Играть по правилам искусства
А. Дорош, МБОУ «Каштановская СОШ», Бахчисарайский район, Республика Крым
Играть по правилам искусства
Тема урока: Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость.
- развивать интерес к предмету, воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, позитивное отношение к искусству;
- развивать интерес к вокальному искусству, способствующему более полной реализации творческого потенциала учащихся; формировать вокально-хоровые навыки;
- расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром; характеризовать музыкальные образы.
- научить детей прислушиваться к музыке, её выразительным особенностям. познакомиться и закрепить понятия песенности, танцевальности и маршевости;
- развивать у детей фантазию и образное восприятие музыки;
- учить импровизации;
- формировать вокальные навыки при исполнении песен.
Музыкальный материал: видеозапись «Ночь», «Золотые рыбки», «Царь Горох» из балета Р. Щедрина «Конёк-Горбунок»; песни «Скворушка прощается» М.Ивенсен; «Настоящий друг» Б. Савельева.
Оборудование: мультимедийный комплекс с проектором, слайдовая презентация к уроку; перо, карта, учебник «Музыка», таблицы.
Ход урока
1. Организационный момент. Музыкальное приветствие, распевание
Звучит музыка «Приходите в гости к нам». Вступительное слово учителя: «Урок весёлый, как игра, но чтоб в конце не стало грустно, играй по правилам труда, играй по правилам искусства».
У. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями и приобретенными знаниями.
2. Введение новой темы
Ребята мы вновь сегодня отправляемся в путешествие по волшебной стране «Музыка».
Музыка - это целый мир, как неизвестная планета, которую мы будем изучать. Мы с вами говорили, что «мир музыки» стоит на «трёх китах», у каждого из них свой характер. А что такое характер? Хотите узнать? (На доске иллюстрации животных.)
Заяц (какой?) белый, серый, трусливый.
Волк (какой?) злой, серый, худой.
Лиса (какая?) рыжая, хитрая, пушистая.
Объедините эти слова по 1 общему признаку в 2 столбика. По какому признаку образовались столбики?
- Внешний вид (то, что мы видим).
- Характер (то, что внутри, особенные черты).
На доске названия 5—6 музыкальных произведений. Учитель исполняет фрагменты и предлагает ребятам распределить пьесы по трём музыкальным шкатулкам (песня, танец, марш).
Сегодня наш урок необычный, он волшебный, сказочный. Наши три кита музыки превратились... А во что - мы с вами и узнаем на этом уроке. Они оставили нам письмо, давайте посмотрим, что в нём.
«Дорогие ребята! С нами произошло превращение. Чтобы всё узнать, вы должны помочь Ивану Царевичу. Пролетая над вашей школой, он обронил перо Жар-птицы, которое должен доставить Царю Гороху. Не доставит -голова с плеч. В письме вы найдёте перо и карту. Отнесите перо Жар-птицы Царю Гороху».
Ой, ребята, о чём же идёт речь?
Более ста лет назад русский сказочник Пётр Ершов сочинил сказку в стихах «Конёк-Горбунок». В ней рассказывается о приключениях крестьянского сына Иванушки, глупом царе и волшебном Коньке-Горбунке.
У одного старика было три сына, повадился кто-то пшеницу на их полях топтать и решили они подкараулить проказника. Удалось это младшему сыну Ивану-дураку. Поймал он прекрасную кобылицу, которая подарила ему, кроме двух прекрасных жеребцов, ещё и маленького конька. Он-то и стал лучшим другом и помощником Ивану.
В 1947 году режиссёр Иван Петрович Иванов-Вано снял полнометражный мультфильм «Конёк-горбунок», известный и любимый миллионами больших и маленьких зрителей в нашей стране. По этой сказке был создан балет, музыку которого написал Родион Щедрин. Ну, что отправляемся в путешествие?
3. Работа по теме урока
Сначала нужно долететь до необитаемого острова. Какой выберем транспорт?
Д. Ковёр-самолет. Хорошо. Вот летим мы по небу, мимо облаков, опустились на необитаемый остров. Солнце уже взошло, наступает ночь. Мы переночуем, потом отправимся дальше. Закройте глазки, представьте себе ночь, слушая музыку.
Слушание музыкального фрагмента «Ночь», а потом просмотр видеофайла.
