Заметки психолога при чтении художественной литературы
Б.Теплов
Заметки психолога при чтении художественной литературы1
Проблема «узкой направленности»
(Сальери)
Высокая музыкальность давала основную окраску детским переживаниям Сальери:
Ребенком будучи, когда высоко
Звучал орган в старинной церкви нашей,
Я слушал и заслушивался – слёзы
Невольные и сладкие текли.
Он "вкушал восторг и слёзы вдохновенья", что едва ли может быть характерно для бездарности. Он "чувствует" музыку, как немногие избранные.
говорит о нём Моцарт. Сила воздействия музыки на Сальери так велика, что, снедаемый безумной завистью, уже совершив страшное преступление, отравив Моцарта, он плачет от наслаждения музыкой того же Моцарта:
Источник его трагедии и не в том, что он от природы завистник, от природы склонен к зависти.
Чужое творчество в его высших достижениях не только не было для него объектом зависти, оно было ему одной из величайших радостей жизни. Он отклонял от себя мысль о самоубийстве, думая:
Предмет "Моцарта и Сальери" не психология завистника, а психология зависти, так же как предмет "Отелло" не психология ревнивца, а психология ревности.
Источник трагедии Сальери в страшной узости, в том, что музыка для него не главный, не центральный, а единственный интерес, что музыка для него не окно, через которое открывается вид на весь мир, а стена, всё собою заслоняющая, что интерес к "своему делу" сделал его глухим ко всем другим впечатлениям жизни, сделал его душевно мёртвым.
В этом отношении, а не в степени одарённости основной контраст между Сальери и Моцартом. Он обнаруживается тотчас по появлении на сцене Моцарта, в эпизоде со слепым стариком, игравшим в трактире моцартовскую арию. Сальери не видит, не может увидеть в этом ничего, кроме плохого исполнения музыки, тогда как Моцарт, открытый всем впечатлениям жизни, от всей души забавляется тем, во что превратилась его музыка в исполнении старика, искренно наслаждается комизмом ситуации. Старик из трактира как бы символизирует здесь обыденную, "низменную" жизнь в её противоречии с "высоким" искусством. И в репликах, адресуемых старику обоими "сыновьями гармонии", сконденсированы Пушкиным основные тональности их отношения к жизни. "Пошёл, старик", – говорит Сальери. "Постой же: вот тебе, пей за моё здоровье", – говорит Моцарт.
Ещё маленький штрих. В рассказе о "Реквиеме" Моцарт говорит: "На третий день играл я на полу с моим мальчишкой. Можно ли представить себе пушкинского Сальери, играющего с детьми, да ещё в дни создания "Реквиема"?
Два раза появляется Моцарт в трагедии Пушкина, оба раза он приносит с собою новую музыку и показывает свои создания не просто как произведения музыкального искусства, не как "открытия новых глубоких и пленительных тайн гармонии" (точка зрения Сальери!), а как ответ на впечатления жизни. Второй раз речь идёт о "Реквиеме", и в образе "чёрного человека" показывает Пушкин тот интимно-личный смысл, который связывался в переживании Моцарта с созданием его великой поэмы смерти. Ещё отчетливее обнаруживается замысел Пушкина в первом появлении Моцарта с безделицей, сочинённой во время бессонницы:
Ну, хоть меня – немного помоложе;
Влюбленного – не слишком, а слегка –
С красоткой, или с другом – хоть с тобой,
Я весел... Вдруг: виденье гробовое,
Незапный мрак иль что-нибудь такое...
Ну, слушай же.
