Роль концертмейстера в работе с детским хоровым коллективом

Роль концертмейстера в работе с детским хоровым коллективом

Чумичкина Надежда Александровна, концертмейстер

Чумичкина Надежда Александровна

Музыка играет огромную роль в жизни человека. С древних времен первобытный человек пытался приспособиться, адаптироваться к изменяющимся ритмам окружающего мира. Это зафиксировано во многих мифах, легендах, сказаниях. Постепенно изучая и осмысливая палитру звуков, красок, движений и пластики, человек с помощью искусства постигал многогранный и бесконечно разнообразный мир.

Музыка властвует над нашими эмоциями, объединяет людей. Её звуки поистине вершат чудеса – меняется настроение, пробуждается, преобразуется душа. Поэтому очень важно как можно раньше привлечь внимание детей к красоте музыки, помочь ощутить её в полной мере. Постигая красоту в музыке, ребёнок учится ценить прекрасное в жизни и в человеческих отношениях, а с восприятием и познанием красоты начинается воспитание эмоциональной культуры маленького человека. «Главной задачей массового музыкального воспитания является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, на их нравственность», – так определил основную тенденцию современной музыкальной педагогики Д.Б. Кабалевский.

Среди разнообразных видов детского художественного творчества наиболее привлекательным и эффективным средством музыкального воспитания является хоровое пение. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. На занятиях по хоровому пению успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети приобщаются к сокровищам классической и народной музыки, у них формируется эмоционально-личностное отношение к произведениям искусства.

Чтобы детское исполнительство было успешным, а творчество могло ярче проявиться, ребёнку нужно накопить музыкальные впечатления, что и происходит благодаря восприятию музыки. В этом детям может помочь систематическая, слаженная и творческая работа педагога и концертмейстера.

Работа концертмейстера в детском хоровом коллективе объединяет творческие, педагогические и психологические функции, которые трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.

В хоровой студии «Камертон» Московского городского центра детского творчества «Культура и Образование» занимаются около 60 детей разного возраста. По этому одним из важны х условий качества подготовки хора к выступлению является взаимопонимание и согласие между педагогом и концертмейстером в интерпретации музыкального произведения. Необходимо выяснить, насколько данное произведение усилит интерес детей к хоровой деятельности и к музыке вообще, будет способствовать расширению музыкального кругозора, совершенствовать музыкальный вкус. При разучивании и исполнении произведения концертмейстеру необходимо чутко реагировать на все указания педагога, чувствовать настроение хорового коллектива, проникаясь его задачами и трудностями.

Концертмейстер хорового коллектива должен уметь слушать и слышать. Важной задачей концертмейстера является нахождение правильного звукового баланса между вокальной и инструментальной партией. Он должен всегда слышать вокальную партию сквозь звучание своего инструмента и также воспитывать у хористов внимательное отношение к фортепианному сопровождению как важнейшему фактору создания художественного образа произведения.

В процессе работы концертмейстеру необходимо овладеть навыками общения с младшим и старшим детскими хоровыми коллективами. В разном возрасте дети предпочитают произведения определенного содержания, характера, жанра.

Например, младшие школьники любят песни колоритные, ритмически четкие, но несложные, с лаконичным, понятным текстом. Они тонко чувствуют песни патриотического характера, способны глубоко переживать разные драматические ситуации, чутко реагировать на нежные, ласковые образы (песни о маме, природе, животных). Им ближе чистые, яркие тона чувств, полутона они различают слабее.

В работе с младшим хором концертмейстер помогает выучить текст, найти и объяснить непонятные для детей слова, отработать в виде упражнений неудобные интервалы или скачок в мелодии (они вычленяются со словами вместе и отрабатываются как распевка). Важно уметь показать соответствующую хоровую партитуру на фортепиано, уметь задать хору тон, понимать такие приемы, как цепное дыхание, активная дикция и др.

Урок вокала. Педагог Е.В. Сазонова
Урок вокала. Педагог Е.В. Сазонова

Одним из существенных моментов занятий в детском хоровом коллективе является период, связанный с мутацией голоса ребёнка. В подобной ситуации концертмейстеру важно быстро транспонировать произведение, изменить громкость и темп звучания, следуя требованиям здоровьесберегающих технологий.

Дети старшего хора хорошо воспринимают и произведения серьёзные, с философской тематикой, требующие глубокого размышления. Они склонны к романтике, предпочитают произведения напевные, в современном ключе. Старшие дети тянутся к современной эстрадной музыке, но одновременно и к классике. Репертуар старшего хора состоит из достаточно сложных произведений, включающих двух и трёхголосие, что требует от концертмейстера хороших исполнительских навыков. Наилучшим будет такой отбор произведений, который позволит постоянно соблюдать гармоничность в обучении и неуклонно следовать принципу художественного и технического единства.

Важно, чтобы педагог и концертмейстер хорошо понимали друг друга и действовали в одном направлении в творческих вопросах и в плане воспитания участников коллектива. Концертмейстер может не только аккомпанировать хору на уроках и концертах, но также заниматься с учащимися индивидуально, помогая им разучивать партии. В практике хоровой студии «Камертон» используется приём разводных репетиций по партиям. В этом случае концертмейстер ведёт работу с определённой группой хора, настраивая её на последующую репетицию по партии. Концертмейстеру необходимо знать различные приёмы вокально-хоровой работы, диапазон детского голоса (для переложения партитуры), приёмы работы над хоровым произведением, приёмы разучивания любого текста с хором, проработки трудных мест, отработки голосоведения, интонации, артикуляции и т.д. Концертмейстер помогает педагогу в проведении распевания, упражнений (художественно богатым сопровождением), а также способствует формированию вокально-хоровых навыков, задавая чёткий ритм работы.

Концертмейстеру необходимо постоянно следить за жестами дирижёра, играть по руке и поэтому он обязан знать основы дирижёрской техники. Профессия концертмейстера имеет одну характерную особенность: рамки охвата музыкального текста должны быть шире, чем у пианиста, играющего лишь сольные произведения. Перед глазами концертмейстера находится партитура из трёх-четырёх нотных станов . Умение скоординировать все составляющие этой партитуры, всю вертикаль очень важно. Только целостный охват партитуры даст возможность концертмейстеру предвидеть намерения педагога и согласовать совместные действия.

Большую роль играет творческий аспект работы концертмейстера. Если дети различают смену характера музыки, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, используют опыт восприятия музыки при исполнении музыкальных произведений и в творческих импровизациях – всё это несомненная заслуга концертмейстера.

Хоровая студия «Камертон». Педагог О.С. Парфенова
Хоровая студия «Камертон». Педагог О.С. Парфенова

Активное участие концертмейстера в повседневной работе хорового коллектива является необходимым условием повышения качества образования, решения задачи воспитания участников хора, развития у детей творческих музыкальных способностей, выполнения общей художественной задачи коллектива.

Искусство в школе: 
2015
№1.
С. 16-17.
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.