ИКТ и развитие литературной одаренности

О.Юдушкина,
кандидат филологических наук, научный сотрудник ИХО РАО

ИКТ и развитие литературной одаренности

Литературная одарённость, в основе которой лежат не только способности к усвоению предметов

"Литература" и "Русский язык", но и к созданию литературных произведений в различных жанрах, является одним из видов художественно-эстетической одарённости. Под ней понимается ярко выраженная способность ребёнка мыслить художественными об­разами и воплощать свои мысли и переживания в произведениях словесного искусства.

Согласно ФГОС, на уроках словесности должны использоваться компьютерные и информационно­коммуникационные средства, экранно-звуковые по­собия и технические средства обучения.

Активное обращение к средствам ИКТ в ходе экс­периментальной деятельности или на привычных уро­ках литературы имеет свои плюсы. Многие учителя подчас сами приходят к выводу о целесообразности такой работы с учащимися. Особое внимание всё же стоит уделить дополнительному образованию, а также внеклассной работе – ведь именно в этом рус­ле зарождается и имеет своё продолжение развитие литературно одарённых детей.

Несмотря на сложности, присутствующие в образо­вательной среде (загруженность школьников, большой информационный поток, представленный как в СМИ, так и в Интернете), учащиеся средних школ, особенно те, чей творческий потенциал позволяет проявить свои возможности, охотно участвуют во внеклассной работе – такой, как деятельность кружков, дополнительные занятия, консультации, экскурсионная деятельность и др. Конечно, в современных условиях, особенно на периферии, не всегда получается использовать инфор­мационные технологии во внеурочной деятельности. Тем не менее мы наблюдаем тенденцию повышения интереса к такой работе среди школьников (чаще всего творческий "продукт" создаётся дома, в привычной для ребёнка обстановке, но задача по созданию этого "продукта" всё-таки формулируется в стенах учебно­го заведения). Для сегодняшнего школьника новое и доступное – всегда интересное и захватывающее. Поэтому использование учителем на уроках медиа­носителей, электронных досок, презентационного ма­териала, ставшее уже обычным явлением, принимает иные очертания в руках самих детей. Самостоятельная работа учащихся при разработке творческого "про­дукта" (иллюстративный материал в виде сочинений, рецензий, квазинаучных литературоведческих статей, презентационный материал, составление школьной библиотеки, участие в кружковой работе и др.) подчас становится толчком к проявлению креативных способ­ностей, особенно в развитии литературной одарённости детей и юношества.

Рассмотрим, какие средства ИКТ являются наи­более популярными во внеклассной работе при раз- витии литературно одарённых подростков, и к каким формам обращаются сами учащиеся при создании оригинального творческого "продукта".

Частое обращение учителей на уроках литературы к цифровым носителям, а именно презентациям по биографиям писателей, электронным иллюстрациям, видео- и аудиозаписям, создаёт особую атмосферу во время обучения. И если учитель обращается к учени­кам с просьбой найти и подготовить дополнительный материал к урокам, то одной из самых действенных форм станет презентация. Учащиеся при подготовке задания могут использовать непосредственно Интер­нет, на полезных сайтах которого в широком доступе есть много интересного цифрового материала. Проа­нализировав нужную информацию с сайтов, школь­нику предстоит создать собственный творческий "продукт". Этот вид работы развивает самостоятель­ность выбора, умение логически выстроить будущее сообщение, возможность оригинально преподнести использованный материал, а главное – выявить по­тенциал ученика в литературной деятельности. Ведь создание презентации подразумевает не механическое копирование материалов из Интернета, а творческий процесс – создание оригинальных текстов в разных стилях, жанрах. И такая работа непременно привле­чёт внимание именно литературно одарённых детей.

Базовых цифровых программ, необходимых для подготовки литературной презентации, в современ­ном образовательном пространстве предостаточно. Обращение к таким формам электронных ресурсов, как учебные сайты, группы в социальных сетях, интернет-библиотеки, аудио- и видео-коллекции, позволяет расширить границы доступа к многооб­разным цифровым ресурсам, а также представить презентационный материал на платформах различ­ного программного обеспечения. Самой удобной и популярной программой является PowerPoint, воз­можности которой позволяют создавать слайдовую презентацию с текстовыми, иллюстрационными, аудио- и видео-вставками, а также отмечать гиперс­сылки сайтов, дополняющие основной презентацион­ный материал. Учащиеся обращаются к электронным ресурсам, способствующим расширению общей эруди­ции, развитию творческих способностей, обогащению запаса технических умений и навыков при создании электронного творческого "продукта", в нашем слу­чае – литературной презентации.

