Художественное творчество детей как профилактика асоциальных явлений
Художественное творчество детей как профилактика асоциальных явлений
Конференция «Художественное творчество детей как профилактика асоциальных явлений», организованная Детским музыкальным театром имени Н.И.Сац, ГБНУ "Московским институтом развития образования" (МИРО), Научно-методическим журналом "Искусство в школе", Московским институтом развития образования, Некоммерческим партнёрством содействия развитию культуры и образования "Гражданский долг", Школой №324 "Жар-птица", прошла 23.04.2014 г.
Целью конференции было обсуждение вопросов, связанных, с одной стороны, с существованием в обществе тенденции нарастания десоциализации молодёжи (на что указывает статистика молодёжной преступности, наркомании, алкоголизма, актов насилия), а это создаёт угрозу будущему страны; с другой стороны, с наличием достаточного объёма данных, которые подтверждают, что важнейшее место в социализации и первичной профилактике асоциального поведения занимает художественное творчество детей.
Воспитательный ресурс, которым является педагогика искусства, соответствует положениям Федерального закона "Об образовании" в Российской Федерации, способствует воспитанию взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, формированию компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, создаёт условия для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
В процессе работы конференции были выработаны следующие положения:
- Для воспитания высоконравственного и высококультурного подрастающего поколения, требуется объединение усилий всех заинтересованных в этом организаций, общественных объединений, частных лиц.
- Необходимо признать жизненно важным вопрос обеспечения доступа каждого ребёнка к занятиям художественным творчеством в школе.
- Критерием оценки труда педагогов художественного образования должно быть не только количество воспитанных ими профессионалов, но и общее число учащихся, заинтересованных в таких занятиях.
- Создание широкой сети школьных театров, доступность участия в их работе для каждого ребёнка, возрождение театральной педагогики является одним из важнейших факторов в деле социализации детей и воспитания личности.
- Формирование постоянно действующей площадки для обсуждения вопросов, связанных с художественным воспитанием, позволит оперативно и качественно реагировать на изменения в общественном сознании.
- Уникальный в международной педагогической практике предмет «Мировая художественная культурам должен присутствовать в общем образовании всех профилей.
- Требуется максимальная поддержка периодических изданий и психолого-педагогических исследований в данной области.
Данные положения рассматриваются участниками конференции, как часть программы по пропаганде важности использования культурно-театральной деятельности и развития театральной педагогики в воспитании подрастающего поколения.
Открывая конференцию, заместитель директора МИРО М.Н.Лазутова подчеркнула её значимость и актуальность и передала слово Мелик-Пашаеву.
А.Мелик-Пашаев
Объединить силы
Я не буду пытаться давать сейчас психологическое обоснование своих утверждений, скажу тезисно, но внятно для собравшихся по обсуждаемому поводу. Прежде всего: я думаю, все устроители этой конференции надеются, что это – не одноразовая акция, а начало движения, которое может привести к обновлению общего образования, а следовательно, и оздоровлению, и позволю себе сказать, к выздоровлению общества в целом. Хотя это и не быстрый процесс.
Все знают, что существует арттерапия, она прочно занимает свою нишу, она эффективна, она будет существовать и в дальнейшем. Она помогает преодолению конкретных психологических проблем и трудностей, иногда даже психических заболеваний.
Но если искусство так эффективно – я сейчас имею в виду искусство не только как предмет восприятия, а прежде всего как область собственного практического творчества, – если оно целительно, то почему нужно дожидаться, когда растущий человек заболеет, когда он сна лишится, когда он, не дай Бог, попробует покончить жизнь самоубийством, потеряет смысл жизни, чтобы тогда начинать его лечить с помощью музыки Генделя, хореографии и прочих художественных средств, в том числе и практическим творчеством? Почему не заняться тем, что можно, в отличие от арттерапии, назвать артпрофилактикой? То есть заняться полноценным художественно-творческим образованием, приобщать к творческому опыту всех детей, без отбора. Может, тогда меньше понадобится потом лечебных воздействий?
