Бастион высоких чувств и мыслей
Бастион высоких чувств и мыслей
Сегодня говорить о музыке как об искусстве, заключающем в себе глубочайший и высочайший этический смысл, представляется особо актуальным. Современная жизнь обрушивает на всех людей без разбора оглушающую рок-музыку, пошлейшую дилетантскую "попсу", крайне напористую, но совершенно безликую эстраду, низкосортные песни под гитару... Конечно, человеку с древности органически присуще желание петь или играть на музыкальном инструменте, но Боже, какие низкие, крайне безвкусные формы массовой шоу-индустрии заполонили нынче информационное пространство! И лишь специализированные музыкальные учреждения – музыкальные школы, детские школы искусств, музыкальные училища и колледжи, консерватории и музыкальные академии – как островки Гармонии, Традиции и Культуры противостоят мутному псевдомузыкальному потопу. В них обучение целиком посвящено "академической", или "серьёзной", или "классической", музыке, которая за два с лишним тысячелетия существования человечества вобрала в себя и воплотила как эстетически прекрасное все наиболее значимые этические аспекты человеческого Бытия.
"Серьёзная" музыка сегодня является тем бастионом, который, с одной стороны, сохраняет, а с другой – постоянно обновляет воплощение самых благородных, прекрасных, высоких чувств и мыслей человека, ощущение гармонии мира и человеческой души. Тот, кто в своей жизни проходит мимо этой сферы, не может раскрыться как человек в полной мере – во весь свой духовный рост и масштаб. Именно в направленности на это раскрытие и заключается благородная цель музыкальной педагогики.
"Серьёзная" музыка чрезвычайно разнолика. Она впитала в себя весь спектр человеческих переживаний – восторг любви и трагизм потери, душераздирающую печаль и искромётный юмор, мучительное сомнение и победное ликование, страх, ярость, чувство прострации, мужественную решимость... Нет таких чувств и их оттенков, которые не смогла бы вместить в себя и выразить академическая музыка. И потому она способна психологически развивать человека, особенно молодого, потому что она даёт возможность слушателю проявить и осознать своё жизнеощущение; тем самым она способна "растить" внутренний мир.
Итак, "серьёзная" музыка в полной мере умеет раскрывать философские, этические проблемы. Но при этом её слушатель и исследователь должны очень хорошо себе представлять – искусства нет без эстетически совершенного выражения. Иными словами, и уродливое должно быть выражено "прекрасно". Какие бы страшные, негативные чувства и явления ни воплощались музыкой, они всегда должны быть "оформлены" композитором так, чтобы слушатель воспринимал их как часть гармонии всех элементов, из которых складывается совершенное музыкальное произведение.
Индивидуальное музыкальное содержание
в контексте различных социокультурных эпох
Понятие "содержание" относится к сфере как интеллектуальной, так и эмоциональной деятельности. Приведём два, как представляется, наиболее ёмких определения отечественными исследователями понятия "музыкальное содержание". "Содержание музыки" составляют художественно-интонационные образы, то есть запечатлённые в осмысленных звучаниях (интонациях) результаты отражения, преобразования и эстетической оценки объективной реальности в "сознании музыканта (композитора, исполнителя)"1. "...Это воплощённая в звучании духовная сторона музыки, порождённая композитором при помощи сложившихся в ней объективированных констант (жанров, звуковысотных систем, техник сочинения, форм и т.д.), актуализированная музыкантом-исполнителем и сформированная в восприятии слушателя"х.
То есть содержание музыкального произведения возникает как благодаря эстетическим, нравственным, психологическим представлениям отдельных композиторов о жизни и о задачах музыкального искусства, так и благодаря мышлению собственно о музыке, сложившемуся в определённые исторические эпохи; а также благодаря возникающему в сознании композитора особому, индивидуальному замыслу отдельного сочинения, интерпретируемому исполнителем и воспринимаемому слушателем.
Различают специальное и неспециальное "музыкальное содержание"а. (данная "диада" возникла взамен долго применявшихся в отечественном музыкознании философских терминов "форма и содержание". Применение их по отношению к музыке оказалось чревато неразрешимыми противоречиями. Поэтому пришлось эти категории оставить философии и эстетике, а в музыкознании пользоваться другими, более "специфичными", но более отражающими специфику именно музыки.)
