Эпоха культурной бижутерии
Эпоха культурной бижутерии
Европейские торговцы и завоеватели, приплывая к дикарям, привозили им не ценные и нужные вещи, а яркие стекляшки, зная, что они будут пользоваться большим спросом, скорее привлекут внимание дикарей. Подобное происходит и сегодня. И не где-то, на забытых Богом островах, а в нашей стране. Эстраду и экраны телевизоров захлестнула волна такой же пёстрой мишуры. Её блеск зачаровывает. Она дешева и доступна. Её могут употреблять люди, не умеющие отличить качественную вещь от ширпотреба.
В пропаганде масскультуры особенно преуспело телевидение. Конечно, можно выключить телевизор и не смотреть глупости и пошлость, но, как правило, у экрана сидишь не один. Рядом есть и тот, кто уже успел заразиться этим вирусом. От соседа микроб переползает на твой, ослабленный отсутствием витаминов культуры организм. Я помню, когда каждый третий, едущий в метро, читал книгу. Теперь если два-три человека на весь вагон и читают, то дешёвенький дамский детектив или сладенький любовный романчик. Прежде толстые журналы лежали на столе у каждого мало-мальски культурного человека. Их тиражи исчислялись сотнями тысяч экземпляров. Сейчас редкий из них дотягивает до трёх тысяч, а некоторые и вообще приказали долго жить. Что происходит с нами? Куда мы идём? Куда катится страна? В бездну бездумного, бездуховного обогащения? Кто виноват в этом? Мы сами, или есть силы, направляющие нас?
Когда сидишь у экрана телевизора, невольно начинаешь верить в мистику. Кажется, что какие-то демонические силы проводят сеанс массового гипноза. Что телевидение умышленно толкает нас в бездну бездуховности и бескультурья, заставляет поверить, что чёрное - белое, а белое - чёрное. Старается привить нам вкус к суррогату, протухшей пище. Когда смотришь мыльные сериалы, то кажется, что сценарии к ним писала бригада дилетантов после хорошего подпития.
Напрасно руководство телевидения думает, что народ - дурак и чем-то настоящим его не заманишь к экрану. Нет, народ - не дурак. Это они сделали его таким, пичкая объедками иностранных телеканалов или подражая им. В былые годы человек, прочитав газету, верил всему написанному, считал, что она ошибаться не может. Там - истина. Так теперь телевидение и кино служит для многих "эталоном". Увиденному на экране стараются подражать. Мода заразительна, особенно для человека, не имеющего собственного мнения и вкуса, привыкшего жить по чужой подсказке.
Росту преступности во многом способствуют экранные детективы, рассказывающие об уголовном мире. Их герои становятся примером для ещё не созревших и морально не крепких людей. Они видят романтику в уголовном мире. Так в крепко сделанном фильме "Брат" его главный герой стал идеалом и примером для подражания для десятков тысяч молодых людей. А как прекрасна, как заманчива Сонька-золотая ручка, сколько молодых девушек, посмотрев этот сериал, выйдут на панель и в уголовный мир.
Не уголовная хроника, показанная по телевидению (в ней романтики нет), влечёт в преступность, а так называемые художественные фильмы. Уголовник в них гораздо интересней и ярче "мента". Боевики приучают к крови и жестокости. В них убить человека всё равно, что очистить картошку от кожуры. А ведь у нас в стране принят закон об отмене смертной казни.
Литература. Её тоже прищемили дверью в издательских коридорах. Несмотря на огромное количество пишущих талантливых людей, напечататься удаётся единицам. Издателю нужен раскрученный автор. Реклама - двигатель торговли, а сегодня литература является товаром.
Если бы так было в Серебряном веке, мы не знали бы ни Чехова, ни Короленко, ни других классиков. Даже соцреализм, при всем его примитивизме, был чище и не звал людей наслаждаться ароматом помойки .В нём не было такого духовного разврата, который царит сейчас.
"Культурная бижутерия" приносит огромный доход её пропагандистам, сравнимый разве что с доходом владельцев городских свалок. А те, кто ещё не успел заразиться этим смертельным вирусом, духовным спидом, МОЛЧАТ.
И.Ципин,
член Союза журналистов РФ,
заслуженный работник культуры
От редакции.
Редко возникает желание пространно откликаться на краткое письмо. Сейчас именно такой редкий случай.
...Скажут: автор письма живёт в прошлом веке; бумажная пресса отмирает, зато электронная растет; телевидение для молодых уже мало что значит, они свободно самоопределяются в Интернете... Всё правда. Вот и мы начинаем осваивать, наряду с обычной, подписку на сайте журнала. Но суть всё-таки не в носителях информации, а в ней самой. Целебна она или разрушительна для души, ума и тела? Что наши дети, приученные, и уже не в первом поколении, к недоброкачественной или просто отравленной информационной пище, будут «свободно» выбирать, путаясь во всемирной паутине? И другой вопрос почти о том же: что может остановить деградацию целых поколений, а с нею – распад народа, культуры, государства, превращение в некую «историческую пыль»?
Если пока ещё что-то и может, то обновлённое, поставленное во главу угла гуманитарно-художественное образование. Но в условиях, когда решения в области культуры, науки, образования явно и неявно диктуются ближайшей денежной выгодой (для кого только?..), именно гуманитарно-художественная культура и образование первыми приносятся в жертву Маммоне. Потому что принимающие решения глубоко бескультурные люди не видят в них этой выгоды. Наверное, без рынка на этом свете не прожить, но «рынок в душе», господство рыночного сознания – это верная, скорая смерть для всего человеческого в человеке и обществе. Говорить об этом нужно и в сотый, и в тысячный раз: не все же «там» – сознательные жрецы Маммоны, есть наверняка и те, кто «не ведает, что творит».
Пожалуй, я не согласился бы только с тем, что информация менее вредна, чем «художественные фильмы», по скольку не вызывает желание подражать. В самом деле, когда ведущие новостей, как своего рода серийные маньяки, заполняют эфир перечислением и показом всяческих мерзостей или несчастий; когда говорят об этом непрерывно, с бессмысленной торопливостью перечисляя число убитых и покалеченных и сравнивая со статистикой прежних лет, вперемешку с рекламой и разнородной информацией, это ни для кого не привлекательно и не соблазнительно. Но зато становится для растущего человека нормой жизни, будничным, неизбежным явлением, как еда, как походы в школу или компьютерные игры, похожие на теле-радионовости. А на бессознательном уровне в миллионах людей укореняется страх перед враждебностью жизни, постоянная готовность к агрессии. И в результате сама жизнь становится день ото дня всё больше похожа на эти новости и эти игры.
А.М.
Оставить комментарий