«Запрос на очищение»
«Запрос на очищение»
О психолого-педагогической экспертизе мультфильмов1
В настоящее время просмотр мультфильмов стал для детей самым распространённым занятием,
вытеснив традиционные формы детской деятельности. Мультфильм сегодня является для ребёнка одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, отношений между людьми и нормах их поведения.
Любые впечатления, в особенности художественные, оказывают определённое влияние на становление личности ребёнка и его мировоззрения. Следует подчеркнуть особую чувствительность детей к анимации. Мультипликация объединяет реальность и вымысел, музыкальное сопровождение и видеоряд, слова и действия и создаёт, таким образом, особый комплекс воздействий, который может стать эффективным средством развития и воспитания ребёнка. В то же время мультфильмы при их чрезмерном и стихийном потреблении могут нести определённый риск для развития личности ребёнка. В особенности это относится к детям младенческого и раннего возраста.
Известно, что мультипликация воспринимается как жанр, адресованный детям. Между тем подавляющее большинство мультфильмов, транслируемых по ТВ и в Интернете, не рассчитано на детскую аудиторию, но даже самые маленькие дети активно смотрят их в силу специфики художественной формы. По данным социологов, 80,8°/о телепросмотров дошкольников составляют именно мультфильмы.
В настоящее время у многих родителей и педагогов сложился запрос на ~очищение~ информационного пространства, на выбор кправильныхю, адекватных мультфильмов. В связи с этим возникает необходимость психолого-педагогической экспертизы, которая позволяла бы оценить соответствие формы и содержания фильма психологическим особенностям детей того или иного возраста. Такая экспертиза позволит выявить лучшие образцы анимационной продукции для детей определённого возраста, которые могут быть рекомендованы родителям и педагогам.
Художественный фильм обладает огромным развивающим потенциалом для детей. Но этот потенциал может реализоваться только в том случае, если произведение отвечает возрастным особенностям ребёнка. Остановимся на критериях отбора мультипликационных фильмов, представляющих особую ценность с точки зрения развития и воспитания детей в определённых возрастах.
Восприятие художественного фильма может оказывать эффективное воздействие на разные стороны развития ребёнка, среди которых наиболее важными являются этический, познавательный, эмоциональный и поведенческий аспекты. Кроме того, при определении возрастной адресации фильма необходимо учитывать также особенности его изобразительного ряда и собственно художественные особенности фильма. Остановимся на конкретных показателях, определяющих данные аспекты.
Этический аспект фильма.
Прежде всего, необходимым требованием к этическому аспекту фильмов для дошкольников является отсутствие натуралистических сцен насилия, выраженной жестокости, разврата, унижения личности и пр. Однако это далеко не единственный момент, связанный с этическим содержанием фильма.
В этическом развитии ребёнка можно выделить две основные линии, в соответствии с двумя ведущими этическими категориям – мораль и нравственностьх. Напомним, что существо морали предполагает следование общепринятой норме (или образцу) поведения и оценку тех или иных действий с точки зрения конкретного образца. В отличие от этого, нравственность базируется не на образцах (что нужно, а что не нужно делать), а на отношении к другому, как к самому себе, на переживании единства, то есть на сопереживании, сорадовании, содействии и пр.
Обе эти линии этического развития включены в восприятие художественного текста. Герои произведения становятся для дошкольников образцом для подражания. к3аразительностью действий, слов и поступков персонажей книг и фильмов для детей очевидна. Эти персонажи могут стать носителями моральных эталонов – как положительных, так и отрицательных. Наличие таких положительных моральных эталонов и степень их привлекательности для детей может стать ресурсом морального развития (Собкин В.С., 2007). В дошкольном возрасте формируются моральное сознание и этические оценки ребёнка, на основании которых он квалифицирует поступки как "хорошие" и "плохие". Первой ступенью морального развития маленького ребёнка является нравственный реализм, то есть твёрдое, однозначное понимание добра и зла, хорошего и плохого (Ж.Пиаже). Поэтому для детского произведения (в отличие от взрослого) важна однозначность и чёткость моральных характеристик – "плохой" герой должен отличаться от "хорошего" и вызывать соответствующие оценки.
