ИКТ и развитие литературной одаренности
ИКТ и развитие литературной одаренности
Литературная одарённость, в основе которой лежат не только способности к усвоению предметов
"Литература" и "Русский язык", но и к созданию литературных произведений в различных жанрах, является одним из видов художественно-эстетической одарённости. Под ней понимается ярко выраженная способность ребёнка мыслить художественными образами и воплощать свои мысли и переживания в произведениях словесного искусства.
Согласно ФГОС, на уроках словесности должны использоваться компьютерные и информационнокоммуникационные средства, экранно-звуковые пособия и технические средства обучения.
Активное обращение к средствам ИКТ в ходе экспериментальной деятельности или на привычных уроках литературы имеет свои плюсы. Многие учителя подчас сами приходят к выводу о целесообразности такой работы с учащимися. Особое внимание всё же стоит уделить дополнительному образованию, а также внеклассной работе – ведь именно в этом русле зарождается и имеет своё продолжение развитие литературно одарённых детей.
Несмотря на сложности, присутствующие в образовательной среде (загруженность школьников, большой информационный поток, представленный как в СМИ, так и в Интернете), учащиеся средних школ, особенно те, чей творческий потенциал позволяет проявить свои возможности, охотно участвуют во внеклассной работе – такой, как деятельность кружков, дополнительные занятия, консультации, экскурсионная деятельность и др. Конечно, в современных условиях, особенно на периферии, не всегда получается использовать информационные технологии во внеурочной деятельности. Тем не менее мы наблюдаем тенденцию повышения интереса к такой работе среди школьников (чаще всего творческий "продукт" создаётся дома, в привычной для ребёнка обстановке, но задача по созданию этого "продукта" всё-таки формулируется в стенах учебного заведения). Для сегодняшнего школьника новое и доступное – всегда интересное и захватывающее. Поэтому использование учителем на уроках медианосителей, электронных досок, презентационного материала, ставшее уже обычным явлением, принимает иные очертания в руках самих детей. Самостоятельная работа учащихся при разработке творческого "продукта" (иллюстративный материал в виде сочинений, рецензий, квазинаучных литературоведческих статей, презентационный материал, составление школьной библиотеки, участие в кружковой работе и др.) подчас становится толчком к проявлению креативных способностей, особенно в развитии литературной одарённости детей и юношества.
Рассмотрим, какие средства ИКТ являются наиболее популярными во внеклассной работе при раз- витии литературно одарённых подростков, и к каким формам обращаются сами учащиеся при создании оригинального творческого "продукта".
Частое обращение учителей на уроках литературы к цифровым носителям, а именно презентациям по биографиям писателей, электронным иллюстрациям, видео- и аудиозаписям, создаёт особую атмосферу во время обучения. И если учитель обращается к ученикам с просьбой найти и подготовить дополнительный материал к урокам, то одной из самых действенных форм станет презентация. Учащиеся при подготовке задания могут использовать непосредственно Интернет, на полезных сайтах которого в широком доступе есть много интересного цифрового материала. Проанализировав нужную информацию с сайтов, школьнику предстоит создать собственный творческий "продукт". Этот вид работы развивает самостоятельность выбора, умение логически выстроить будущее сообщение, возможность оригинально преподнести использованный материал, а главное – выявить потенциал ученика в литературной деятельности. Ведь создание презентации подразумевает не механическое копирование материалов из Интернета, а творческий процесс – создание оригинальных текстов в разных стилях, жанрах. И такая работа непременно привлечёт внимание именно литературно одарённых детей.
Базовых цифровых программ, необходимых для подготовки литературной презентации, в современном образовательном пространстве предостаточно. Обращение к таким формам электронных ресурсов, как учебные сайты, группы в социальных сетях, интернет-библиотеки, аудио- и видео-коллекции, позволяет расширить границы доступа к многообразным цифровым ресурсам, а также представить презентационный материал на платформах различного программного обеспечения. Самой удобной и популярной программой является PowerPoint, возможности которой позволяют создавать слайдовую презентацию с текстовыми, иллюстрационными, аудио- и видео-вставками, а также отмечать гиперссылки сайтов, дополняющие основной презентационный материал. Учащиеся обращаются к электронным ресурсам, способствующим расширению общей эрудиции, развитию творческих способностей, обогащению запаса технических умений и навыков при создании электронного творческого "продукта", в нашем случае – литературной презентации.
