Наш класс – «Друзья Дениски Кораблёва»

30 ноября 2013 года исполнилось 100 лет со дня рождения Виктора Драгунского.

Виктор Юзефович Драгунский родился в США, в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из Гомеля. Вскоре семья вернулась на родину и в 1925 году переехала в Москву. В 16 лет Виктор уже работал токарем, затем шорником, даже был лодочником, катал на лодке лю­дей по Москве-реке у Нескучного сада. Но больше всего на свете его манил театр, цирк, эстрада, возможность веселить, радовать людей. Он организовывал небольшие театральные группы. Артисты в них пели, танцевали, разыгрывали сценки. Драгунский был автором маленьких пьес, актёром, режиссёром. После войны Драгунский неожиданно для всех бросает театр и уходит в цирк – рыжим клоуном. Особенно любил Виктор Драгунский выступать перед детьми.

Свою первую книжку Виктор Драгунский выпустил в 48 лет. Называлась она «Он живой и светится». Самое любимое и самое читаемое у писателя – это «Денискины рассказы» – более сорока весёлых историй про фантазёра и мечтателя Дениса Кораблёва и его верного товарища Мишку Слонова. Имя главного героя было выбрано не случайно – его прототипом был сын автора Денис. Драгунский часто выступал перед детьми, и для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями-слушателями, которые во время его выступлений часто сползали со стульев от смеха.

Наш класс – «Друзья Дениски Кораблёва»

Литературный проект, подготовленный учителем начальных классов, классным руководителем 3«В» класса средней школы №1259 с углубленным изучением английского языка Анастасией Геннадьевной Монаткиной.

Задачи проекта:

  • развитие интереса к чтению, к художествен­ной литературе, к книге; формирование потреб­ности обращаться к книге в поисках ответов на возникающие вопросы; приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы; акти­визация чтения детей в группе;
  • создание информационно-педагогической под­держки мотивации чтения школьников;
  • возрождение традиции семейных чтений; по­вышение рейтинга книги в досуге семьи и класса и культуры чтения в семье.

Основой для реализации Проекта являются информационные и книжные ресурсы Интернета, школьной, домашней, районной детской библиотеки, библиотечки в классе.

Книга замечательного детского писателя Виктора Драгунского "Денискины рассказы" – одно из самых любимых произведений детей. Эта чудесная книга о детстве, друзьях и школе. «Денискины рассказы представляют собой калейдоскоп замечательных и метких зарисовок-рассказов. Среди которых: "Он живой и светится", "Тайное становится явным", "Ры­цари" и т.д. Все рассказы не длинные, но вмещают в себя массу юмора.

На уроках литературы в классе из всех рассказов были выделены: "Чики-брык", "Главные реки", "Где это видано, где это слыхано". Это необыкновенно за­бавные истории весёлого и симпатичного мальчика Дениски Кораблева. Дениска – сверстник, обычный мальчик из обычной семьи, но его богатый внутрен­ний мир и неуёмная фантазия часто приводят к очень смешным, а порой нелепым ситуациям. Он, как мно­гие дети, добрый и доверчивый, он старается вести себя хорошо, радовать своих родителей, но не всегда это удаётся. С помощью своих достижений и ошибок мальчик познаёт реальную жизнь, учится различать добро и зло, искренность и скрытую ложь, учится основным житейским премудростям.

При работе над проектом "Друзья Дениски Корабле­ва" для самореализации и раскрытия интеллектуально-творческого потенциала учащихся были использованы следующие виды работы: классное чтение, семейное чтение, зарисовки к рассказам (иллюстрации), написа­ние отзывов к прочитанным произведениям, составле­ние синквейна на заключительном этапе, загадывание ребусов, кроссворд.

Отзывы о произведениях.

«Чики-брык»

«Я люблю «Денискины рассказы». Они особенные, отличаются от рассказов других писателей. «Дениски­ны рассказы» живые, смешные, в них описаны вроде обычные житейские истории, но с необычным концом. Такие истории и у меня в жизни происходят. Ещё эти рассказы написаны как будто ребёнком, там нет длин­ных описаний природы, рассуждений. Дениска говорит короткими предложениями, так, как мы с ребятами пересказываем друг другу новый фильм.