"Неспециальное содержание" – это отражение в музыке действительности, тогда как "специальное содержание" – содержание собственно звуковое: одного звука, интервала, аккорда, ритма, мелодии, формы. Специальное содержание присуще только музыке, неспециальное – как музыке, так и иным искусствам. Сфера неспециального содержания – это вся объективно существующая действительность: космос, природа, практическая деятельность людей, их взаимоотношения общественные и личные, их переживания и мысли, это изображение чего-либо, могущее апеллировать как к действительности, так и к другим видам искусства – живописи, театру и т.д. Причём вся эта необъятность явлений может быть сведена к триаде: идеи, предметный мир, мир человеческих эмоций. Идеи в академической музыке присутствовали всегда: философские, религиозные, собственно музыкально-конструктивные и т.д. Предметный мир отражался, а точнее будет сказать, изображался в ней также весьма широко в разные исторические эпохи. Человеческие же эмоции, хотя и неотделимы от самого понятия "музыка", представали в разные эпохи чрезвычайно различными. При этом они то выступали вперёд в музыкальном содержании, то действовали завуалированно.
Сфера действия специального содержания музыки – музыкальный звук с его акустическим строем, тембры голосов и инструментов, звукоряды и интервалы, лады, гармонические созвучия и гармонические системы; ритмическая и метрическая организация музыкальной ткани, мелодика и фактура, музыкальный тематизм, музыкальная форма. В самом общем плане специальное содержание может быть определено как "эстетическая гармония" – эстетическая красота, доставляющая человеку удовольствие от слушания. То есть оно всегда позитивно. Неспециальное же содержание музыки может быть как позитивным, так и негативным.
В качестве примеров парадоксальности сочетания "ужасного" и "прекрасного" в музыке приведём "Гибель Фауста" (так называемое "танго смерти") из "Истории доктора Иоганна Фауста" А.Шнитке, "Ночь на Лысой горе" М.Мусоргского, "Трен" памяти жертв Xиросимы К.Пендерецкого. То есть мы опять возвращаемся к феномену двойственности существования музыки как искусства: произведения искусства не может быть без эстетически совершенного выражения.
Таким образом, очевидно, что содержание каждого музыкального произведения возникает в условиях той или иной исторической эпохи, в которую действуют определенные эстетические, философские, религиозные, научные и т.д. идеи, получающие отражение и преобразуемые внутренним миром композитора. Для глубокого постижения содержания музыкального произведения требуется иметь представление о круге идей и художественных установок тех или иных исторических эпох и, в частности, художественной среды, окружавшей композитора, часто 4материализующейсям как национальная школа.
Однако общие философские, религиозные, стилевые представления эпохи становятся кфономм, из которого в полной мере прорастает уникальная авторская индивидуальность. Самый убедительный и одновременно разительный пример – творчество И.С.Баха как наивысшая точка выражения эпохи барокко и как пример гениального реформаторства музыкального языка. Стилистически выросший из так называемого "строгого стиля" полифонии, ведущего происхождение от церковной музыки средневековья, впитавший разветвлённую систему религиозной музыкальной символики барокко, обладавший глубоко религиозным мировоззрением, Бах всю жизнь действовал как церковный музыкант, кантор – композитор-органист. В своих абсолютно новаторских по языку, композиции, драматургии произведениях религиозной тематики – "Пассионах", Мессе, кантатах – он опирался на сюжеты из Евангелия, а также во множестве цитировал и развивал мелодии протестантских хоралов. И в своих инструментальных сочинениях, как оркестровых, так и клавирных (фортепианных), и в органных концертах, фантазиях, пассакалиях, токкатах, прелюдиях и фугах Бах нередко цитирует мелодии протестантских хоралов, которые становятся основой музыкального развития многих его произведений. Так, например, в основу фуги ля-бемоль мажор из I тома 4Xорошо темперированного клавирам положена тема рождественского хорала "Как прекрасно светит утренняя звезда", а тема фуги ре-диез минор, также из I тома, основана на исполненном трагизма хорале "Из глубины к тебе взываю, Господи". Естественно, что и в том, и в другом случае интонации хорала пронизывают и связывают воедино всю фугу.
