Наши дискуссии

Наши дискуссии

Студенты Московского института открытого образования, начинающие и будущие преподаватели МХК (а мы верим, что этот предмет переживет реформистское лихолетье!), по нашей просьбе, поделились с нами впечатлениями о рисунках детей разных поколений к произведениям М.Ю. Лермонтова.

Думаем, что краткий обзор их суждений и оценок представит интерес для других учителей и, возможно, вызовет желание включиться в обсуждение проблемы, расширив ее контекст. Учтем, что некоторые из авторов были на выставке «Герой нашего времени. Путь длиною в 70 лет» и даже участвовали в ней со своими учениками, а другие высказывались лишь на основании знакомства со статьей Н.Фоминой в №6 минувшего года и с помещенными там же иллюстрациями. Учтем также, что сама тема выставки и предшествовавшего ей конкурса неоднозначно понималась детьми, в особенности теми, кто в силу возраста или иных причин не читал роман. Тогда они изображали тех или иных «заметных» персонажей наших дней, или тех, кого считают воплощением лучших черт человека, необходимого нашему времени – а ведь формулировка Лермонтова содержит «обертон» горькой иронии (помните – «Печально я гляжу на наше поколенье…»). Поэтому мы включили в обзор только те высказывания, которые касаются иллюстраций к роману или другим произведениям Лермонтова, хотя вопрос о том, кого и почему нынешние дети считают «героями времени» сам по себе и важен, и интересен. Итак, учителя МХК сравнивают детские работы 1941 и 2010 годов.

Довоенные работы выполнены на очень высоком художественном уровне: знание композиции, гармоничность колористического решения, и при этом – разнообразие цветовых оттенков… Мы видим, что произведения не только прочитаны, но и любимы. Работы эмоционально наполнены, и в то же время они спокойны, поэтичны, повествовательны, логично завершены. Возможно, в то время не принято было выделяться необычностью… Работы современных детей тоже эмоциональны, выполнены на хорошем художественном уровне, хотя некоторые – несколько небрежно. Дети более открыты. Не боятся высказываться языком искусства, порой не очень заботясь о мастерстве. Мне больше понравились довоенные работы, они одухотворенные и выполнены мастерски. Но в современном мире дети пытаются выделиться, придумать что-нибудь особенное, оригинальное… Они живут в современном мире и хотят его понять… Что дети видят и чувствуют, то и отображают в рисунках. Нельзя сказать, кто «лучше», кто «хуже». …Моим детям 10 и 14 лет понравились довоенные работы больше…

Г. Орлова  

В одну реку дважды войти нельзя. Сменились почти четыре поколения… Мне более близки работы 1941 года. По колориту, по возвышенному трепету души. Потому, что вызывают ностальгию. Понятно – детство… Но ведь хочется возвращаться туда, где было хорошо. Слушала недавно передачу по радио, в которой высокопоставленный человек говорил, что у него высокий материальный достаток, но он часто мысленно возвращается в голодное и холодное послевоенное детство, когда отец вечерами грел у печки одеяло, чтобы согреть сына. И он скучает по тому теплу (не от одеяла, конечно)… Берега реки, наверное, те же, а вот вода может отражать голубое небо и солнце – или черный квадрат, к образу которого тяготеют многие работы сегодняшних детей.

Т. Прудникова  

В рисунках детей 1941 года поражает многоплановость. В картине «Три пальмы» я насчитала 7 планов! В картине «Демон» меня поразила композиция: на первом плане живописный, богато декорированный «театральный занавес», который разделяет спокойный сон девушки и величественный пейзаж, где просматривается силуэт Демона. Ощущается причастность автора картины к чувствам героев. Очень интересна работа 1941 года «Белеет парус одинокий». Удивительно, как подросток передал настроение стихотворения изобразительными средствами: динамичные живописные волны гонят одинокий парус от земли в стихию бури. Скалы повторяют рисунок волн, и земля как бы «уходит из-под ног». И человек, стоящий «на краю земли», обхватив себя руками, только в силе собственного духа находит опору…

Н. Давыдова  

Знакомство с художественным творчеством детей и подростков прежних поколений для современных школьников – одно из средств расширения культурного кругозора и развития эстетического вкуса, интереса к истории, серьезного отношения к процессу творчества.

И. Брутон  

Я работаю в Центре развития ребенка – детском саду №1515 г.Москвы. Мои воспитанники, дети подготовительной группы, приняли участие в этом конкурсе. Работа была сложной и интересной. Детям шести лет произведения Лермонтова практически не известны, за исключением, может быть, стихотворения «Парус». Мы отобрали стихотворения, которые шестилетки способны проиллюстрировать: «Три пальмы», «Утес», «На севере диком» и некоторые другие. Дети использовали различные материалы: акварель, гуашь, пастель, уголь и другие. В примечании редакции к статье Н.Фоминой было отмечено, что большинству юных посетителей выставки понравились рисунки детей 1939-1941 годов. Просмотрев еще раз каталог, могу это понять. Но участники довоенного конкурса в большинстве были старше нынешних, и они – воспитанники художественных школ и студий. По технике исполнения их рисунки более сложные. Тщательно прописаны мелкие детали, а колорит работ просто поражает. В конкурсе 2007–2009 годов приняли участие дети от 5 до 18 лет, и среди них много ребят из детских садов и общеобразовательных школ. Их работы не менее интересны и разнообразны, а рисунки дошкольников радуют эмоциональностью и непосредственностью. Печален тот факт, что школьники впервые знакомятся с произведениями Лермонтова на уроках изобразительного искусства, а не литературы, что они меньше самостоятельно читают. Удивительно – это замечают даже бабушки, которые продают около метро разные соления и заготовки! Недавно я стала свидетельницей того, как одна из таких старушек сетовала, что раньше в метро молодые люди запоем читали книги, а теперь только пиво пьют. Очень печально, что уровень культуры падает. Поэтому так важна задача, которая стоит перед учителями изобразительного искусства, литературы – формирование художественной культуры детей.

М. Гусева  

Безусловно, работы детей довоенного поколения гораздо интереснее. В них видно глубокое понимание темы, соответствие замысла и исполнения. Это вызывают бурю противоречивых эмоций! Если дети могли так рисовать тогда, то куда же и почему эти способности практически исчезли сейчас? В этой выставке, как на ладони, видно общее состояние нашего образования. Изобразительное искусство и музыка очень редко преподаются в школах на должном уровне и уже давно вытеснены в сферу специализированных школ и дополнительного образования. Сейчас в школе пытаются упразднить большую часть главных предметов. В дополнительном образовании судорожно решают гамлетовский вопрос: быть или не быть этому образованию. А если «быть, но платным», то это равносильно тому, чтобы «не быть». И очень хочется задать риторический вопрос: чей заказ выполняет Министерство образования, пытаясь вырастить поколение детей, которые не знают своей истории и литературы, плохо владеют родным (государственным) языком!? Неужели еще лет через тридцать на очередной выставке «Герой нашего времени. Путь длиной в 100 лет» публика будет так же восхищаться рисунками наших детей, как мы – рисунками довоенного поколения?

М. Федотова  

От редакции. Еще и еще раз. Уважаемая М.Федотова и все, кто согласен с ней! Задавайте ваши «риторические» и иные вопросы не только вашим единомышленникам – читателям «Искусства в школе», но и Президенту РФ, и Премьер-министру, и Министру образования, и комитетам Думы, и Академии образования, и т.д., и т.п. Делайте настойчиво, по одному или группами, в максимально открытой и острой форме и… как можно быстрее!

Оставить комментарий

4 + 11 =
Решите простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.