«Запрос на очищение»

Е.Смирнова,
руководитель Центра игры и игрушки МГППУ
М.Соколова,
специалист Центра игры и игрушки МГПУ

«Запрос на очищение»

О психолого-педагогической экспертизе мультфильмов1

В настоящее время просмотр мультфильмов стал для детей самым распространённым занятием,

вытеснив традиционные формы детской деятель­ности. Мультфильм сегодня является для ребёнка одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, отношений между людьми и нормах их поведения.

Любые впечатления, в особенности художе­ственные, оказывают определённое влияние на ста­новление личности ребёнка и его мировоззрения. Следует подчеркнуть особую чувствительность детей к анимации. Мультипликация объединяет реальность и вымысел, музыкальное сопровожде­ние и видеоряд, слова и действия и создаёт, таким образом, особый комплекс воздействий, который может стать эффективным средством развития и воспитания ребёнка. В то же время мультфильмы при их чрезмерном и стихийном потреблении могут нести определённый риск для развития личности ребёнка. В особенности это относится к детям мла­денческого и раннего возраста.

Известно, что мультипликация воспринимается как жанр, адресованный детям. Между тем подав­ляющее большинство мультфильмов, транслируе­мых по ТВ и в Интернете, не рассчитано на детскую аудиторию, но даже самые маленькие дети активно смотрят их в силу специфики художественной фор­мы. По данным социологов, 80,8°/о телепросмотров дошкольников составляют именно мультфильмы.

В настоящее время у многих родителей и педаго­гов сложился запрос на ~очищение~ информацион­ного пространства, на выбор кправильныхю, адек­ватных мультфильмов. В связи с этим возникает необходимость психолого-педагогической экспер­тизы, которая позволяла бы оценить соответствие формы и содержания фильма психологическим особенностям детей того или иного возраста. Такая экспертиза позволит выявить лучшие образцы анимационной продукции для детей определённого возраста, которые могут быть рекомендованы ро­дителям и педагогам.

Художественный фильм обладает огромным развивающим потенциалом для детей. Но этот по­тенциал может реализоваться только в том случае, если произведение отвечает возрастным особенно­стям ребёнка. Остановимся на критериях отбора мультипликационных фильмов, представляющих особую ценность с точки зрения развития и воспи­тания детей в определённых возрастах.

Восприятие художественного фильма может оказывать эффективное воздействие на разные стороны развития ребёнка, среди которых наиболее важными являются этический, познавательный, эмоциональный и поведенческий аспекты. Кроме того, при определении возрастной адресации филь­ма необходимо учитывать также особенности его изобразительного ряда и собственно художествен­ные особенности фильма. Остановимся на конкрет­ных показателях, определяющих данные аспекты.

Этический аспект фильма.

Прежде всего, необходимым требованием к эти­ческому аспекту фильмов для дошкольников явля­ется отсутствие натуралистических сцен насилия, выраженной жестокости, разврата, унижения лич­ности и пр. Однако это далеко не единственный мо­мент, связанный с этическим содержанием фильма.

В этическом развитии ребёнка можно выде­лить две основные линии, в соответствии с двумя ведущими этическими категориям – мораль и нравственностьх. Напомним, что существо морали предполагает следование общепринятой норме (или образцу) поведения и оценку тех или иных действий с точки зрения конкретного образца. В отличие от этого, нравственность базируется не на образцах (что нужно, а что не нужно делать), а на отноше­нии к другому, как к самому себе, на переживании единства, то есть на сопереживании, сорадовании, содействии и пр.

Обе эти линии этического развития включены в восприятие художественного текста. Герои произ­ведения становятся для дошкольников образцом для подражания. к3аразительностью действий, слов и поступков персонажей книг и фильмов для детей очевидна. Эти персонажи могут стать носителями моральных эталонов – как положительных, так и отрицательных. Наличие таких положительных моральных эталонов и степень их привлекатель­ности для детей может стать ресурсом морального развития (Собкин В.С., 2007). В дошкольном воз­расте формируются моральное сознание и этические оценки ребёнка, на основании которых он квали­фицирует поступки как "хорошие" и "плохие". Первой ступенью морального развития маленького ребёнка является нравственный реализм, то есть твёрдое, однозначное понимание добра и зла, хоро­шего и плохого (Ж.Пиаже). Поэтому для детского произведения (в отличие от взрослого) важна одно­значность и чёткость моральных характеристик – "плохой" герой должен отличаться от "хорошего" и вызывать соответствующие оценки.