Я прочитал рассказ «Чики-брык». Мне он понравился. Я сразу вспомнил, как езжу с семьей на дачу на электрич­ке и тоже смотрю в окно на мелькающие домики и поля за окном. Ещё мне нравятся родители Дениски, особенно папа – он всегда что-нибудь выдумывает, с ним Дениске интересно и весело. Вот и сейчас он придумал показывать фокусы, а доверчивый Мишка и правда верил в волшеб­ство и силу папиного «Чики-брык». Было смешно, когда Миша выкинул шляпу в окно и «Чики-брык» не удался.

Я думаю, что этот рассказ поучительный, что нельзя относиться ко всему так доверчиво. Но поучительный этот рассказ не только для детей, но и для родителей. Ведь папа тоже виноват в том, что произошло»

Дмитрий Крейс

«Рассказ мне понравился тем, что папа показывал фокусы. Фокус со шляпой был интересный, но не надо слишком поддаваться на фокусы. Это глупо».

Марк Червов

«Мне понравился рассказ «Чики-брык» потому что он весёлый и смешной. Но я не поняла, как папа ото­рвал себе палец. Особенно смешным был Мишка, когда по-настоящему выкинул шляпу в окно. Мне не понра­вился поступок Мишки, потому что он воспринимал всё не всерьёз. Еще рассказ поучительный. Он учит более серьёзно относиться к вещам».

Валентина Лаврененкова

«Я прочитала рассказ В. Драгунского «Чики-брык». Это очень интересный и весёлый рассказ. Особенно мне запомнился момент, когда папа показывал фокус с пальцем и шляпой. А потом Миша выбросил шляпу в окно. Рассказ «Чики-брык» мне очень понравился. Я бы посоветовала этот рассказ прочитать всем моим друзьям».

Варвара Леонова

«Этот рассказ заставляет задуматься над своим по­ведением. Всё-таки лучше слушать советы родителей, иначе они могут проучить тебя. И ещё я понял, что нельзя верить всему, что видишь, прежде чем что-то сделать, нужно подумать. Рассказ очень смешной и поучительный. Советую всем его прочитать!»

Артемий Ургапов

«Где это видано, где это слыхано»

«В этом рассказе Дениска и Мишка хотели проучить и высмеять двоечников и прогульщиков с помощью сатирических куплетов. Но получилось так, что Миша запутался и над их выступлением смеялся весь зал, дер­жась за животы. Если уж взялся за дело, то делай его правильно и с умом! Всем советую прочитать эту книгу. Это смешной рассказ! И даже я смеялся до слёз!»

Артемий Ургапов

«Прочитав рассказ В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано», я решила, что он скучный. Но один момент мне запомнился хорошо. Как Мишка пел одно и то же, а Денис так взбесился, что начал не петь, а кричать. Рассказ мне не понравился. Он показался для меня обыкновенным».

Варвара Леонова

«Денис, ученик младших классов всегда попадает в смешные ситуации. Вот и в этот раз, не обладая осо­быми музыкальными талантами, согласился выступать в концерте. Он должен был со своим другом Мишкой вы­смеивать двоечников и лентяев. На концерте всё пошло не так, как они репетировали. Все хохотали и визжали от смеха над их выступлением. Мне понравилось это произведение, я тоже смеялась».

Кристина Алецкая

«Мне понравился этот рассказ. В школе часто случа­ется ситуация, когда родители помогают детям сделать домашнюю работу. Иногда они забывают, что они по­могают, и получается как у Васи:

Папа у Васи силен в математике,
Учится папа за Васю весь год,
Где это видано, где это слыхано, –
Папа решает, а Вася сдает?!
Из мальчиков отличные сатирики вышли!»
Игорь Червов

«Очень смешной рассказ про двух друзей – Мишу и Дениса. В нём они решили стать сатириками и выступать на школьном концерте. От страха и волнения Миша за­был весь текст и пел всё время один куплет. После этого выступления Миша быть сатириком отказался. Этот рас­сказ научил меня тому, что нельзя на что-то соглашаться, если ты не приложил усилий, чтобы подготовиться к этому как следует».

Дарья Клюева

«Рассказ Драгунского «Где это видано, где это слы­хано» произвёл на меня самые хорошие впечатления. Во-первых, мне понравилось как Мишка с Дениской с большим аппетитом ели сардельки. Ну а второй момент, который мне тоже понравился, это была репетиция сати­риков. Миша песню пел, а Дениска орал песню. За этим следовало выступление, где друзья так распереживались, что весь концерт пели одну и ту же песню много раз. Из всех рассказов Драгунского мне больше понравился этот рассказ» .

