Возможности педагогики искусства в системе общего образования
Возможности педагогики искусства в системе общего образования
Беседа с директором школы № 242
с углублённым изучением искусства
Корноуховой Ольгой Ивановной
- У нас школа с углублённым изучением искусства, и, конечно, для нас педагогика искусства очень важна, хотя я и не могу сказать, что она играет главенствующую роль. Мы используем приёмы и методы педагогики искусства в преподавании мировой художественной культуры, это есть у Ольги Валентиновны на уроках литературы и активно в дополнительном образовании. К сожалению, на сегодня больше в дополнительном.
- Вы полагаете, что сначала можно оснастить методиками педагогики искусства цикл гуманитарных и эстетических предметов, а потом поле применения может разрастаться?
- Да. Не на биологии и химии сразу можно применять эти методы, а в экологии. На обществознании и в истории, само собой. На географии, может быть, сначала не экономической, а на физической. А потом и в других областях.
Ещё эти методы используются очень интересно в проектной деятельности, когда исследовательский проект сочетается с 4проигрываниемя, с элементами творчества. Тут может быть использована не только театральная форма, но и метод тоже.
В естественнонаучном цикле тоже хотелось бы их использовать, но пока учителя не готовы. Нужно выучить учителей, чтобы они поняли суть этого подхода, "развернулись" в эту сторону. Мне тут видятся перспективы, потому что, когда мы идём этим путём, ученик может через свою личную эмоцию глубже увидеть проблемы любого предмета, и, может быть, даже по-иному посмотреть на весь мир, что очень важно. В этот момент у ученика расширяется сознание. В этом педагогика искусства очень помогает. Но нужно воспитать таких педагогов, которые готовы и сами широко смотреть на мир. К сожалению, здесь пока большие проблемы. Люди привыкают к определённому стилю деятельности, и очень трудно их изменять, если они проработали 15–20 лет. Должно быть желание, горение, искра. Трудности в том, что у педагога сегодня нет ни времени, ни сил, а на освоение этих приёмов и методов потребуются огромные силы, потому что надо повернуть своё мышление на 180.
Есть учителя общеобразовательного цикла, которые имеют потенциал, чтобы попробовать себя в педагогике искусства и театральной педагогике, но для них это пока не изведанная область. С одной стороны, мы получили статус "Школа с углублённым изучением искусства", а с другой стороны, реформы оплаты труда тормозят развитие. Может статься, что и не будет больше углублённого изучения. Мы в процессе реорганизации – объединяемся в комплекс из двух школ и трёх детских садов, и пока в растерянности.
- А это имеет смысл, если в школе есть всего несколько таких педагогов, которые владеют методами педагогики искусства?
- Да, безусловно. Пусть дети встречаются с этими несколькими. И, общаясь с этими людьми, они будут выстраивать иное отношение и понимание жизни. Даже если это будет только один преподаватель, у ребёнка будет шанс воспользоваться теми способами смотреть на мир, которые он предлагает. И это уже большая польза.
- Можете ли Вы выделить какие-то конкретные приёмы и методы, которые могут транслироваться в обычном уроке?
- В начальной школе эти методы используются. Прежде всего, ход от эмоций, от переживания – к пониманию содержания. Особенно в связи с новыми ФГОС это хорошо применять в начальной школе. Но и тут надо учить учителей. В начальной школе они сами интуитивно к таким методам приходят, но интуиции недостаточно.
- В каких формах и образовательных пространствах в Вашей школе присутствует театральная педагогика и её важная телесная составляющая?
- Могу сказать о ритмике. Преподаватель ритмики не просто ставит танцы: полечки и вальсы, а, как правило, в танце создаёт какой-то образ, и это граничит с театром. Ритмика у нас с I по VI классы в сетке. Это вместо третьего урока физкультуры. Всегда применяются элементы театральной педагогики на уроках МХК, и мною, и вторым педагогом, потому что мы этому как раз учились в Московском институте открытого образования. Я не могу сказать, что у нас есть театральный кружок, потому что театр скорее инструмент создания праздника – Нового года, Масленицы и других. 3а счёт этого в театральной работе участвует почти вся школа. Если бы была театральная студия, то она ограничивалась бы определённым и достаточно узким кругом детей – 20, 25 человек – и всё, а тут вся школа – около 300 детей, а теперь ещё и детский сад.