Герои фильма могут стать для ребёнка воплоще­нием доброты, смелости, щедрости, отзывчивости и других ценных человеческих качеств. Известно, что дети часто подражают героям фильмов, воспроиз­водят их действия и поступки – как в игре, так и в реальном поведении. Через такое воспроизведение они осознают себя и образцы поведения, присваи­вают определённые моральные нормы. Такое дей­ственное осознание себя посредством моральных эталонов является важным ресурсом воспитания. Например, в известном исследовании С.Г.Якобсон в качестве моральных эталонов выступали Буратино и Карабас. Соотнося свои действия с героями про­изведений, дети начинали осознавать себя и свои поступки, стремились быть похожим на любимого персонажа (Буратино) и не хотели быть похожими на жестокого и жадного Карабаса. При этом совсем не обязательно в фильме должны быть однозначно положительные герои. Если какой-либо персонаж совершает недостойный поступок, он должен понять свои ошибки или получить осуждение со стороны других персонажей и авторов фильма.

Нежелательными с точки зрения морального развития дошкольников можно считать те произ­ведения, в которых моральные эталоны размыты и не определены. Например, когда симпатичный, привлекательный для детей персонаж совершает неприемлемые поступки, которые не являются предметом критического отношения или осознания. Очень важно, чтобы положительные персонажи демонстрировали конструктивные способы разре­шения конфликтов, давали детям пример толерант­ности и уважения к другому.

Специфика эстетического отношения человека к миру заключается в непосредственно переживаемом чувстве единства с окружающим миром. Ощущение ценности другого, чувство родственности и сопричастности ему, порождает сопереживание, а значит, и боль и ответственность за него. Поэтому эстетическое отношение неотделимо от нравственного. (Мелик-Пашаев А.А., Новлянская 3.Н.)

Ценная предпосылка нравственного развития – готовность маленького человека сопереживать, наделять всё окружающее чувствами и представле­ниями и переносить себя в "иное". Идентификация в форме сочувствия – самая типичная для ребёнка форма отождествления себя с другими. Искусство и художественная практика поддерживают и раз­вивают эту важнейшую человеческую способность.

Произведения, не вызывающие эмоционального отклика ребёнка, его соучастия в происходящем или вызывающие ненависть, злорадство, нельзя считать полезными с этической точки зрения. Очень важно заложить в сознание маленького ребёнка ценность сопереживания другому, взаи­мовыручки, прощения и понимания другого.

Когнитивный аспект фильма.

Художественный текст всегда несёт новую информацию, расширяет жизненные рамки, обо­гащает жизнь ребёнка новыми представлениями, сюжетами, знаниями. Восприятие художественных произведений требует концентрации внимания, соотнесения отдельных фрагментов текста, по­нимания связей и отношений между событиями и персонажами. Однако далеко не все темы соответ­ствуют возможностям понимания детей дошколь­ного возраста.

В последнее время наблюдается явная тенден­ция погружения маленьких детей в совсем недет­ские темы. Дошкольникам предлагают книги о физиологии и анатомии человека, о деторождении, о сексе, о смерти, о космосе и пр. При этом игнори­руется тот факт, что для детей до 7 лет характерен наглядно-образный тип мышления, они живут пре­жде всего в воспринимаемой ситуации и мыслят це­лостными образами. Образность, "визуализирован­ность" представлений, чувственная конкретность мышления являются специфическими особен­ностями детства. Псевдонаучные представления, преждевременно переданные дошкольнику, могут разрушить целостность образного восприятия мира и, в частности, образа человека. Так, например, информация о функционировании отдельных ор­ганов, активно используемая в рекламе ("печень просит...", "волосы будут благодарны...", "желудок мечтает..." и пр.) вызывает представление о чело­веке, как вместилище автономно живущих частей тела со своими желаниями и отношениями.

