия в Гусь-Хрустальный" и "Полезные ресурсы сети Интернет". Все педагоги создали рекламные визитки своих творческих объединений, электронные портфолио студий, персональные страницы и сайты, провели виртуальные экскурсии, активно внедряя в работу технологии проектной деятельности.
Интерес педагогов вызывают проблемы не только неоспоримых преимуществ использования ИКТ для творческого развития детей, их любознательности, расширения самостоятельной деятельности, но и возможных негативных последствий. Так, в связи с огромными объёмами информации, которые заложены в используемых электронных справочниках, энциклопедиях, Интернет-порталах, может наблюдаться не концентрация, а наоборот отвлечение внимания обучающихся. Использование готовых решений и образцов, в избытке предлагаемых на сайтах в Интернете, может приводить к формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к творческой деятельности. Кроме того, неоправданное или излишнее привлечение ИКТ-средств может отражаться на здоровье всех участников образовательного процесса. Всё это должно учитываться в практической деятельности педагога.
Оставить комментарий