Художественное творчество детей как профилактика асоциальных явлений

Художественное творчество детей как профилактика асоциальных явлений

Конференция «Художественное творчество детей как профилактика асоциальных явлений», организованная Детским музыкальным театром имени Н.И.Сац, ГБНУ "Московским ин­ститутом развития образования" (МИРО), Научно-методическим журналом "Искусство в школе", Московским институтом развития образования, Некоммерческим партнёрством содействия разви­тию культуры и образования "Гражданский долг", Школой №324 "Жар-птица", прошла 23.04.2014 г.

Целью конференции было обсуждение вопросов, связанных, с одной стороны, с существованием в обществе тенденции нарастания десоциализации молодёжи (на что указывает статистика молодёж­ной преступности, наркомании, алкоголизма, актов насилия), а это создаёт угрозу будущему страны; с другой стороны, с наличием достаточного объёма данных, которые подтверждают, что важнейшее место в социализации и первичной профилактике асоциального поведения занимает художественное творчество детей.

Воспитательный ресурс, которым является педаго­гика искусства, соответствует положениям Федераль­ного закона "Об образовании" в Российской Федерации, способствует воспитанию взаимоуважения, трудолю­бия, гражданственности, патриотизма, ответственно­сти, формированию компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, создаёт условия для само­определения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

В процессе работы конференции были выработаны следующие положения:

  1. Для воспитания высоконравственного и высо­кокультурного подрастающего поколения, требуется объединение усилий всех заинтересованных в этом ор­ганизаций, общественных объединений, частных лиц.
  2. Необходимо признать жизненно важным вопрос обеспечения доступа каждого ребёнка к занятиям художественным творчеством в школе.
  3. Критерием оценки труда педагогов художе­ственного образования должно быть не только ко­личество воспитанных ими профессионалов, но и общее число учащихся, заинтересованных в таких занятиях.
  4. Создание широкой сети школьных театров, до­ступность участия в их работе для каждого ребёнка, возрождение театральной педагогики является одним из важнейших факторов в деле социализации детей и воспитания личности.
  5. Формирование постоянно действующей пло­щадки для обсуждения вопросов, связанных с ху­дожественным воспитанием, позволит оперативно и качественно реагировать на изменения в обществен­ном сознании.
  6. Уникальный в международной педагогической практике предмет «Мировая художественная куль­турам должен присутствовать в общем образовании всех профилей.
  7. Требуется максимальная поддержка периоди­ческих изданий и психолого-педагогических иссле­дований в данной области.

Данные положения рассматриваются участниками конференции, как часть программы по пропаганде важности использования культурно-театральной деятельности и развития театральной педагогики в воспитании подрастающего поколения.

Открывая конференцию, заместитель директора МИРО М.Н.Лазутова подчеркнула её значимость и актуальность и передала слово Мелик-Пашаеву.

А.Мелик-Пашаев

Объединить силы

Я не буду пытаться давать сейчас психологическое обоснование своих утверждений, скажу тезисно, но внятно для собравшихся по обсуждаемому поводу. Прежде всего: я думаю, все устроители этой конферен­ции надеются, что это – не одноразовая акция, а начало движения, которое может привести к обновлению общего образования, а следовательно, и оздоровлению, и позволю себе сказать, к выздоровлению общества в целом. Хотя это и не быстрый процесс.

Все знают, что существует арттерапия, она прочно занимает свою нишу, она эффективна, она будет суще­ствовать и в дальнейшем. Она помогает преодолению конкретных психологических проблем и трудностей, иногда даже психических заболеваний.

Но если искусство так эффективно – я сейчас имею в виду искусство не только как предмет восприятия, а прежде всего как область собственного практического творчества, – если оно целительно, то почему нужно дожидаться, когда растущий человек заболеет, ког­да он сна лишится, когда он, не дай Бог, попробует покончить жизнь самоубийством, потеряет смысл жизни, чтобы тогда начинать его лечить с помощью музыки Генделя, хореографии и прочих художествен­ных средств, в том числе и практическим творче­ством? Почему не заняться тем, что можно, в отличие от арттерапии, назвать артпрофилактикой? То есть заняться полноценным художественно-творческим образованием, приобщать к творческому опыту всех детей, без отбора. Может, тогда меньше понадобится потом лечебных воздействий?

