Звук и Слух

Т. Рокитянская

Звук и Слух*

С.Т. Коненков.  И.С. Бах, слушающий тишину…

Сравним два слова: одно «звук» - зззвонкое, выпускающее энергию движения. Второе «слуххх» - глухое, воспринимающее (поглощающее) предмет движения: звуковую энергию.

(Ссс и ххх можно произносить на вдохе!) Энергия перерабатывается в мозгу и становится информацией, смыслом... (Исходящая и входящая энергия.)

Вначале было Слово. А слово произнесённое облечено в звук, звучит. Всё, что движется, звучит. Музыка сфер - звучащие пути звёзд. Тишина - это накопление энергии, предвестник движения.

В человеческом зародыше орган слуха закладывается значительно раньше органа зрения - с 24-й недели беременности плод уже слышит звуки внутри тела матери: голос, биение сердца, звуки кровообращения и пищеварения, а также звуки извне. Первое, что вообще воспринимает человек, - это звук. Роды - выход в пространство, которое уже знакомо по звукам.

Орган слуха растёт внутрь черепа, то есть из черепной коробки начинается рост углубления внутрь. Орган зрения зарождается в мозгу и растёт из мозга наружу, разрывает череп, формируя щель (из книги Соесмана «Двенадцать чувств»).

Зрение направлено наружу и может защищаться от света веками. Ухо всегда открыто - закрывать руками неудобно. Обратный орган уха - голос.

Зрительные образы - поверхность вещей. Слуховые - глубинность вещей. Вслушаться в звук -значит приоткрыть глубинную тайну. Слышанье - это видение изнутри.

Зрение, скорее, действует на ум, на мышление. Слух - на сердце. Слух служит воображению.

«Музыка представляет предметы невидимые. Изображает одно чувство сердечное и ничего телесного изобразить не может» (Гаврила Романович Державин). Музыкальное искусство больше других искусств способно проникнуть внутрь человека. Часто, играя, музыкант закрывает глаза, чтобы отделиться от внешнего мира. Также часто среди музыкантов бывают слепые люди: всё видимое не отвлекает их, зато невидимое они чувствуют значительно тоньше и глубже.

Музыкальные упражнения развивают, прежде всего, внутренний мир ребёнка, обогащают его переживанием чувств, учат читать настроения другого, сопереживать общее, сочувствовать переживаниям других и понимать настроение природы. Музыкальное - это орудие самопознания и познания действительности.

Человеческое ухо способно определить четыре свойства звука: высоту (в пространстве); длину (во времени); тембр (индивидуальная окраска); громкость (местонахождение и движение, выразительность). Сделаем несколько упражнений на раскрытие слуха.

1. «Это - тишина»

Сидящим в любом порядке детям предлагается создать в классе полнейшую тишину, в которой надо расслышать звуки, доносящиеся из-за двери, из-за стены, с улицы и т.д. (Глаза закрыты, звуки в комнате не считаются.) Через минуту-две делимся впечатлениями: кто что услышал. Отмечаем чудо: взгляд не может проникнуть сквозь стену, а слух может! При этом мы можем даже определить, в какую сторону двигался шум машины, или шаги, или куда летела поющая птица. Далёкие звуки в тишине приобретают совершенно иную, загадочную окраску. Тишина вызывает интерес.
(От 5 лет +)

2. «Ничего не вижу!»

Играют двое, оба с завязанными глазами, у одного колокольчик. Стоящие в кругу ограничивают пространство. Первый, с колокольчиком, произвольно двигается, изредка позвякивая. Второй должен его поймать. У смотрящих из круга важная задача - не допустить аварии: при приближении к стене, или к себе они предупреждают водящих каким-либо звуком, например звуком «Уууу».

Колокольчики можно дать обоим игрокам с завязанными глазами. Тогда их задача - не столкнуться, предупреждая о себе звуком колокольчика. Круг предупреждает о действующих границах.