Герои фильма могут стать для ребёнка воплощением доброты, смелости, щедрости, отзывчивости и других ценных человеческих качеств. Известно, что дети часто подражают героям фильмов, воспроизводят их действия и поступки – как в игре, так и в реальном поведении. Через такое воспроизведение они осознают себя и образцы поведения, присваивают определённые моральные нормы. Такое действенное осознание себя посредством моральных эталонов является важным ресурсом воспитания. Например, в известном исследовании С.Г.Якобсон в качестве моральных эталонов выступали Буратино и Карабас. Соотнося свои действия с героями произведений, дети начинали осознавать себя и свои поступки, стремились быть похожим на любимого персонажа (Буратино) и не хотели быть похожими на жестокого и жадного Карабаса. При этом совсем не обязательно в фильме должны быть однозначно положительные герои. Если какой-либо персонаж совершает недостойный поступок, он должен понять свои ошибки или получить осуждение со стороны других персонажей и авторов фильма.
Нежелательными с точки зрения морального развития дошкольников можно считать те произведения, в которых моральные эталоны размыты и не определены. Например, когда симпатичный, привлекательный для детей персонаж совершает неприемлемые поступки, которые не являются предметом критического отношения или осознания. Очень важно, чтобы положительные персонажи демонстрировали конструктивные способы разрешения конфликтов, давали детям пример толерантности и уважения к другому.
Специфика эстетического отношения человека к миру заключается в непосредственно переживаемом чувстве единства с окружающим миром. Ощущение ценности другого, чувство родственности и сопричастности ему, порождает сопереживание, а значит, и боль и ответственность за него. Поэтому эстетическое отношение неотделимо от нравственного. (Мелик-Пашаев А.А., Новлянская 3.Н.)
Ценная предпосылка нравственного развития – готовность маленького человека сопереживать, наделять всё окружающее чувствами и представлениями и переносить себя в "иное". Идентификация в форме сочувствия – самая типичная для ребёнка форма отождествления себя с другими. Искусство и художественная практика поддерживают и развивают эту важнейшую человеческую способность.
Произведения, не вызывающие эмоционального отклика ребёнка, его соучастия в происходящем или вызывающие ненависть, злорадство, нельзя считать полезными с этической точки зрения. Очень важно заложить в сознание маленького ребёнка ценность сопереживания другому, взаимовыручки, прощения и понимания другого.
Когнитивный аспект фильма.
Художественный текст всегда несёт новую информацию, расширяет жизненные рамки, обогащает жизнь ребёнка новыми представлениями, сюжетами, знаниями. Восприятие художественных произведений требует концентрации внимания, соотнесения отдельных фрагментов текста, понимания связей и отношений между событиями и персонажами. Однако далеко не все темы соответствуют возможностям понимания детей дошкольного возраста.
В последнее время наблюдается явная тенденция погружения маленьких детей в совсем недетские темы. Дошкольникам предлагают книги о физиологии и анатомии человека, о деторождении, о сексе, о смерти, о космосе и пр. При этом игнорируется тот факт, что для детей до 7 лет характерен наглядно-образный тип мышления, они живут прежде всего в воспринимаемой ситуации и мыслят целостными образами. Образность, "визуализированность" представлений, чувственная конкретность мышления являются специфическими особенностями детства. Псевдонаучные представления, преждевременно переданные дошкольнику, могут разрушить целостность образного восприятия мира и, в частности, образа человека. Так, например, информация о функционировании отдельных органов, активно используемая в рекламе ("печень просит...", "волосы будут благодарны...", "желудок мечтает..." и пр.) вызывает представление о человеке, как вместилище автономно живущих частей тела со своими желаниями и отношениями.
