Изобразительные рифмы

И.Суханина,
учёный секретарь Детской картинной галереи, г.Самара

Изобразительные рифмы

Мы готовим выставку, один из залов которой будет посвящён "необъяснимому" феномену детского творчества. В экспозицию, кроме детских работ, войдут репродукции картин признанных художников (Матисс, Пикассо, Модильяни, Серов, Шишкин и др.). Произведения взрослых мастеров отобраны по их колористическому, образному и композиционному созвучию детским работам. Дети-художники при работе над картинами не знали и не опирались на взрослые работы. Их кар­тины – отражение собственного художественного мышления. И как случается так, что мастера, прошедшие долгий профессиональный путь, ис­пользуют те же образы, находят те же композици­онные и цветовые решения, что и дети 4–10 лет? Однозначного и общепризнанного ответа на этот вопрос не дают ни преподаватели детского рисун­ка, ни искусствоведы, ни психологи.

Для нас пока необъяснимо, как ребёнок в своей картине попадает в стиль, над выработкой и поис­ком которого профессиональный (или самоучен­ный) художник работает годами. Причём масштаба своей ~находки» ребёнок, конечно, не осознаёт, так как у него зачастую недостаточно зрительского опы­та. А если бы трёхлетняя Оля Ларина видела работы Пабло Пикассо, она вряд ли стала его повторять или подражать его картинам.

Мы не хотим упрощать, раздавать оценки или мистифицировать. Нам интересно узнать и позна­комить зрителя с разными взглядами на явление детского творчества (а возможно, и творчества вообще) и тем самым немного приблизиться к его пониманию. Универсальных ответов на все эти во­просы, похоже, нам не найти, но в какой-то степени приблизиться к пониманию этих удивительных явлений мы надеемся.

Представленные "изобразительные рифмы" в этом случае – небольшая зрительская провокация для начала этого разговора. Нам интересно и важно узнать Ваше мнение о природе таких со­звучий, поэтому мы просим Вашего комментария.

От редакции.

Мы будем с интересом ожидать и участвовать в обсуждении предложенной темы. Предваряя его, замечу: трёхлетняя Оля работ Пикассо не видела, а увидев, наверное, испугалась бы. Но Пикассо работы детей , конечно, видел. Уже с конца XIX в. большие художники интересовались детским рисунком и перенимали кое-что у маленьких авторов. Откуда у детей то, к чему стремятся художники? Вот одна из загадок, которые педагогу надо разгадать.

Искусство в школе: 
2014
№1.
С. 33
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.