Автор

Современный словарь-справочник по искусству

АВТОР (лат. «производящий», «создающий», «виновник ч,- л.») в искусстве — человек, создавший художественное произведение: картину, скульптуру, литературное или музыкальное сочинение и т.д. В некрых случаях автор создает не само произведение в завершенном виде, а его проект (в архитектуре) или эскиз (в сценографии), осуществляемый другими людьми, обычно — под непосредственным руководством, а иногда и при участии А. Режиссера театра или кино, балетмейстера можно назвать автор спектакля или фильма, хотя в фактическом создании этих произведений участвуют многие представители разных видов искусства.

Каждое художественное произведение имеет А., но понимание роли автора в истории культуры бывало различным. Искусство древних цивилизаций преимущественно анонимно. Художник христианского средневековья сознает себя не А. в современном смысле слова, а человеком, к-рому дано увидеть священные образы или услышать песнопения, существующие и звучащие в высшем мире, и, следуя канону, передать их средствами своего земного искусства. Это относится не только к христианскому, но и ко всякому искусству, не отделившемуся от культа.

Начиная с эпохи Возрождения складывается представление об авторе как о свободном творце своего художественного мира (с большей или меньшей долей серьезности художника-творца начинают сопоставлять с Творцом мира); А. воплощает в произведениях свою неповторимую индивидуальность, вырабатывает собственный стиль; он создает такой образ мира, к-рый ни до, ни после него не мог бы создать никто другой. Искусствоведы придают огромное значение тому, кто именно был автор того или иного произведения. Подпись автор под произведением, осуждение плагиата, защита авторских прав воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, хотя в др. культурно-исторических условиях эти проблемы не могли бы возникнуть или, во всяком случае, привлечь общественный интерес. Но и художник Нового времени в момент творчества теряет иногда ощущение личного авторства: замыслы как бы не порождаются им самим, а приходят, «как свободные божьи дети» (И.В. Гёте), как «вести с небесной родины» (Шуберт), а завершенное произведение порою представляется самому А. сделанным «не им самим». Это означает, что в моменты творчества художник-А. отличается от самого себя в повседневной жизни. Поэтому обманчивы попытки понять творчество художника исходя из событий его биографии, характера, житейских привычек и т.д.

Активность автора проявляется в том, что он не просто изображает или описывает ч.-л. объективно существующее; он преобразует и организует жизненный материал в соответствии со своим эстетическим идеалом и с замыслом конкретного произведения и строит систему художественных средств, способную выразить замысел на языке того или иного искусства (см. Выразительность; Изобразительно-выразительные средства). Читателю, зрителю, слушателю необходима способность верно прочитывать этот язык и восходить от видения картины, слышания музыки и т.д. к пониманию замысла автора (см. Художественное восприятие). В развитии этой способности состоит главная цель художественного образования в массовой школе. Она достигается при таком методе обучения, когда учащийся, решая полноценные творческие задачи, приобретает собственный авторский опыт и, благодаря этому, лучше понимает А. художественных произведений.

в раздел : словарь терминов  /  таблица

Оставить комментарий

4 + 4 =
Решите простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.