Эпоха барокко одной своей стороной была направлена на мир духовно-религиозный, другой – на мир человеческих чувств; в отличие от Баха, А. Вивальди был человеком светского мировосприятия, ему ближе были светские традиции итальянского Возрождения с его стремлением воспевать красоту окружающего мира и чувств. В своих четырёх концертах для скрипки с оркестром "Времена года" Вивальди, в стилистике, абсолютно не похожей на баховскую, передал различные настроения людей, тесно связанные с картинами природы.
В XIX веке в Европе, и особенно в Германии и Австрии, вначале в литературе (Гёльдерлин, Гёте, Шиллер, Гейне), а затем в музыке распространился романтизм. Вслед за литераторами европейские композиторы-романтики довели до максимальной утончённости раскрытие душевных движений (Ф.Шуберт, Р.Шуман, Г.Берлиоз, Р.Вагнер и др.).
Однако одновременно с романтизмом существовало и "реалистическое" направление, также занятое раскрытием человеческих чувств в их тонких оттенках, изменениях, развитии. здесь из западных композиторов необходимо назвать прежде всего Дж.Верди, а из русских – М.Мусоргского, П.Чайковского, чьи оперы, романсы, симфонии характеризуются огромной правдивостью душевных состояний, Н.Римского-Корсакова с его "Царской невестой" и др.
С другой стороны, романтизм первым проявил научный интерес к собиранию национальных сказочных, легендарных, фантастических сюжетов, а также к яркой жанровости, особенно в её фольклорном преломлении ("Волшебный рог мальчика. Старинные немецкие песни" – сборник немецких народных песен, подготовленный и изданный в 1806–1808 годах в Гейдельберге двумя поэтами из гейдельбергского кружка романтиков А.Арнимом и К.Брентано). Такие сюжеты привлекали Р.Вагнера, Р.Шумана (опера кГеновевая), Г.Малера (Вокальный цикл "Волшебный рог мальчика"). В России линию сказки наиболее ярко и разносторонне воплотил Н.Римский-Корсаков в операх "Снегурочка", "Кащей Бессмертный", "Сказка о царе Салтане", "Золотой петушок". В ряде его произведений также присутствуют чрезвычайно яркие народные сцены с использованием фольклорных песенных первоисточников (хор "А мы просо сеяли" из "Снегурочки"). Впрочем, русские композиторы всегда отличались вниманием к фольклору, не только русскому; примеры тому можно найти и у М.Мусоргского (хор "Лебедю слава" в "Хованщине"), и у А.Бородина (хор поселян в опере "Князь Игорь", половецкий акт в этой же опере), и у П.Чайковского (хор "Девицы-красавицы" в первой картине оперы "Евгений Онегин").
ХХ век выявил такие силы зла, содержащиеся в человеческой душе, какие никогда прежде не выходили наружу. С огромной изобразительной силой воплотил многочисленные лики зла и драматизм борьбы с ним Д.Шостакович. А С.Прокофьев, в силу личного эмоционально-психического склада склонный, напротив, к запечатлению в своей музыке светлых сторон жизни, кажется, как никто в ХХ веке сумел воплотить чистоту юной любви в балете "Ромео и Джульетта", светлые надежды и патриотическую героику в опере "Война и мир", поэзию творческого труда, тесно связанную с чудесными силами природы, в балете "Каменный цветок".
Для максимально объективного представления о содержании того или иного произведения необходимо знать всё, что может быть известно сегодня об идеях определённой исторической эпохи, о её эстетических принципах – как в наиболее общих чертах, так и относительно тех эстетических направлений и течений, которых придерживался именно данный композитор. Кроме того, необходимо знать историю создания опуса, дошедшие до нас высказывания автора по поводу конкретного произведения и по поводу общих идей эпохи, имеющих отношение к содержательному слою данного произведения. Иными словами, содержание каждого музыкального произведения погружено в ту культурную среду, тот контекст, который его породил. А далее оно доказывает свою жизнеспособность, продолжая жить в новых социокультурных условиях. И они, в свою очередь, вносят в его смысл свое понимание.