Вариант. Часть детей с закрытыми глазами стоит в кругу. Водящий ходит неслышно с колокольчиком, позвякивая возле кого-нибудь. Тот участник, возле которого звучит колокольчик, должен успеть поймать колокольчик, пока он звучит возле него, не открывая глаз. Часть детей наблюдает, потом описывает словами. Меняются ролями.
(От 6 лет+ при условии, что дети не боятся быть с завязанными глазами.)

3. «Найди птичку»

Все рассаживаются в свободном порядке на пути к птичке, находящейся в конце зала - каждый с каким-либо инструментом в руках. Водящему завязывают глаза, раскручивают, чтобы он потерял ориентацию, и предлагают идти на звук флейты или свистульки - птички. Смысл: провести водящего сквозь препятствия к птичке, предупреждая его о препятствии звуком своего инструмента. В дальнейшем, когда слух обострится, можно идти вдвоём и даже втроём.
(От 7 лет +)

4. «Сбор грибов»

Дети рассаживаются по всему залу со своими шумовыми инструментами, как в предыдущей игре, и начинают звучать одновременно, тихо и красиво, изображая звук «гриба». Водящий, с завязанными глазами и с корзиночкой в руках, должен собрать все «грибы», которые сообщают о своём местонахождении звучанием. Звук лучше всего издавать с разной высоты: снизу у пола, на уровне живота, на уровне глаз, с поднятой вверх рукой. В этой игре нельзя менять положение звука: интересно следить за движениями руки водящего, которая движется прямо к грибу!
(От 8 лет+)

5. «Что там?»

В игровом материале системы М. Монтессори есть набор баночек, в которые засыпаны разные крупы: манка, рис, горох, фасоль, а также камушки. Взяв одну баночку, надо по её звучанию найти к ней пару. Если нет такого набора, то дети с удовольствием делают такие шумовые баночки из чего угодно. Принося инструмент из дома, ребёнок шумит им, демонстрируя его звук всем детям, которые должны отгадать, что там лежит. Дети очень долго играют в эту игру, развивая свой слух. Лучшие загадки, которые были отгаданы - бусины, кнопки, деревянные пуговицы, монеты, гвозди (!) Из неразгаданных: пыль и красная фасоль...
(От 5 лет+)

6. «Как звучит моё тело?» - игра-исследование

Это изучение своего тела на предмет звучания: похлопываем и постукиваем себя во всех возможных местах, изучаем, где какой резонанс. Можно сделать крещендо и диминуэндо (постепенное усиление и постепенное затухание звука), также ускорение и замедление. Можно надуть себя как воздушный шар - вдувая в себя воздух и увеличиваясь в размерах, и сдуть.
(От 5-6 лет+)

7. «Звучащая походка» - игра на озвучивание

Участники проходят по диагонали зала самыми разными походками: прыжками, скольжением, топаньем, неслышными шагами, бегом, галопом и т.д. Все озвучивают прикасание к полу различными звукоподражаниями. В более «зрелом возрасте» можно озвучивать инструментами (барабаны - тяжёлые шаги, шуршащие - погремушки, металлический звон). С возрастом можно предлагать более сложные движения: идём по льду, по бревну, по болоту, по канату. Задача - подобрать звуковое сопровождение к движениям.
(От 5-6 лет+)

8. «Не понимаю, почему я это понимаю...» - игра-исследование

Разговор интонаций, поиск выразительных интонаций, значение интонаций в жизни. Учитель говорит - группа хором переводит, например:

«Ту-ту-ту!» - здравствуйте!
«ту-ту-Ту?» - как дела?
«Туу-ту...» - плохо.
«ту-ту-туу?» - почему?
«ТУ-ту-ту... ТУУУУУуу!» - Зуб болит. УУуууу!

В дальнейшем кодировать слова могут сами дети.
(От 8-9 лет+)

9. «Я его вижу!» - рисунок звука

Согласные звуки - движения и жесты. Звуки «ВВВ», «ССС», «ФФФ», «СШЩ», «РРР», «ХХХ».

