Творчество в доброхотском отряде
Творчество в доброхотском отряде
Подать доброхотно – по своей воле, желанию, без нужды. С доброхотом всякому в охоту.
Даль В.И. Толковый словарь русского языка
Вот уже более двадцати лет в нашей школе существует доброхотское движение. Его смыслом стало возрождение русской усадебной культуры, золотой век которой пришёлся на первую половину XIX столетия и которая во многом утрачена в наши дни. Идея доброхотства, родившаяся изначально как потребность безвозмездного труда по благоустройству старинных усадеб, постепенно переросла в созидательную культуротворческую миссию школьников, возвращающих дворянским гнёздам их наполненную духовными и культурными событиями жизнь.
Возрождение традиции театрализованных праздников и литературных инсценировок, оркестровых и камерных выступлений, организация и проведение научно-практических конференций, создание художественно-поэтических альбомов и декоративных панно из природных материалов, приносимых в дар усадебным музеям-заповедникам, оформление фотовыставок и творческое осмысление дизайна клумб в садово-парковом ландшафте - всё это осуществили школьники в Пушкинском заповеднике и в усадьбах Чайковского в Воткинске и Клину, в Боблово у Менделеева и в Дунино у Пришвина, в Палибино у Софьи Ковалевской, в Танеевском Демьяново и Грибоедовской Xмелите, в Спасо-Преображенском Соловецком монастыре и Нилово-Столобенской пустыни на озере Селигер.
Русские народные сказки и поэма Пушкина "Руслан и Людмила", "Народная песня в творчестве Пушкина", "Музыка в жизни лицеистов", "Пушкинский сонет - в сонетах русских поэтов ХХ века", "Место усадебной культуры в отечественном культурном наследии"... Таковы лишь некоторые темы работ, отражающие спектр интересов учащихся, ежегодно принимающих участие в организации и проведении научно-практических форумов в Пушкиногорье. "Память о своём прошлом составляет одно из богатств народа - его культуру, являющуюся достоянием каждого человека, основу его уважения к себе", - писал тогда ещё восьмиклассник, а ныне кандидат исторических наук Алексей Гилёв. Исследования школьников регулярно публикуются в альманахе литературного творчества учащихся "Наедине с Пушкиным".
Ребята не раз вовлекали посетителей Пушкинского заповедника в театрализацию усадебного праздника "Ольгины именины", когда сама хозяйка-именинница варила в саду малиновое варенье, а её гости в бальных нарядах, прогуливаясь по дорожкам парка, создавали атмосферу неспешной усадебной жизни начала XIX века, прямо на траве танцевали модные в ту эпоху полонез и менуэт, вальсы и польки, читали стихи Пушкина и его современников.
Ежегодно школьники включаются в празднование именин П.И.Чайковского в его Клинской усадьбе; предварительно посетив и осмыслив экспозицию Воткинского дома-музея, где прошло детство композитора, они подготовили и исполнили литературно-музыкальную композицию "Детские годы Чайковского". Гостям праздника было предложено исполнение нескольких песен из цикла "Шестнадцать песен для детей", в которых нашло отражение время, проведённое маленьким Петей в домашнем кругу на нашей Уральской земле. "Из уст" Ильи Петровича, отца композитора, слушатели узнали, что роль музыкального просветителя будущего композитора выпала на долю так называемой оркестрины - механического органа средней величины, вывезенного отцом из Петербурга. В особенности пленяло Петю то, что оркестрина играла несколько произведений Моцарта, страстное поклонение которому сформировалось ещё в раннем детстве.
Узнав, что в Клинской нотной библиотеке П.И.Чайковского хранится полное собрание сочинений его любимого Моцарта, ребята разучили и представили участникам именинного праздника одну из маленьких трагедий Пушкина "Моцарт и Сальери".
В канун юбилея Н.В.Гоголя были инсценированы его "Вечера на хуторе близ Диканьки", в композицию которых включено исполнение русских и украинских народных песен, послуживших композитору музыкальным материалом для создания оперы "Черевички".
Праздничную программу именин П.И.Чайковского нынешним летом открыло выступление доброхотского оркестра, исполнившего (вместе с симфонической звукозаписью) сочинённую нами шумовую партию Симфонической фантазии М.И.Глинки "Камаринская", произведения, положившего начало новой эпохи русского симфонизма и получившего развитие в творениях Чайковского. Ложки и трещотки, бубны и маракасы, треугольники, коробочки, бубенчики, блок-флейты своим вплетением в звуковую ткань глинкинского сочинения радостно приобщили участников праздника к этой замечательной музыке.
Сцены из комедии "Горе от ума" прозвучали на Грибоедовском празднике в Хмелите, приходящемся на день храмового праздника Казанской иконы Божьей матери. В художественно-поэтическом альбоме, названного участниками доброхотского отряда "Добрая моя Хмелита", появились строчки Софии Беклемышевой, исполнительницы роли Софьи:
В сельском клубе усадьбы Софьи Ковалевской для местных жителей была исполнена литературно-музыкальная композиция, в основу которой легли дневниковые записи великой русской женщины-математика и её современников: "Я страстно люблю поэзию. Сама форма, сам размер стихов доставляют мне необычайное наслаждение, уже с пятилетнего возраста я сама стала сочинять стихи", - писала Ковалевская. "Когда мама сядет за рояль, моя сестра ходит взад и вперёд по комнате и, не следя собственно за самой музыкой, но убаюкиваемая её ритмом, даёт полную волю своему воображению. Перед ней создаются целые картины, и самые отвлечённые мысли получают осязательный образ. Я убеждён, что многие из её литературных и научных трудов были впервые задуманы именно таким путём", - узнали мы из воспоминаний брата Софьи Ковалевской и познакомили с ними её земляков.
Вдохновлённые природой, красотой исторических мест, силуэтами архитектурных памятников прошлого, доброхоты с удовольствием рисуют с натуры любимые уголки тенистых парков и аллей, передавая в рисунках разговоры листьев с вечерним ветерком, закаты над озером, плывущие над ними кучерявые облака, используя различные изобразительные материалы: уголь, карандаш, гелиевую ручку. Итоговая выставка как творческий отчёт пленэрных, декоративных, художественно-творческих работ демонстрируется на музейных территориях и в фойе школы. Графические работы учащихся используются в прайс-листах, рекламах музеев, а самый креативный рисунок печатается на футболке доброхота.
Пронзительным отзвуком на посещение Соловецких островов и доброхотский труд в Спасо-П р е о б р а ж е н с к о м монастыре стало создание "Соловецкой фантазии", исполненной на поэтическом вечере для учащихся, учителей и ветеранов школы. Ребята попытались философски осмыслить стихи нашего современника священника Андрея Логвинова и строки Николая Гумилёва, по вечерам наизусть читавшимися узниками лагеря особого назначения:
Прозвучавшие на вечере фрагменты книги Юрия Нагибина "Поездка на острова", позволили всем прикоснуться к вечным нравственным проблемам: "Поступать по-божески - значило поступать по совести, служить Богу - служить по совести месту и людям, способствовать украшению земли и общей пользе. Жить в страхе Божием - жить так, чтобы не смог себя упрекнуть в несправедливости, неправде, корысти и себялюбии".
Мудрая и трагическая история Соловецких островов сконцентрировалась в мысли, родившейся у тринадцатилетней участницы доброхотского отряда Софии Ключ: "Соловки - это музыка вечности. В ней сконцентрировалась философия доброхотского движения, возрождающего глубинные культурные и нравственные ценности прошлого в настоящем".
Оставить комментарий