Особенности работы с хореографическими ансамблями

Особенности работы с хореографическими ансамблями

Борисова Татьяна Львовна

Борисова Татьяна Львовна, педагог-организатор

Существует немало форм эстетического развития и воспитания подрастающего поколения, и в этом многообразии хореографическое искусство занимает особое место. Хореография всегда привлекала к себе внимание детей и родителей. В хореографические коллективы приходит большое количество детей, чтобы научиться танцевать. Кто-то приводит своего ребёнка, чтобы он исправил осанку и поправил здоровье, кто-то хочет исполнить заветную мечту своего детства, а кто-то ведёт своего ребёнка заниматься, потому что видит в нём способности к танцу. Танец – неповторимое зрелище, и многим кажется, что это так просто. Отнюдь. Танец – это великий труд и упорство, самоотдача и увлечённость, красота и грация. Но всё это приходит не сразу. А может не прийти никогда.

Занятия хореографией широко распространены, множество танцевальных коллективов существует в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования. Коллективы разного уровня, каждый реализует свою конкретную задачу.

В учреждении дополнительного образования задача заключается в приобщении детей к миру искусства и культуры, воспитанию в них чувства прекрасного через освоение обширного пласта культурного наследия. Вы подумаете, что это слишком громкие слова. Может быть, но когда маленький человечек впервые приходит в учреждение дополнительного образования, задача педагога состоит в том, чтобы он приходил к нему снова и снова, и не потому, что этого хотят родители, а потому что так хочет он сам, потому что ему нравится узнавать новое и радоваться своим успехам.

Хореографическое отделение Московского городского центра детского творчества «Культура и Образование» структурное подразделение, в котором организован учебный процесс в семи творческих коллективах, объединяющих более 500 детей. Особенность хореографического отделения заключается в том, что коллективы, его составляющие, очень разные, представляют почти все направления хореографического искусства: классический танец, народный танец, эстрадную и современную хореографию, бальные танцы.

Каждый коллектив имеет свою образовательную программу, которую реализует в течение 5-7 лет. Что объединяет данные программы: ансамблевая форма работы, специально организованный учебно-воспитательный процесс, опирающийся на возрастные и психофизиологические возможности детей и базирующиеся на постепенном расширении и существенном углублении знаний, развитие умений и формирование устойчивых навыков у детей путём последовательного прохождения танцевального материала по принципу от простого к сложному. Одной из главных задач воспитания ребенка в хореографических коллективах мы считаем формирование его как исполнителя и как личности.

Несмотря на то что коллективы в хореографическом отделении очень разноплановые, каждый руководитель и педагог стремится как можно лучше научить ребёнка технике исполнения танцевальных движений, совершенствованию создаваемого художественного образа. Однако на этом пути есть определённые сложности.

Во-первых, не все дети могут успешно освоить программу в силу отсутствия природных данных к занятиям танцем, а также способности чувствовать ритм и слышать музыку. Эта ситуация складывается на основе того факта, что, в отличие от детских школ искусств, в хореографические коллективы нашего Центра не ведётся отбор детей, заниматься хореографией может любой желающий ребёнок при условии, что у него нет противопоказаний по состоянию здоровья. Но даже при таком наборе детей педагоги стараются добиться от воспитанников максимально того, что он может показать. Этому способствуют и занятия гимнастикой, упражнения которой педагог тщательно подбирает для того, что- бы произвести коррекцию тех или иных физических недостатков ребёнка. Занятия ритмикой позволяют развить музыкальность и чувство ритма, координацию движений.

Каждое направление в практике педагога- руководителя имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Педагог, любящий своих воспитанников, всегда найдёт возможность помочь реализоваться каждому члену коллектива и оказать содействие талантливому ребёнку в его дальнейшем выборе.

Результат работы детей в коллективе складывается из следующих составляющих: систематичность, желание заниматься, трудолюбие, дисциплина и любовь к танцу. Очень важную роль в успешном развитии коллектива и каждого ребёнка играет авторитет педагога для детей и родителей. Важным методом воздействия на детей является наглядный метод. Дети подражают своему педагогу в манере и характере исполнения движений, порой копируют и постановку рук, корпуса, головы. По исполнению детей можно определить качество знаний педагога, его стиль работы.

Вторым, не менее важным аспектом является соблюдение дисциплины. Дисциплина – это фактор качества организации художественного и учебно-воспитательного процесса. Отсутствие дисциплины, нарушающее развитие коллектива, – всегда препятствие для творчества. «Существует одно средство – железная дисциплина. Она необходима при всяком коллективном творчестве», писал К.С. Станиславский. И на первом родительском собрании педагоги уделяют этому вопросу особое внимание.

Увлечение и вдохновение – это та ниточка, на которой держится желание детей учиться. Если обучение сопровождается яркими и волнующими впечатлениями, занятия становятся интересными, у детей повышается мотивация к дальнейшему обучению.

