Литературное развитие школьников: архив Г.Кудиной и З.Новлянской

Литературное развитие школьников:
архив Г. Кудиной и З. Новлянской

Детское творчество получило признание как явление культуры немногим более ста лет на­зад. С исторической точки зрения возраст даже не детский, а младенческий. Невозможно себе представить, чтобы в более отдаленные времена мастера искусств отнеслись к детям как к младшим коллегам и даже попытались кое-чему поучиться у них; чтобы ученые – психологи, педагоги, искус­ствоведы - посвятили детскому творчеству серьез­ные научные исследования. (Существует, правда, одно поразительное исключение: Лев Толстой и его статья 4Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?)

Сегодня, пожалуй, уже нет необходимости до­казывать, что работы детей, со всем их возрастным своеобразием, могут представлять собой настоя­щую художественную ценность. А само это своео­бразие профессиональный педагог уже не спутает с неумелостью...

Но нам ещё предстоит понять, что детское художественное творчество представляет собой не только факт художественной культуры как таковой и не только материал для исследований в области художественной одарённости. Что в зер­кале детского творчества бесхитростно–правдиво отражается вся картина социально-исторической действительности, приоритеты и эмоционально- нравственная атмосфера жизни того или иного времени, что оно позволяет судить о возрастном созревании поколений, о становлении личности, о влиянии и смене педагогических концепций и о многом, многом другом. Поэтому незаменимую культурную ценность для общества, которое хочет понимать себя, своё прошлое, настоящее и буду­щее, имеют пока ещё крайне немногочисленные систематизированные коллекции и архивы дет­ского творчества.

Такова, например, громадная коллекция ри­сунков детей разных народов, хранителями и ис­следователями которой являются наш постоянный автор Н.Н.Фомина и её коллеги и сотрудники по Институту художественного образования.

Таков архив Г.Н.Кудиной и 3.Н.Новлянской (также постоянных авторов нашего журнала), сотрудников лаборатории Психологических про­блем художественного развития Психологического института РАО.

В 1982–1992 годах Г.Кудина и 3.Новлянская, работая в течение всех 10 лет в одном эксперимен­тальном классе московской школы Ns91, в русле системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина– В.В.Давыдова, создали теоретически обоснованную модель развивающего обучения литературе и курс "Литература как предмет эстетического цикла" с первого по выпускной класс. Курс прошёл широ­кую и успешную апробацию и получил распростра­нение в общеобразовательных школах, главным образом в школах развивающего обучения.

Преподавание по этой инновационной системе показало, в частности, что литературно-творческая одарённость раскрывается, хотя и не в равной степени, практически у всех детей, и что дети, прошедшие через опыт собственного литератур­ного творчества, становятся неизмеримо более компетентными, самостоятельными и заинтересо­ванными читателями художественной литературы.

За эту работу авторы курса были удостоены в 1999 году Премии Правительства РФ в области образования.

В последние годы, на основе материалов много­летнего исследования, Г.Н.Кудиной созданы два фонда.

ФОНД I. Школьный курс литературы. I–VIII классы.

Фонд содержит УМК для I–VIII классов к курсу Г.Н.Кудиной и З.Н. Новлянской "Литература как предмет эстетического цикла" (программы, тексты к урокам, страницы рабочих тетрадей, методиче­ские пособия для учителей).

Материалы этого фонда размещены на сайте: http://www.ro-lit.narod.ru

ФОНД II. Сочинения учеников эксперимен­тального класса за все годы обучения.

Фонд II представляет собой уникальную кол­лекцию, включающую около 9000 тысяч работ 44 учеников экспериментального класса школы Ns91 г.Москвы, занимавшихся по программе "Литера­тура как предмет эстетического цикла". (В течение десяти лет обучения проведено более 350 работ.) Работы оцифрованы.

Коллекция литературных работ представляет "результативный" этап исследования. Резуль­тативный и в смысле его завершения, и в том смысле, что именно работы школьников с наи­большей полнотой и очевидностью демонстрируют результаты предложенного курса инновационного литературного образования.

Корпус работ отражает всё многообразие литературно-творческой деятельности учеников: художественные произведения разных родов и жанров, литературно-критические пробы и публи­цистические сочинения.

Материалы Фонда II настолько богаты и раз­нообразны, что могут быть использованы как исхо­дные данные для дальнейших научных разработок в самых разных областях гуманитарного знания.

Во-первых, для будущих исследований спец­ифики и периодизации детского литературного творчества, а также для работ, связанных с про­блематикой литературно-творческих способно­стей, индивидуальных и "родовых", их природы и становления.

Во-вторых, коллекция даёт материал для срав­нительных исследований в области педагогики и психологии, связанных с изучением отечественных и зарубежных образовательных стратегий и систем второй половины ХХ века.

Кроме того, она будет интересна для будущих исследований в области аксиологии, связанных с изучением процесса личностного присвоения обще­человеческих эстетических и этических ценностей, формирования идеалов. Материалы коллекции могут быть использованы и культурологами, на­пример, в работах связанных с проблематикой становления культурной идентичности.

Через несколько десятилетий коллекция станет поистине бесценной для исторических и социоло­гических исследований, так как свои литературно-художественные и публицистические работы под­ростки создавали в переломный момент истории нашей страны, и они отражают видение этого перелома глазами детей, его проживание детьми. Причём доверительные отношения, за много лет сложившиеся между детьми, исследователями и учителями, позволяли школьникам быть искрен­ними и свободными во всех своих высказываниях.

Размещение архива:

psyprint.ru – КНИГИ – Архив Кудиной и ­Новлянской. Литература в школе.

Материалы Фонда I размещены также на сайте http://www.ro-lit.narod.ru

Сочинения учеников экспериментального клас­са представлены двумя версиями: Фонд II-А.2012 и Фонд II-В.2012 (в процессе доработки).

Искусство в школе: 
2014
№1.
С. 13-14

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.