Одним из центральных показателей познавательного аспекта фильма является когнитивная сложность сюжета, наличие внятной для ребёнка того или иного возраста логики событий, а также количество и содержание сюжетных линий фильма. Нужно учитывать также временную и логическую последовательность событий.
Ещё одним показателем развивающего значения мультфильма является возможность включения личного опыта в содержание фильма. Ребёнок должен видеть и узнавать в нём что-то своё, субъективное.
То, что никак не связано с собственным опытом ребёнка, не вызывает у него вопросов и не стимулирует познавательные потребности. Именно возможность включения себя, своего опыта в содержание фильма определяет его понимание. Психологическая сущность понимания, согласно М.М.Вахтину (1995, с.129), состоит в превращении чужого в "своё–чужое". Невозможность осмыслить, то есть присвоить слова или действия делает их пустыми, мёртвыми, чужими. Конечно, содержание фильма может выходить за пределы личного опыта ребёнка, но очень важно, чтобы оно соответствовало этому опыту и помогало ребёнку понять самого себя, свои желания и эмоции, то есть попадало бы в зону ближайшего развития. Только в этом случае ребёнок будет вовлечён в это содержание, будет принимать и понимать его. Поэтому при оценке фильма важно учитывать общий тематический контекст и его соответствие тому или иному возрасту.
Наличие и качество юмора, которое является особым аспектом понимания фильма, также можно отнести к когнитивным характеристикам. Отличительной чертой детства является особая смешливость, отзывчивость на шутки, перевёртыши и пр. Сложный, вербальный юмор, основанный на подтекстах и ассоциациях, не отвечает уровню пониманию дошкольников. Им больше соответствует юмор положений, основанный на нарушении привычных стереотипов и представлений.
Эмоциональный аспект.
Восприятие художественного произведения органически связано с чувствами и эмоциями ребёнка. Каждое произведение потенциально несёт определённые эмоциональные состояния, которые могут породить некоторые переживания ребёнка.
К этому аспекту фильма относятся, прежде всего, сложность, амбивалентность переживаний, их разнообразие и глубина. Сильные и новые чувства, конечно, обогащают эмоциональную сферу детей. В то же время эмоциональная сфера ребёнка имеет свою специфику и ограничения. Чем младше дети, тем более простые и однозначные эмоции они воспринимают. Для старших детей доступны более сложные, амбивалентные эмоции, когда, например, фильм порождает "светлую печаль" или грустную радость.
Целостность и определённость передаваемых эмоций также важна для детей. Эмоции передаются разными изобразительными средствами – цветовое решение, музыка, мимика и речь персонажа должны гармонировать и передавать единое настроение, определённые эмоции. Только в этом случае дети могут присоединиться к ним и пережить их в полной мере. Все изобразительные средства должны передавать определённое и единое эмоциональное состояние – радость, грусть, страх, напряжение, волнение и пр. В некоторых современных авторских мультфильмах мы можем видеть расхождение, когда, например, на общем позитивном окружающем фоне с радостной музыкой мы видим страдающего несчастного персонажа или когда какие-нибудь весёлые события происходят на фоне трагической музыки. Такой разрыв может быть вполне адекватным художественным приёмом для подростков и взрослых, но у дошкольников он нарушает целостность эмоционального и эстетического восприятия.
Модальность общего эмоционального фона также важна при оценке возрастной адресации фильма. В последнее время появляются детские мультфильмы, создающие мрачную, безысходную картину мира, полные страшных событий, с трагическим концом. Но в детском возрасте произведения, несущие такие тяжёлые, мрачные переживания, могут деформировать доверие ребёнка к миру, к другим людям, уверенность в себе и нарушить эмоциональный комфорт в целом. Предпочтительными для маленьких детей являются произведения, несущие светлые, позитивные эмоции, вселяющие оптимизм и уверенность в себе.