Такие игры «работают» в трёх направлениях - собственно произнесение звука, а значит, и распознавание его в речи; движение, а значит, моторика звука; и инсценирование, то есть образное представление всего звучащего. Кроме того, дети просто обожают всякое звукоподражание, для них совершенно естественно наделять звуки настроением, характером, одушевлять их. А если дети чем-то занимаются с удовольствием, значит у них вырабатывается хорошая мотивация к учению.

Например, работа со звуком «р» может выглядеть так: распевается на неопределённой высоте с падающей интонацией звук «р», одновременно мы руками изображаем, как будто нас с рокотом окатывает волна, начиная от спины, через голову и заворачиваясь к коленям, наподобие буквы «р». Если вслушаться в этот звук, то действительно можно почувствовать, что он как будто окатывает тебя. Ещё можно изображать плохо заводящийся мотор, который всё время глохнет, потом наконец мы едем, поворачивая руль - как бы рисуя рулём «р».

Звук «в» также можно озвучивать и изображать в движении, если распевать его, изображая завывание ветра: «Ввввьётся ввввьюга, вввветер ввввоет: вввввв, вввввввв!» Руки при этом выводят что-то вроде буквы «в».

Звук «с». Представляем себя воздушным шариком и начинаем сдуваться, издавая глухой (без голоса) звук «ссс». Постепенно наша фигура становится похожа на букву «с». Ссухонький, Ссог-нутый, Ссморщеный, ССкрюченный Сстаричок!

Теперь надуваем шарик (то есть себя) с помощью звука «фффф» - постепенно распрямляясь, и для пущей важности расфуфыриваем себя, ставя руки в боки, чтобы походить на букву «ф».

Звуки «жжж», «ззз» - можно изображать проснувшийся весной лес: жжужжание жука и ззудение комара. Конечно же, при этом можно ещё и летать!

Звук «пф» - фыркающий ёжик, недовольный ёжик.

Звук «ххх» - котёнок пугает щенка, звук выдоха, отталкивания. Руки как бы стряхивают с себя что-то, коготки выпускаются.

Звуки «л», «м», «н». Эти звуки произносятся как бы с приклеенным языком; так могут разговаривать овечки, барашки, всякие бессловесные зверушки, которые тоже очень хотят общаться! Постарайтесь тянуть эти звуки на все лады: жалобно, требовательно, просяще, пугая, радуясь, и т.д. Это напоминает детский лепет, мы как бы лепим речь. Можно поиграть так: двое ведут меж собой разговор при помощи звуков «л», «м», «н» - группа, прослушав этот разговор, переводит его «на русский язык».

В старшей группе можно тянуть звуки «лмн, лмн, лмн» на одной ноте, на одном дыхании, монотонно, медленно переводя положения языка и губ, подражая колокольному звону-гулу.

Звукосочетание «сшщ» - звук закипающего чайника. Такое звучание получится, если на одном дыхании тянуть «с», постепенно превращая его в «ш», затем в «щ»: Сссссссссшшшшшшщщщщщщ!

А если начать со звука щщщсссшшш..., то вырисовывается другой образ, может быть, порыв ветра, постепенно удаляющийся. Интересно проследить, что при этом выделывает язык. Позже к этому упражнению можно добавить голос и послушать, что из этого получится! А получится очень интересная вещь - то, что в школе назовут глухими и звонкими согласными. Глухие - те, что звучат без голоса. Звонкие - те же самые, но с голосом.

Вернёмся к звуку «шшш». Это шёпот, шорох, шелест, шуршание, шушукание. «Тшшш!» - призыв к тишине. В этом звуке есть тайна, загадочность. Можно сесть на корточки, уменьшиться до зёрнышка и шуршать шёпотом. Теперь постепенно добавляем голос - наше «шшш» превращается в «жжж». Происходит оживление, голос даёт звуку жизнь, зёрнышко прорастает, вытягивается вверх и, наконец, даёт нам цветок.