В отличие от арттерапии в привычном её понимании, такая артпрофилактика захватывает не только область психологических трудностей, которые переживает человек, но также и область социального поведения, проблему разрушительных дурных наклонностей, проблему криминализации молодых людей. То есть это более широкое понятие, и я постараюсь обосновать кратко, почему это имеет к искусству и художественному опыту прямое отношение.
Все понимают, что предупреждать болезнь легче, чем лечить. заняться профилактикой легче, чем потом заниматься терапией. Главное, что стоит препятствием на её пути то, что в нашем обществе укоренилось отношение к искусству в общем образовании, как к пустяку какому-то, которым можно не заниматься, даже лучше не тратить на него время, потому что есть более важные для жизни вещи. занятия искусством понимают как область специальной одарённости отдельных детей, которые потом будут профессионалами, но это касается кого-то одного из десятков тысяч. А для общего образования это, повторяю, какой-то пустяк.
Таков статус предмета, статус педагога, таково финансовое обеспечение – это какие-то задворки общего образования. Так думают и те, кто определяет образовательную политику, потому что они сами прожили "нехудожественное" детство, и юность, и взрослость и, как им кажется, ничего от этого не потеряли. И так думают, к сожалению, родители. Они хотят, конечно, чтобы их дети стали счастливыми и успешными, но не понимают, с какой стороны к этому подступиться. И поэтому со стороны родителей нет давления, нет запроса образовательного на то, чтобы гуманитарно-художественные предметы заняли достойное место. Я считаю (и это не только моё мнение), что искусство должно занимать не то что равноправное, а, может быть, и ведущее место на первых этапах общего образования, но – вот что очень важно понять! – не как подготовка к специальности, а как воспитание психологически здорового, готового к творчеству человека, для всех его будущих проявлений в жизни.
На фоне сложившегося отношения к искусству происходит вымывание его из общего и общедоступного школьного образования. И из дополнительного, которое становится платным и ограничивается в возможностях выбора и поиска себя, и из основного (хотя какое надо считать основным по его значению для дальнейшей жизни человека – это ещё вопрос). Таким положением довольно и образовательное чиновничество – чем меньше "бесполезного", тем лучше; довольны, к несчастью, и многие родители, которые не понимают, что без этого ущербным растёт любимое дитя. И в этом страшная близорукость образовательной политики, и я даже, не боясь преувеличения, скажу, опасность национальной катастрофы. Потому что разрушение способности людей к культурному творчеству (не только художественному), деградация культуры в глубоком её смысле ведут к тому, что страна, народ, общество более или менее быстро исчезнут с культурной карты мира, а потом, с неизбежностью, и с карты мира как таковой.
Любой человек рождается с потребностью в творческой самореализации. Он этого поначалу не осознаёт, может задавить в себе и не понимать, чего лишился, но творчество – основа человеческого способа существования на свете. Человек рождается как творческое существо. Самые известные и уважаемые педиатры и психотерапевты говорят о том, что ребёнок, лишённый творческого опыта, переживает, не осознавая этого, невыносимую бессмысленность времяпрепровождения, всей своей жизни, он не чувствует себя тем, кто оставляет какой-то след, кто кому-то зачем-то нужен, кто может как-то реализовать себя. Это как бы отсутствие самого себя в мире. А внутренняя потребность в самореализации есть, но никаких благоприятных, одобряемых обществом форм её осуществления нет. И тут я всегда обращаюсь к образу чайника кипящего, у которого запаяли носик: вы понимаете, что происходит в конце концов с этим чайником. И потом мы удивляемся, откуда такое нелепое поведение, почему возникают, казалось бы, совсем не мотивированные преступления? А часто дело заключается в том, что человек не имел позитивного выхода творческого потенциала.
