Поэзия Некрасова

Г. Кудина, З. Новлянская

Поэзия Некрасова

Урок в VIII классе
Я лиру посвятил народу своему.
Н. Некрасов 

Перед уроком дети самостоятельно читают стихотворения А.Н. Некрасова «Железная дорога», «Поэт и Гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Элегия», «Колыбельная песня», а также стихотворения А.С. Пушкина «Элегия» и М.Ю. Лермонтова «Казачья колыбельная песня».

У. С творчеством Николая Алексеевича Некрасова (1821—1877) вы встречаетесь не впервые. С какими его произведениями вы знакомились в предыдущие годы?

Д. Мы читали стихотворение «Крестьянские дети», отрывок из неоконченной поэмы «На Волге» и поэму «Мороз, Красный нос».

У. К какому роду литературы относится стихотворение «Крестьянские дети»? К какому роду относятся поэмы Некрасова?

Д. Там черты лирики и эпоса. Это лироэпические жанры.

У. И вот перед вами другое его стихотворение - «Железная дорога». Начнём с эпиграфа. Как он построен?

Д. Как бы отрывок из пьесы - маленький отрывок, диалог папаши и сына.

У. Папаша отвечает на вопрос Вани о том, кем была построена железная дорога, так, как это было официально принято. О том, кто такой Клейнмихель, сказано в комментариях. Но почему Некрасов подчёркивает то, как одеты его герои?

Д. Папаша - генерал, наверное, об этом говорит его пальто на красной подкладке, а Ванюшу он одел в «кучерский армячок».

У. Зачем генерал это сделал, и как к этому относится автор?

Д. Генерал сделал это напоказ. Вероятно, это дань моде на всё «народное». Некрасов это высмеивает.

У. И в чём же смысл эпиграфа?

Д. Всем стихотворением Некрасов доказывает, что дорогу построил не граф, а народ. Значит, он в эпиграфе как бы задаёт некое официальное мнение, а дальше его опровергает.

У. А теперь давайте проследим, как в тексте стихотворения Некрасов с помощью своего рассказчика выражает иную, отличную от официальной, оценку этого события. Что думает рассказчик о строителях дороги, как относится к ним. Дома, читая это стихотворение, вы должны были обратить внимание на композиционное построение произведения. Каков эмоциональный тон каждой части?

Часть I. начинается словами «Славная осень!» Эти же слова повторяются в третьей строфе - рассказчик любуется осенью, своей родиной, где покой, простор, да и приятно лететь в поезде. Заканчивается всё это словами «Думаю думу свою». То, о чём он думает, уже как бы задано эпиграфом, - о том, кто строил железную дорогу. И эти думы лишают его покоя, он уже не может любоваться пейзажами за окном и испытывать удовольствие от путешествия.

Часть II. Рассказчик по-своему отвечает на вопрос Вани. Он отвергает объяснение Папаши и начинает рассказ о том, кто же строил дорогу. На самом деле беспощадный царь Голод посылает людей на каторжный труд, и этот непосильный труд приводит к гибели строителей. Эти мысли вызывают у рассказчика чувство горечи и сострадания. Мысли приобретают такую силу, что воображение его рисует необычную картину: он представляет себе мёртвых строителей дороги. Эти погибшие от нечеловеческих условий труда люди не проклинают свой труд, они гордятся сделанной работой. Эта «привычка к труду благородная» вызывает у рассказчика уважение. Заканчивается эта часть выражением надежды: русский народ «Вынесет всё - и широкую, ясную / Грудью дорогу проложит себе». Но будет это очень не скоро: «Жаль только - жить в эту пору прекрасную / Уж не придётся ни мне, ни тебе».

Рассказчик выражает своё восхищение народом-тружеником, своё сочувствие людям, которых не умеет ценить и беречь родная страна, надеется, хотя и в далёком будущем, на лучшую долю для своих соотечественников.

Часть III. Ваня уже готов был поверить рассказчику, но генерал захохотал. И Некрасов здесь даже обрывает строку. Почему же захохотал генерал? Зачем поэт обрывает строку? Как характеризует генерала его монолог?

Д. Строку Некрасов обрывает для того, чтобы подчеркнуть отношение генерала к строителям железной дороги. А генерал хохочет, потому что для него народ - это «дикое скопище пьяниц», способное только к разрушению, не способное создать что-либо значительное. Народ, по его мнению, не участвует в создании культуры, её ценностей.

