Первая встреча... Последняя встреча

В.Синенко,
член Союза композиторов России,
заслуженный работник культуры РФ,
преподаватель Приморского краевого колледжа искусств, г. Владивосток

Первая встреча... Последняя встреча

В начале декабря 1999 года я был участником Международной конференции по вопросам музыкального воспитания и образования, посвящён¬ной 95-летию Д.Б.Кабалевского в Москве. В день открытия конференции концертном зале Московского дома композиторов проходил "Камертон", организованный, как всегда, Георгием Александровичем Струве.
Ещё со времён своей юности я пом¬ню замечательные песни Г.А.Струве; музыкальном училище (я закончил училище по специальности "хоровое дирижирование") мы изучали историю создания "Пионерии", слушали записи, знакомились с биографией Георгия Александровича. В общем, я был воспитан на том, что Струве – это человек из справочников и книг, недосягаемый Мэтр хорового искусства.
И вот, стою я в фойе Дома композиторов, жду начала конференции. Никого я, приехавший с края земли, практически не знаю... И вдруг какое-то оживление, всплеск эмоций у стоявших тут же в фойе.
В дверь вошёл худощавый человек солидных лет, ослепительно улыбающийся и кивающий в ответ на приветствия из разных уголков помещения. Я просто остолбенел! Великий Струве прошёл мимо меня! Он прошёл совсем близко, но у меня было ощущение, что между нами космическое расстояние.
Так я впервые увидел Георгия Александровича.
Мой замечательный друг, композитор и директор ДМШ Ns3 г. Люберцы Владимир Иванович Перекрёстов провёл меня за кулисы и сделал то, что я никогда не сделал бы в силу своей стеснительности. Перекрёстов подвёл меня к Струве и сказал: "Георгий Александрович! Познакомьтесь – это Владимир Иванович Синенко, хормейстер и композитор из Владивостока. У него замечательные детские песни. Может быть, он сможет что-нибудь показать здесь, на конференции?". Струве пожал мою руку и ответил: "Очень приятно познакомиться. Я бывал во Владивостоке. Но только у нас такая насыщенная программа, а зал всего до 15.00. Боюсь, мы всё не успеем". Владимир Иванович! А давайте в субботу, нас, в "Пионерии", Вы покажете свои песни. У меня будет мастер-класс с концертным хором, и в гостях у нас будут хормейстеры из разных городов России".
Так и договорились. Я не верил своему счастью: во-первых, я теперь лично знаком с Георгием Александровичем Струве, а во-вторых, я побываю в легендарной "Пионерии" !
Мои впечатления от мастер-класса в "Пионерии" невозможно выразить словами. Это нужно только видеть и слышать. Я ловил буквально каждое слово, каждый жест Георгия Александровича. 
Как прекрасно пел хор, как интересно  рассказывал Маэстро! Я сидел в зале, среди двух десятков хормейстеров из разных уголков нашей страны и чувствовал себя счастливейшим человеком на земле.
Время летело незаметно. И вдруг, Георгий Александрович говорит: "Дорогие друзья! Сегодня у нас в гостях композитор Владимир Иванович Синенко, он приехал к нам из Владивостока. Пожалуйста, Владимир Иванович, проходите к роялю".
Внутри у меня всё оборвалось! Давно уже я не испытывал подобного волнения! Я прошёл и сел за рояль. Слева от меня сидел концертный хор на подставках, Струве на стуле, а справа в небольшом зале – мои коллеги, хормейстеры.
"Давай, соберись! – говорил я себе. – Такого второго шанса Судьба тебе не даст!"
И я заиграл и запел. Сначала одну песню, потом другую. Аплодисменты, улыбки... Я увидел, как внимательно слушает меня Георгий Александрович, как заинтересованы хормейстеры! И старался вовсю.
"Владимир Иванович! – сказал Струве. – К сожалению, время наше заканчивается. Исполните теперь свою самую любимую песню".
И я, совсем не раздумывая, сказал: "Самая любимая – это песня на слова Льва Малинского "Страна Фантазия". Только вы представьте, что поёт эту песню большой хор в сопровождении оркестра! И – грянул!
После исполнения песни я поклонился и под аплодисменты пошёл в зал. Георгий Александрович что-то говорил напоследок о семинаре, о конференции, но хормейстеры как сговорились. Они почти все смотрели на меня и шёпотом спрашивали: "Ноты! Ноты есть?".
"Есть, есть, – отвечал я. – Попозже!" – и кивал в сторону Маэстро, как бы намекая, что нужно дать Струве завершить нашу встречу.
Георгий Александрович всегда был окружён поклонниками, почитателями, после концертов и встреч автографы на память, фотографии. А тут... Как только Струве закончил говорить и попрощался с нами, все, не сговариваясь, окружили меня и стали расхватывать сборники, тут же за них расплачиваться, просить автографы на память. Несколько минут я был в какой-то эйфории, я только успевал отвечать, писать, говорить.
Вдруг я поймал себя на мысли: "Ой, а где же Георгий Александрович?". Посмотрел, а Струве – нет. "Ну вот, обиделся!" – подумал я. И мне стало ужасно неловко из-за того что я всё внимание забрал на себя... Но я же не специально! Всё равно было очень неловко. Я продолжал раздавать автографы, но настроение было уже не то... Но вот открывается дверь в зал, и как ни в чём ни бывало входит Георгий Александрович. С большой красной книгой он идёт ко мне и говорит: "Владимир Иванович! Эта книга почётных гостей нашей "Пионерии". Вы наш почётный гость – оставьте на память запись".
Да! Так мог поступить только Струве! Человек, который всю свою жизнь не карабкался наверх, затаптывая тех, кто рядом, а наоборот, помогал прорасти талантам вокруг себя!
Всё закончилось... Я пришёл на перрон и ждал электричку на Москву. В голове у меня всё путалось: "Пионерия", Струве, восторженный приём хормейстеров... Неужели всё это случилось со мной?
По перрону идёт Георгий Александрович. Он кивнул мне, улыбнулся. Я тоже кивнул в ответ, но стоял неподвижно (не хотелось докучать Маэстро, он и так устал). Струве сам подошёл ко мне и сказал: "Владимир Иванович! У Вас очень красивые, замечательные песни. Спасибо Вам за ваше творчество!"
И вот тут я "обнаглел" (набрался храбрости!): "Георгий Александрович! Если Вам и вправду по-нравились мои песни, может быть, Вы напишете вступление к моему новому нотному сборнику?"
"Конечно!" – ответил Георгий Александрович.
И благодаря этой нашей встрече впоследствии появилась вступительная статья к сборнику "Жар¬птица костра" (2001 год)...
Мы расстались, но наше общение продолжалось. Переписка, нечастые встречи в Москве и во Владивостоке, где Струве давал мастер-классы в 2002 году, общение до последних дней жизни Георгия Александровича в декабре 2004 года...
Наша дружба продолжалась ровно 5 лет!
Как же я благодарен судьбе за встречу с таким великим, удивительным, простым, профессиональным, порядочным, добрым, светлым Человеком!
 