Так, если взять баховскую Прелюдию до мажор из I тома "Хорошо темперированного клавира" с её тонким гармоническим языком, тембровой чистотой и хрупкостью, вызывающими в слушателе чувство духовной возвышенности, то, с одной стороны, для понимания содержания этой пьесы существенно, что это начальная пьеса огромного цикла, гармонически вводящая слушателя в новаторский для той эпохи темперированный – то есть тональный – принцип настройки клавишного инструмента клавир. Важно, что тональный план её очень гибок, богат гармоническими отклонениями – такое стало возможно именно благодаря исторически новому принципу темперации. Но не менее важно для понимания содержания этой прелюдии и то, что техническая настройка инструмента имела символический смысл. Она символизировала "настройку" Богом Вселенной; соответственно, музыкальный строй являлся отражением "строя" Вселенной'.
Интересно, какую разительную трансформацию претерпела в ХIХ веке, в историческую эпоху романтизма с его культом человеческого чувства, эта прелюдия. Ш. Гуно, автор оперы "Фауст", ощутил творческую потребность "наложить" на гармонический язык прелюдии, фактически не нуждающийся в мелодии в силу своей изумительной красоты... мелодию. При этом досочиненная композитором лирическая мелодия оказалась настолько красивой – в характере именно XIX века, – что такая транскрипция, а точнее пьеса "Аvе Магiа" для голоса с сопровождением, приобрела не меньшую известность, чем баховская "модель".
А далее – в ХХ веке – использование до-мажорной баховской прелюдии стало весьма распространенным приёмом у современных композиторов, обращавшихся к методу музыкальной полистилистики; при этом она всегда выступала и выступает в качестве, с одной стороны, некоего идеала – символа философской гармонии, душевной и духовной
чистоты, а с другой – символа гармоничности мира прошлого, разительно контрастирующей с дисгармонией мира современного (например, во II части Третьей симфонии А.Шнитке, в Первой фортепианной сонате В.Лобанова).
На музыкальное содержание произведения могут существенно влиять привходящие извне, сугубо внешние факторы; они способны задать композитору некий импульс, на который творческая фантазия "наслаивает" уникальный конкретный замысел сочинения.
Например, для Дж.Верди таким "стержнем" однажды стала напечатанная в газете последовательность звуков, автор которой утверждал, что ни один композитор не сможет написать на неё музыку. Верди не просто сумел использовать её, но положил в основу гениального хора "Ave Магiа" из цикла "Четыре духовных произведения".
С.Рахманинову замечательную мелодию в характере завораживающей медитации из второй части Второго фортепианного концерта (Adagio sostenuto) навеял метод гипноза, который практиковал популярный в артистических кругах психотерапевт Н.В. Даль. У Даля лечились Шаляпин, Скрябин, Станиславский и др. Рахманинову он помог избавиться от тяжёлой депрессии после провала его Первой симфонии, за что Второй концерт для фортепиано с оркестром, написанный по окончании курса лечения, Рахманинов и посвятил врачу.
Э.Денисов, наш современник, очень любил живопись отечественного художника-4нонконформиста~ Б. Биргера; у него над роялем висела одна из его картин — тончайшая живопись белым по белому. Под её впечатлением композитор создал "Живопись" для оркестра, с тончайшей техникой звуковых красок, и посвятил её Б.Биргеру.
А для А. Шнитке, композитора отечественного, но с немецкими корнями, "внешний" импульс заказа на написание сочинения к открытию нового концертного зала в знаменитой лейпцигской филармонии Гевандхауз послужил импульсу внутреннему – показать в своей Третьей симфонии всю историю австро-немецкой музыки, да ещё ввести в её музыкальный текст звуковые "монограммы" имён 33-х самых великих австрийских и немецких композиторов – со скрытым смыслом подытоживания своим творчеством всей линии австро-немецкого симфонизма!
Достаточно распространены случаи, когда то или иное содержание музыкального произведения сопряжено со сценическим или литературным сюжетом, со словесным названием. И всё-таки, смысл музыкального содержания ни в коем случае не может быть сведен ни к словесным объяснениям, ни к констатации отражения в нём внемузыкального пласта. Всё главное музыка говорит своим собственным языком звучаний – мелодий, ритмов, гармоний, тембров. Поэтому классические инструментальные произведения – такие, например, как симфонии и сонаты, в подавляющем большинстве не содержат ни словесных названий, ни конкретных "программ". Но и те сочинения, что их имеют, черпают из них чаще лишь общую идею, выразительные детали, не более того: классическая, в широком смысле, музыка – искусство независимое. Главное в музыкальном содержании – именно выразительность и смысл собственно музыкального язык.
Оставить комментарий