Память культуры

На протяжении ряда лет мы с мужем отправлялись в отпуск на две недели в Европу, чтобы увидеть то, о чём знали по книгам, фильмам, лекциям. И вдруг потянуло поездить по России, которую в основном знаем по тем же источникам. Впервые в жизни путешествовали на теплоходе. Всем советую. Путешествие по воде, мне кажется, меняет представление о пространстве и времени.
2017
№5.
С. 28-34.
Если бы ещё недавно меня спросили, кто из выдающихся художников мира прошёл по жизни самым удивительным, самым неправдоподобным путём, я, скорее всего, назвал бы Сервантеса. Но сейчас я думаю, что скрытая от мира жизнь человека, о котором мы расскажем сегодня, пожалуй, ещё больше похожа на чудо.
2017
№3.
С. 50-52.
Однажды попавшие в руку малыша фломастер, кусок мела или уголёк становятся для него открытием, чудом. А у мамы при виде каракуль сладко замирает сердце: «Он талантлив! Будет художником!»
2017
№2.
С. 63-64.
Известны примеры семей, в которых, в течение нескольких поколений, рождались серьёзные музыканты, один из которых прославил весь свой род. Не менее удивителен в этом отношении род Брюлловых (Брюлло) - онемеченных французов, во 2-й половине XVIII века перебравшихся в Россию. По меньшей мере 8 представителей этого рода оставили достойный след в русской живописи, архитектуре, сценографии, прикладном искусстве. А в памяти культуры эта фамилия сохранилась, в первую очередь, благодаря знаменитому Карлу Павловичу.
2017
№2.
С. 52-57.
Мы привыкли к тому, что музыку записывают нотными знаками на пяти линейках. Теперь трудно себе представить, что такой записи когда-то не существовало. Однако именно так и было тысячу лет назад. Кто и когда придумал нотную запись? И откуда взялись названия нот? Почему «до» - именно «до», а «ре» - именно «ре»? Кто их так «окрестил»?
2013
№4.
С. 16-18.
В далёкие 50-е прошлого века учителя нашей СХШ при институте имени В. Сурикова, считавшейся – и, наверное, справедливо – лучшей в стране, вольно или невольно формировали у нас некоторое не вполне определённое представление о том, какой должна быть хорошая живопись.
2016
№1.
С. 48.
Библейские темы и сюжеты нашли отклик и в отечественном изобразительном искусстве, и в лирической поэзии, и знакомство с этим явлением заслуживает того, чтобы занять своё место в системе образования.
2017
№1.
С. 63-64.
Подготовка. Понадобятся фонограммы песен: «Старинная солдатская песня», «Песенка об открытой двери» Б. Окуджавы; «Вот мчится тройка удалая» или «Не слышно шуму городского» (по выбору). Действующие лица: Ведущая, Ведущий, Историк 1-3, Литературовед 1 и 2, Писатель, Чтец.
2017
№1.
С. 57-63.
Как показывать икону: что можно и чего нельзя.
2016
№5.
С. 50-53.
Современное городское пространство характеризует звуко-музыкальная и информационная перегруженность. Важными и актуальными для педагогов сегодня становятся задачи не только приобщения молодого поколения к шедеврам мировой музыкальной культуры, но и научения музыкальной разборчивости, создания условий для собственного осмысления нравственных и аксиологических основ творчества, позволяющих распознавать влияние различных образцов мировой музыки на внутреннее состояние и жизнедеятельность человека и общества.
2016
№4.
С. 50-54.
В писцовой книге московского дьяка Андрея Плещеева под 1582-1583 годами даётся перечень погостов (поселений) на Русском Севере, в Заонежье. В их числе и... Погост Спасский в Кижах на Онеге-озере. А на погосте - церковь Преображенье Спасово и церковь Покров Святии Богородицы.
2016
№4.
С. 45-50.
Знаменитый храм Покрова Богородицы на Нерли, близ Владимира, стоит на холме среди луга, над малым водоёмом-старицей. Ему уже восемь с половиной веков. Он был построен повелением сына Юрия Долгорукого, князя Андрея, прозванного Боголюбским, скорее всего, около 1158 года (общепринятая более поздняя дата 1165 год — обоснованно подвергается сейчас сомнению). Этот одноглавый стройный храм с рельефно выступающими к востоку тремя алтарными полукружиями – апсидами давно привлекает к себе восторженное внимание миллионов людей.
2016
№3.
С. 42-49.
Со дня рождения Шостаковича прошло 110 лет. За это время все его симфонии подверглись тщательному музыковедческому анализу, оперы и балеты поставлены на лучших сценах страны, творческий путь и биография отражены в книгах. В их числе монографии о композиторе, собрание научных статей и материалов, а также литературные портреты музыкантов, с которыми композитор общался при жизни.
2016
№2.
С. 49-51.
«Божиим благоволением и Пресвятыя Богородицы милостию и всех святых молитвами, повелением благочестиваго царя великого князя Ивана Васильевича всея Руси совершена бысть святая сия церковь Покров Пресвятыя Богородицы в лета 7069 (1561) месяца июня 29 на память святых и всехвальных верховных апостолов Петра и Павла в честь и славу Святыя Троицы».
2016
№2.
С. 40-48.
В январе 2016 года исполнилось 165 лет со дня рождения Ивана Дмитриевича Сытина (1851-1934). С именем Сытина – книгоиздателя, просветителя, предпринимателя конца XIX – начала ХХ века, одного из самых передовых и просвещенных людей дореволюционной России, накрепко связано понятие «русское книгопечатание».
2016
№1.
С. 41-45.
Богата Костромская земля самородками. И если о золотоносных рудниках нашего края ходят только легенды, то люди – самобытные, с неповторимой судьбой, даже через столетия несут свою энергию предпринимательского таланта, разумного авантюризма, природного дарования и сердечной доброты. Именно таким самородком, появившимся в Солигалическом Уезде Костромской области, был Кокорев Василий Александрович.
2016
№1.
С. 45-47.
Рисование натюрморта в художественной школе – неотъемлемая часть программы. Натюрморт позволяет профессионально настроить глаз ученика на принципы композиции, вопросы колорита, объёма, плоскости, освещения. Одним из сложных вопросов в натюрморте является возможность изображения не только предметов в окружении, а изображение предметов в глубоком пространстве.
2015
№6.
С. 60.
В начале 50-х годов прошлого века А. Онеггер сказал Б. Гавоти: «Я убеждён до глубины души, что спустя немного лет музыкальное искусство, каким мы его представляем себе, полностью перестанет существовать. Оно исчезнет подобно другим искусствам прошлого, но, без сомнения, ещё стремительней» [1,86]. Композитор оказался не совсем прав. Музыкальное искусство сохранило своё прошлое наследие, более того, продолжается и развитие на этом поле, но, в социальном смысле, статус различных явлений изменился сильно.
2015
№6.
С. 57-60.
О жизни и творчестве Николая Гумилева. Устный журнал для учащихся старших классов.
2015
№6.
С. 50-56.
Урок доброты для учащихся V-XI классов
2015
№5.
С. 59-64.

Страницы

Подписка на Память культуры