Ноги чуть раскинуты, упираются в землю, как корни, руки раскинуты вверх, как листочки, голова поднимается к солнцу, как цветок. «Ж Ж Ж» - жизнь, живот, жито. «Живот дах всеи твари» - жизнь дал всему сотворённому (это из «Толковой азбуки»).
(От 5-6 лет+)

10. «Звук умеет плавать!» - рисунок движения звука

Изучение звучания гласных, поём в кругу: и-э-а-о-у. Гласные - Река, согласные - Берега.

Звук «а» - открытый, радостный, приветственный, направленный наружу, показывает себя - руки раскрываем, наподобие буквы А. Произносим все имена, какие есть в группе, с выделенным звуком А: ААня!, СААша!, ОксААна!

Звук «о» - закрытый, звук внутренний, ласкающий - руки сводим в кольцо. Звук обволакивает, обнимает, охраняет тебя. ООля.., КООля.., ЕгООр, «ООслик мОй хорООший».

Звук «у» - узкий, уводящий, пугающий, ведущий куда-то в путь, в ущелье - руки вытягиваем вперёд. УУхо - тУда Уходит звУУк!

Звук «и» - маленький, испуганный, так пищит мышка: пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи. Или синичка: тинь-тинь-тинь-тинь. Вытягиваем одну руку, как перекладинку в букве «и», жест, указывающий путь: иди-и-и! Произносим выразительно все имена со звуком «и»: ИИра, МарИИна, ДенИИс.

Звук «э» - звук удивления, мягкий, как бы завёрнутый. Можно перекрестить руки, как бы укрывая что-то на груди: эгеэ. Хорошо представить себе мягкую шёрстку овечки: мээээээ, мээээээ. Или барашка: бээээээ, бээээээ...

Звукосочетание «ау» можно представить как сообщение: «я иду» (йАА идУУ!).

Звуки «иэаоу» хорошо тянуть на одной высоте, такое пение напоминает звук варгана. А если настоящий варган приложить к зубам и молча изображать ртом эти звуки, одновременно колебля язычок варгана, то варган и воспроизводит эти самые звуки!

Хорошо поиграть, например, в «индейцев». Их разговор может выглядеть так:

- Иэ! - Ооу!!!
- Ао? - Иэао!
- Эао: У! - Иэаоу.
(От 5-6 лет+)

11. «Как я могу произносить звуки?»

Будем произносить парные глухие и звонкие согласные, вслушиваться в их звучание, экспериментировать и наблюдать (т-д, с-з, ш-ж, п-б, к-г, ф-в), потом постараемся произнести «л-м-н» без голоса, как глухие. Получилось? Обязательно анализируем всё, что происходило во рту и в горле, как вёл себя язык.
(От 6-7 лет+)

12. «Лодочка» или «Река и берега»

Одному надо проплыть по реке, издавая гласные звуки - глаза закрыты. Группа выстраивает коридор по кривой, изображая русло реки, произнося согласные звуки, не давая «лодочке» выйти из «берегов». Надо проплыть до озера и провожать водящего по кругу. По окончании игры водящему предлагается определить форму, по которой он двигался, и особенно важно, чтобы он почувствовал форму круга-озера, в которое заплыла его река.
(От 8 лет+)

13. «Эхо - что это?»

Собственно звуковое копирование - эхо! И с ним интересно играть. Начнём с простейшего повтора имён: учитель произносит имя - с различной интонацией и громкостью - дети повторяют. Затем каждый ребёнок произносит своё имя - дети, точно копируя, отзываются.

Теперь произносим по два имени: Катя, Маша! И устраиваем игру с непослушным эхо - дети повторяют «задом-наперёд»:

Маша, Катя!
Петя, Саша, Дуня! Эхо: Дуня, Саша, Петя!
Красный, синий, голубой! Эхо: Голубой, синий, красный!
Утро, день, вечер, ночь! Эхо: Ночь, вечер, день, утро!
Осень, лето, весна, зима! Эхо: Зима, весна, лето, осень!