Конечно, не о том идёт здесь речь, что Моцарт сочинял программную, в специальном смысле этого слова, музыку, а о том, что сочинение музыки было для Моцарта включено в жизнь, являлось своеобразным отражением и переживанием жизненных смыслов, тогда как для Сальери никаких смыслов, кроме музыкальных, на свете не было, и музыка, превратившаяся в единственный и абсолютный смысл, роковым образом стала бессмысленной. С полной ясностью обнаруживается это в страшной софистике второго монолога Сальери, пытающегося доказать необходимость уничтожения Моцарта:
Трагедия Сальери началась гораздо раньше того момента, когда он позавидовал Моцарту. Она началась с того, что, достигнув полного профессионального успеха в той самой музыкальной области, которую он "упрямо и надменно" избрал единственным содержанием своей жизни, он начал переживать глубокую неудовлетворённость и перед ним встал вопрос о самоубийстве.
Но оказывается, что при всех этих условиях часто жизнь казалася ему несносной раной, что он "мало жизнь любил", что его "мучила жажда смерти". Восемнадцать лет он носил с собою яд и только путём разного рода хитрых соображений удерживал себя от того, чтобы пустить его в дело.
И Моцарта Сальери ненавидит больше всего за то, что Моцарт, в противоположность ему, является представителем величайшей свободы духа. В этом смысле он называет его "безумцем, гулякой праздным".
Сальери становится рабом "злой страсти", зависти потому, что он, несмотря на глубокий ум, высокий талант, замечательное профессиональное мастерство, – человек с пустой душой. Наличие одного лишь изолированного интереса, вбирающего в себя всю направленность личности и не имеющего опоры ни в мировоззрении, ни в подлинной любви к жизни во всём богатстве её проявлений, неизбежно лишает человека внутренней свободы и убивает дух. (...)
Темперамент и формирование характера
(Татьяна Ларина)
Первое едва ли нужно доказывать: об этом говорят все строфы второй и третьей глав, её характеризующие. к3адумчивость, ее подруга...~ (вторая, XXVI), 2Она влюбляется в обманы и Ричардсона и Руссо 2 (вторая, XXIX), Тайну прелесть находила и в самом ужасе она..." (пятая, VII). Но больше всего говорит об этом начало её любви к Онегину (третья, VII–X).
Что касается импульсивности, то самое существенное проявление её – факт написания письма. Чтобы оценить поступок Татьяны с этой стороны, надо с полной ясностью представить себе, что значило для девушки в то время и в той среде, где она выросла и жила, написать по собственной инициативе любовное письмо почти незнакомому человеку. Характерным дополнением к этому является её непосредственная реакция на первый после письма приезд Онегина, приезд, которого она ждала с трепетным нетерпением. Предупреждённые Ленским, Ларины вечером поджидают Онегина. Его появление именно в этот день ни в какой мере не было неожиданным.
Степень её впечатлительности и полное неумение владеть собой очень ярко обнаруживаются во время именинного обеда, при последнем перед долгой разлукой свидании с Онегиным. Неожиданно для себя оказавшись за столом прямо против Онегина, она обнаружила чрезвычайно непосредственную эмоциональную реакцию, которую Евгений законно отнёс к категории "траги-нервических явлений, девичьих обмороков, слёз" и которая явилась поводом к намерению Онегина отомстить Ленскому.
Татьяна восьмой главы именно в этом отношении составляет полную противоположность Татьяне-девушке: она – воплощение сдержанности, уравновешенности, спокойствия, умения владеть собой:
Первое её свидание с Онегиным после разлуки подано Пушкиным как законченный контраст к только что описанному мною последнему свиданию перед разлукой:
Следующее свидание: Онегин смущён, "неловок", а она "сидит покойна и вольна" (восьмая, ХХП). Дальнейшие встречи:
И наконец, после писем Онегина:
Она любит Онегина, но она не должна его любить, и это "не должна" определяет всё её поведение, всё до мельчайших оттенков взгляда и обращения, определяет бесповоротно и навсегда.
Жизнь Татьяны – это замечательная история овладения своим темпераментом, или, говоря другими словами, история воспитания в себе характера. У Татьяны первых глав романа в сущности ещё нет характера, имеются только предпосылки к нему. Татьяна восьмой главы – человек с на редкость законченным характером. Развёрнуто показывает Пушкин лишь начальный и конечный моменты этой истории; самый процесс создания характера проходит за сценой, и лишь в седьмой главе слегка приоткрывается уголок опущенного занавеса.
