Эстетическое отношение как предмет научного исследования

 в раздел Оглавление

«Мир художника»

Исследования проявлений эстетического отношения

Эстетическое отношение как предмет научного исследования

Предпринимая попытку исследования художественных способностей как проявлений эстетического отношения (ЭО), считаем нужным сделать ряд предварительных замечаний.

ЭО в ярко выраженной форме — это захватывающее спонтанное переживание, своего рода психологическое состояние, всегда ограниченное во времени. Вместе с тем, ЭО — устойчивая, постоянная характеристика личности, которая является и условием, и следствием подобных переживаний15.

В жизни не всегда можно провести резкую границу между этими двумя аспектами ЭО, зато можно со всей определенностью сказать, что лишь второй из них в принципе может стать предметом научного исследования. (Подчеркиваю: не познания в духе понимающей психологии, а именно исследования в более или менее традиционном смысле слова.) Но и в этом случае содержание ЭО подвергается неизбежному обеднению и упрощению, и максимум того, что может сделать исследователь — это не допустить, чтобы процесс упрощения зашел слишком далеко и исказил самую суть изучаемой психологической реальности16.

Уже отмечалось, что ЭО как целостная характеристика личности не является сочетанием отдельных способностей, не возникает в результате их взаимодействия как некое «свойство целого, не сводимого к сумме его частей», а напротив, само создает их, трансформируя различные качества психики в художественные способности. В результате ЭО конкретизируется, реализуется и действует в многообразии способностей, а способности выступают как различные грани ЭО, как его конкретные проявления. Поэтому наша задача не в том, чтобы изучить частные свойства психики, например, особенности памяти, восприятия в различных сенсорных модельностях и т.д., которые в совокупности составят исчерпывающую структуру способностей к данной деятельности. Задача в том, чтобы, во-первых, сделать предметом исследования, насколько это возможно, ЭО в его целостности и, во-вторых, уловить самый факт «эстетической трансформации» различных, а может быть, и любых психических свойств человека, обладающего развитым ЭО к жизни.

Попытки решить первую из этих задач были связаны, главным образом, с методикой «описания предмета», которая была разработана З. Новлянской для изучения литературных способностей школьников, а позже применялась в наших совместных исследованиях проблемы ЭО.

В ходе этой работы мы, прежде всего, убедились, что художественно одаренным людям свойственна, условно говоря, «презумпция одушевленности» всего в окружающем мире, вплоть до простых предметов домашнего обихода. Такой человек склонен предполагать в них «настроение», «характер», «судьбу», так или иначе соотносить их жизнь со своей собственной. Причем все это содержание не приписывается данному предмету произвольно, как могло бы быть приписано любому другому, а усматривается в его неповторимом чувственном облике. Художественно одаренным людям не свойственно воспринимать предмет как объект отстраненного познания и тем более — использования с утилитарной целью.

Таким образом, работа по этой методике весьма наглядно выявила основные черты ЭО к миру, которые рассматривались в предыдущей главе. Мы не будем подробно описывать ход и результаты этой работы, достаточно полно представленной в ряде публикаций автора и З. Новлянской, и перейдем ко второй задаче настоящего исследования, связанной с конкретизацией представления об ЭО.

Если верно предположение, что ЭО как качество целостной личности пропитывает собой всю ткань психической жизни человека, то исследователь, приступая к работе, волен, а может быть, и вынужден «тянуть за любую нитку» — делать предметом исследования практически любое психическое качество или любой аспект человеческой психики, связь которого с художественным восприятием и творчеством достаточно очевидна. С этой точки зрения, выбранный нами ракурс исследования является одним из возможных.

Мы попытались исследовать некоторые особенности процессов обобщения, присущие человеку с развитым ЭО: выявить, какие признаки предметов и явлений для него наиболее значимы; каковы, в конечном счете, те «оси координат», которые специфическим образом упорядочивают многообразие его жизненных впечатлений, структурируют мир художника. Очевидно, что такое исследование непосредственно затрагивает ряд смежных проблем, в первую очередь проблему эстетического восприятия действительности, которое, как указывалось выше, непосредственно схватывает внутреннюю жизнь предмета в его внешнем облике и неотделимо от эмоционально-оценочного отношения особого рода17.