Существует печальная для нашей страны статистика психических, психосоматических заболеваний школьников, и подросткового суицида, и наркотизации, и алкоголизации, и подростковой преступности, и прочих мрачных асоциальных явлений. В этих отношениях мы то на первом месте, то на втором-третьем в Европе, в мире. А все попытки этому противодействовать сводятся к запретительно-ограничительным мерам.
Удивительно, как же люди не понимают, что так нельзя, что мы «запаиваем чайники! Давайте запретим выходить после десяти вечера, давайте запретим что-то смотреть, давайте сажать с раннего возраста, давайте усилим наказание за распространение того-сего-пятого, давайте родителей карать... Наверное, что-то из этого, к несчастью, бывает ситуативно необходимо в какой-то степени, но дело же не в том, чтобы запретить ребёнку выходить из дома вместо того, чтобы создавать хорошее место, куда ему хотелось бы пойти. Не в том, чтобы отнять что-то, может быть, и вредное, что он почему-то полюбил, ничего не давая взамен. Надо дать что-то позитивное, что станет для него более ценным. Тогда он сам будет отходить от всех этих асоциальных, антиличностных разрушительных "поползновений".
Вот что ещё очень важно иметь в виду: несчастья, о которых идёт у нас речь, не связаны, как это выясняется, с материальным положением детей. Суициды, наркомания и всё прочее вовсе не характерно для особенно бедных, это встречается и в очень благополучных кругах. По некоторым данным, там даже чаще. Поэтому иллюзия современного человека, что, обеспечив материально ребёнка и создав ему условную внешнюю "успешность", можно сделать его здоровым, счастливым, успешным в каком-то прочном и долговременном смысле слова – большое и опасное заблуждение. Основа совершенно не в этом. Отсутствие или потеря смысла жизни могут мучить человека при любом материальном положении, с одними и теми же тяжёлыми последствиями. И важнейшая причина этого (снова скажу, это не только моё мнение) – именно отсутствие творчества. А обретение творческого опыта открывает выход из этого духовного тупика, становится целительным. значит, оно может быть и профилактическим.
Я всё время говорю о творчестве, но я не отождествляю, конечно, творчество как таковое – и творчество художественное. Творчество очень разнообразно, во всём может проявить ребёнок свою творческую природу. Но что в детском возрасте наиболее успешный, позитивный творческий опыт дети получают в области творчества художественного. Потом это распространится на любые сферы жизни и на самоощущение человека, который что-то значит в мире, что-то может задумать, правомочен что-то сделать, как он считает нужным. Но первичный опыт, соответствующий возрасту, дающий в благоприятных педагогических условиях практически стопроцентный результат, – это творчество в каком-либо виде искусства или в нескольких его видах. Поэтому в детстве оно, конечно, имеет приоритет как профилактическое средство во всенародном масштабе.
Существуют статистические данные, которыми наверняка владеют и многие здесь присутствующие, и которые подтверждают, что не только в наших теоретических предположениях, но и в реальности раннее приобщение к полноценному творческому художественному опыту выводит детей из страшной зоны риска. Конечно, на 100°/о ничего не бывает, это понятно, но несравненно более благополучной становится судьба ~дикорастущих~ детей. И вероятность всяких разрушительных зависимостей, и криминализация поведения уменьшаются на порядки и фактически стремятся к нулю, хотя, конечно, нуля не достигают. Данные эти международные – США, Венесуэла, Китай, наши позабытые-позаброшенные эксперименты ещё советских времён. Скажем, данные о том, что при наличии достаточно серьёзного музыкального опыта в детстве люди потом вообще не попадают в поле внимания правоохранительных органов. При менее серьёзных занятиях – редко попадают. Это касается м других искусств. Есть исследовательские данные о том, что так называемые трудные подростки, занимавшиеся изобразительным искусством, меняются – перестраивается их система ценностей, их эгоцентризм и непредсказуемость сменяются совершенно другими ориентирами. Существуют и другие важные проблемы – все признают, что они важные, но эффективно решать не могут, решают формально и фактически бесплодно. Это то, что мы называем экологическим воспитанием, патриотическим воспитанием, интернациональным, религиозным... А всё это в истоке своём может корениться в художественном творческом опыте маленького ребёнка.