Характеристики главных героев и модели их поведения.
Мы уже говорили о характерном для детей ощущении единства с воспринимаемым, и прежде всего с героем произведения. Сопереживание персонажам мультфильма является ярким феноменом детства. Герой мультфильма часто становится участником личной жизни ребёнка, субъектом идентификации. Но для этого герой фильма должен обладать определёнными характеристиками, к которым можно отнести следующие.
Это психологическая близость и узнаваемость персонажа, которая связана, с одной стороны, с его психологическим возрастом, а с другой – с целостностью его образа. Иногда дети не понимают, кто именно является героем современного мультфильма – человек, животное, машина, робот или инопланетянин. Нередко дети перестают узнавать героя фильма из-за избытка трансформаций, ведущих к потере героя. Разные изобразительные планы и превращения персонажа не позволяют удержать его как единый, целостный образ. С таким неузнаваемым и неопознанным персонажем ребёнок вряд ли может идентифицировать себя.
В то же время с героем фильма всегда что-то происходит: он как-то меняется на протяжении фильма, что-то начинает понимать, открывает для себя новые возможности и грани мира, переживать по-другому знакомые ситуации и пр. Поэтому динамика изменения главного персонажа важна для оценки развивающего потенциала фильма. В центре внимания оказывается процесс личностного роста, внутренние изменения персонажа, а не только набор действий, событий, спецэффектов или смены внешности. Во множестве современных сериалов в центре внимания зрителей – множественные спецэффекты, внешние события, в то время как главные герои не совершают особых открытий, не приобретают что-то новое в психологическом плане, не меняют свое отношение к другим персонажам. В отличие от этого, во многих классических короткометражках за всего 8-10 минут может быть рассказана история глубокого преображения героя.
Для того чтобы герой мультфильма стал предметом идентификации, мотивы его поведения должны быть ясны и понятны для ребёнка. Во многих современных фильмах действия героев непредсказуемы и непонятны. Зачастую это связано с тем, что сам герой и его история адресованы подросткам или взрослым людям, логика его рассуждений и действий оказываются неясным для дошкольников. За набором действий и обилием спецэффектов суть и содержание самого поступка (если он вообще есть) остаётся за пределами переживания и осознания ребёнка.
Таковы в общих чертах линии психологического анализа содержания произведений для детей. Следует подчеркнуть, что фильм оценивается не по отдельным критериям, а в целом, как единое произведение.
Характеристики художественных мультфильмов для разных возрастных категорий.
Целью психологической экспертизы является оценка соответствия художественного произведения возрастным особенностям детей. Вопрос о психологической экспертизе с позиции возрастного психолога в настоящее время является остро актуальным, поскольку рынок наполнен мультфильмами разного качества, и родителям сложно ориентироваться в вопросах выбора качественных мультфильмов для ребёнка определённого возраста.
Опираясь на традиционные, общепринятые возрастные особенности, представленные в работах Д.В.Эльконина, А.В.Запорожца, М.И.Лисиной, Л.Ф.Обуховой, Е.О.Смирновой и др., попытаемся обозначить главные характеристики произведений для детей на разных возрастных этапах с позиции детского психолога.
1. Младший дошкольный возраст (3-5 лет).
Это возраст формирования воображения и сюжетной игры. Содержанием игры младших дошкольников является выполнение конкретных действий с предметами и игрушками. Роли существуют скорее в действиях, чем в сознании ребёнка.
Складывается внеситуативно-познавательное общение, когда ребёнок активно строит картину мира, а взрослый становится источником новой информации. Пробуждается познавательная потребность. Интересы ребёнка связаны с миром природы (животными, растениями и пр.) и техники (машины, поезда, самолёты и пр.). Возникают вопросы, отражающие стремление установить первые поверхностные, условные связи между предметами и явлениями ("Почему", "Откуда", "Зачем" и пр.). Главный жизненный контекст ребёнка – семья, совместная жизнедеятельность с родителями, окружающая природа.