Можно даже попеть с непослушным эхо. Учитель поёт - соль, ля, си! Дети поют - си, ля, соль. Учитель поёт - до, ми, соль! Дети поют -соль, ми, до.

Ещё есть эхо-торопыга: начинает повторять, не дождавшись конца:

(От 6 лет+)

14. «Ниточка»

Представим себе ниточку, натянутую в нашем музыкальном классе, на этой ниточке хранятся наши имена. Первым поёт учитель своё имя - на звуке «си» - это будет наш исходный звук. Все имена нанизываются на эту ниточку. Если кто-то не попадает - помогаем всей группой. С этой игры хорошо начинать урок, собирая детей. А также прощаться. Кроме того, ниточка имеет очень большое значение, так как она в дальнейшем превратится в нотную линейку. Произнесение своего имени ребёнком - начало формирования самосознания. Можно наблюдать этот период очень явственно.
(От 6 лет+)

15. «Мой брат - рыболов, а я - звуколов!»

Задача: пробовать копировать-воспринимать и художественно обработать звуки природы, то есть развивать художественное слышанье. Учимся анализировать услышанное, описывая это словами.

Схема действий такая:

  1. Издаём звук.
  2. Принимаем, запоминаем звук.
  3. Воспроизводим его в точности.
  4. Воспроизводим его другими средствами (хлопок - голосом).
  5. Развиваем услышанный звук, делаем композицию.
  6. Объясняем, рассказываем о своих наблюдениях, впечатлениях.

Наши действующие лица:

а - природа, исходящая энергия;
б - человек воспринимающий;
в - комментатор - музыковед, философ;
г - художник - преобразователь энергии;
д - слушатель, воспринимающий преображенную энергию...

Группа делится на три части.

1- я располагается далеко за дверью: в коридоре, на лестнице и т.п., желательно подальше друг от друга. Издают звук по очереди, по одному.
2- я сидит в классе и также по очереди, по одному, ловит звуки из-за двери и воспроизводит их.
3- я сидит в классе и описывает словами звуки 1-й и 2-й групп, с указанием направления, откуда доносились звуки.

Варианты игры от простого к сложному.

  1. Самый простой: ловим звук и в точности копируем его, как эхо: то есть действуем по 1, 2, 3 и 6 пункту действий. Простое копирование.
  2. Сложнее - копируем другими звуковыми действиями, то есть стуки, шум повторяем голосом, или голос повторяем инструментом. Действуем по плану 1, 2, 4 и 6 пункты. В копировании участвует творческий процесс преобразования исходного звука.
  3. Ещё сложнее - один из первой группы издаёт небольшой мотив-образ голосом или звукоподражанием - группа хором продолжает этот мотив в развитии. Идеально - делать развёрнутые композиции.
(От 8-9 лет+)

16. «Звуковой театр» - игра в кругу со звуками

Делимся на две группы, одна выходит за дверь, вторая рассаживается на стульях в кругу и закрывает глаза, приготовляясь «слушать и видеть свой театр». Первая группа очень тихо, ни в коем случае не шурша ногами, заходит в кабинет и начинает ходить по кругу за спинами сидящих, произнося разные согласные звуки. Хорошо в какой-то момент поменять круговое движение в другую сторону. Через некоторое время - 1-2 минуты - группа начинает издавать гласные звуки, без пения, только протягивая их. Можно через некоторое время изменить круговое движение на хаотичное и даже выйти из комнаты, звуча и удаляясь.

Теперь - самое интересное: это рассказы о том, что услышали и почувствовали слушатели. Обсуждаем «видения» и ощущения от звуков.

Затем группы меняются местами, но со второй группой мы договариваемся издавать согласные звуки более агрессивно, будем «пугать» слушателей. Интересно, что впечатления от этой новой, другой договорённости будут совсем другими. Слушатели будут говорить об ощущении страха, тревоги и т.п. Тогда мы попросим их сесть в такой же круг, но лицом наружу, то есть к звучащей группе, и повторим то же самое. Слушатели скажут: так было не очень страшно. Почему? Тогда мы слушали спиной - и она более тревожна, уязвима. Когда мы находимся лицом к звуку, то не так боимся, у нас впереди есть руки, глаза, то есть средства защиты! Со спины - больше внимания, сосредоточенности. К расшалившемуся ребёнку лучше подойти сзади, положить руку на плечи и тихо окликнуть: скорее всего, он вернётся к вам... Прямой окрик с суровым заглядыванием в глаза, только отодвинет его от вас.

