Эпоха культурной бижутерии

Эпоха культурной бижутерии

Европейские торговцы и завоеватели, приплы­вая к дикарям, привозили им не ценные и нужные вещи, а яркие стекляшки, зная, что они будут пользоваться большим спросом, скорее при­влекут внимание дикарей. Подобное происходит и сегодня. И не где-то, на забытых Богом островах, а в нашей стране. Эстраду и экраны телевизоров захлестнула волна такой же пёстрой мишуры. Её блеск зачаровывает. Она дешева и доступна. Её могут употреблять люди, не умеющие отличить качественную вещь от ширпотреба.

В пропаганде масскультуры особенно преуспело телевидение. Конечно, можно выключить теле­визор и не смотреть глупости и пошлость, но, как правило, у экрана сидишь не один. Рядом есть и тот, кто уже успел заразиться этим вирусом. От соседа микроб переползает на твой, ослабленный отсутствием витаминов культуры организм. Я пом­ню, когда каждый третий, едущий в метро, читал книгу. Теперь если два-три человека на весь вагон и читают, то дешёвенький дамский детектив или сладенький любовный романчик. Прежде толстые журналы лежали на столе у каждого мало-мальски культурного человека. Их тиражи исчислялись сотнями тысяч экземпляров. Сейчас редкий из них дотягивает до трёх тысяч, а некоторые и вообще приказали долго жить. Что происходит с нами? Куда мы идём? Куда катится страна? В бездну без­думного, бездуховного обогащения? Кто виноват в этом? Мы сами, или есть силы, направляющие нас?

Когда сидишь у экрана телевизора, невольно начинаешь верить в мистику. Кажется, что какие-то демонические силы проводят сеанс массового гипноза. Что телевидение умышленно толкает нас в бездну бездуховности и бескультурья, заставля­ет поверить, что чёрное - белое, а белое - чёрное. Старается привить нам вкус к суррогату, протух­шей пище. Когда смотришь мыльные сериалы, то кажется, что сценарии к ним писала бригада дилетантов после хорошего подпития.

Напрасно руководство телевидения думает, что народ - дурак и чем-то настоящим его не заманишь к экрану. Нет, народ - не дурак. Это они сделали его таким, пичкая объедками иностранных телеканалов или подражая им. В былые годы человек, прочитав газету, верил всему написанному, считал, что она ошибаться не может. Там - истина. Так теперь телевидение и кино служит для многих "эталоном". Увиденному на экране стараются под­ражать. Мода заразительна, особенно для человека, не имеющего собственного мнения и вкуса, при­выкшего жить по чужой подсказке.

Росту преступности во многом способствуют экранные детективы, рассказывающие об уголов­ном мире. Их герои становятся примером для ещё не созревших и морально не крепких людей. Они видят романтику в уголовном мире. Так в крепко сделанном фильме "Брат" его главный герой стал идеалом и примером для подражания для де­сятков тысяч молодых людей. А как прекрасна, как заманчива Сонька-золотая ручка, сколько молодых девушек, посмотрев этот сериал, выйдут на панель и в уголовный мир.

Не уголовная хроника, показанная по телевиде­нию (в ней романтики нет), влечёт в преступность, а так называемые художественные фильмы. Уго­ловник в них гораздо интересней и ярче "мента". Боевики приучают к крови и жестокости. В них убить человека всё равно, что очистить картошку от кожуры. А ведь у нас в стране принят закон об отмене смертной казни.

Литература. Её тоже прищемили дверью в издательских коридорах. Несмотря на огромное количество пишущих талантливых людей, напе­чататься удаётся единицам. Издателю нужен рас­крученный автор. Реклама - двигатель торговли, а сегодня литература является товаром.

Если бы так было в Серебряном веке, мы не зна­ли бы ни Чехова, ни Короленко, ни других класси­ков. Даже соцреализм, при всем его примитивизме, был чище и не звал людей наслаждаться ароматом помойки .В нём не было такого духовного разврата, который царит сейчас.

"Культурная бижутерия" приносит огромный доход её пропагандистам, сравнимый разве что с доходом владельцев городских свалок. А те, кто ещё не успел заразиться этим смертельным виру­сом, духовным спидом, МОЛЧАТ.

И.Ципин,
член Союза журналистов РФ,
заслуженный работник культуры

От редакции.

Редко возникает желание пространно откликаться на краткое письмо. Сейчас именно такой редкий случай.

...Скажут: автор письма живёт в прошлом веке; бу­мажная пресса отмирает, зато электронная растет; теле­видение для молодых уже мало что значит, они свободно самоопределяются в Интернете... Всё правда. Вот и мы начинаем осваивать, наряду с обычной, подписку на сайте журнала. Но суть всё-таки не в носителях информации, а в ней самой. Целебна она или разрушительна для души, ума и тела? Что наши дети, приученные, и уже не в первом по­колении, к недоброкачественной или просто отравленной информационной пище, будут «свободно» выбирать, путаясь во всемирной паутине? И другой вопрос почти о том же: что может остановить деградацию целых поколений, а с нею – распад народа, культуры, государства, превращение в некую «историческую пыль»?

Если пока ещё что-то и может, то обновлённое, по­ставленное во главу угла гуманитарно-художественное образование. Но в условиях, когда решения в области культуры, науки, образования явно и неявно диктуются ближайшей денежной выгодой (для кого только?..), имен­но гуманитарно-художественная культура и образование первыми приносятся в жертву Маммоне. Потому что при­нимающие решения глубоко бескультурные люди не видят в них этой выгоды. Наверное, без рынка на этом свете не прожить, но «рынок в душе», господство рыночного созна­ния – это верная, скорая смерть для всего человеческого в человеке и обществе. Говорить об этом нужно и в сотый, и в тысячный раз: не все же «там» – сознательные жрецы Маммоны, есть наверняка и те, кто «не ведает, что творит».

Пожалуй, я не согласился бы только с тем, что инфор­мация менее вредна, чем «художественные фильмы», по скольку не вызывает желание подражать. В самом деле, когда ведущие новостей, как своего рода серийные маньяки, заполняют эфир перечислением и показом всяческих мер­зостей или несчастий; когда говорят об этом непрерывно, с бессмысленной торопливостью перечисляя число убитых и покалеченных и сравнивая со статистикой прежних лет, вперемешку с рекламой и разнородной информацией, это ни для кого не привлекательно и не соблазнительно. Но зато становится для растущего человека нормой жизни, будничным, неизбежным явлением, как еда, как походы в школу или компьютерные игры, похожие на теле-радио­новости. А на бессознательном уровне в миллионах людей укореняется страх перед враждебностью жизни, постоянная готовность к агрессии. И в результате сама жизнь становится день ото дня всё больше похожа на эти новости и эти игры.

А.М.

Автор: 
Искусство в школе: 
2013
№1.
С. 22-23
Tags: 

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.