Данные возрастные характеристики определяют следующие характеристики мультфильмов:
– Простые короткие сюжеты, кумулятивные сказки (народные и авторские). Яркий, внешне от крытый событийный ряд, линейный тип развития сюжета. Важна узнаваемость образов и действий в знакомых и условных обстоятельствах.
- Темы, связанные с простыми повседневными действиями, с открытиями нового, с семейным укладом (включая его нарушение), в узнаваемых или новых обстоятельствах.
- Эмоции, однозначные по своей модальности, связанные с конкретными действиями. Общий позитивный настрой произведения.
- Герои – дети или детёныши сказочных животных, (возможны антропоморфные предметы), активно действующие, задающие образцы простых правил. Образ героя максимально выразителен, его мотивация ясна и понятна.
Примерами адекватных мультфильмов для младших дошкольников могут служить следующие: кТри поросёнка, "Паровозик из Ромашково", "Грибок-теремок" и другие сказки Сутеева, "Как львёнок и Черепаха пели песенку", "Лягушонок ищет папу", "Умка", "Умка ищет друга" и др.
2. Старший дошкольный возраст (5-7 лет).
После 5 лет центром жизни детей становятся отношения между людьми. Главное в игре – определённое отношение к партнёру в соответствии с взятой на себя ролью. Сфера общения со сверстниками приобретает особую значимость. Потребность в признании сверстников и в уважении взрослого выходит на первый план. Происходит интенсивное формирование этических инстанций и норм отношений с людьми. Эти возрастные особенности определяют следующие характеристики произведений для дошкольников:
- Чёткость этических ориентиров – определённость положительных и отрицательных персонажей.
- Сюжеты, связанные с общением и с различными отношениями между персонажами (дружба, вражда, доминирование-подчинение, помощь, зависть и пр.), их разные позиции, с конфликтами и их разрешением.
- Спектр эмоциональных переживаний выходит за пределы ситуативных впечатлений. Ключевое переживание остаётся в позитивном диапазоне с возможными вариациями и оттенками.
- Герой связан с другими персонажами, нужны партнёры и отношения между ними. Персонажи демонстрируют различные варианты взаимодействия с партнёром и разрешения конфликтов. Главный герой воплощает наиболее эффективные и конструктивные способы разрешения конфликтов.
В качестве примеров можно привести следующие фильмы: "38 попугаев", "Варежка", "Каникулы в Простоквашино", "Малыш и Карлсон", "Умная собачка Соня", "Про домовёнка Кузю", "Петсон и Финдус", "Винни-Пух", "Приключения Вуратино" и др.
3. Младший школьный возраст (7–10 лет).
В этом возрасте складываются этические инстанции; ребёнок усваивает представления о добре и зле, справедливости, щедрости, нормы и правила поведения. Дети начинают осознавать свои действия и качества, видеть себя и ситуацию в целом как бы со стороны, что является важным условием развития рефлексии, самосознания, самоконтроля и произвольности. Общение со сверстником становится внеситуативным, складываются устойчивые избирательные привязанности, появляется дифференциация детской группы.
Исходя из данных возрастных особенностей, можно предположить следующие характеристики произведений:
- Развёрнутые сюжеты со сквозными персонажами. Возможны иносказания, метафоры, гротескные описания, с подтекстом. Центральным моментом содержания выступают переживания и внутренний мир героев.
- Эмоциональные состояния героев могут быть амбивалентными. Возможны острые, напряжённые и отрицательные эмоциональные состояния.
- Герой уже не только действующий, но переживающий и вызывающий сопереживание. Мотивация более сложная, возможна борьба мотивов. Важна отчётливая динамика поведения, состояний и характера героя, его изменения под влиянием определённых обстоятельств.
