Воспитывать театром
Воспитывать театром
С заслуженным работником культуры Российской Федерации Евгением Юрьевичем САЗОНОВЫМ, председателем оргкомитета Открытого петербургского форума «Образование средствами театра» беседует Михаил Юрьев.
Корр. Евгений Юрьевич, почему про эту встречу говорят, что она – вторая?
Сазонов. Потому что первая состоялась в Москве в ноябре 2012 года. Это была Всероссийская конференция памяти Леопольда Антоновича Сулержицкого, знаменитого "Сулера", ученика великого Станиславского, удивительного человека и одного из первых российских театральных педагогов. Именно Сулержицкий, творчески восприняв открытия Станиславского в области театра, его систему, впервые задумался не только о её театральной сути, но и о её педагогическом, воспитывающем значении. Посудите сами – одно из главных требований системы, созданной великим реформатором театра, было требование воспитать человека. Можно даже написать это слово с большой буквы – Человека. Не актёра или режиссёра, что само собой разумеется, а именно Человека! Потому что с Человека начинается всё – театр, искусство, вообще жизнь.
Корр. И им заканчивается...
Сазонов. Можно сказать и так. В каком-то смысле – безусловно. Сулержицкий раньше других понял эту важную роль театральной педагогики, создал свою студию, где учил своих учеников не только театральной профессии, но и жизни. Должен сказать, что одной из ключевых тем петербургской встречи станет именно тема ученичества, понятая не только как возможность передавать и усваивать те или иные знания или навыки (в нашем случае – театральные), но более широко – как творческое и человеческое взаимодействие учителя и ученика, как взаимообогащение, если хотите – как искусство.
Корр. Это сложное искусство!
Сазонов. И прекрасное! Вспомните, у Экзюпери: "Главная роскошь – это роскошь человеческого общения". В подзаголовок нашего форума мы вынесли слова: "Великие Учителя". Речь не только о Сулержицком?
Сазонов. Есть ещё два имени, два великих имени, о которых нам хотелось бы поговорить. Это Матвей Дубровин и Зиновий Корогодский. Мне выпало счастье лично знать их обоих, учиться у них. Матвей Григорьевич Дубровин в середине прошлого века создал в Петербурге, тогдашнем Ленинграде, уникальную систему воспитания детей театром. Это очень сложная система, философская, но если говорить простым языком, она предполагает полное, целостное, как говорят ученые, погружение ребенка в театральное пространство, в театр как таковой.
Зиновий Яковлевич Корогодский, можно сказать, открыл новую страницу в истории детского театра.
Корр. А о чём ещё, кроме знакомства с творческим наследием великих учителей, шла речь на форуме?
Сазонов. О важнейшем явлении, которое мы объединяем под одним названием: школьная театральная педагогика. Она необыкновенно разнообразна в своих формах, методах, проявлениях. Начнём хотя бы с того, что "ШТП" (так ласково мы называем это вполне научное и серьёзное направление) корнями уходит в далёкое прошлое, вглубь веков. Уже в XV~ веке были школьные театры! А сегодня их количество увеличивается день ото дня. И это ещё не всё: речь ведь идёт о том, чтобы сделать театр одним из предметов, который изучают в школе, ввести его в школьную программу. И о том, чтобы разные методы театральной работы – этюды, ролевые игры, освоение предлагаемых обстоятельств и многое другое – использовать при изучении самых разных школьных предметов: не только литературы и иностранных языков, но даже математики, физики, географии и тому подобного. Так давно уже сделано во многих европейских странах. И, поверьте, польза от этого – великая!
Корр. Воспитание квалифицированного зрителя?
Сазонов. И это тоже. Но главное – человека! Культурного, современно мыслящего человека XX~ века. Мы с вами об этом уже говорили.
Корр. Можно повторить еще раз.
Сазонов. Много раз можно и нужно повторять: Театр и Образование – две вещи неразрывные. Радостно сознавать, что наше общество стало это понимать. Судите сами – в попечительском совете нашего форума – выдающиеся деятели российского и мирового театра: Лев Додин, Александр Галибин, Вениамин Фильштинский. Педагогическая наука представлена такими крупными именами, как президент научно-образовательного комплекса 4Сураоя профессор Г.М.Иманов, президент Петровской академии наук и искусств, профессор Л.А.Майборода, Генеральный директор Санкт-Петербургского Дворца творчества юных М.Р.Катунова.
Корр. Ну что же... Как говорится, удачи и счастливого пути детскому театру!
Сазонов. Я уверен, что он таким и будет.
Оставить комментарий