Камелия Кананэу

«...Я считаю: чтобы петь на концерте сатирические куплеты про других, надо сначала самим хорошо учиться и не волноваться перед выходом на сцену!»

Надя Цыпухина

Главные реки

«Я прочитал рассказ «Главные реки». Это очень по­лезный рассказ для всех школьников. В этом рассказе описывается, как бывает стыдно, если не выучили уроки. Главный герой рассказа – Денис Кораблёв. Однажды Денис заигрался на улице и совсем не выучил уроки. На следующий день его вызвали к доске отвечать, и вышла смешная ситуация. Денису было очень стыдно, и он по­нял, что нужно всегда учить уроки».

Геогрий Коренев

«Этот рассказ о том, что бывает, когда не выучил уроки. Я считаю, что в таких случаях надо сразу при­знаться учителю, что ты не готов. Иначе можно опо­зориться как Дениска Кораблёв. Советую всем лентяям учить уроки в срок».

Игорь Червов

«Рассказ мне не понравился тем, что мальчик не сделал уроки. И не надо обманывать свою учительницу! Лучше сразу признаться, чем соврать и сидеть со стыдом. Стыд – это ужасное чувство».

Марк Червов

«Этот рассказ мне понравился потому, что он поучи­тельный и смешной. В нём рассказывается про мальчика, который так заигрался, что забыл сделать уроки. Учи­тельница вызвала его к доске и попросила рассказать стихотворение, а он и не знал, какое задали... Потом его попросили назвать самую большую реку Америки, и он, конечно же, перепутал название, так как ничего не выучил. Ему поставили двойку, и над ним смеялся целый класс.

 

Этот рассказ нас учит тому, что надо откладывать все свои дела и делать уроки, а то случится такая же смешная история, как с Дениской Кораблёвым!»

Надя Цыпухина

«Рассказ мне очень понравился. Особенно мне по­нравились названия стихотворения и реки. Но мне стало очень жалко Дениса».

Василий Дурдин

«... мне жаль Дениску, которому поставили двойку. Дениска – главный герой рассказа, очень любозна­тельный мальчик и всё хочет попробовать. Он и змея запускал, и одевался на скорость как пожарник. Но все это делалось вместо того, чтобы учить уроки. В итоге Дениску вызвали к доске отвечать домашнее задание, и он опозорился перед всем классом. Ведь он так ничего и не выучил – так был занят. Рассказ нас учит тому, что уроки надо учить всегда!!!»

Дарья Клюева

«Я прочитала три рассказа, которые написал В. Дра­гунский. Из всех рассказов больше всего мне понравился рассказ «Главные реки». Этот рассказ очень весёлый. В нём рассказывается про мальчика, который не приготовил уроки и всё перепутал. А в классе над ним все смеялись. Прочитав этот рассказ, я поняла, если мне не хочется, чтобы надо мной смеялись, я должна всегда делать уроки».

Варвара Леонова

«Я обожаю рассказы Виктора Драгунского! А исто­рии «Тайное становится явным», «Главные реки», «Не пиф, не паф» я знаю наизусть и люблю их рассказывать своим знакомым! Главному герою Дениске я всегда со­чувствую и особенно переживаю, когда он попадает в неприятные ситуации (как в рассказе «Главные реки»). Но я понимаю – все эти истории очень поучительные и для детей, и даже для взрослых. Ведь в них есть мораль! Ну, как в басне и весело и мудро! В нашей семье мы читаем и перечитываем друг другу книгу В.Драгунского очень часто. Его рассказы короткие, понятные, яркие и главное добрые. Я читаю их, как будто смотрю мульти­ки в книге! «Денискины рассказы» здорово поднимают настроение – это литературное «лекарство» от грусти!»

