Всероссийский научно-просветительский проект «ТЕАТР и ШКОЛА: в поисках художественных открытий»
Всероссийский научно-просветительский проект
«ТЕАТР и ШКОЛА: в поисках художественных открытий»
Всероссийский научно-просветительский проект в области популяризации научных гуманитарных знаний «В поисках художественных открытий», в частности литературно-театральных, для детей и подростков, ориентированных на художественное развитие и саморазвитие в рамках образовательной деятельности в контексте диалога искусств, был начат в ИХОиК РАО в январе 2017 года.
С августа 2023 года реализуется под эгидой научно-методического журнала «Искусство в школе» (учредитель ООО «Искусство в школе») под названием Всероссийский научно-просветительский проект «ТЕАТР и ШКОЛА: в поисках художественных открытий».
Проблемное поле Проекта:
Литература и театр как феномены искусства, носители культурно-образовательного опыта, на протяжении нескольких столетий находятся в центре внимания российской и мировой гуманитарной мысли. А.С. Пушкин научил русскую литературу осознавать себя носительницей идеала, утверждающей не моральные, а нравственные истины. В.Ф. Одоевский указывал на очень важный аспект значимости образования и культуры в обществе: «Когда театр делается необходимой потребностью какого-либо народа, это верный признак, что образованность его возвысилась и что он сделался способным ко впечатлениям высшего рода».
Театр рассматривается сегодня как значимая часть современного школьного образовательного пространства в рамках предметов гуманитарного цикла: музыки, литературы, танца, изобразительного искусства, истории.
Методика преподавания литературы все чаще обращает свое внимание на интеграционные формы включения учащихся в диалог с искусством. Художественное самовыражение подрастающего поколения - литературное, театральное, изобразительное - все чаще становится «актом творчества» (Л.С. Выготский) на школьных уроках словесности.
Моноспектакль на уроке литературы, благодаря синтезу искусств, позволяет учащимся не только творчески интерпретировать программное произведение, постигая «растущий смысл» (М.М. Бахтин) школьного литературного курса в рамках междисциплинарной интеграции урока и драматического театра, но и предоставляет замечательную возможность одаренным подросткам, которые выделяются яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеют предпосылки для таких достижений), реализовать свой актерский, режиссерский, изобразительный (в качестве сценографа), дизайнерский (в качестве художника по сценическому костюму) талант на импровизированной сцене у классной доски.
Литературно-театральные экскурсии в контексте «Genius loci» («Гений места») проводимые по местам, связанным с жизнью и творчеством выдающихся деятелей искусства, - интеллектуальная деятельность, способствующая прочному усвоению учебных знаний.
Инициатором и научным руководителем Проекта в 2017 году стала Ольга Викторовна Гальчук, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории литературы и театра ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования». С 2017 по 2023 гг. в различных мероприятиях Проекта приняли участие более 5000 учащихся из разных регионов страны: Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска, Екатеринбурга, Твери, Иваново, Калининграда, Калуги, Краснодара, Липецка, Омска, Норильска, Тулы, Уфы, Забайкальского края и др. Со второй половины 2023 года Проект реализуется научно-методическим журналом «Искусство в школе».
Целью Проекта является популяризация современных достижений гуманитарной науки и искусства в рамках образовательного и социокультурного пространства. Проект направлен на выполнение социального заказа общества, отраженного в научно-педагогических и ценностных приоритетах Концепции преподавания предметной области «Искусство», Концепции школьного филологического образования, Концепции развития дополнительного образования детей, в частности, обращение к историко-функциональному аспекту, проблемам бытия литературы во времени, в читательском восприятии; внимание к литературной и театральной критике, публицистике, мемуарной литературе, к оценкам и переоценкам произведений/авторов в кино- и театральном искусстве, в живописи и музыке, в массовом сознании.
Проект призван решить следующие задачи:
• способствовать выявлению и отбору творчески мыслящих учащихся 5 - 11 классов и формированию потенциала для учебно-исследовательской, проектной деятельности в контексте диалога искусств;
• создание условий для поддержки одаренных и творчески мотивированных в области литературно-театрального искусства детей и подростков, в том числе содействия им в профессиональной ориентации и продолжении образования, их дальнейшего интеллектуального развития;
• организация продуктивного сотрудничества и партнёрства для развития творческого потенциала молодого поколения, сохранения национальных культурных приоритетов и культурного разнообразия;
• актуализация лучших традиций научной школы педагогики искусства, продвижение передового педагогического опыта, инновационных форм, методов и приёмов обучения и воспитания детей и юношества через искусство.
Программа Проекта традиционно включает в себя следующие мероприятия:
- Конкурсно-фестивальный блок (Конкурс литературного эссе, Конкурс ученических исследовательских работ, Конкурс сочинений «Мой Пушкин», Конкурс эскизов «Костюм в литературе, на сцене и подиуме», Конкурс-Фестиваль ученических моноспектаклей «Ступенька к сцене»);
- Экскурсионный блок «Genius loci» («Гений места»);
- Выставочный блок (выставку творческих работ учащихся «Костюм литературного героя в контексте времени» и выставку детского рисунка «РRO-ТЕАТР: в поисках художественных открытий»);
- Мастер-классы и творческие встречи с деятелями литературно-театрального искусства.
К участию в проекте приглашаются учащиеся 5 - 11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, художественных школ и детских школ искусств, профессиональных колледжей, реализующих общеобразовательные программы на базе основного общего образования. Постижение художественного произведения в контексте диалога искусств - литературы, театра, музыки, живописи, хореографии и др. - ориентировано на возрастную специфику современных учащихся, на перспективы развития их личности, благодаря оживлению и росту культурных смыслов в собственной душе и собственном творчестве.