В отличие от арттерапии в привычном её понима­нии, такая артпрофилактика захватывает не только область психологических трудностей, которые пере­живает человек, но также и область социального по­ведения, проблему разрушительных дурных наклон­ностей, проблему криминализации молодых людей. То есть это более широкое понятие, и я постараюсь обосновать кратко, почему это имеет к искусству и художественному опыту прямое отношение.

Все понимают, что предупреждать болезнь лег­че, чем лечить. заняться профилактикой легче, чем потом заниматься терапией. Главное, что стоит препятствием на её пути то, что в нашем обществе укоренилось отношение к искусству в общем образо­вании, как к пустяку какому-то, которым можно не заниматься, даже лучше не тратить на него время, потому что есть более важные для жизни вещи. за­нятия искусством понимают как область специальной одарённости отдельных детей, которые потом будут профессионалами, но это касается кого-то одного из десятков тысяч. А для общего образования это, по­вторяю, какой-то пустяк.

Таков статус предмета, статус педагога, таково фи­нансовое обеспечение – это какие-то задворки общего образования. Так думают и те, кто определяет образо­вательную политику, потому что они сами прожили "нехудожественное" детство, и юность, и взрослость и, как им кажется, ничего от этого не потеряли. И так думают, к сожалению, родители. Они хотят, конечно, чтобы их дети стали счастливыми и успешными, но не понимают, с какой стороны к этому подступиться. И поэтому со стороны родителей нет давления, нет запроса образовательного на то, чтобы гуманитарно-художественные предметы заняли достойное место. Я считаю (и это не только моё мнение), что искусство должно занимать не то что равноправное, а, может быть, и ведущее место на первых этапах общего об­разования, но – вот что очень важно понять! – не как подготовка к специальности, а как воспитание психо­логически здорового, готового к творчеству человека, для всех его будущих проявлений в жизни.

На фоне сложившегося отношения к искусству происходит вымывание его из общего и общедоступ­ного школьного образования. И из дополнительного, которое становится платным и ограничивается в воз­можностях выбора и поиска себя, и из основного (хотя какое надо считать основным по его значению для дальнейшей жизни человека – это ещё вопрос). Та­ким положением довольно и образовательное чинов­ничество – чем меньше "бесполезного", тем лучше; довольны, к несчастью, и многие родители, которые не понимают, что без этого ущербным растёт любимое дитя. И в этом страшная близорукость образователь­ной политики, и я даже, не боясь преувеличения, скажу, опасность национальной катастрофы. Потому что разрушение способности людей к культурному творчеству (не только художественному), деградация культуры в глубоком её смысле ведут к тому, что стра­на, народ, общество более или менее быстро исчезнут с культурной карты мира, а потом, с неизбежностью, и с карты мира как таковой.

Любой человек рождается с потребностью в творческой самореализации. Он этого поначалу не осознаёт, может задавить в себе и не понимать, чего лишился, но творчество – основа человеческого спо­соба существования на свете. Человек рождается как творческое существо. Самые известные и уважаемые педиатры и психотерапевты говорят о том, что ре­бёнок, лишённый творческого опыта, переживает, не осознавая этого, невыносимую бессмысленность времяпрепровождения, всей своей жизни, он не чувствует себя тем, кто оставляет какой-то след, кто кому-то зачем-то нужен, кто может как-то реализо­вать себя. Это как бы отсутствие самого себя в мире. А внутренняя потребность в самореализации есть, но никаких благоприятных, одобряемых обществом форм её осуществления нет. И тут я всегда обраща­юсь к образу чайника кипящего, у которого запаяли носик: вы понимаете, что происходит в конце концов с этим чайником. И потом мы удивляемся, откуда такое нелепое поведение, почему возникают, каза­лось бы, совсем не мотивированные преступления? А часто дело заключается в том, что человек не имел позитивного выхода творческого потенциала.