Потому что этот опыт связан, прежде всего, не с умением что-то изобразить, описать, играть на инструменте и так далее, а с переживанием своего единства с миром, ценности всех вещей на свете. И такой опыт потом ляжет в основание (и даст свои плоды) и в отношении к природе, и в отношении к другим народам, и в отношении к родной культуре. Если говорить о религиозном воспитании, то религиозный опыт, выросший на основании такого отношения к миру, будет не формальным, не просто догматическим, а личностным – но это вопрос особый.
Не говорю уж о том, что творчество повышает эмоциональный тонус детей, активизирует их умственные способности, ведёт к успеху в других предметах, не связанных с искусством. Был эксперимент ещё в советской Эстонии, когда у детей в нескольких школах сократили часы на язык и арифметику и добавили часы на рисование – тогда предмет "Изобразительное искусство" так назывался. Прошло 2-3 месяца, и оказалось, что эти дети начали опережать своих сверстников не только по рисованию, что не было бы удивительно, а по языку, арифметике и всем остальным предметам. То есть происходит активизация умственных способностей, познавательного интереса и всех других нужных для жизни и для учения качеств.
Сейчас у нас получается, что именно те немногие предметы, которые воспитывают душевную отзывчивость, чувство сопричастности миру, предрасположенность к здоровому образу жизни и дают всё остальное, о чём я говорил, – они на десятом плане, а мы стараемся оснастить ребёнка всем прочим. Но если человек, лишённый названных качеств, становится компетентным и конкурентоспособным во всех других отношениях: в математике, химии, информатике, языках, карате, в чём угодно, то это можно определить формулой "чем лучше, тем хуже": тем он опаснее, ужаснее и разрушительнее станет и для общества в целом, и для самого себя. Это – саморазрушение общества. Главное мы забросили, а всем остальным пытаемся более или менее успешно оснастить человека. А как он воспользуется своими "компетенциями"?
Если говорить о целях конференции и всего нашего движения, то очень важно не только принять какие-то решения, связанные с тем, что мы должны делать внутри образовательной системы, но думать о том, как повлиять на общественное сознание, как родителям объяснять: если хотите счастья своему ребёнку, то позаботьтесь об этих "ненужных", "второстепенных" предметах, о творческом художественном опыте. И государственные люди, которые не хотят, чтобы наша страна превратилась в историческую пыль, как бывало со многими странами в истории, не потеряла своё культурное лицо, должны выдвигать на первый план творческое гуманитарно-художественное образование. И сделать всё возможное, чтобы это образование не только возродилось, но перешло на новый уровень: не в качестве отдельной специальной области, а как дело общенациональное, дело спасения поколений, основа развития, продвижения вперёд.
Обобщая опыт коллег и подводя итог собственных размышлений на сегодняшний день, позволю себе такую формулировку: человек, лишённый творчества, это или потенциальный больной, или потенциальный преступник. Или то и другое вместе.
Я призываю от лица гуманитарной психологии, которой я занимаюсь, журнала "Искусства в школе", который я представляю, объединить силы в этом отношении.
Обратите внимание, в частности, на наш журнал, потому что, мы надеемся, он станет органом продвижения идеи всеобщей артпрофилактики в педагогической и родительской среде. Прошу принимать участие в его работе.
~ ~ ~
В числе участников конференции был один из постоянных авторов нашего журнала, руководитель студии "Семицветик" В.Ашиков.
В.Ашиков
Художественное творчество детей – пробуждение человечности
Аоциальные явления – результат асоциального мышления и таких же действий. Кто может так
мыслить и поступать? Человек не воспитанный. Социально ориентированное воспитание в нашей стране в настоящее время отсутствует.