Одним из центральных показателей познава­тельного аспекта фильма является когнитивная сложность сюжета, наличие внятной для ребёнка того или иного возраста логики событий, а также количество и содержание сюжетных линий фильма. Нужно учитывать также временную и логическую последовательность событий.

Ещё одним показателем развивающего значения мультфильма является возможность включения личного опыта в содержание фильма. Ребёнок должен видеть и узнавать в нём что-то своё, субъ­ективное.

То, что никак не связано с собственным опытом ребёнка, не вызывает у него вопросов и не стимули­рует познавательные потребности. Именно возмож­ность включения себя, своего опыта в содержание фильма определяет его понимание. Психологиче­ская сущность понимания, согласно М.М.Вахтину (1995, с.129), состоит в превращении чужого в "своё–чужое". Невозможность осмыслить, то есть присвоить слова или действия делает их пустыми, мёртвыми, чужими. Конечно, содержание фильма может выходить за пределы личного опыта ребёнка, но очень важно, чтобы оно соответствовало этому опыту и помогало ребёнку понять самого себя, свои желания и эмоции, то есть попадало бы в зону бли­жайшего развития. Только в этом случае ребёнок будет вовлечён в это содержание, будет принимать и понимать его. Поэтому при оценке фильма важно учитывать общий тематический контекст и его со­ответствие тому или иному возрасту.

Наличие и качество юмора, которое является особым аспектом понимания фильма, также можно отнести к когнитивным характеристикам. Отли­чительной чертой детства является особая смеш­ливость, отзывчивость на шутки, перевёртыши и пр. Сложный, вербальный юмор, основанный на подтекстах и ассоциациях, не отвечает уровню по­ниманию дошкольников. Им больше соответствует юмор положений, основанный на нарушении при­вычных стереотипов и представлений.

Эмоциональный аспект.

Восприятие художественного произведения органически связано с чувствами и эмоциями ре­бёнка. Каждое произведение потенциально несёт определённые эмоциональные состояния, которые могут породить некоторые переживания ребёнка.

К этому аспекту фильма относятся, прежде все­го, сложность, амбивалентность переживаний, их разнообразие и глубина. Сильные и новые чувства, конечно, обогащают эмоциональную сферу детей. В то же время эмоциональная сфера ребёнка име­ет свою специфику и ограничения. Чем младше дети, тем более простые и однозначные эмоции они воспринимают. Для старших детей доступны более сложные, амбивалентные эмоции, когда, на­пример, фильм порождает "светлую печаль" или грустную радость.

Целостность и определённость передаваемых эмоций также важна для детей. Эмоции передаются разными изобразительными средствами – цветовое решение, музыка, мимика и речь персонажа долж­ны гармонировать и передавать единое настроение, определённые эмоции. Только в этом случае дети могут присоединиться к ним и пережить их в пол­ной мере. Все изобразительные средства должны передавать определённое и единое эмоциональное состояние – радость, грусть, страх, напряжение, волнение и пр. В некоторых современных авторских мультфильмах мы можем видеть расхождение, ког­да, например, на общем позитивном окружающем фоне с радостной музыкой мы видим страдающего несчастного персонажа или когда какие-нибудь весёлые события происходят на фоне трагической музыки. Такой разрыв может быть вполне адекват­ным художественным приёмом для подростков и взрослых, но у дошкольников он нарушает целост­ность эмоционального и эстетического восприятия.

Модальность общего эмоционального фона также важна при оценке возрастной адресации фильма. В последнее время появляются детские мультфильмы, создающие мрачную, безысходную картину мира, полные страшных событий, с трагическим концом. Но в детском возрасте произведения, несущие такие тяжёлые, мрачные переживания, могут деформи­ровать доверие ребёнка к миру, к другим людям, уверенность в себе и нарушить эмоциональный ком­форт в целом. Предпочтительными для маленьких детей являются произведения, несущие светлые, позитивные эмоции, вселяющие оптимизм и уве­ренность в себе.

Характеристики главных героев и модели их поведения.