Существует печальная для нашей страны ста­тистика психических, психосоматических забо­леваний школьников, и подросткового суицида, и наркотизации, и алкоголизации, и подростковой преступности, и прочих мрачных асоциальных яв­лений. В этих отношениях мы то на первом месте, то на втором-третьем в Европе, в мире. А все попытки этому противодействовать сводятся к запретительно-ограничительным мерам.

Удивительно, как же люди не понимают, что так нельзя, что мы «запаиваем чайники! Давайте запре­тим выходить после десяти вечера, давайте запретим что-то смотреть, давайте сажать с раннего возраста, давайте усилим наказание за распространение того-­сего-пятого, давайте родителей карать... Наверное, что-то из этого, к несчастью, бывает ситуативно не­обходимо в какой-то степени, но дело же не в том, чтобы запретить ребёнку выходить из дома вместо того, чтобы создавать хорошее место, куда ему хоте­лось бы пойти. Не в том, чтобы отнять что-то, может быть, и вредное, что он почему-то полюбил, ничего не давая взамен. Надо дать что-то позитивное, что станет для него более ценным. Тогда он сам будет от­ходить от всех этих асоциальных, антиличностных разрушительных "поползновений".

Вот что ещё очень важно иметь в виду: несчастья, о которых идёт у нас речь, не связаны, как это выяс­няется, с материальным положением детей. Суициды, наркомания и всё прочее вовсе не характерно для особенно бедных, это встречается и в очень благо­получных кругах. По некоторым данным, там даже чаще. Поэтому иллюзия современного человека, что, обеспечив материально ребёнка и создав ему условную внешнюю "успешность", можно сделать его здоро­вым, счастливым, успешным в каком-то прочном и долговременном смысле слова – большое и опасное за­блуждение. Основа совершенно не в этом. Отсутствие или потеря смысла жизни могут мучить человека при любом материальном положении, с одними и теми же тяжёлыми последствиями. И важнейшая причина этого (снова скажу, это не только моё мнение) – имен­но отсутствие творчества. А обретение творческого опыта открывает выход из этого духовного тупика, становится целительным. значит, оно может быть и профилактическим.

Я всё время говорю о творчестве, но я не отождест­вляю, конечно, творчество как таковое – и творчество художественное. Творчество очень разнообразно, во всём может проявить ребёнок свою творческую при­роду. Но что в детском возрасте наиболее успешный, позитивный творческий опыт дети получают в обла­сти творчества художественного. Потом это распро­странится на любые сферы жизни и на самоощущение человека, который что-то значит в мире, что-то может задумать, правомочен что-то сделать, как он считает нужным. Но первичный опыт, соответствующий возрасту, дающий в благоприятных педагогических условиях практически стопроцентный результат, – это творчество в каком-либо виде искусства или в не­скольких его видах. Поэтому в детстве оно, конечно, имеет приоритет как профилактическое средство во всенародном масштабе.

Существуют статистические данные, которыми наверняка владеют и многие здесь присутствующие, и которые подтверждают, что не только в наших теоретических предположениях, но и в реальности раннее приобщение к полноценному творческому художественному опыту выводит детей из страшной зоны риска. Конечно, на 100°/о ничего не бывает, это понятно, но несравненно более благополучной становится судьба ~дикорастущих~ детей. И вероят­ность всяких разрушительных зависимостей, и кри­минализация поведения уменьшаются на порядки и фактически стремятся к нулю, хотя, конечно, нуля не достигают. Данные эти международные – США, Венесуэла, Китай, наши позабытые-позаброшенные эксперименты ещё советских времён. Скажем, дан­ные о том, что при наличии достаточно серьёзного музыкального опыта в детстве люди потом вообще не попадают в поле внимания правоохранительных орга­нов. При менее серьёзных занятиях – редко попадают. Это касается м других искусств. Есть исследователь­ские данные о том, что так называемые трудные под­ростки, занимавшиеся изобразительным искусством, меняются – перестраивается их система ценностей, их эгоцентризм и непредсказуемость сменяются совер­шенно другими ориентирами. Существуют и другие важные проблемы – все признают, что они важные, но эффективно решать не могут, решают формально и фактически бесплодно. Это то, что мы называем эко­логическим воспитанием, патриотическим воспита­нием, интернациональным, религиозным... А всё это в истоке своём может корениться в художественном творческом опыте маленького ребёнка.