У. Да, монолог генерала показывает, что он видит в простом народе только разрушительное начало. Народ, по мнению генерала, сам создать ничего не может. Так ли это?

Д. Есть, конечно, и пьяницы. Тёмные люди не разбирались в высоком искусстве, могли и разрушить что-то красивое. Но не все же такие! Было же и народное искусство, вот мы читали и былины, и сказки. А какие красивые избы строили! Руками народа строились и соборы, и дворцы. Была и замечательная народная вышивка, кружева, игрушки, резьба по дереву.

У. А прав ли генерал, утверждая, что «зрелищем смерти, печали / Детское сердце грешно возмущать»?

Д. ...

У. А рассказчик считает, что иногда нужно говорить детям грустную правду. Как по-вашему, случайно ли он обращается именно к Ване, а не к его отцу?

Д. Нет, не случайно. Мальчик ещё может поверить, подумать о народе, может ему сочувствовать, а его отец уже не переменит свою точку зрения.

У. Ребёнок ещё не закрыт к страданиям других людей, его душу ещё можно повернуть к пониманию горестей народной жизни. Как видите, к «возмущению» детского сердца смертью, печалью можно относиться по-разному. Вот и вы уже прочитали много произведений, в которых их авторы говорят о печальном, горьком, о смерти. Уже в начальной школе вам задавали вопрос: «Может ли нравится печальное? » У же тогда вы задумывались о том, что литература не просто развлечение, что она требует от читателя труда его души, сопереживания, размышления. Вот на этот-то труд души и рассчитывает автор стихотворения.

Часть IV начинается словами: «Рад показать!» Действительно ли рассказчик показывает наконец Ване «светлую сторону»?

Д. Нет, это совсем не светлая сторона. Тех, кто остался в живых, обманули: оказалось, что они ещё и остались в долгу у подрядчиков.

У. А когда им подарил купец «недоимку», они даже «ура» закричали. Конечно, никакого просвета тут нет, но сочувствует ли здесь рассказчик мужикам?

Д. Нет, они радуются тому, чему нельзя радоваться, что должно вызывать возмущение и отпор.

У. В этой сцене нет и намёка на духовное пробуждение народа, о котором мечтал рассказчик. И саркастически по отношению к генералу звучит заключительный риторический вопрос: «Кажется, трудно отрадней картину / Нарисовать, генерал?»

Итак, эпиграф задаёт горький сарказм, едкую иронию в адрес тех, кого представляет в стихотворении генерал. А к народу у рассказчика отношение значительно сложнее. Он уважает его за труд, испытывает боль за его беды, за несправедливое социальное устройство, а терпение, покорность, непонимание своего положения вызывают у него гнев.

Что же важнее в этом стихотворении для Некрасова: рассказать о событиях или выразить отношение рассказчика к этим событиям?

Д. Важнее выразить отношение. Описание событий только сильнее подчёркивает его чувства. Главное - его думы: «Думаю думу свою...»

У. И, следовательно, здесь рассказчик приобретает черты лирического героя. Тогда как можно определить жанр этого произведения?

Д. Как лироэпический.

У. Лирический герой размышляет о жизни народа, о его бедах, заботах, открыто высказывает своё отношение к определённым, вполне реальным фактам жизни. В каких родах и жанрах литературы вы с этим встречаетесь?

Д. В лирике. В публицистике.

У. Да, лирик действительно пишет о том, что у него на душе, ему главное - выразить свои чувства. Но причиной возникновения чувств могут быть разные сферы жизни. Это может быть какое-то явление природы, и тогда мы говорим о пейзажной лирике. Это может быть любовь, и тогда мы говорим о любовной лирике. Но автора может захватить и потрясти и явление общественной жизни, то же, что волнует и публициста - вся современная ему жизнь в её величии и малости, частная и общественная, реальная или отражённая в прессе, искусстве, документе. Когда поэт впрямую откликается на факты окружающей его общественной жизни в своих стихах, такие произведения, как вы уже знаете, называют гражданской лирикой. Гражданская поэзия включает в себя такие поэтические произведения, идеи, темы и образы которых - современная поэту общественная жизнь.

Об этом свидетельствуют и некоторые факты, связанные с созданием и дальнейшей жизнью этого стихотворения.