Исследуя этот круг вопросов, мы столкнулись с тем, что способность к «эстетическому обобщению» приводит многих художественно одаренных участников занятия к спонтанной постановке творческих задач, выходящих за рамки полученных ими заданий. Это позволило, если не изучить с достаточной полнотой, то по крайней мере выявить с помощью специальных заданий некоторые мотивационные аспекты ЭО.

Но, повторяем, столь же правомерным на этом этапе работы было бы исследование каких-то других сторон психики художественно-одаренного человека; например, особенностей памяти — сенсорной и эмоциональной; специфики эстетической эмоциональности в целом и т.п. Если исходить из нашего предположения о «стержневой» роли ЭО, то любая локальная проба должна показать присутствие этого качества, «специализирующего» различные аспекты психики человека и по-разному проявляющегося в каждом из них. Положительные результаты этих первых исследований могут создать основу для того, чтобы в дальнейшем целостно и всесторонне представить картину трансформации человеческой психики под воздействием ЭО.

Теперь — несколько общих замечаний, которые касаются принципов и организации исследования.

Предполагая, что то или иное качество психики должно выступать как одно из частных проявлений художественно-творческой одаренности человека, мы, естественно, стремились прежде всего удостовериться, свойственно ли оно взрослым, художественно одаренным людям, творчески работающим в той или иной области искусства.

Так сформировалась «эталонная» группа из 20-25 человек (группа «А»), которая, с незначительными изменениями состава, принимала участие во всех отдельных исследованиях, которые будут рассмотрены ниже.

В эту группу входили люди, творчески работающие в области литературы, изобразительного, вокального искусства, балета, архитектуры, драматического театра, музыкального исполнительства, искусствоведения. Выполненные ими задания по упомянутой выше методике «Описание предмета» содержали все признаки ярко выраженного ЭО к действительности.

Занятия с этой группой имели основное значение для проверки и уточнения наших предположений о тех или иных проявлениях ЭО в его развитой форме.

Включение в «эталонную» группу художников разных профессий естественно и необходимо, так как само ЭО мы рассматриваем как основу всех видов художественной одаренности, которая первична по отношению к специальным способностям музыканта или живописца. Знакомясь с дальнейшим изложением, это надо постоянно иметь в виду. Дело в том, что конкретные исследования различных проявлений ЭО с необходимостью ведутся на конкретном материале — изобразительном, вербальном и т.д., но это не значит, что предметом исследования становятся специальные способности живописца или литератора: речь идет о проявлении общих моментов художественно-творческой одаренности в форме, приближенной к литературной, изобразительной или другой художественной деятельности. При этом конкретные задания строятся таким образом, чтобы значение специальной подготовки в какой-либо области искусства было сведено к возможному минимуму.

И если в этих условиях одаренный музыкант или артист, не имеющий специальных изобразительных навыков, решает творческую задачу на изобразительном материале в принципе так же, как и одаренный живописец, то, очевидно, в этом проявляется некоторое существенное качество психики, общее для разных видов художественной одаренности.

Результаты членов «эталонной» группы мы сопоставляли с результатами взрослых образованных людей разных специальностей, не имеющих отношения к искусству и художественному творчеству (группа «Б»).

Нужно, однако, учитывать, что мы не подбирали специально группу людей, чуждых искусству. На разных этапах исследования в нее включались люди, не работающие в искусстве профессионально, но проявляющие к нему интерес, обладающие определенным запасом специальных знаний и художественных впечатлений. Можно предположить, что в ином случае контраст результатов «художников» и «нехудожников», который нам предстоит рассмотреть ниже, был бы еще более резким.

На другом этапе исследования результаты группы «А» служили нам ориентиром при изучении первичных форм ЭО в работе с детьми.

Оставить комментарий

17 + 2 =
Решите простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.