Потому что этот опыт связан, прежде всего, не с умением что-то изобразить, описать, играть на ин­струменте и так далее, а с переживанием своего един­ства с миром, ценности всех вещей на свете. И такой опыт потом ляжет в основание (и даст свои плоды) и в отношении к природе, и в отношении к другим наро­дам, и в отношении к родной культуре. Если говорить о религиозном воспитании, то религиозный опыт, выросший на основании такого отношения к миру, будет не формальным, не просто догматическим, а личностным – но это вопрос особый.

Не говорю уж о том, что творчество повышает эмоциональный тонус детей, активизирует их ум­ственные способности, ведёт к успеху в других пред­метах, не связанных с искусством. Был эксперимент ещё в советской Эстонии, когда у детей в нескольких школах сократили часы на язык и арифметику и добавили часы на рисование – тогда предмет "Изо­бразительное искусство" так назывался. Прошло 2-3 месяца, и оказалось, что эти дети начали опережать своих сверстников не только по рисованию, что не было бы удивительно, а по языку, арифметике и всем остальным предметам. То есть происходит активи­зация умственных способностей, познавательного интереса и всех других нужных для жизни и для учения качеств.

Сейчас у нас получается, что именно те немногие предметы, которые воспитывают душевную отзыв­чивость, чувство сопричастности миру, предрас­положенность к здоровому образу жизни и дают всё остальное, о чём я говорил, – они на десятом плане, а мы стараемся оснастить ребёнка всем прочим. Но если человек, лишённый названных качеств, становится компетентным и конкурентоспособным во всех других отношениях: в математике, химии, информатике, языках, карате, в чём угодно, то это можно определить формулой "чем лучше, тем хуже": тем он опаснее, ужаснее и разрушительнее станет и для общества в целом, и для самого себя. Это – са­моразрушение общества. Главное мы забросили, а всем остальным пытаемся более или менее успешно оснастить человека. А как он воспользуется своими "компетенциями"?

Если говорить о целях конференции и всего нашего движения, то очень важно не только принять какие-то решения, связанные с тем, что мы должны делать внутри образовательной системы, но думать о том, как повлиять на общественное сознание, как родителям объяснять: если хотите счастья своему ребёнку, то позаботьтесь об этих "ненужных", "второстепенных" предметах, о творческом художественном опыте. И государственные люди, которые не хотят, чтобы наша страна превратилась в историческую пыль, как быва­ло со многими странами в истории, не потеряла своё культурное лицо, должны выдвигать на первый план творческое гуманитарно-художественное образова­ние. И сделать всё возможное, чтобы это образование не только возродилось, но перешло на новый уровень: не в качестве отдельной специальной области, а как дело общенациональное, дело спасения поколений, основа развития, продвижения вперёд.

Обобщая опыт коллег и подводя итог собственных размышлений на сегодняшний день, позволю себе та­кую формулировку: человек, лишённый творчества, это или потенциальный больной, или потенциальный преступник. Или то и другое вместе.

Я призываю от лица гуманитарной психологии, которой я занимаюсь, журнала "Искусства в школе", который я представляю, объединить силы в этом от­ношении.

Обратите внимание, в частности, на наш журнал, потому что, мы надеемся, он станет органом про­движения идеи всеобщей артпрофилактики в педа­гогической и родительской среде. Прошу принимать участие в его работе.

~ ~ ~

В числе участников конференции был один из по­стоянных авторов нашего журнала, руководитель студии "Семицветик" В.Ашиков.

В.Ашиков

Художественное творчество детей – пробуждение человечности

Аоциальные явления – результат асоциального мышления и таких же действий. Кто может так

мыслить и поступать? Человек не воспитанный. Со­циально ориентированное воспитание в нашей стране в настоящее время отсутствует.

