Воспитывать театром или конференция продолжается…

Воспитывать театром или конференция продолжается…

В ноябре в Санкт-Петербурге состоится очень важное, можно даже сказать – знаковое событие. На свою вторую встречу соберутся театральные педагоги со всей страны. Они будут обсуждать вопросы театрального воспитания, или, как гласит официальное название, вопросы образования средствами театра.

Потому что это будут не обычные театральные режиссеры, преподаватели актерского мастерства, речи или движения, каких мы привыкли встречать в театральных ВУЗах. На этот раз в Петербурге соберутся педагоги и режиссеры театра детского, такого, где играют сами дети. И ещё школьные учителя, которые используют средства театральной педагогики на обычных школьных уроках. Вот именно поэтому можно считать эту встречу важной и знаковой: ведь дети – это будущие взрослые, это, без всяких преувеличений – будущее нашей страны, наше с вами будущее.

Мы беседуем с председателем оргкомитета Открытого петербургского форума «Образование средствами театра» (а именно так называется эта встреча) заслуженным работником культуры Российской Федерации Евгением Юрьевичем САЗОНОВЫМ.

Корр. Евгений Юрьевич, почему эта встреча – вторая?

Сазонов. Потому что первая состоялась в Москве в ноябре прошлого года. Это была Всероссийская конференция памяти Леопольда Антоновича Сулержицкого, ученика великого Станиславского, удивительного человека и одного из первых российских театральных педагогов, знаменитого «Сулера». Именно Сулержицкий, творчески восприняв открытия Станиславского в области театра, его систему, впервые задумался не только о ее театральной сути, но и о её педагогическом, воспитывающем значении. Посудите сами – одно из главных требований системы, созданной великим реформатором театра, было требование воспитать человека. Можно даже написать это слово с большой буквы – Человека. Не актера или режиссера, что само собой разумеется, а именно Человека! Потому что с Человека начинается всё – театр, искусство, вообще – жизнь.

Корр. И им заканчивается…

Сазонов. Можно сказать и так. В каком-то смысле – безусловно. Сулержицкий раньше других понял эту важную роль театральной педагогики, создал свою студию, где учил своих учеников не только театральной профессии, но и жизни. Должен сказать, что одной из ключевых тем петербургской встречи станет именно тема ученичества, понятая не только как возможность передавать и усваивать те или иные знания или навыки (в нашем случае – театральные), но более широко – как творческое и человеческое взаимодействие учителя и ученика, как взаимообогащение, если хотите – как искусство.

Корр. Это сложное искусство!

Сазонов. И прекрасное! Вспомните, у Экзюпери: «Главная роскошь – это роскошь человеческого общения». В подзаголовок нашего форума мы вынесли слова: «Великие Учителя».

Корр. Речь пойдет снова о Сулержицком?

Сазонов. И о нем, конечно, тоже. Но есть еще два имени, два великих имени, о которых нам хотелось бы поговорить. Это Матвей Дубровин и Зиновий Корогодский.

Корр. Если можно, расскажите о них подробнее.

Сазонов. С удовольствием! Тем более, что мне выпало счастье лично знать их обоих, учиться у них. Матвей Григорьевич Дубровин в середине прошлого века создал в Петербурге, тогдашнем Ленинграде, уникальную систему воспитания детей театром. Это очень сложная система, философская, но если говорить простым языком, она предполагает полное, целостное, как говорят ученые, погружение ребенка в театральное пространство, в театр, как таковой.

Корр. А Корогодский?

Сазонов. Зиновий Яковлевич Корогодский, можно сказать, открыл новую страницу в истории детского театра.

Корр. Вы имеете ввиду знаменитый ленинградский ТЮЗ эпохи 60-х?

Сазонов. Да. И что удивительно – они даже по названиям схожи: ТЮЗ Корогодского и ТЮТ Дубровина.

Корр. Два слова о ТЮТе… Что это такое?

Сазонов. Это и есть система Дубровина. Это театр, где играют дети.

Корр. Насколько я знаю, эти два театра – ТЮТ и ТЮЗ – успешно существуют сегодня в Петербурге.

Сазонов. Да. ТЮЗу скоро исполнится 100 лет…

Корр. А ТЮТу?