Мы уже говорили о характерном для детей ощущении единства с воспринимаемым, и пре­жде всего с героем произведения. Сопереживание персонажам мультфильма является ярким феноме­ном детства. Герой мультфильма часто становится участником личной жизни ребёнка, субъектом идентификации. Но для этого герой фильма дол­жен обладать определёнными характеристиками, к которым можно отнести следующие.

Это психологическая близость и узнаваемость персонажа, которая связана, с одной стороны, с его психологическим возрастом, а с другой – с целост­ностью его образа. Иногда дети не понимают, кто именно является героем современного мультфильма – человек, животное, машина, робот или инопла­нетянин. Нередко дети перестают узнавать героя фильма из-за избытка трансформаций, ведущих к потере героя. Разные изобразительные планы и превращения персонажа не позволяют удержать его как единый, целостный образ. С таким неузнавае­мым и неопознанным персонажем ребёнок вряд ли может идентифицировать себя.

В то же время с героем фильма всегда что-то происходит: он как-то меняется на протяжении фильма, что-то начинает понимать, открывает для себя новые возможности и грани мира, переживать по-другому знакомые ситуации и пр. Поэтому ди­намика изменения главного персонажа важна для оценки развивающего потенциала фильма. В центре внимания оказывается процесс личностного роста, внутренние изменения персонажа, а не только набор действий, событий, спецэффектов или смены внеш­ности. Во множестве современных сериалов в центре внимания зрителей – множественные спецэффекты, внешние события, в то время как главные герои не совершают особых открытий, не приобретают что-то новое в психологическом плане, не меняют свое отношение к другим персонажам. В отличие от этого, во многих классических короткометражках за всего 8-10 минут может быть рассказана история глубокого преображения героя.

Для того чтобы герой мультфильма стал предме­том идентификации, мотивы его поведения должны быть ясны и понятны для ребёнка. Во многих совре­менных фильмах действия героев непредсказуемы и непонятны. Зачастую это связано с тем, что сам герой и его история адресованы подросткам или взрослым людям, логика его рассуждений и действий оказы­ваются неясным для дошкольников. За набором действий и обилием спецэффектов суть и содержание самого поступка (если он вообще есть) остаётся за пределами переживания и осознания ребёнка.

Таковы в общих чертах линии психологическо­го анализа содержания произведений для детей. Следует подчеркнуть, что фильм оценивается не по отдельным критериям, а в целом, как единое произведение.

Характеристики художественных мультфиль­мов для разных возрастных категорий.

Целью психологической экспертизы является оценка соответствия художественного произве­дения возрастным особенностям детей. Вопрос о психологической экспертизе с позиции возраст­ного психолога в настоящее время является остро актуальным, поскольку рынок наполнен муль­тфильмами разного качества, и родителям сложно ориентироваться в вопросах выбора качественных мультфильмов для ребёнка определённого возраста.

Опираясь на традиционные, общепринятые воз­растные особенности, представленные в работах Д.В.Эльконина, А.В.Запорожца, М.И.Лисиной, Л.Ф.Обуховой, Е.О.Смирновой и др., попытаемся обозначить главные характеристики произведений для детей на разных возрастных этапах с позиции детского психолога.

1. Младший дошкольный возраст (3-5 лет).

Это возраст формирования воображения и сюжетной игры. Содержанием игры младших до­школьников является выполнение конкретных действий с предметами и игрушками. Роли суще­ствуют скорее в действиях, чем в сознании ребёнка.

Складывается внеситуативно-познавательное общение, когда ребёнок активно строит картину мира, а взрослый становится источником новой информации. Пробуждается познавательная по­требность. Интересы ребёнка связаны с миром природы (животными, растениями и пр.) и техники (машины, поезда, самолёты и пр.). Возникают во­просы, отражающие стремление установить первые поверхностные, условные связи между предметами и явлениями ("Почему", "Откуда", "Зачем" и пр.). Главный жизненный контекст ребёнка – семья, совместная жизнедеятельность с родителями, окружающая природа.

Данные возрастные характеристики определяют следующие характеристики мультфильмов:

– Простые короткие сюжеты, кумулятивные сказки (народные и авторские). Яркий, внешне от­ крытый событийный ряд, линейный тип развития сюжета. Важна узнаваемость образов и действий в знакомых и условных обстоятельствах.