Одним из путей и методов социально ориенти­рованного воспитания является художественное творчество детей. При условии, что это действитель­но художественное и действительно творчество! Не просто "дети, будем рисовать киску... вот так и вот так...", а вдохновлённый учителем ребёнок, которому дано право свободно, пользуясь художественными материалами и инструментами, выразить себя, свои впечатления и воображения. Художественное твор­чество – это всегда нечто красивое, радостное, со­зидающее и полезное! В художественном творчестве должны сгорать зло, обиды, ненависть, уныние, страх и рождаться любовь, радость, вера, надежда, жизнь. В процессе художественного творчества происходит гармонизация личности, раскрытие индивидуально­сти, концентрация сил и мыслей, познание и самопо­знание. Истинное художественное творчество всегда вдохновляется Красотой и поэтому не может быть без­образным, злым, антисоциальным. Само слово "твор­чество" говорит нам о том, что это в первую очередь процесс, а не результат. В процессе художественного творчества может возникнуть, и возникает, чувство вечности и бесконечности. Это прекрасное чувство и состояние, часто неосознанное, родственное чувству счастья, пробуждает в ребёнке и взрослом спящие клеточки человечности, богочеловечности. Поэтому мы с уверенностью говорим, что художественное твор­чество детей – профилактика асоциальных явлений. * * *.

Искусство в школе должно быть не редкой гостьей, а полноправным членом школьной семьи, одним из родителей нового человека, растущего в школе!

Искусство, как красота и творчество, должно быть в школе везде и во всём: в самом здании школы и её территории, в первых звуках музыки, встречающей утром детей и звучащей на уроках и переменах, в школьных коридорах и рекреациях, классах, во всех уроках, во всей школьной жизни! Только тогда Искусство выполнит свою миссию воспитателя и об­разователя народа, внесёт в жизнь учеников смысл и устремление, преобразит жизнь!

Искусство в школе не может "насаждаться", оно должно рождаться и разрастаться. Для этого нужно беречь то малое, что связано с искусством в каждой школе, в каждом классе. Как малое зерно, уже живущее, нужно поливать и беречь, так каждое начинание, связанное с искусством в школе, нужно сохранять и давать ему возможность крепнуть и ра­сти. Каждая школа должна гордиться своими твор­ческими проявлениями, своей красотой, которая, живя в школе в разных ипостасях, будет магнитом, притягивающим детей и родителей. Такая школа будет гордостью района, города, страны! В такую школу каждое утро дети будут спешить, и уходить из неё с сожалением.

Говоря об искусстве в школе, мы должны по­нимать, что имеем в виду истинное искусство, то есть только то, что прекрасно, что несёт свет, добро и красоту, что вдохновляет и поднимает, очищает и оздоравливает. К сожалению, в настоящее время ис­кусством часто называют то, что им нельзя назвать, что не несёт в себе гармонии, красоты, что не может служить воспитательным примером и средством, что не даёт правильного направления мысли и творчеству ребёнка. В этих вопросах могут возникать споры и даже острые. Мы видим, как проникают в школу не­гативные тенденции и формы "современности", но мы должны здесь быть твёрдыми и непоколебимы­ми! Детям надо давать то и окружать их только тем, что способно воспитать в них лучшие человеческие качества и мысли, научить лучшему и прекрасному!

Если в ребёнке будет прочно и основательно зало­жен стержень красоты и творческого, самостоятель­ного мышления, воспитанного на образах красоты, нам не надо будет беспокоиться, что он подпадёт под влияние безобразия и асоциальных проявлений.

Искусство в школе – очень серьёзная и важная тема. Она должна звучать в каждой школе, в каждом отделе образования, как и на самом высшем уровне государства. Если мы хотим вырастить новое поко­ление хороших людей, способных творить не только для себя, но и для общества и государства, мы должны серьёзно задуматься, каким способом мы можем этого достичь. И неизбежно придём к мысли об искусстве в школе!

От редкации.

В.Ашиков высказал также ряд предложений по  совершенствованию деятельности нашего журнала, которые мы обсудим с читателями в ближайшем будущем.

Искусство в школе: 
2014
№3.
С. 51-54

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.