«Весело и с пользой провести время...»

Е. Максимова, педагог дополнительного образования ГАУДО РК «РЦДО», г. Сыктывкар, Республика Коми 

«Весело и с пользой провести время...»

О способах развития творческого воображения детей

Воображение - важнейшая сторона жизни ребёнка. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека, которая нуждается в особой заботе в плане развития. Особенно интенсивно развивается воображение в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.

Дети, поступая в изостудии нашего Центра дополнительного образования для обучения основам изобразительного искусства (мы принимаем всех желающих 5-16 лет, независимо от степени врожденных творческих способностей), вовлекаются в продуктивную познавательно-творческую деятельность. Они выступают, с одной стороны, в качестве ведомых педагогом и через различные методы и приёмы включаются в освоение художественного опыта. С другой стороны, дети пробуют себя в качестве художников-творцов. Это требует от них творческого воображения и осмысленных действий, самостоятельности и умения применять опыт в новых условиях.

Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности, которая является одним из наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чём думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое своё отношение к изображаемому, «живут» в рисунке. Рисование - не только забава, но и творческий труд. Все необходимые качества воображения (оригинальность, широта, произвольность, устойчивость, яркость) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны нас, взрослых.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что творческое воображение зависит от многих факторов, одним из которых, причём очень важным, является разработанность процесса обучения и воспитания. И здесь нам, педагогам Центра дополнительного образования, на помощь приходит использование разнообразных нетрадиционных техник, осваивая которые, ребёнок познаёт различные способы изображения уже знакомых предметов и явлений, а также получает возможность свободно экспериментировать с различными изобразительными материалами.

Одной из интереснейших нетрадиционных техник, помогающей отрабатывать навыки работы красками и кистью, формированию умения передавать силуэтное изображение, является сочетание коллажа и кляксографии, которая может дать изрядную пищу детскому воображению. Однако детская фантазия с трудом развивается там, где царят строгость и уныние. Есть у Моцарта высказывание, которое звучит примерно так: «У меня было плохое настроение, и потому я писал красиво, прямо и серьёзно. Сегодня я в хорошем настроении и пишу беспорядочно, криво и весело». Ему вторит Ван Гог: «Хорошо бы в живописи явился такой человек, как Мопассан, который весело бы писал и людей, и красивые вещи». Вот и я на занятиях всегда говорю детям: «Кляксография - это отличный способ весело и с пользой провести наше время, поэкспериментировать с красками и создать необычные образы».

Техника кляксографии считается очень простой, применяется она в основном при работе с дошкольниками, однако долгие годы моей педагогической практики показали, что она вполне может быть модифицирована и для обучения основам изобразительной техники детей младшего и среднего школьного возрастов.

Обычно мы берём плотный ватман альбомного формата и разводим немного краски (акварель или гуашь чёрного цвета) до жидкого состояния. Окунаем в неё кисточку (мы берем обычно круглую синтетическую №5) и капаем на середину листа хорошую такую, «с горкой», кляксу. Затем начинаем дуть на кляксу из коктейльной трубочки - сверху, сбоку. Получаются этакие красочные брызги, похожие на кусты и деревья.

А ещё мы используем для получения оригинальных клякс небольшой кусочек нитки «ирис». Складываем её вдвое и окунаем получившуюся петлю в баночку с гуашью. Вынимаем нитку и аккуратно укладываем её на бумагу. Сверху на нитку кладём ещё один лист и (очень аккуратно!) проворачиваем его по часовой стрелке. Снимаем лист, убираем нитку - у нас в руках два интересных абстрактных рисунка. Вот таких затейливых клякс нужно сделать 10-20 штук. Начинаем рассматривать их и фантазировать.

Вначале замысел детей не идёт дальше красивых кустов и деревьев. Здесь на помощь приходит тактика коллективного «мозгового штурма». Кто-то замечает в кляксах улитку или морского конька, другие - жирафа, и даже женщину с коромыслом. Подсказываю детям: выразительности образа мешают некоторые потёки туши - значит, закрасим их белилами. Теперь даём листам хорошо просохнуть. А полученное время используем для того, чтобы отобрать 5-6 наиболее оригинальных образов. Затем эти рисунки копируем на 2-3 тонких листа пишущей бумаги на аппарате «Ксерокс». Нет его поблизости - сканируем выбранные рисунки и распечатываем в нужном количестве на принтере.

Водоворот. Пиана Б., 11 лет. Морское дно. Дапья Ч., 14 лет. Ёлочка. Елена С., 12 лет.
Водоворот. Пиана Б., 11 лет.     /     Морское дно. Дапья Ч., 14 лет.     /     Ёлочка. Елена С., 12 лет.

Из листов вырезаем понравившиеся образы, но не по контуру, а убирая ненужные уголки бумаги, чтобы получилась одна выразительная клякса в нескольких вариантах.

Берём ватман формата А2 (либо половину листа формата А1) и выкладываем на него свои кляксы. Вертим их в разных направлениях, изучаем, создаём из них композицию. Ждём, что детям подскажет фантазия, а она у них богатая.

У кого-то получился «Зоопарк», потому что на рисунке прыгают зебры, жирафы и антилопы. У кого-то - «Деревня» с домиками и женщинами в сарафанах с коромыслами наперевес. А вот Ксения П. увидела в своём рисунке «Болото с клюквой». Говорит, что получила незабываемые впечатления от совместного с предками похода за северной ягодой (а также больную спину и «гудящие» ноги - слабоваты наши потомки, вот мы в их годы.).