Сазонов. Шестьдесят. Мы помладше. Когда-то нас так и называли: «младший брат ТЮЗа». Вот в этих двух «намоленных» местах и пойдет речь о творческом и педагогическом наследии Великих Учителей - М.Г. Дубровина и З.Я. Корогодского. Кроме того, предполагаются еще две «форумных площадки» - Гуманитарный университет профсоюзов и Смольный институт, где не так давно открылся первый в стране факультет, готовящий руководителей и режиссеров театра детей. Это очень важная и востребованная сегодня профессия. Этот факультет возглавляет одна из видных деятелей в этой области профессор О.А. Антонова.

Корр. А о чем еще, кроме знакомства с творческим наследием Великих Учителей, пойдет речь на форуме?

Сазонов. О таком важнейшем явлении, которое мы объединяем под одним названием: школьная театральная педагогика. Она необыкновенно разнообразна в своих формах, методах, проявлениях. Начнем хотя бы с того, что «ШТП» (так ласково мы называем это вполне научное и серьезное направление) корнями уходит в далекое прошлое, в глубь веков. Уже в 16 веке были школьные театры! А сегодня их количество увеличивается день ото дня. И это еще не всё: речь ведь идет о том, чтобы сделать театр одним из предметов, который изучают в школе, ввести его в школьную программу. И о том, чтобы разные методы театральной работы – этюды, ролевые игры, освоение предлагаемых обстоятельств и многое другое использовать при изучении самых разных школьных предметов: не только литературы и иностранных языков, но даже математики, физики, географии и тому подобного. Так давно уже сделано во многих европейских странах. И, поверьте, польза от этого – великая!

Корр. Воспитание квалифицированного зрителя?

Сазонов. И это тоже. Но главное – человека! Культурного, современно мыслящего человека 21 века. Мы с вами об этом уже говорили.

Корр. Можно повторить еще раз.

Сазонов. Много раз можно и нужно повторять: Театр и Образование – две вещи неразрывные. Радостно сознавать, что наше общество стало это понимать. Судите сами – в попечительском совете нашего форума – выдающиеся деятели российского и мирового театра: Лев Додин, Александр Галибин, Вениамин Фильштинский. Педагогическая наука представлена такими крупными именами, как президент научно-образовательного комплекса «Сурао» профессор Г.М. Иманов, президент Петровской академии наук и искусств, профессор Л.А.Майборода, Генеральный директор Санкт-Петербургского Дворца творчества юных М.Р. Катунова.

Корр. Так что разговор предстоит серьезный?

Сазонов. Главное, чтобы он был продуктивным. Мы ведь не только собираемся делиться опытом, мы ждем от тех, кто приедет к нам – а это, я полагаю, будут люди со всей России, чтобы они рассказали о своих Великих Учителях. В том, что они есть, были и будут, я нисколько не сомневаюсь, а о некоторых просто знаю доподлинно. Надо, чтобы их опыт, их уникальные методы не пропали, а стали, не побоюсь этого слова, всероссийским достоянием.

Корр. Прекрасная идея, замечательная!

Сазонов. Согласен. Тем более, что она принадлежит не мне, вернее, не только мне. Эта идея родилась на первой Всероссийской конференции, о которой я уже говорил вначале. Там, в Москве, вместе с сотрудниками Московского Института открытого образования доцентом А.Б. Никитиной и Е.И. Косинец и другими сотрудниками Лаборатории интерактивных театральных проектов мы это и придумали. Вот теперь осуществляем.

Корр. Евгений Юрьевич, а как можно стать участником форума?

Сазонов: Для этого надо войти на сайт Всероссийской конференции по адресу: pediskus.ru, и оставить заявку на участие, зарегистрироваться. Регистрация начнется с 1 июля 2013 года. Мы сразу же свяжемся с вами и обсудим все вопросы, как говорится, «онлайн».

Корр. Так что конференция продолжается?

Сазонов. Несомненно.

Корр. Ну что же… Как говорится, удачи и счастливого пути детскому театру!

Сазонов. Я уверен, что он таким и будет.

Беседовал Михаил Юрьев, Июнь 2013 г. 

Оставить комментарий

2 + 15 =
Решите простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.