С.Л.Рубинштейн цитирует слова Гёте: "В тиши зреет интеллект, в бурях жизни формируется характер"х. Характер Татьяны сформировался по внешней видимости кв тиши, но, если заглянуть глубже, в результате немалых внутренних бурь.
Каковы основные предпосылки к формированию характера Татьяны? Привычка к интенсивной, углублённой внутренней жизни; органическая народность, т.е. крепкая связь с лучшими традициями народного духа, устремлённость к "идеалу", т.е. направленность от текущей жизни, как она дана в окружающем, к чему-то лучшему, заданному, о чём мечтают, чего хотят, к чему стремятся; чувство долга – пока ещё "чувство", впоследствии ставшее сознанием.
При этих внутренних предпосылках характер создавался в уроках жизни. Первым был урок, полученный от Онегина. С ним как-то надо было справиться.
Вторым была смерть Ленского от руки того же Онегина, с особой остротой поставившая перед ней проблему должного:
Очень поучительно, что для Ольги, героини трагического происшествия, ничего должного из смерти Ленского не воспоследовало: она спокойно вышла замуж за улана. Татьяна же, лицо для Ленского постороннее, в смерти его усмотрела для себя некий источник долженствования.
Третьим – и внутренне очень важным – уроком было познание Онегина, происшедшее в разлуке с ним (для её сознания – в разлуке "навсегда"), через изучение его вещей, его книг, заметок на них, всей материальной обстановки его жизни:
Переворот в понимании любимого человека ("Ужель загадку разрешила? Ужели слово найдено?" – седьмая, ХХV) должен был явиться переворотом и в понимании самой себя, да и многого другого в жизни.
Четвёртым уроком был выход из одинокой жизни в деревне в людную жизнь Москвы, изучение людей ("Татьяна вслушаться желает в беседы, в общий разговор" – седьмая, XLVIII) и нахождение путей и способов приспособления к ним.
3а этим последовало испытание, первый жизненно важный поступок – выход замуж без любви, но по долгу. То, к чему она готовила себя в девичьих мечтах – любовь, – не удалось. Место любви заступил долг, в этом первом испытании выступивший ещё как непосредственное переживание долга, долга перед матерью:
«Меня с слезами заклинаний молила мать» (восьмая, XLVII).
Возможно, что с этого момента Татьяна стала иметь характер. Формирование психических свойств личности не всегда процесс постепенный: бывают переломные моменты в жизни, начиная с которых человек становится другим.
Второе жизненное испытание – встреча с Онегиным – застало Татьяну уже человеком с вполне сложившимся характером. 4Я буду век ему верная – поступок, также сделанный по долгу, но психологическая природа его, по-видимому, отлична. Если там был долг перед матерью, то здесь едва ли долг перед мужем; скорее – долг перед принципом. Если там было непосредственное переживание долга, чувство долга, то здесь очень и очень опосредованное сознание долга.
От непосредственной жизни чувством к строго сознательной жизни по принципу должного – таково основное направление эволюции личности Татьяны, ярко, хотя и фрагментарно, показанное в романе Пушкина.
1 автор ... глубоко убеждён, что художественная литература содержит неисчерпаемые запасы материалов, без которых не может обойтись научная психология... Развёрнутое доказательство этого тезиса, так же как и установление принципов научно-психологического использования данных художественной литературы, – задача очень важная. Но в настоящей работе она даже и не ставится. Раньше чем сочинять теорию плавания, полезно попробовать поплавать практически.
Результаты – пока ещё очень несистематические – таких проб составляют содержание настоящих заметок. Вполне возможно, что они ещё не имеют значения "научных" материалов. Но автор надеется, что они могут быть полезны психологам хотя бы в качестве "примеров" и "иллюстраций".
г Имеется в виду кн.: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.— Примеч. ред.
Оставить комментарий