...Когда же мы виделись с Георгием Александровичем в последний раз? Я стал мучительно вспоминать. Переписывались мы с ним постоянно, буквально до последних дней его жизни.
Я перечитывал свои записи и обнаружил, что она состоялась в 2002 году, в декабре, на юбилейных мероприятиях, посвящённых 70-летию Маэстро.
Летом 2002 года Георгий Александрович Струве приехал во Владивосток, чтобы поучаствовать Летней творческой школе для одарённых детей Приморья и Дальнего Востока.
4 июля у меня родилась доченька Оля, а 9 июля встречал в аэропорту Струве. Мастер-классы, которые Георгий Александрович проводил тогда с детьми (со сводным хором), и общение с хормейстерами до сих пор сохранились в памяти людей как ярчайшее событие!
После окончания мастер-классов, в последний вечер, мы общались с Георгием Александровичем в его номере гостиницы. Я пригласил корреспондента Приморского радио Евгению Викторовну Славскую, корреспондента газеты "Светоград" Аллу Борисовну Мещерякову. В результате потом появилась пере¬дача на радио, замечательный материал в газете. Привёз я с собой также музыкального руководителя ВДЦ "Океан" Виктора Владимировича Ковальско¬го, который был знаком со Струве ещё со времён своей работы в "Артеке".
Прощаясь на следующий день в аэропорту, Георгий Александрович пригласил меня и директора музыкального училища Людмилу Сократовну Короткову в декабре на свой юбилей в Москву. В начале декабря 2002 года отправился в столицу, привёз с со¬бой десятки рисунков, которые нарисовали на песни Г.Струве мои ученики из 53-й школы Владивостока, привёз несколько поздравительных адресов.
Мне посчастливилось быть на всех юбилейных концертах и встречах. Забыть такое невозможно! Например, в Балашихе на юбилейном концерте пели хоры "Пионерии", хор выпускников студии, хор пап вместе с солистом Борисом Штоколовым. Это было совершенно удивительно!
А потом уже весь зал, и я в том числе, с огромным воодушевлением подпевал финальные песни концерта: "С нами друг!", "Спасём наш мир!" и "Моя Россия". То же самое повторилось через несколько дней и в большом зале Московской государственной консерватории.
А в Московском Доме учителя, где проходило поздравление Маэстро с 70-летием, яблоку негде было упасть! Поздравления длились почти четыре часа (столько было желающих поздравить и поблагодарить Георгия Александровича). До меня очередь дошла уже на четвёртом часу мероприятия. Что удивительнее всего – Георгий Александрович всех, кто выходил из зала на сцену, приветствовал, улыбался своей доброй, искренней улыбкой и говорил: "А это выходит Николай Петрович, он приехал...". Феноменальная память!
Когда в проходе к сцене появился я, Струве сказал в микрофон: "Дорогие друзья! Попрошу особенно поприветствовать этого человека. Это – Владимир Иванович Синенко, он приехал к нам из Владивостока!".
13 декабря 2002 года я, а также хормейстеры Лилия Сапрыга (Красноярск), Лариса Романовская (Алматы) приехали к Георгию Александровичу в "Пионерию". Мы общались, пили чай, говорили о каких-то новых планах, проектах, обсуждали важные темы, строили планы о дальнейшем развитии хорового искусства. Это и оказалась моей последней встречей с любимым Маэстро...
И ровно через два года, 13 декабря 2004, в большом зале консерватории на концерте в честь 100-летия Дмитрия Борисовича Кабалевского (учителя Струве по композиции) сообщили о том, что 7 декабря Георгий Александрович ушёл из жизни (он должен был на этом концерте дирижировать сводным детским хором...).
Сообщила эту новость Мария Дмитриевна Кабалевская. Зал затих.
После этой страшной вести и минуты молчания прозвучала песня "Учитель музыки", которую Георгий Александрович посвятил Кабалевскому, своему учителю. Дирижировать должен был Струве... Многие в зале плакали, слушая эту мелодию.
 