  • Темы, связанные с простыми повседневными действиями, с открытиями нового, с семейным укладом (включая его нарушение), в узнаваемых или новых обстоятельствах.
  • Эмоции, однозначные по своей модальности, связанные с конкретными действиями. Общий по­зитивный настрой произведения.
  • Герои – дети или детёныши сказочных жи­вотных, (возможны антропоморфные предметы), активно действующие, задающие образцы простых правил. Образ героя максимально выразителен, его мотивация ясна и понятна.

Примерами адекватных мультфильмов для младших дошкольников могут служить следующие: кТри поросёнка, "Паровозик из Ромашково", "Грибок-теремок" и другие сказки Сутеева, "Как львёнок и Черепаха пели песенку", "Лягушонок ищет папу", "Умка", "Умка ищет друга" и др.

2. Старший дошкольный возраст (5-7 лет).
После 5 лет центром жизни детей становятся отношения между людьми. Главное в игре – определённое отношение к партнёру в соответствии с взятой на себя ролью. Сфера общения со сверстниками приобретает особую значимость. Потребность в признании сверстников и в уважении взрослого выходит на первый план. Происходит интенсив­ное формирование этических инстанций и норм отношений с людьми. Эти возрастные особенности определяют следующие характеристики произведе­ний для дошкольников:

  • Чёткость этических ориентиров – определён­ность положительных и отрицательных персонажей.
  • Сюжеты, связанные с общением и с различ­ными отношениями между персонажами (дружба, вражда, доминирование-подчинение, помощь, за­висть и пр.), их разные позиции, с конфликтами и их разрешением.
  • Спектр эмоциональных переживаний выходит за пределы ситуативных впечатлений. Ключевое переживание остаётся в позитивном диапазоне с возможными вариациями и оттенками.
  • Герой связан с другими персонажами, нужны партнёры и отношения между ними. Персонажи де­монстрируют различные варианты взаимодействия с партнёром и разрешения конфликтов. Главный герой воплощает наиболее эффективные и конструк­тивные способы разрешения конфликтов.

В качестве примеров можно привести следующие фильмы: "38 попугаев", "Варежка", "Каникулы в Простоквашино", "Малыш и Карлсон", "Умная со­бачка Соня", "Про домовёнка Кузю", "Петсон и Фин­дус", "Винни-Пух", "Приключения Вуратино" и др.

3. Младший школьный возраст (7–10 лет).

В этом возрасте складываются этические ин­станции; ребёнок усваивает представления о добре и зле, справедливости, щедрости, нормы и правила поведения. Дети начинают осознавать свои действия и качества, видеть себя и ситуацию в целом как бы со стороны, что является важным условием развития рефлексии, самосознания, самоконтроля и произвольности. Общение со сверстником стано­вится внеситуативным, складываются устойчивые избирательные привязанности, появляется диффе­ренциация детской группы.

Исходя из данных возрастных особенностей, можно предположить следующие характеристики произведений:

  • Развёрнутые сюжеты со сквозными персона­жами. Возможны иносказания, метафоры, гро­тескные описания, с подтекстом. Центральным моментом содержания выступают переживания и внутренний мир героев.
  • Эмоциональные состояния героев могут быть амбивалентными. Возможны острые, напряжён­ные и отрицательные эмоциональные состояния.
  • Герой уже не только действующий, но пере­живающий и вызывающий сопереживание. Моти­вация более сложная, возможна борьба мотивов. Важна отчётливая динамика поведения, состояний и характера героя, его изменения под влиянием определённых обстоятельств.

Примерами фильмов для этой возрастной кате­гории могут быть: "Снежная королева", "Цветик­семицветик", "Питер Пэн", "Старая игрушка", "Балерина на корабле", "Длинный мост в нужную сторону", "Следствие ведут колобки", "Бремен­ские музыканты" и др.

4. Подростковый возраст (10–15 лет).