Одним из путей и методов социально ориентированного воспитания является художественное творчество детей. При условии, что это действительно художественное и действительно творчество! Не просто "дети, будем рисовать киску... вот так и вот так...", а вдохновлённый учителем ребёнок, которому дано право свободно, пользуясь художественными материалами и инструментами, выразить себя, свои впечатления и воображения. Художественное творчество – это всегда нечто красивое, радостное, созидающее и полезное! В художественном творчестве должны сгорать зло, обиды, ненависть, уныние, страх и рождаться любовь, радость, вера, надежда, жизнь. В процессе художественного творчества происходит гармонизация личности, раскрытие индивидуальности, концентрация сил и мыслей, познание и самопознание. Истинное художественное творчество всегда вдохновляется Красотой и поэтому не может быть безобразным, злым, антисоциальным. Само слово "творчество" говорит нам о том, что это в первую очередь процесс, а не результат. В процессе художественного творчества может возникнуть, и возникает, чувство вечности и бесконечности. Это прекрасное чувство и состояние, часто неосознанное, родственное чувству счастья, пробуждает в ребёнке и взрослом спящие клеточки человечности, богочеловечности. Поэтому мы с уверенностью говорим, что художественное творчество детей – профилактика асоциальных явлений. * * *.
Искусство в школе должно быть не редкой гостьей, а полноправным членом школьной семьи, одним из родителей нового человека, растущего в школе!
Искусство, как красота и творчество, должно быть в школе везде и во всём: в самом здании школы и её территории, в первых звуках музыки, встречающей утром детей и звучащей на уроках и переменах, в школьных коридорах и рекреациях, классах, во всех уроках, во всей школьной жизни! Только тогда Искусство выполнит свою миссию воспитателя и образователя народа, внесёт в жизнь учеников смысл и устремление, преобразит жизнь!
Искусство в школе не может "насаждаться", оно должно рождаться и разрастаться. Для этого нужно беречь то малое, что связано с искусством в каждой школе, в каждом классе. Как малое зерно, уже живущее, нужно поливать и беречь, так каждое начинание, связанное с искусством в школе, нужно сохранять и давать ему возможность крепнуть и расти. Каждая школа должна гордиться своими творческими проявлениями, своей красотой, которая, живя в школе в разных ипостасях, будет магнитом, притягивающим детей и родителей. Такая школа будет гордостью района, города, страны! В такую школу каждое утро дети будут спешить, и уходить из неё с сожалением.
Говоря об искусстве в школе, мы должны понимать, что имеем в виду истинное искусство, то есть только то, что прекрасно, что несёт свет, добро и красоту, что вдохновляет и поднимает, очищает и оздоравливает. К сожалению, в настоящее время искусством часто называют то, что им нельзя назвать, что не несёт в себе гармонии, красоты, что не может служить воспитательным примером и средством, что не даёт правильного направления мысли и творчеству ребёнка. В этих вопросах могут возникать споры и даже острые. Мы видим, как проникают в школу негативные тенденции и формы "современности", но мы должны здесь быть твёрдыми и непоколебимыми! Детям надо давать то и окружать их только тем, что способно воспитать в них лучшие человеческие качества и мысли, научить лучшему и прекрасному!
Если в ребёнке будет прочно и основательно заложен стержень красоты и творческого, самостоятельного мышления, воспитанного на образах красоты, нам не надо будет беспокоиться, что он подпадёт под влияние безобразия и асоциальных проявлений.
Искусство в школе – очень серьёзная и важная тема. Она должна звучать в каждой школе, в каждом отделе образования, как и на самом высшем уровне государства. Если мы хотим вырастить новое поколение хороших людей, способных творить не только для себя, но и для общества и государства, мы должны серьёзно задуматься, каким способом мы можем этого достичь. И неизбежно придём к мысли об искусстве в школе!
От редкации.
В.Ашиков высказал также ряд предложений по совершенствованию деятельности нашего журнала, которые мы обсудим с читателями в ближайшем будущем.
Оставить комментарий