Примерами фильмов для этой возрастной категории могут быть: "Снежная королева", "Цветиксемицветик", "Питер Пэн", "Старая игрушка", "Балерина на корабле", "Длинный мост в нужную сторону", "Следствие ведут колобки", "Бременские музыканты" и др.
4. Подростковый возраст (10–15 лет).
Подростковый возраст является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребёнка и его родителей. В подростковый период возникает ряд важнейших личностных задач. Основные линии развития подростков связаны с прохождением кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности. Происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, новой целостности, нового отношения к себе и к миру. Становление нового уровня самосознания, Я–концепции выражается в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, своё сходство с другими людьми и своё отличие. В этом возрасте наблюдается резкое снижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а также герои экрана и медиа. В этом контексте воздействие медиа, и мультфильмов в частности, может оказать одно из самых существенных воздействий на формирование личности подростка.
Исходя из этого, можно рекомендовать следующие характеристики мультфильмов для подростков:
- Длительные развёрнутые сюжеты, амбивалентные персонажи, необычные поступки. Возможны иносказания, гротескно-карикатурные изображения со сложным юмором и подтекстом.
- Сложные трансформации персонажа, действия героев в разных, меняющихся мирах – волшебных, фантастических, реальных.
- Центральный момент – переживания, внутренний мир и отношения героев, проблема половой идентификации и поиск идентичности.
- Герой – персонифицированный идеал с особыми талантами и способностями.
К таким мультфильмам можно отнести следующие: "Девочка, покорившая время", "Старик и море", "Шепот сердца", "Адажио", "Конфликт", "Моя любовь", "Бумажный роман", "Ветер крепчает" и многие другие.
Технические характеристики фильма существенно влияют на восприятие мультфильма. Их главная задача заключается в том, чтобы обеспечивать лёгкость восприятия и привлекательность фильма. Технические характеристики должны соответствовать изложенным выше аспектам фильма.
В рамках данного параметра анализируются следующие показатели:
- Особенности видеоряда: техника создания (кукольная, рисованная, песочная, компьютерная анимация, наличие фрагментов документальных съёмок и многое др.); степень условности или реалистичности; степень визуальной "загруженности" кадров; наличие визуальных шумов, перегруженности "фактурой"; гармоничность цветового решения, сочетание цветов в кадре; соотношение фигуры и фона и т.д.
- Темповые и ритмические характеристики фильма: смена крупных и мелких планов, "клиповый" монтаж, наличие пауз.
- Характеристика звукоряда: темп речи, чёткость произношения, зашумленность, согласованность слов и действий персонажей.
- Продолжительность фильма.
Данные критерии позволяют определить тот возраст, для которого конкретный фильм имеет максимальное развивающее значение. Под развивающим значением подразумевается не передача информации и не обучение, а активизация внутренней жизни ребёнка – стимуляции его воображения, мышления, эмоций, сопереживания, смеховых проявлений и пр.
Ещё раз хотелось бы подчеркнуть: задачей данной методики является поиск и популяризация мульт фильмов, представляющих особую ценность для развития и воспитания детей. Эта ценность для каждого возрастного этапа различна.
Литература:
1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ.
2 От редакции. Строго говоря, словами «мораль, этика, нравственность» на разных языках – латинском, греческом, русском – называется «одно и то же». Но в нашем речевом обиходе они приросли разными смысловыми оттенками; это иногда рождает невнятицу (морально-нравственные принципы, например, – что это значит?), зато и разнообразит наше понимание сути дела. Моралью мы чаще называем неписанный свод правил, одобряемых «здесь и теперь» (впрочем, он бывает и «писанным» – был же у нас «моральный кодекс строителя коммунизма»). Этика – скорее наука о нравствен¬ности. А нравственность... Она и есть нравственность как таковая, понимание и практическое следование тому, что хо¬рошо «всегда и везде». На различении условной морали и безусловной нравственности настаивал, в частности, недавно ушедший из жизни выдающийся философ А.С.Арсеньев.
Оставить комментарий