Информационная компетентность педагога дополнительного образования

Н.Несмеянова,
педагог дополнительного образования Центра «Романтик», г.Щелково Московской обл.

Информационная компетентность педагога дополнительного образования

Профессиональная деятельность педагога до­полнительного образования за последние несколько лет претерпела значительные изменения. Развитие современного общества диктует особые условия организации образовательного процес­са в учреждении дополнительного образования; актуализирует поиск новых методов работы с об­учающимися, внедрение современных технологий; предъявляет новые требования к профессиональ­ной компетентности педагога.

Педагог дополнительного образования – спе­циалист, непосредственно реализующий общеоб­разовательные и общеразвивающие программы различной направленности, ориентирован на развитие личностных качеств обучающихся. Он комплектует творческие объединения, организует образовательную деятельность, обеспечивая обо­снованный выбор ребёнком её форм, методов и со­держания во внеучебное время. Профессиональная состоятельность педагога зависит от искреннего согласия детей и подростков сотрудничать с ним, от подлинного педагогического авторитета. Невоз­можно заставить детей посещать дополнительные занятия, которые им не нравятся, не удовлетворя­ют их духовные запросы.

Сегодня педагог обязательно должен обладать так называемой "двойной компетенцией", то есть, помимо сугубо традиционных профессиональных знаний, иметь современные знания и навыки ра­боты с информационными технологиями, высокую информационную культуру.

Концепция дополнительного образования диктует необходимость обновления содержания общеобразо­вательных дополнительных программ; включения обучающихся в современные визуально-эстетиче­ские практики (видео, кино, телевидение, совре­менное сценическое искусство, дизайн, веб-дизайн и др.); сетевые технологии: участие в проектах, предусматривающих коммуникацию и кооперацию с детьми и взрослыми с использованием ресурсов и сервисов Интернета, постоянное совершенствование информационной компетентности педагога.

На базе Центра "Романтик" в 2012–2013 учеб­ном году начал свою работу постоянно действую­щий педагогический семинар 4Использование информационных технологий в дополнительном образовании детей (декоративно-прикладное на­правление). занятия проводятся в соответствии с программой "Информ+", основная цель которой – последовательное освоение педагогом информа­ционных и Интернет-технологий, необходимых в организации образовательной деятельности детей в области декоративно-прикладного творчества.

задачи программы: расширить представления педагога об имеющихся ресурсах в Интернете, рекомендованных для использования в образо­вательном процессе ДОД; показать возможности их использования при подготовке и проведении занятий творческой студии; ознакомить педагогов с возможностями технологично представлять свой опыт и опыт обучающихся средствами ИКТ.

Программа основывается на идеях компетент­ностного подхода, с позиций которого профессио­нализм педагога можно рассматривать как синтез компетентностей, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие. занятия проходят 2 раза в месяц в специально оборудованном компьютерном классе. Основная форма – семинар, который включает в себя обсуждение теоретических вопросов, обмен педагогическим опытом и практическую часть. Семинар объединил педагогов художественного на­правления Щёлковского муниципального района.

3а время обучения педагоги получили прак­тический опыт создания простых дидактических материалов в программе Word, изучили расши­ренные возможности форматирования документа; создали несколько вариантов схем плетения в редакторе "Рaint"; попробовали в работе специали­зированные программы по рукоделию "Biserhelp" и "Beadwork". Серия семинаров была посвяще­на проектной деятельности: обсуждались темы творческих проектов, формы их представления и защиты, были созданы общие методические рекомендации для педагогов Центра по сопровождению проектной деятельности обучающихся. Отдельный семинар был посвящён вопросам сетевого взаимо­действия: рассматривались возможности почтовых сервисов, социальных обществ и Интернет дневни­ков, персональных сайтов педагога. Наибольший интерес участников вызвали практические занятия "Виртуальная экскурсия в Гусь-Хрустальный" и "Полезные ресурсы сети Интернет". Все педагоги создали рекламные визитки своих творческих объ­единений, электронные портфолио студий, персо­нальные страницы и сайты, провели виртуальные экскурсии, активно внедряя в работу технологии проектной деятельности.

Интерес педагогов вызывают проблемы не только неоспоримых преимуществ использова­ния ИКТ для творческого развития детей, их любознательности, расширения самостоятельной деятельности, но и возможных негативных по­следствий. Так, в связи с огромными объёмами информации, которые заложены в используемых электронных справочниках, энциклопедиях, Интернет-порталах, может наблюдаться не кон­центрация, а наоборот отвлечение внимания обучающихся. Использование готовых решений и образцов, в избытке предлагаемых на сайтах в Интернете, может приводить к формированию шаблонного мышления, формального и безыни­циативного отношения к творческой деятельно­сти. Кроме того, неоправданное или излишнее привлечение ИКТ-средств может отражаться на здоровье всех участников образовательного про­цесса. Всё это должно учитываться в практиче­ской деятельности педагога.

 

Искусство в школе: 
2015
№2.
С. 62-63

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.