Произведения живописи как источник творческого проектирования
Произведения живописи как источник творческого проектирования
Практическая работа со студентами по живописи, архитектурной колористике, скульптурно-пластическому моделированию показывает, что связь слабо осуществляется между произведениями художников, живописью, оперированием пространственными образами и макетированием. Острота этой проблемы особенно очевидна в дизайнобразовании, так как студенты со слабыми пространственными представлениями в дальнейшем испытывают трудности в работе над дипломным проектом.
В учебном плане направления подготовки 270300 "Дизайн архитектурной среды" макетированию отводится значимое место. Оно активно используется практикующими архитекторами-дизайнерами и должно внедряться в учебный процесс в высших учебных заведениях, готовящих специалистов данного профиля.
Повышение качества подготовки архитектора-дизайнера осуществляется путем освоения студентами современного языка пластической культуры. Предлагаемая модель организации учебного процесса объединяет несколько традиционно самостоятельных для архитектурного образования дисциплин (рисунок, живопись, макетирование) в единый комплекс "Основы и язык визуальной культуры".
Обращение к новым образовательным технологиям, актуализация проектного образования повлекла за собой разработку учебных заданий по дисциплине "Архитектурная колористика". Источником творчества может являться живописное произведение художника. При выборе конкретного произведения учитывались личные симпатии студента, которые необходимы для создания творческой атмосферы в работе; общеизвестность, популярность выбираемого произведения; композиционная и колористическая выразительность, способствующая развитию объемно-пространственного мышления студентов.
Так были выбраны репродукции художников Винсента ван Гога, Поля Сезанна, Клода Моне, Роберта Финала, Жан-Марка Янячика, Кузьмы Петрова-Водкина, Ильи Машкова, Александра Куприна.
Цель самостоятельной работы студентов - освоение элементов профессионального языка, изучение колористики мастеров живописи, композиционных основ формообразования, копирование живописного произведения художника, поиск новых цветовых оттенков, объёмное эскизирование...
На первом этапе необходимо научиться стилизовать выбранное произведение. Важно, чтобы студенты передали в композиции колористическое единство произведения, использовали различные приёмы цветовых гармоний (контрастные цвета, родственные цвета, монохромный светлотный контраст). Стилизация живописных произведений помогает осмыслить и систематизировать полученные ранее знания по цветоведению. Такие задания несут в себе художественно-дизайнерское начало.
На втором этапе решается задача преобразования живописной стилизованной работы в объёмно-пластическую форму. Так происходит освоение основных закономерностей построения объемно-пространственных форм, законов перспективы и закрепление их в макетировании. Дизайнер должен не только "выдать" идею, но и знать, как воплотить ее в материале. Макетирование является рабочим методом, средством выражения творческой мысли. Объёмное изображение даёт представление о пространственной композиции, где студентами решаются следующие задачи:
- выявляется общий вид геометрических пространственных форм (кубических, цилиндрических, пирамидальных и пр.);
- расположением подчеркивается статичный или динамичный характер композиции;
- остро сочетаются на плоскости разные пластические формы (объемные, плоскостные и линейные).
При успешном решении этих и подобных задач достигается предельная выразительность построения объёмно-пространственной композиции. Большое значение имеет широкое использование графическопластических средств, в частности фактуры, рельефа.
Разработанная система формирования навыков стилизации и макетирования живописного произведения даёт студентам возможность получить более глубокие знания; вариативно и логически последовательно решать живописные задачи, грамотно применять различные технические приёмы, вести работу с соблюдением требований технологии гуашевой живописи, самостоятельно планировать способы построения красочного слоя, соответствующего определённым изобразительным задачам. Объёмное макетирование позволяет освоить принципы объёмного формообразования, понятия тектоники материала и архитектоники объекта, понять функциональную взаимосвязь основных и декоративных элементов сложной объёмной формы.
Использование инновационных технологий, ориентированных на синтез различных видов художественной деятельности, развивает изобразительные, конструктивные, творческие способности, влияющие на дальнейший процесс освоения студентами профессии архитектора-дизайнера.
Литература:
- Паранюшкин Р.В. , Г.Н. Хандрова. Цветоведение для художников: колористика - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Эдвардс, Б. Цвет. - Минск: Поппури, 2011.
- Стародуб К.И., Евдокимова Н.А. Рисунок и живопись: от реалистического изображения к условно-стилизованному: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. .
- Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности *Изобразительное искусство. - М.: ВЛАДОС, 2006.
(Иллюстрации помещены на 1-й странице вклейки.)
Оставить комментарий