В стихотворении «Железная дорога» Некрасов использовал действительные факты, относящиеся к постройке железной дороги между Петербургом и Москвой. Печатать это стихотворение было запрещено. А когда в 1865 году Некрасов всё-таки опубликовал его в своём журнале «Современник», журнал оказался под угрозой закрытия. Стихотворение оказало сильное революционизирующее влияние на молодёжь. Оно вошло в выпущенный в 1873 году в Женеве сборник, предназначенный для революционной агитации среди крестьян. А начало 2-й части стихотворения стало народной песней (автором мелодии считается Ращевская).

Большинство лирических произведений Некрасова по жанру - гражданская лирика. И одна из волнующих его тем - тема роли поэта. В стихотворении «Поэт и Гражданин», построенном как диалог Поэта и Гражданина, Гражданин призывает Поэта:

Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь.
Иди и гибни безупречно.
Умрёшь не даром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь.

Устами Гражданина Некрасов формулируёт свое поэтическое кредо:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

Гражданское звучание приобретает у Некрасова и такой традиционно романтический жанр, как элегия. Вспомним первые строки его «Элегии» (1874 г.):

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть её должна.
Не верьте, юноши! не стареет она.

Чем отличается элегия Некрасова, из которой взят эпиграф к сегодняшнему уроку, от других, известных вам? Например, от «Элегии» А.С. Пушкина?

Д. ...

У. Вы прочитали стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Известно, что однажды Некрасов из окна своей квартиры увидел, как от дома, где жил министр государственных имуществ М.Н.Муравьёв (получивший впоследствии прозвище Вешателя за кровавое «усмирение» Польши в 1863 году), дворники и городовой прогоняли крестьян-просителей. Это и послужило толчком к написанию «Размышлений.». Предполагают, что в образе «владельца роскошных палат» отразились черты военного министра А.И.Чернышёва, доживавшего свои дни на курорте в Южной Италии, где весной 1857 года его видел Некрасов. В течение пяти лет цензура не допускала стихотворение в печать. А заключительные строки, начиная со слов «Назови мне такую обитель» стали любимой песней революционно настроенной молодежи того времени. (Читает заключительные строки стихотворения.)

Теперь сравним два стихотворения, казалось бы, на одну тему: «Казачью колыбельную песню» М.Лермонтова и «Колыбельную песню» Н.Некрасова. О песне Лермонтова восторженно отозвался Белинский: «Всё, что есть святого, беззаветного в любви матери, весь трепет, вся нега, вся страсть, вся бесконечность кроткой нежности, безграничность бескорыстной преданности, какою дышит любовь матери, - всё это воспроизведено поэтом во всей полноте». Эта песня была положена на музыку многими композиторами. Таков ли эмоциональный тон «Колыбельной» Некрасова?

Д. ...

У. Н.Некрасов написал пародию, воспользовавшись формой нежной песни Лермонтова, он наполнил её совершенно другим, контрастным лермонтовскому содержанием. Колыбельная превратилась в сатиру, высмеивающую продажных чиновников. Она снискала Некрасову репутацию «вольнодумного поэта». Фаддей Булгарин назвал Некрасова «отчаянным коммунистом», который «страшно вопиёт в пользу революции».

Некрасов считал главной задачей поэта служение народу и эту гражданскую направленность своей поэзии сознательно сохранял до конца жизни.

Учитель читает стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом.»:

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашёл я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из её груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»

Теперь, когда вы познакомились с рядом произведений Некрасова, посвящённых теме «поэт и поэзия», вам, надеюсь, стала понятной гражданская позиция поэта. И теперь вам, наверное, легче ответить на вопрос, который был для вас труден, когда вы читали отрывок «На Волге» и пытались понять такие слова:

«Что я в ту пору замышлял, / Созвав товарищей-детей, / Какие клятвы я давал — / Пускай умрёт в душе моей...».

Но, как и у всякого поэта, у Некрасова были и другие стихи, посвящённые не только общественным вопросам, но и его личным, интимным переживаниям, друзьям, любви, русской природе.

Многие его стихи стали народными песнями, а это - высшее признание творчества поэта. Например, стихотворение «Тройка» превратилось в широко известную песню, которая в крестьянской среде не имела постоянного напева и «пропускала» строфы 7-10. Некрасову принадлежат и слова песен «Меж высоких хлебов затерялося...» (из стихотворения «Похороны»); «Ой, полна, полна коробушка, / Есть и ситцы и парча.» (из поэмы «Коробейники»; мелодия - трансформация венгерского танца «Чардаш»).

В заключение урока звучит одна из песен на стихи Некрасова.

   

 

 

Искусство в школе: 
2016
№5.
С. 42-44.
Tags: 

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.