- Есть ли, с Вашей точки зрения, какие-то очевидные образовательные возможности у театральной педагогики?
- Есть и общие, и специальные возможности. Она учит уверенно держать себя в пространстве, учит быстрой ориентации, мобильности, креативности мышления, что очень важно для всей жизни, не только для школьного урока. Это, по-моему, самое важное, что может дать театральная педагогика.
- Можно ли, на Ваш взгляд, оставить педагогику искусства, и в частности театральную педагогику, в зоне необязательного (дополнительного) образования?
- В дополнительном образовании методы педагогики искусства применяются и будут применяться. А вот в общем образовании всё сложнее. У каждого класса есть свои особенности и своё лицо. Я не могу сказать, что во всех случаях это приведёт к успеху. Для одарённых детей это однозначно нужно и в общеобразовательном процессе. В гимназии, где, например, учились мои дети, это шло бы на ура. А у нас в школе, где большинство детей из семей с низким образовательным цензом, это годится не для всех классов и не для всех детей.
- Вы считаете, что через тело и движение ребёнку что-то вложить труднее, чем через интеллект, через голову? Включить ребёнка с ограниченными возможностями легче через воспроизведение материала или через его личный, пусть неокультуренный опыт, через эмоции, через телесные практики?
- Ребёнок даже будет что-то делать телом, но, думаю, не сможет понять, для чего он это делает, не увидит смысла. Хотя я в этом не уверена. Это новый путь, и это то, что нужно пробовать.
- Если бы перед Вами стояла задача вести переговоры с московским директорским корпусом о необходимости внедрения театральной педагогики, как бы Вы аргументировали для своих коллег эту необходимость?
- Я могу привести аргумент на примере своей практики – мероприятие, которое объединяет всю школу: "Гуляние в Марьиной роще". здесь много положительного с социальной точки зрения. Школа у нас многонациональная, и это мероприятие сглаживает межнациональные трения. Тут важно не только само мероприятие, но и процесс его подготовки, способ общения детей и взрослых, само пространство праздника. Ещё важна практика постановки старшими детьми новогодней сказки для младших, праздник 1 сентября, который взрослые и дети готовят для первоклассников: и викторины, и театральные игры. Они не просто что-то показывают, но и вовлекают малышей, и это очень живо, и полезно не только маленьким, но и большим, а может быть, большим полезнее даже, чем малышам.
Педагогика искусства обогащает личность за счёт эмоционального переживания, за счёт опыта сопереживания. Даёт более глубокое погружение в содержание и понимание смыслов. Помогает проследить культурные и общественные связи, связи разных слоёв общества, и не только детям, но и взрослым.
- То есть это не только метод, но и углубление содержания?
- Да. И она помогает раскрыться личности и формирует эту личность.
Беседа с директором
«Школы здоровья» № 659
Казначеевой Анной Борисовной
Уважаемая Анна Борисовна! В Вашей школе существует живая художественно-творческая среда, огромное внимание уделяется музейной педагогике, немало учителей, активно использующих в своей работе методы арттерапии. Как Вы определяете место педагогики искусства, театральной педагогики в контексте общего образования в своей школе и в московском образовании в целом?
- Такой термин, как педагогика искусства, мне не очень знаком. Но, наверное, имеются в виду театральные мастерские, наши школьные музеи, предмет МХК... Это всё занимает в школе очень достойное место. В школе обязательно должна быть и театральная, и музейная педагогика. Для нас очень важна арттерапия, потому что она применима в любых условиях – и на уроке, и во внеурочной деятельности. В первую очередь, так решаются вопросы адаптации детей к школе и создания комфортной образовательной среды. И, конечно, мы заботимся об адаптации детей, у которых есть особые образовательные потребности. Таких детей у нас много. Мы – школа здоровья. Но ослабленных детей вообще сейчас много – и не важно, что у них написано в медицинских книжках. Больше всего у нас детишек с отклонениями в психике, самых обычных неврастеников, с такими отклонениями в поведении, которые не могут быть скорректированы медицинскими способами, но мешают деткам нормально жить.
Мы все, люди XXI века, "визуалы", поэтому нам нужно как можно больше показывать. Такие возможности, благодаря технике, сейчас есть. Малыши же в большей степени "кинестетики", для них характерна двигательная активность. Технологии искусства хорошо могут влиться в процесс адаптации малышей. У нас ведь теперь первые три месяца в I классе идёт развивающая программа подготовки к школе – без обучения. И тут социоигровые методики, пластика, театральные игры должны быть специально прописаны. Наши учителя кое-чему в этой области обучались, но если бы для этого начального периода вхождения школу была создана специальная программа в области педагогики искусства и для учителей было бы продумано соответствующее обучение, им было бы гораздо легче работать в этот период.
