Уроки монументальной живописи в процессе реального проекта росписи

Уроки монументальной живописи в процессе реального проекта росписи
как способ организации досуга школьников и просветительский проект.

Летние каникулы – время, когда школа и все её обитатели отдыхают. И одновременно это возможность привести в порядок физические и духовные силы, зарядиться энергией для процесса обучения. А еще это время для ремонта, ведь классные комнаты так редко пустуют. Создать что-то новое в стенах учебного заведения за быстротекущий период летних каникул – благородная и ответственная цель. Ведь преобразования должны быть быстрыми, эффективными и при этом стать новой страницей в жизни школы, оправдав затраченные усилия.

Летом 2016 года в рыбинской православной гимназии по инициативе Анны Владимировны Яблоковой был организован проект росписи стен по эскизам учащихся детской художественной школы города. Иллюстрации на сюжеты из жизни святых были выбраны на основе конкурса и размещены в холлах, коридорах и на лестничных площадках здания, а также в трапезной.

Совместить в единый ансамбль не только различные сюжеты (от фрагментов жития Сергия Радонежского, покровителя гимназии, и изображения великого полководца Федора Ушакова, уроженца Ярославской земли, до традиционной Тайной вечери) но и эскизы разных авторов, каждый из которых раскрыл свой творческий потенциал, - непростая задача. Она была решена с помощью единого формата росписей: прямоугольные изображения одинакового размера были оформлены декоративной рамкой с орнаментальными элементами, решенными в едином ключе, но иллюстрирующими разные атрибуты в зависимости от сюжета росписи.

Проект выполнялся на благотворительной основе, поэтому расписывали стены волонтеры, в том числе учащиеся гимназии, а также ученики и выпускники художественной школы города Рыбинска. Меня на участие вдохновила возможность не только нарисовать что-то необычное и монументальное, но и получить опыт взаимодействия с детьми в процессе работы, ведь каждый из немногих студентов, участвующих в росписи, был еще и наставником для младших. Навыки, полученные мной, пригодились позже в процессе моей деятельности как преподавателя рисования акварелью.

Уроки монументальной живописи в процессе реального проекта Уроки монументальной живописи в процессе реального проекта

Привлечение учеников гимназии и художественной школы к росписи решает сразу несколько задач. Во-первых, это организует досуг детей на некоторый период летних каникул так, чтобы времени хватило и на отдых. Во-вторых, это позволяет ребятам построить новые социальные связи, узнать больше о жизни другого учебного заведения и обменяться опытом. В-третьих, участие в росписи дает узнать и практически освоить все этапы процесса монументальной живописи от подготовки стены до прописывания деталей. Кроме того, нельзя забывать и о всех плюсах любой творческой деятельности: развитии фантазии, мелкой моторики, чувства цвета, композиции, формы.

Также в ходе росписи ребята изучали основы колористики, ведь цвета для росписи намешивались из колеров основных цветов (желтого, красного, синего) и нескольких дополнительных (фиолетовый, зеленый, охра, коричневый и т.д.). Изучены были и различные способы нанесения краски (валиком, кистью, приемы тычкового и двухцветного мазка, растушевывание, лессировка).

Процесс росписи происходил в несколько этапов. Утвержденные цветные эскизы переносились на формат большего размера в масштабе при помощи сетки, расчерченной на стенах гимназии. Орнаментальная полоса вокруг изображения создавалась из одного модуля, причем контур наносился на стену по старинной технологии – на всей длине контура через каждые 3-4 мм необходимо сделать сквозные отверстия при помощи циркуля или шила (эта операция может выполняться ребенком, но под присмотром взрослых), затем лист прикладывается на стену там, где должен проходить орнамент, и контур простукивается мешочком с угольной пылью. Таким образом, частицы угля попадают через отверстия на стену, на которой остается пунктирный рисунок будущего орнамента. Операция повторяется по всей длине орнаментальной рамки.