Успешность – ещё одна составляющая образовательного процесса. Если ребёнок видит результаты своих усилий, если педагог систематически в доброжелательной форме помогает ему овладеть новыми знаниями и умениями, отмечает даже самые маленькие достижения, тогда ребёнок, окрылённый похвалой педагога, старается достичь лучших результатов и его интерес к занятиям возрастает неизмеримо.

Все составляющие зависят от педагога, если он смог за время работы с ребёнком привить ему эти качества, значит, его первостепенная задача выполнена.

Коллективы хореографического отделения Центра творчества создавались в разное время, есть ансамбли, которые существуют уже по 17–20 лет. Например, ансамблю народного танца «Мечта» исполнилось 23 года, а ансамблю танца «Карусель» – 18 лет. Многие выпускники этих коллективов уже приводят своих детей к любимым педагогам. Другие коллективы более молоды : Ансамблю эстрадного танца «Бумеранг» – 8 лет, Студии классического танца «Антре» – 5, а Молодежной студии современного танца «Поколение» – 7 лет, но и здесь прослеживается преемственность: братья и сёстры занимаются в разных возрастных группах коллективов. Приятно видеть, с каким удовольствием дети бегут на занятия, как откликаются на все творческие начинания педагога.

Важно заметить, что успех детей в хореографическом коллективе зависит от преподавателя, который либо обладает профессиональными знаниями и умело применяет их в учебно-тренировочной работе, либо допускает ошибки, которые отрицательно влияют на детей. Преподавателям-хореографам важно знать особенности методики работы с детьми разных возрастов, разбираться в причинах наиболее распространённых ошибок, встречающихся на практике. Для этого необходимо постоянно учиться. Если педагог остановился в своем развитии – это гибельно и для него, и для коллектива.

За длительный срок работы педагоги и руководители хореографических коллективов Центра творчества научились разбираться в особенностях каждого возраста. Например, согласно возрасту распределять физическую нагрузку, видеть, когда ребёнок не может выполнить задание в силу ли своих возможностей или просто у него сегодня не задался день. А это достаточно трудно, когда в классе 15 человек и всем необходимо уделить внимание.

Очень важен воспитательный момент в работе с коллективом. Одно дело – научить танцевать, а другое – создать сплочённый коллектив единомышленников, действительно увлечённых людей. Для этого педагоги хореографического отделения используют разнообразные методы и формы, независимо от того, молодой ли это коллектив или уже зрелый. И здесь мы снова видим много общего, хотя каждый руководитель использует эти формы и методы по-своему. Проведение совместных традиционных праздников, например: День рождения коллектива; новогодние огоньки-капустники. В ансамбле народного танца «Мечта» старшие дети самостоятельно готовят спектакли для младших; в ансамбле танца «Карусель» привлекаются родители не только как организаторы, но и как активные участники действия, занятые в выступлениях. Придумывают разнообразные игровые программы ансамбль эстрадного танца «Бумеранг», студия классического танца «Антре»; проводит дискотеку молодёжная студия «Поколение». Коллективы выезжают в творческие смены, выпускают стенгазеты, информирующие о поездках и экскурсиях. Особое место в сплочении коллективов занимает подготовка и проведение отчётных концертов коллектива и отделения. Таким образом, у каждого ребёнка появляется чувство причастности к важной деятельности, которая поощряется окружающими.

Вся эта работа очень не простая и требует много сил и выдумки, чтобы добиться результата, педагог должен суметь заразить своим энтузиазмом и детей, и их родителей, педагогу необходимо сделать из родителей своих союзников и единомышленников. Это очень сложная задача, потому что не все родители понимают всю серьёзность занятий, имеют разный уровень культуры и воспитания, а также потому, что в каждом хореографическом коллективе нашего Центра в среднем обучается не менее 90 человек. Педагоги постоянно контактируют с родителями, находят с ними точки соприкосновения, стараются тактично решать самые разные вопросы, грамотно и достойно находить выход из той или иной ситуации.

И, конечно же, для педагогов, для детей и их родителей главный результат – выход детей на сцену. Будь то концерт или участие в конкурсе – это то, к чему педагог и ребёнок стремятся всё время обучения. Конкретные успехи доставляют радость детям. И наоборот, отсутствие радостной творческой работы делают её бессмысленной. По этому педагоги стараются, чтобы все дети были заняты в репертуаре ансамбля. Они ставят перед детьми такие цели, для достижения которых им требуется немного преодолеть себя, а преодолев, получить удовлетворение от выполненной задачи. Главное – наши дети так сплачиваются с коллективом, что и после выпуска приходят в родной ансамбль поделиться своими достижениями или просто не могут обойтись без занятий в хореографическом классе. Ребёнок приходит в коллектив, начиная с подготовительной группы, в 5-7 лет, а уходит в 18. Вся его сознательная детская, отроческая и юношеская жизнь проходит в хореографическом коллективе, и только от педагога зависит, какова она будет.

Искусство в школе: 
2015
№1.
С. 21-23.
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.