- Какую музыку вы услышали?
- Какая ночь, спокойная или ветреная?
- Какие краски присутствовали?
- Ночь наступила сразу или постепенно?
- Звёзды загорелись все сразу или по одной?
- Какой инструмент изображает появление звёздочек? (Треугольник.)
Ребята, на что похожа эта музыка?
Д. На колыбельную. Только её никто не поёт.
У. Когда музыка напевная, мелодичная, но необязательно предназначена для пения - это песенность.
На доске вывешивается слово песенность.
Ну что ж, отправляемся дальше. Нам нужно пройти по подводному царству. Наш ковёрсамолёт превращается в подводный корабль. Закройте глазки и «посмотрите», что вокруг.
Слушание музыкального фрагмента «Золотые рыбки».
- Что вы увидели под водой?
- Какое было дно?
- Какие были краски?
- А что делали рыбки?
- Какая была музыка?
Д. Лёгкая, грациозная, танцевальная.
У. Когда музыка напоминает танец, пронизана ритмами танцев, но не обязательно предназначена для танцев - это танцевальность.
На доске вывешивается слово «танцевальность».
Физкультминутка под видеоряд мультфильма. Творческое задание с элементами импровизации на подбор подходящих к музыке движений.
У. Ребята, представьте, что вы находитесь под водой. Придумайте, подберите соответствующие характеру музыки движения. В этом вам помогут ваше воображение и фантазия.
Дети танцуют под музыку.
Получился замечательный танец подводных жителей.
Вот мы выходим из подводного царства и оказываемся прямо у ворот царства Царя Гороха. Слышите, он нас встречает.
Слушание фрагмента «Царь Горох».
- Какого вы представляете Царя?
- Молодой или старый?
- С бородой или без бороды?
- Какого цвета одежда?
- Какой характер музыки?
- На что похожа музыка?
Д. На марш.
У. Когда ритм, темп музыки говорит о марше, но она не обязательно предназначена для марширования - это маршевость.
На доске появляется слово «маршевость».
Вот мы и доставили перо Царю Гороху. Теперь он не казнит Ивана Царевича. Подошло наше путешествие к концу. Пора прощаться. Но кто у нас ещё прощается?
Д. Скворушка.
У. Правильно.
Распевки и упражнения для дикции и артикуляции.
- Работа над песней. Исполнение песни «Скворушка прощается».
- Итог урока. Что же нового было на уроке?
Д. Мы помогли сегодня Ивану Царевичу.
У. А теперь проведём небольшой конкурс, где вы можете показать свою эрудицию в области музыки.
Конкурс так и называется «ЭРУДИТ»
Я буду задавать вам разные вопросы по музыке, на которые вы должны ответить.
- Как зовут человека, который пишет музыку?
- Как называются знаки, которыми записывается музыка?
- Что такое тембр?
- Каким термином обозначается скорость исполнения музыкального произведения?
- Что такое динамика?
- Дайте определение двухчастной форме.
- Назовите композиторов, чьи это балеты?
«Лебединое озеро»... « Конёк-Горбунок »...
«Золушка»... «Щелкунчик»...
Назовите, из какого балета мы сегодня слушали музыку.
Заранее подготовленные пазлы с картинкой к балету «Конёк-Горбунок» - Конёк-Горбунок и Иванушка с пером Жар-птицы.
Нужно ответить на вопросы
- Мы с вами говорили о том, что из песни танца и марша выросли три очень важных и ценных качества, которые играют в музыке огромнейшую роль и которые мы всегда хорошо слышим и чувствуем: песенность, танцевальность и маршевость.
Именно эти свойства музыки и делают её близкой доступной и понятной даже малоопытным слушателям. Песенность, танцеваль-ность и маршевость выводят нас на широчайшие музыкальные просторы. - С какими музыкальными фрагментами мы познакомились?
- Кто сочинил эту музыку?
Домашнее задание. Нарисовать рисунки к сказке.
Рефлексия. У вас на парте лежит солнышко (или осьминожка - по выбору учителя). Изобразите условно ваше настроение на уроке. Дорисуйте у солнышка (или осьминожки) очертания рта: радость, грусть, безразличие.
Затем оцениваются ответы детей, и в заключение звучит песня о дружбе «Настоящий друг».
Оставить комментарий