По этому упражнению видно, что если делать его с маленькими детьми, то могут быть неприятные последствия, поэтому лучше делать его с родителями. А с детьми - очень осторожно!

Такое упражнение можно включить в театральную деятельность. Например: сцены в лесу, когда Красная Шапочка, или Падчерица, или Золушка идут одни по лесу - не включайте звукозапись, попугать, изображая вживую звуки всякой лесной живности, гораздо интереснее и, кстати, полезнее для развития! (Подробнее будет описано в пособии «Театр»).
(От 10-12 лет+)

17. «Звук+ Слух = Любовь» - художественное преобразование звука

Развиваем художественное слышанье. Задача - уловить главную эмоциональную краску, исходящую от одного участника. Группа, поглотив эту звуковую энергию, перерабатывает её - каждый по-своему, и хором выдаёт как художественное явление.

Итак, один издаёт голосом какой-либо звук, как-то эмоционально окрашенный. Хор спонтанно отвечает ему, преобразуя в художественной форме первоначальный звук, строя на основе его композицию. Здесь большее значение приобретает импровизация, которая естественно вытекает из знаний и опыта. Такая игра может дать интересные композиции, если до этого хорошо проработана игра в «Звуколова».

Рекомендации

Как и когда, зная особенности слуха и слухового восприятия, можно применить в педагогике эти знания?

  1. Тихий, ровный голос будет вызывать желание тишины, чтобы лучше слышать.
  2. Если ребёнок расшумелся, подойдите сзади, и тихо окликните его, положив руку на плечо. Слух живёт сзади.
  3. Всегда разговаривайте с детьми хорошим, культурным, выразительным языком. Они по врождённой способности будут копировать ваши интонации, манеру говорить, петь. Именно по этой причине - изумительной способности копировать - дети могут говорить на нескольких языках.
  4. До 9 лет, до смены зубов, - эффективнее работает слух. Зрение по-настоящему работает позже.
  5. При исследовании каждого музыкального инструмента мы будем пользоваться опытом вслушивания, анализировать и художественно перерабатывать звуки. Кстати, преобразование звуков может быть как в словесной форме (литература), так и визуальной форме (изобразительное искусство), в пластике, в мимике.
  6. При копировании ребёнок должен не только слышать (как, например, на CD) но и видеть мимику, артикуляцию, дыхание.
  7. Явная связь с театральной деятельностью, с речевой, ритмической, фонематической работой.
  8. Игры на вслушивание хорошо проводить каждый год, постепенно усложняя задания. При этом можно наблюдать, как развиваются ученики. Это просто необходимо, надо ясно описать пользу от упражнений на вслушивание.
  9. Задача: не учить ребёнка тому, что знаем сами, а давать ему возможность самому искать ответы на свои вопросы. Учитель должен грамотно устроить пространство и «подносить строительные материалы».
  10. Задача: от 3 до 12 лет, по крайней мере до 10, пользоваться живой музыкой, такой способ в 10 раз глубже, всесторонне развивает.

Литература:

  1. Ауэр М. Вольфганг. Практика пробуждения чувств. - Киев, 2012.
  2. Майкапар С.М. Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития. - М., 2010, 2012.
  3. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М., 1976. Морозов В. Занимательная биоакустика. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М., 1988. Соесман А. Двенадцать чувств. - СПб., 2013.
  4. Шостак В. Природа наших ощущений. - М., 1983.

* Из готовяшейся к изданию книги «Звук и слух. Игры на вслушивание и озвучивание».

Искусство в школе: 
2018
№6.
С. 16-20
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.