Большой популярностью у учителей и родителей пользуются медиаколлекции 1С: образовательные программы на этой платформе содержательны, познавательны, богаты иллюстрациями, различными аудио- и видео-вставками, доступны как взрослому пользователю, так и школьнику. Несомненно, такие цифровые программы способствуют развитию литературных способностей, ведь "живая" подача творчества литератора – прямой путь к пробуждению оригинального творчества учащихся. При подготовке литературной презентации ученик обращается к подобному материалу, анализирует его, прослеживает взаимосвязь произведений с их интерпретацией, интересуется дополнительными ссылками, обращается к литературоведческим статьям. Это обогащает терминологический аппарат школьника, содействует формированию особой художественной картины мира и, самое главное, подталкивает увлеченных литературным творчеством учащихся к импровизации. Именно в импровизации проявляются способности литературно одарённых детей. Создание оригинальных текстов, подбор иллюстраций, соотнесение текста и аудио-, видео-вставок требует проявления креативности – это могут быть различные сочинения в виде поэтических или прозаических текстов, анализ произведения, необычные тесты, составленные самими учащимися. Естественно, первые опыты могут быть наивными, не представлять литературной ценности, но если такую работу предлагать ученикам регулярно, то её эффективность будет заметна спустя некоторое время. Так, школьная литературная презентация, выполненная учениками самостоятельно, может стать не только помощником учителю на уроках словесности, но и позволит учащимся проявить свой литературный талант, повысить самооценку, утвердиться в глазах сверстников.
Создание интернет-сайта – интересная и полезная работа для школьников. Такая форма позволяет учащимся показать как технические способности, так и оригинальное творчество. На сайте могут быть размещены различные оцифрованные материалы, выполненные самими учащимися, а также их собственные произведения. Такая работа обязательно должна осуществляться под контролем учителя, который становится главным администратором сайта и помощником для учеников, участвует наравне со школьниками в отборе материала для сайта. Это может быть индивидуальный сайт учащегося, сайт класса, объединяющий художественно одарённых детей, не только литературно, но и технически. При создании сайта также могут использоваться цифровые носители, отсылки к образовательным сайтам, обращение к электронным версиям школьных учебников. Это кропотливый вид работы, требующий больших временных затрат, ведь сайт с каждым разом будет пополняться, в него будут вноситься коррективы технического характера. Сайты обычно создаются по шаблону; первые опыты по оформлению сайта можно начать именно с шаблонов, главное – творчески отнестись к тому, что будет представлено на сайте и к доступности информации.
Назовем несколько значимых образовательных сайтов, материалы которых будут полезны при создании творческих "продуктов" учащихся: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) и Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР – http://fcior.edu.ru/). Эти сайты взаимодополняют друг друга и являются помощником не только для педагога, но и, что немаловажно, для школьников. Главное – правильно организовать работу с материалами сайтов,уделить дополнительное время для изучения программных продуктов, на базе которых были созданы цифровые носители. Это позволит более качественно отнестись к созданию собственного сайта, правильно наполнить его оригинальными произведениями школьников. К сожалению, при изучении ресурсов Интернета нам удалось проанализировать только сайты учителей, сайтов с оригинальным творчеством учащихся мы не встретили. Это заставляет задуматься о возможностях современного информационного пространства и способов его применения в рамках образовательного процесса. Информационные технологии доступны учащимся, чаще всего они ориентируются в них намного лучше, чем взрослые, и эти возможности необходимо использовать.
Создание оригинального творческого "продукта" с помощью ИКТ – весьма полезная работа, способствующая развитию литературно одарённых детей. Конечно, она должна осуществляться под контролем учителя: организация дискуссий, обсуждений творческих "продуктов", решение о публикации их на сайте. Проводить эти обсуждения целесообразно в кругу единомышленников, заинтересованных в возможности проявить себя.
Одной из форм раскрытия потенциала литературно одарённого подростка может стать интерактивный поэтический театр. Чаще всего в школах это называют проектной деятельностью, осуществление которой способствует эстетическому, нравственному воспитанию и художественному образованию школьников. Главной задачей школьного поэтического театра становится создание эмоционально-эстетической атмосферы средствами различных видов искусств, погружение детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание, а также углублённое изучение и восприятие художественного текста юными читателями актёрами. Обычно результатом деятельности является постановка литературно-музыкальных композиций, театральных инсценировок. И здесь мы вновь говорим о детском литературном творчестве, реализованном с помощью средств ИКТ: для более красочного представления необходимо подчас заинтересовать не только словом (к сожалению, современным школьникам этого недостаточно), но и картинкой (здесь снова вспоминаем презентацию). Школьный поэтический театр подразумевает, прежде всего, создание оригинального сценария с привлечением литературно одарённых учеников. Но самым главным, конечно же, становится исполнение литературных произведений – яркое, эмоциональное, наполненное личными переживаниями. Эта работа очень сложная, ответственная, но в то же время одна из самых эффективных, ведь учащиеся со сцены читают не только произведения классиков литературы, но и свои собственные сочинения, представляя, таким образом, своё творчество на суд зрителя. Использование информационных технологий становится некоторым обрамлением выступления, помогая учащимся выступить перед своими сверстниками эффектно и произвести достойное впечатление.
Оставить комментарий