Влияние на социализацию

Приложение 4. Влияние на социализацию

«…вне творческого вдохновения дети оказываются в тисках гнетущих, практически невыносимых переживаний – переживаний пустоты, бессмысленности жизни, переживаний невыносимости тягучести времени и т.д.». - В.Ф. Базарный, доктор медицинских наук, профессор.

«Эффективной мерой профилактики употребления наркотиков во всем мире считается развитие способностей ребенка к самовыражению. Только способность выражать себя, свои мысли и чувства может помочь человеку преодолеть скуку – ту самую скуку, которую молодые люди считают главной причиной употребления психоактивных веществ.

Жаль, что мы их не слышим. Если бы услышали, то смогли бы понять, что методы профилактики, о которых пишет журнал «Искусство в школе», у нас давным-давно существуют». – А. Данилин, нарколог, психиатр.

«Я изучил материалы следствия по 460 криминальным делам (…) Никто из тех, кто совершил преступление, не мог назвать ни одного произведения симфонической, оперной или камерной музыки». - В.А. Сухомлинский

В Советское время первые Дома пионеров создавались для обеспечения организованного, творческого досуга школьников. Это эффективно противостояло опасности быть вовлеченным в различные девиантные и асоциальные группы (детско-подростковая наркомания, алкоголизм, преступность, проституция т.д.). – А.В. Носкова, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии Московского государственного института международных отношений (У) МИД РФ.

«Особо убедительны выводы Мартина Гардинера (Gardiner, Martin), который исследовал лиц, состоящих на учете в полиции штата Род-Айленд. Исследуя данные о многих тысячах жителей штата в самом криминогенном возрасте до 30 лет, ученый сопоставил приводы в полицию с участием подростков в музыкальной деятельности. Вывод Гардинера прост: между этими двумя обстоятельствами существует четкая обратно пропорциональная зависимость — чем больше и активнее подросток занимается музыкой, тем менее вероятны его трения с законом». – Д.К. Кирнарская, доктор психологических наук, доктор искусствоведения.

«Главное - воспитать хорошего человека. Я не знаю, чтобы кто-то из 13 тысяч детей, которых мы обучили за 44 года существования ансамбля, состоял на учете в милиции». – В. Гудовская, руководитель детского театра танца «Орленок»

Детские дома

«Занятия музыкально-театральным искусством помогут ребёнку из детского дома в будущем создать семью. (…) Если в основу детского дома не будет поставлено культурно-массовое просветительское воспитание, проблема адаптации детей-сирот будет такой же трудной, как и сейчас. Ведь в жизни человеку постоянно надо самопрезентоваться, рассказать о себе, как-то себя позиционировать. В этом смысле театральное искусство было бы для них спасительным». - А. Гезалов, международный эксперт по социальному сиротству стран СНГ

«Мы старались выбирать пьесы с большим числом действующих лиц, так как многие колонисты хотели играть и нам было выгодно увеличить число умеющих держаться на сцене. Я придавал большое значение театру, так как благодаря ему сильно улучшался язык колонистов и вообще сильно расширялся горизонт» - Антон Семёнович Макаренко, "Педагогическая поэма"

Опыт двух детских домов, участников фестиваля школьных музыкальных театров, также детдомов в Мытищах, в Белоруссии (где есть театры, хор и занятия искусством) указывает на то, что в этих детдомах социализируются практически 100% детей. В то же время известны данные, что по разным оценкам от 50 до 90% выпускников детских домов не адаптируются к жизни в обществе.

Зарубежный опыт

Более 37 лет успешно работает программа школьных оркестров и хоров «Эль система». Это система социальной адаптации детей посредством искусства. Она началась в Венесуэле в 1975 году. Автор программы – экономист и музыкант Хосе Антонию Абреу. Программа не ставит своей целью вырастить вундеркиндов. Главное - защитить с помощью культуры наиболее уязвимых в социальном плане детей от неблагоприятных условий их жизни. В оркестрах они обретают уверенность, жизненную перспективу, ответственность, приобщаются к созидательному труду в коллективе. В Венесуэле программа охватила за этот период более 2 млн. детей, большинство - из трущоб и неблагополучных семей. Исследования показывают, что в районах, где есть оркестры, ниже уровень преступности и наркотиков.

Эта программа расширила свои границы и работает в США, Италии, Японии, Шотландии и других странах (более 40 стран) - массовое музыкальное образование ради перемены социального климата в депрессивных районах. Её поддерживают государственные организации, знаменитости, крупный бизнес, частные жертвователи, добровольцы-музыканты.

То есть творческие занятия являются альтернативой пустого, бессмысленного, а часто «опасного» для ребенка времяпрепровождения. В рамках фестиваля школьных музыкальных театров «Содружество искусств» проведены исследования и опросы более 60 педагогов, более 250 родителей и детей касательно того, что дают детям занятия искусством. Все отмечают, что дети лучше учатся, дружны, читают, уверены в себе, формируются навыки общения, работы в команде, ответственности и др.

назад в раздел Предложение

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.