Большой популярностью у учителей и родителей пользуются медиаколлекции 1С: образовательные программы на этой платформе содержательны, по­знавательны, богаты иллюстрациями, различными аудио- и видео-вставками, доступны как взрослому пользователю, так и школьнику. Несомненно, та­кие цифровые программы способствуют развитию литературных способностей, ведь "живая" подача творчества литератора – прямой путь к пробуждению оригинального творчества учащихся. При подготовке литературной презентации ученик обращается к по­добному материалу, анализирует его, прослеживает взаимосвязь произведений с их интерпретацией, интересуется дополнительными ссылками, обраща­ется к литературоведческим статьям. Это обогащает терминологический аппарат школьника, содействует формированию особой художественной картины мира и, самое главное, подталкивает увлеченных лите­ратурным творчеством учащихся к импровизации. Именно в импровизации проявляются способности литературно одарённых детей. Создание оригиналь­ных текстов, подбор иллюстраций, соотнесение текста и аудио-, видео-вставок требует проявления креатив­ности – это могут быть различные сочинения в виде поэтических или прозаических текстов, анализ про­изведения, необычные тесты, составленные самими учащимися. Естественно, первые опыты могут быть наивными, не представлять литературной ценности, но если такую работу предлагать ученикам регулярно, то её эффективность будет заметна спустя некоторое время. Так, школьная литературная презентация, вы­полненная учениками самостоятельно, может стать не только помощником учителю на уроках словесности, но и позволит учащимся проявить свой литературный талант, повысить самооценку, утвердиться в глазах сверстников.

Создание интернет-сайта – интересная и полез­ная работа для школьников. Такая форма позволяет учащимся показать как технические способности, так и оригинальное творчество. На сайте могут быть раз­мещены различные оцифрованные материалы, выпол­ненные самими учащимися, а также их собственные произведения. Такая работа обязательно должна осу­ществляться под контролем учителя, который стано­вится главным администратором сайта и помощником для учеников, участвует наравне со школьниками в отборе материала для сайта. Это может быть индиви­дуальный сайт учащегося, сайт класса, объединяющий художественно одарённых детей, не только литера­турно, но и технически. При создании сайта также могут использоваться цифровые носители, отсылки к образовательным сайтам, обращение к электронным версиям школьных учебников. Это кропотливый вид работы, требующий больших временных затрат, ведь сайт с каждым разом будет пополняться, в него будут вноситься коррективы технического характера. Сай­ты обычно создаются по шаблону; первые опыты по оформлению сайта можно начать именно с шаблонов, главное – творчески отнестись к тому, что будет пред­ставлено на сайте и к доступности информации.

Назовем несколько значимых образовательных сайтов, материалы которых будут полезны при соз­дании творческих "продуктов" учащихся: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) и Проект федераль­ного центра информационно-образовательных ре­сурсов (ФЦИОР – http://fcior.edu.ru/). Эти сайты взаимодополняют друг друга и являются помощни­ком не только для педагога, но и, что немаловажно, для школьников. Главное – правильно организовать работу с материалами сайтов,уделить дополнитель­ное время для изучения программных продуктов, на базе которых были созданы цифровые носители. Это позволит более качественно отнестись к созда­нию собственного сайта, правильно наполнить его оригинальными произведениями школьников. К сожалению, при изучении ресурсов Интернета нам удалось проанализировать только сайты учителей, сайтов с оригинальным творчеством учащихся мы не встретили. Это заставляет задуматься о возмож­ностях современного информационного пространства и способов его применения в рамках образовательного процесса. Информационные технологии доступны учащимся, чаще всего они ориентируются в них намного лучше, чем взрослые, и эти возможности необходимо использовать.

Создание оригинального творческого "продукта" с помощью ИКТ – весьма полезная работа, способ­ствующая развитию литературно одарённых детей. Конечно, она должна осуществляться под контролем учителя: организация дискуссий, обсуждений твор­ческих "продуктов", решение о публикации их на сайте. Проводить эти обсуждения целесообразно в кругу единомышленников, заинтересованных в воз­можности проявить себя.

Одной из форм раскрытия потенциала литературно одарённого подростка может стать интерактивный поэтический театр. Чаще всего в школах это называ­ют проектной деятельностью, осуществление которой способствует эстетическому, нравственному воспита­нию и художественному образованию школьников. Главной задачей школьного поэтического театра становится создание эмоционально-эстетической атмосферы средствами различных видов искусств, погружение детей в эту атмосферу, глубокое сопере­живание, созерцание, а также углублённое изучение и восприятие художественного текста юными чита­телями актёрами. Обычно результатом деятельности является постановка литературно-музыкальных композиций, театральных инсценировок. И здесь мы вновь говорим о детском литературном творче­стве, реализованном с помощью средств ИКТ: для более красочного представления необходимо подчас заинтересовать не только словом (к сожалению, со­временным школьникам этого недостаточно), но и картинкой (здесь снова вспоминаем презентацию). Школьный поэтический театр подразумевает, пре­жде всего, создание оригинального сценария с при­влечением литературно одарённых учеников. Но самым главным, конечно же, становится исполнение литературных произведений – яркое, эмоциональное, наполненное личными переживаниями. Эта работа очень сложная, ответственная, но в то же время одна из самых эффективных, ведь учащиеся со сцены чи­тают не только произведения классиков литературы, но и свои собственные сочинения, представляя, таким образом, своё творчество на суд зрителя. Использова­ние информационных технологий становится некото­рым обрамлением выступления, помогая учащимся выступить перед своими сверстниками эффектно и произвести достойное впечатление.

 

 

Искусство в школе: 
2014
№1.
С. 54-55

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.