- Возможна ли такая адаптационная программа при переходе детей в среднюю школу?
- В это время у детей уже очень плотная образовательная программа, и её нельзя ничем заменить. На уроках можно включать какие-то здоровьесберегающие технологии. В этот период дети попадают к разным учителям, обычно сильно снижается успеваемость, и от этого начинается дискомфорт. Но у нас эта проблема решается благодаря тому, что мы их на предметное обучение переводим в I~ классе. И всё это они переживают до усложнения программы.
При переходе в среднюю школу педагогика искусства необходима во внеурочное время. Здесь много социоигровых и здоровьесберегающих технологий. Благодаря внеурочной деятельности многие дети продолжают с удовольствием ходить в школу, несмотря на то что им становится трудно на уроках. Они спешат сюда не потому, что у них сегодня математика, а потому что у них театральный клуб, студия пластики и внеклассные мероприятия.
- Видите ли Вы какие-то методы и приёмы педагогики искусства, которые могли бы обогатить общеобразовательные уроки?
Все, кто занимаются театром, имеют совсем другую подготовку по литературе. Это развивает умение говорить, которое основывается на умении читать. Хотя есть и такие дети, которые читают по слогам, но при этом великолепные актёры. Они воспринимают на слух.
Для меня, например, было бы очень интересно создать профильный театральный класс. И я, и наш руководитель театрального клуба Ольга Андреевна Булак считаем, что театром надо "переболеть". Совсем не обязательно, чтобы потом все поступали в театральные вузы и училища. Может быть, дети, которые позанимаются этим два профильных года, как раз туда и не пойдут – уже наиграются. Но это точно будет гуманитарный класс. Ребята будут заниматься в плане профилизации русским языком и литературой, попробуют себя во всём, что касается искусства.
- Можно ли, на Ваш взгляд, оставить педагогику искусства, и в частности театральную педагогику, в зоне необязательного (дополнительного) образования?
- Нет! Всю нельзя. Сейчас, к счастью, нам разрешают проводить уроки в музеях, если экскурсия связана с темой урока. А если не связана с программой, то только во второй половине дня. Кроме того, мы проводим уроки в наших собственных школьных музеях. Я уверена, что МХК нужно обязательно сохранить. Полное выведение уроков искусства в дополнительное образование, конечно, изменит ситуацию к худшему. Уроки музыки и изобразительного искусства в расписании ставятся таким образом, чтобы ребёнок мог сменить вид деятельности. Без них у ребёнка ещё больше упадёт интерес к школьной жизни. И потом, как мы тогда вырастим гармоничную личность? Ребёнок должен в детстве всё попробовать и научиться каким-то азам искусств. Что касается музыки, то здесь всё зависит от преподавателя. А рисование – это деятельность, которую дети просто очень любят. Зачем же их лишать таких возможностей?
- Если бы перед Вами стояла задача вести переговоры с московским директорским корпусом о необходимости развития педагогики искусства и внедрения театральной педагогики, как бы Вы аргументировали для своих коллег эту необходимость?
- Есть разные адаптационные программы, их может быть несколько. И в том числе должна быть программа по театральной педагогике. И у школ, у учителей, у директоров должна быть возможность выбора. Моя задача как директора – не мешать учителям заниматься тем, что они любят. И я могу с удовольствием предоставить свою школу в качестве площадки для эксперимента в области педагогики искусства.
И другое – сейчас у нас хотят получать кадровые резервы из числа молодёжи. Это правильно. Но молодые не умеют говорить и держаться. Они никогда не проходили никаких ораторских или актёрских курсов. Театральная педагогика учит стоять с микрофоном на сцене, запоминать наизусть большое количество текстов.
Молодые люди, желающие стать директорами школ, не умеют написать эссе. А для того чтобы его написать, нужно хоть парочку чужих художественных текстов выучить. И в этом смысле театральная педагогика должна социализировать детей и молодёжь, в том числе будущих педагогов и руководителей образования, учить их представлять себя, высказывать свои мысли.
Беседу вела А.Никитина
Оставить комментарий