Потом сводный детский хор пел финальную песню концерта 4Наш край. Удивительно светлая, добрая мелодия парила над залом в исполнении сотен детских голосов. Но даже она не могла затмить горечь потери. Дирижировала хором Мария Струве. Она держалась очень мужественно.
После исполнения песни возникла какая-то пауза. Мария Струве вместе с концертмейстером ушла за кулисы, а сводный хор стоял на сцене. зал сидел, не шелохнувшись, дети стояли, как будто не знали, что делать дальше. И вдруг! Робкий детский голос из хора запел: "У моей России длинные косички..." . Постепенно к этому голосу стали добавляться другие детские голоса. И вот уже звучит весь хор: "Солнце светит, ветры дуют...". Без ди¬рижёра, без аккомпанемента.
Весь зал, не сговариваясь, встал. Опустив головы, со слезами на глазах стояли все, молча, до тех пор, пока не закончили петь дети. А потом все стали молча расходиться...
Говорят, что человек живёт, пока о нём помнят.
С декабря 2004 года не было, пожалуй, ни одно¬го дня, чтобы я не вспоминал Георгия Александровича. Думаю, так же и многие сотни, даже тысячи людей, которым посчастливилось встретить на своём пути необыкновенного, удивительного, светлого человека – маэстро Георгия Струве.
 
Автор: 
Искусство в школе: 
2015
№1.
С. 60-

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.