Проект росписи стен по эскизам учащихся   Проект росписи стен по эскизам учащихся

Затем выполняется подмалевок, обозначающий объем и свето-воздушную среду. На этом этапе дети младшего и среднего возраста могут выполнять несложные операции с максимально однородными заливками («закрасить» небо с использованием цветовой растяжки от синего к розовато-оранжевому, раскрыть листву приемом тычкового мазка, наметить объем небольших предметов, встречающихся в школьных натюрмортах и потому знакомых). Необходимо соблюсти баланс между удовольствием от рисования и ответственностью за результат: ребенок не должен испытывать страх испортить всю совместную работу, поэтому более сложные и бросающиеся в глаза элементы стоит доверить старшим ученикам.

Моей основной задачей было выполнение росписи, посвященной Федору Ушакову. Великий флотоводец, равно успешный в ведении как морских сражений, так и дипломатических переговоров, не проиграл ни одного сражения в своей долгой военной карьере, умел рисковать и полагаться на случай или на помощь Бога. Известный своей искренней верой и скромностью, Ушаков был причислен к местным святым в 2001 году, а в 2004 Архиерейский собор признал адмирала святым в масштабах всей церкви.

И здесь я хочу остановиться на еще одной неизбежной составляющей процесса росписи – идейной. На мой взгляд, участие людей с атеистическими взглядами, каких придерживаюсь и я, не стало проблемой в ходе работ. Все были вдохновлены одним стремлением создать отражение человеческих идеалов, сходных для людей самых разных вероисповеданий. Однако эта ситуация заставила меня о многом задуматься.

Прежде всего, сама концепция религиозного образования спорна, ведь является, по сути, навязыванием взглядов детям, которые в силу возраста не могут сделать обоснованный выбор. С другой стороны, многие из обучающихся в православной гимназии детей растут в очень набожных семьях, и школа лишь подготавливает к жизни в их среде. Для меня как человека, воспитанного в других условиях, оказался очень необычным взгляд на жизнь воспитанников гимназии 9-12 лет, помогающих в росписи. Всех их объединяла безоговорочная вера не только в Бога, но и во все церковные ритуалы, как, например, обязательная молитва перед едой. Поэтому в рамках их картины мира у человека, увлекающегося рисованием, может быть только один путь – стать иконописцем.

Я не отношусь предвзято или однозначно негативно к церковным догматам, поэтому вижу и положительные стороны такого воспитания. Развитие милосердия, доброты, терпения и терпимости, смирения сейчас – сложная задача, а православие, в некотором смысле, зиждется на этих столпах. Высокие моральные и нравственные религиозные идеалы настолько отличаются от становящихся все более популярными идей в духе американской мечты: любые средства для достижения цели, главное в жизни – создать себя самого, каждая секунда времени должна быть потрачена с пользой. Поэтому дети из гимназии так отличаются от обычных школьников, ведь они с детства защищены от влияния массовой культуры. Но в будущем им предстоит жить в современном мире, и тогда вероятен внутренний конфликт. Необходимо подготовить их к жизни в этом мире, дать возможность увидеть себя не только в церковной, но и в светской профессии.

Не могу не отметить то, что роль наставника не показалась мне сложной, ведь дети рисовали добровольно и с полной отдачей. Здесь не было места капризам или недовольству, все выполняли посильную работу. Главное – суметь заинтересовать ребенка процессом, выбрать посильную, но не скучную задачу. При этом важно хвалить начинающих живописцев, не давать им падать духом и всегда быть готовым помочь, объяснить что-то или делегировать задачу другому участнику.

Последний этап – детали. Он выполняется почти полностью детьми старшего школьного возраста или наставниками. В это время, как и на протяжении всей росписи, дети могут помогать в качестве подмастерьев: намешивать краски, мыть кисти, подавать инструменты и колеры на стремянку или леса. Доработка и исправление может продолжаться бесконечно, важно уметь остановиться и принять работу такой, какой она была создана. Ведь коллективное творение абсолютно непредсказуемо и потому интересно – каждый вкладывает частицу своей души.

Елизавета Суровая   

Оставить комментарий

14 + 6 =
Решите простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.