В результате у детей не только развивается фантазия, но и отрабатывается навык композиционного размещения полученных модулей на листе, так как кляксы нужно двигать от центра листа или, наоборот, к центру, уравновешивая детали на поле бумаги. Приклеиваем осторожно к листу выбранные детали. Композиция готова.

Приступаем к следующему этапу работы: отрезаем кусок кальки примерно на 3-4 сантиметра больше по размеру, чем наш ватман. Хорошо, если есть специальная шершавая калька. Если же у нас только глянцевая, то необходимо немного ошкурить ту её сторону, которой она прикладывается к листу бумаги.

Затем оборачиваем калькой наш рисунок, закрепляем скрепками и тщательно, дотошно и терпеливо обводим карандашом В2 нашу композицию из клякс (либо синей шариковой ручкой, или гелиевой чёрной).

После этого снимаем кальку, переворачиваем и мягким грифелем натираем обратную сторону по контуру рисунка. Выбираем цвет фона рисунка: прикладываем нашу кальку к листу белого ватмана, а затем - зелёного, светло-жёлтого, голубого. Закрепляем кальку на выбранном ватмане скрепками и красной ручкой (чтобы ребёнку было видно, где переведено, а где - нет, если он зачем-то прервёт работу) переводим на него нашу композицию.

Снимаем кальку и получившийся карандашный рисунок раскрашиваем тонкой кистью - акварелью, гуашью либо акриловыми красками.

И здесь перед нами в полный рост встаёт проблема выбора - какие цвета использовать. Вначале мы с детьми составляли композиции из чёрных клякс - они интригуют, манят, заинтересовывают. Однако при рассматривании чёрный цвет начинает подавлять, отталкивать. Пробовали обыграть чёрные пятна клякс пастелью, но постепенно пришли к идее использования цветных гуаши и акварели, а также сухих акварельных карандашей.

Акварельные карандаши - это те же цветные карандаши, только их стержень состоит из прессованной акварели, что позволяет растворять их водой. То есть рисуем как цветными карандашами, а после размываем водой и получаем рисунок акварелью, что очень облегчает работу новичкам. Цвета карандашей очень яркие, и действительно кажется, что рисуешь акварелью. Карандаш ложится ровно, чётко и все детали хорошо прокрашивает. Как показала практика, ребёнку такими карандашами рисовать - одно удовольствие. На бумаге пишут мягко, ярко и жирно, затачиваются легко, не крошатся, хватает их надолго. Они замечательно сочетаются и с акварелью, и с другими цветными карандашами.

Если дети умеют смешивать цвета, с кисточкой и водой акварельные карандаши позволяют делать это легко и быстро. Однако следует помнить, что у детей не всегда получается полностью растушевать и взять достаточное количество воды на кисточку, чтобы не оставить капель и не заехать на другой цвет, размазав его. Не позволяйте им размывать все цвета сразу, потому что получится грязно и некрасиво. Рисунок нужно размывать по частям вначале светлые участки, а потом тёмные, или наоборот, или в любом порядке, но не всё вместе.

При растушёвывании кисточкой цвет становится ярче, это следует иметь в виду, поэтому, если нужен бледный оттенок, штриховать нужно без нажима, неярко, и тогда с водой получится как раз нужный цвет. А можно и не растушёвывать совсем, всё зависит от задумки и желания ребёнка.

Известно, что в рамах картины поразительно меняются. Полотно, раньше как бы растекавшееся в пространстве, вдруг удивительным образом концентрируется. В результате картины производят более законченное впечатление.

Эффект рамы на нашей картине можно создать с помощью разноцветных обрывков тисненых итальянских флизелиновых обоев. Подбирается цветовая гамма, которая использована на рисунке, например: зелёный, коричневый, жёлтый, бордовый, голубой. Однако в первую очередь на рамку укладываются кусочки обоев разной текстуры, цвета, фона рисунка - чтобы была связь рамки и фона (например белого, если использован белый ватман), желательно с закруглёнными контурами. Затем -кремовые, охристые. Бордовые кусочки поддержат композицию рисунка маленькими пятнами.

Для акцента отдельных деталей рисунка мы часто используем манную крупу. Так, на рисунке «Одуванчик» юная художница нанесла кисточкой точечки густого клея ПВА на «самолётики-пушинки» цветка. Затем она ложкой посыпала клей сверху. Неприклеившуюся манку она убрала, аккуратно тряхнув листом над урной. Картина (абстрактная) готова. Подбадриваю своих учеников фразой Ван Гога: «Реалисты - обманщики глаза».

Теперь только очередь за зрителями, каждый из которых, получив толчок к развитию интеллекта, увидит в ней что-то своё, необычное.

Таким образом, мы видим, что художником-творцом, так же как и интеллектуалом, становятся, а творческие способности не создаются, а высвобождаются как спонтанно, так и в специально организованном окружении людей и материалов. При этом ведущими условиями развития творческого воображения становятся: предоставление детям свободы действовать и экспериментировать с различными материалами при одновременном обогащении представлений об их свойствах и способах действий; пробуждение эмоций как детей, так и взрослых в процессе восприятия действительности; организация наблюдений детей за творческим процессом взрослых.
(Иллюстрации на 1-й стр. вклейки.)
 
Искусство в школе: 
2016
№5.
С. 45-47.
Tags: 

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.