Подростковый возраст является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребёнка и его родителей. В подростковый период возникает ряд важнейших личностных задач. Основные линии развития подростков связаны с прохождением кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением само­стоятельности. Происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, новой целостности, нового отношения к себе и к миру. Становление нового уровня самосознания, Я–концепции выражается в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, своё сходство с другими людьми и своё отличие. В этом возрасте наблюдается резкое снижение ценности общения в семейном кругу: са­мыми большими авторитетами становятся друзья, а также герои экрана и медиа. В этом контексте воздействие медиа, и мультфильмов в частности, может оказать одно из самых существенных воз­действий на формирование личности подростка.

Исходя из этого, можно рекомендовать следую­щие характеристики мультфильмов для подростков:

  • Длительные развёрнутые сюжеты, амбивалент­ные персонажи, необычные поступки. Возможны иносказания, гротескно-карикатурные изображе­ния со сложным юмором и подтекстом.
  • Сложные трансформации персонажа, действия героев в разных, меняющихся мирах – волшебных, фантастических, реальных.
  • Центральный момент – переживания, вну­тренний мир и отношения героев, проблема поло­вой идентификации и поиск идентичности.
  • Герой – персонифицированный идеал с осо­быми талантами и способностями.

К таким мультфильмам можно отнести следую­щие: "Девочка, покорившая время", "Старик и море", "Шепот сердца", "Адажио", "Конфликт", "Моя любовь", "Бумажный роман", "Ветер креп­чает" и многие другие.

Технические характеристики фильма суще­ственно влияют на восприятие мультфильма. Их главная задача заключается в том, чтобы обеспе­чивать лёгкость восприятия и привлекательность фильма. Технические характеристики должны соответствовать изложенным выше аспектам фильма.

В рамках данного параметра анализируются следующие показатели:

  • Особенности видеоряда: техника создания (кукольная, рисованная, песочная, компьютерная анимация, наличие фрагментов документальных съёмок и многое др.); степень условности или реа­листичности; степень визуальной "загруженности" кадров; наличие визуальных шумов, перегру­женности "фактурой"; гармоничность цветового решения, сочетание цветов в кадре; соотношение фигуры и фона и т.д.
  • Темповые и ритмические характеристики фильма: смена крупных и мелких планов, "кли­повый" монтаж, наличие пауз.
  • Характеристика звукоряда: темп речи, чёт­кость произношения, зашумленность, согласован­ность слов и действий персонажей.
  • Продолжительность фильма.

Данные критерии позволяют определить тот возраст, для которого конкретный фильм имеет максимальное развивающее значение. Под разви­вающим значением подразумевается не передача информации и не обучение, а активизация внутрен­ней жизни ребёнка – стимуляции его воображения, мышления, эмоций, сопереживания, смеховых проявлений и пр.

Ещё раз хотелось бы подчеркнуть: задачей дан­ной методики является поиск и популяризация мульт фильмов, представляющих особую ценность для развития и воспитания детей. Эта ценность для каждого возрастного этапа различна.

Литература:

Бахтин М.М. Человек в мире слова. – М, 1995. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.М. (ред.) Психологические основы художественного развития. – М.:
МГППУ, 2006.
Собкин В.С. Мультфильм как средство социально-психологического анализа морально-нравственного развития ребёнка (по материалам исследований 1990 и 2006 г.) // Социология дошкольного воспитания, – М.: ЦСО, 2006. – С.73-101.
Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического раз­вития детей. – М., 1984.

 

1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ.

2 От редакции. Строго говоря, словами «мораль, этика, нравственность» на разных языках – латинском, греческом, русском – называется «одно и то же». Но в нашем речевом обиходе они приросли разными смысловыми оттенками; это иногда рождает невнятицу (морально-нравственные принципы, например, – что это значит?), зато и разнообразит наше понимание сути дела. Моралью мы чаще называем неписанный свод правил, одобряемых «здесь и теперь» (впрочем, он бывает и «писанным» – был же у нас «моральный кодекс строителя коммунизма»). Этика – скорее наука о нравствен¬ности. А нравственность... Она и есть нравственность как таковая, понимание и практическое следование тому, что хо¬рошо «всегда и везде». На различении условной морали и безусловной нравственности настаивал, в частности, недавно ушедший из жизни выдающийся философ А.С.Арсеньев.

Искусство в школе: 
2014
№3.
С. 46-50

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.