Екатерина Акишина

Синсвейны

Драгунский.
Весёлый, смешной.
Смешит, веселит, радует.
Его читают и любят все дети. Клоун-учитель.
Екатерина Акишина
Драгунский.
Умный, весёлый.
Забавляет, поучает, говорит.
Он пишет детским языком.
Друг.
Крейс Дмитрий
Драгунский.
Весёлый, юморной.
Пишет, веселит, радует.
Пишет очень смешные рассказы.
Идеал.
Варвара Леонова
Драгунский.
Весёлый, поучительный.
Интересует, воспитывает, поучает.
Мне очень нравятся его рассказы. Помощник.
Надежда Цыпухина
Драгунский.
Хороший, весёлый.
Поучает, веселит, радует.
Он очень любит детей.
Писатель.
Георгий Коренев
Драгунский.
Смешной, хороший.
Пишет, учит, веселит.
Он учит нас, что можно делать, что нельзя. Учитель.
Полина Воронова
Драгунский.
Весёлый, поучительный.
Смешит, учит, забавляет.
Он фантазирует для детей.
Друг.
Мария Аникина

Кроссворд

По горизонтали: 1. Как звали мальчика, папа ко­торого был силён в математике в рассказе В. Драгун­ского «Где это видано, где это слыхано»? 2. Название реки, в котором ошибся Денис Кораблёв в рассказе В.Драгунского «Главные реки». 3. Что показывал папа Дениски Кораблёва в рассказе В. Драгунского «Чики­брык»? 4. Отчество учительницы мальчиков в расска­зах В. Драгунского про Дениса Кораблёва. 5. На каком транспорте ехали мальчики в рассказе В. Драгунского «Чики-брык»? 6. Как зовут главного героя рассказов В.Драгунского? 7. Сколько раз подряд мальчики пели стишки «Папа у Васи силён в математике» на концерте в рассказе В. Драгунского «Где это видано, где это слы­хано»? 8. Чем был занят Дениска Кораблёв накануне, что не позволило ему вовремя выучить уроки в рассказе В.Драгунского «Главные реки»? 9. В первом фокусе в рассказе В. Драгунского «Чики-брык» исчезал указа­тельный...? 10. Кем хотели стать мальчики, но после выступления передумали, в рассказе В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано»?

По вертикали: 1. Что заболело у Мишки перед вы­ступлением в рассказе В.Драгунского «Где это видано, где это слыхано»? 2. Фамилия Мишки. 3. Музыкальный инструмент, на котором аккомпанировали мальчикам на выступлении в рассказе В.Драгунского «Где это видано, где это слыхано»? 4. Отчество музыкального руководи­теля, который аккомпанировал мальчикам на выступле­нии в рассказе «Где это видано, где это слыхано»? 5. Имя друга главного героя рассказов В.Драгунского. 6. Имя вожатой, которая организовала мальчиков выступать в рассказе «Где это видано, где это слыхано»? 7. Имя писателя – юбиляра Драгунского. 8. Чувство, которое испытывал Дениска, в рассказе «Главные реки». 9. С кем играла в «классики» Танечка в одном из стишков, который исполняли мальчики на выступлении в рассказе «Где это видано, где это слыхано»? 10. Имя школьного поэта, стихи которого исполняли мальчики в рассказе «Где это видано, где это слыхано»? 11. От чего чуть не умер Дениска в рассказе В. Драгунского «Чики-брык»?

Ответы. По горизонтали: 1. Вася, 2. Миссисипи, 3. Фокусы, 4. Ивановна, 5. Электричка, 6. Денис, 7. Пять, 8. Змей, 9. Палец, 10. Сатирики. По вертикали: 1. Живот, 2. Слонов, 3. Рояль, 4. Сергеевич, 5. Мишка, 6. Люся, 7. Виктор, 8. Стыд. 9. Манечка, 10. Андрей, 11. Смех.

Предложение редакции: попробуйте восстановить графичес­ский образ кроссворда по ответам!

Список детей, участвовавших в проекте
«Друзья Дениски Кораблева»:

1. Лаврененкова Валентина                        14. Дурдин Василий
2. Ургапов Артемий                                       15. Кананэу Камелия
3. Червов Марк                                             16. Бессонова Анастасия
4. Червов Игорь                                           17. Кудаков Данил
5. Цыпухина Надежда                                 18. Четвертухин Степан
6. Воронова Полина                                    19. Чечулин Григорий
7. Акишина Екатерина                                 20. Аносов Иван
8. Леонова Варвара                                     21. Малин Степан
9. Клюева Дарья                                           22. Березовская Валерия
10. Коренев Георгий                                     23. Антонов Роман
11. Аникина Мария                                        24. Фатеев Александр
12. Алецкая Кристина                                   25. Илларионова Елизавета
13. Крейс Дмитрий                                         26. Воеводина Алиса

 

Автор: 
Искусство в школе: 
2014
№1.
С. 56-59

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.