Дорогие читатели!

Дорогие читатели!

Возникла необходимость сделать несколько очень разных сообщений. Начну с главного.

С 25 февраля 2015 года считается вступившим в силу Постановление Совета Федерации РФ № 51-СФ «О сохранении и развитии русского языка, повышении его роли в области международных культурных и гуманитарных связей», подписанное Председателем СФ. Естественно, оно захватывает и вопросы Литературы – разделить язык и литературу невозможно, да ещё в Год Литературы, объявленный в нашей стране. В пункте 7 Постановления, в частности, говорится:

«Рекомендовать органам государственной власти субъектов РФ… проработать вопрос о комплектовании библиотек общеобразовательных организаций научными и научно-методическими журналами «Русский язык», «Русский язык в школе», «Литература в школе», «Искусство в школе».

Контроль за исполнением Постановления возлагается на Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре.

Вызывает приятное удивление, что наш журнал упомянут в числе требующих приоритетной поддержки, хотя мы – «Искусство в школе», а литература хотя и называется «искусством слова», но к циклу художественных дисциплин, вроде бы, никогда у нас не относилась. И напрасно не относилась!

Во-первых, как мы (и не только мы) говорили тысячекратно, Древо Искусств имеет множество стволов и ветвей, но единый корень. Какими бы не похожими друг на друга ни казались его «плоды» (архитектурное сооружение – и танец, поющий голос – и литературный текст, мультипликация – и скульптура…), в основе этого многообразия лежит общее отношение человека-творца к миру, общие свойства художественного воображения, которое передаёт в материале разных искусств наше отношение к жизни, наши мысли, чувства и ценности.

Поэтому, творчески осваивая какой-то один вид искусства, ребёнок открывает дверь и в смежные художественные пространства, становится «своим человеком» во всём мире искусств. Поэтому и литература – искусство в семье искусств, притом в некоторых отношениях, может быть, и важнейшее, способное все их объединить – ведь художественное слово позволяет сказать и о других искусствах так, как не расскажешь обычными словами, сделать их все понятными растущему человеку. Сценарий, иллюстрация, слово в музыке – сколько методических возможностей открывают неисчислимые связи литературы с другими искусствами!

Искусство слова как таковое и Искусство слова в семье искусств – наши постоянные темы, и в Год Литературы мы постараемся уделять им ещё большее внимание. Обратите внимание на публикации этого номера, посвящённые «венецианской» теме у Пушкина, Антуану де Сент-Экзюпери, теме «А. Блок и кино» («Электрический сон наяву») и интонационной выразительности речи.

Но, как известно читателю, мы порою выходим не только за рамки узко понятного «художественного цикла» в область литературы, но интересуемся и тем, как материалы и методы педагогики искусства могут находить применение в преподавании любых школьных дисциплин (а такие попытки то и дело предпринимают творчески инициативные педагоги, не чуждые гуманитарной культуры!). Поэтому – подчёркиваем в связи с цитированным Постановлением! – «Искусство в школе» – это общешкольный журнал, обращённый к широкому кругу педагогов и, конечно, заслуживающий того, чтобы быть в каждой школьной библиотеке. Просим тех из вас, кого убеждают наши аргументы, «с Постановлением в руках», настаивать на том, чтобы он был-таки в каждой библиотеке. И, конечно, просим писать нам по проблемам включения литературы в семью искусств и взаимодействия искусств с другими школьными дисциплинами.

* * *

Теперь о другом. Многие читатели склонны думать, что, публикуя тот или иной материал, мы «по умолчанию» признаём его «правильным» во всех отношениях и рекомендуем как своего рода «руководство к действию». Это неверно. Конечно, если нам предложат статью, которая в теоретическом или методическом плане противоречит позиции редакции, мы её печать не станем или поместим вместе с изложением противоположной точки зрения. Но в других случаях мы вполне допускаем правомерность согласия или несогласия, избирательного подхода, иных оценок явлений культуры, критического отношения к той или иной методике и т.д. И не только допускаем, но очень заинтересованы в том, чтобы вы высказывали свои критические или альтернативные соображения как материал для дискуссий и обсуждений.

* * *

Наверное, вы обратите внимание на то. что рубрики этого номера выглядят несколько непривычно. Это связано с двумя значительными событиями, вокруг которых группируются материалы. Одно – юбилей Победы в Великой отечественной войне. Другое – Год Литературы, объявленный в России. Обе эти темы будут продолжены и в следующих номероах.

И последнее. Дорогие читатели, редакция не имеет возможности в обязательном порядке вступать в переписку по поводу оценки и перспектив публикации всех присланных статей – за исключением тех случаев, когда это необходимо для подготовки материала к печати. Просим понимания и благодарим за него!

Автор: 
Искусство в школе: 
2015
№2.
С. 2.
Tags: 

Оставить комментарий

13 + 3 =
Решите простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.