«...в Выборге школа есть». Там, где «рождаются» художники

А.Мартынова,
аспирант кафедры культурологии и искусства
Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина, г.Пушкин-г.Санкт-Петербург

«...в Выборге школа есть». Там, где «рождаются» художники

У города Выборга давняя история организации школ живописи и объединений художников.

В конце XIX века действовало общество "Выборг­ские друзья искусства", художественная школа. Представить публике свои произведения худож­ники могли в здании городской ратуши, в кото­рой вскоре открылся историко-этнографический музей. В конце 20-х годов ХХ века в Выборге строится здание Художественного музея. автор проекта – уроженец и ведущий архитектор города Уно Ульберг. Основу музейной коллекции соста­вили произведения финских, русских и европей­ских художников: Х.Симберга, Э.Ярнефельта, А.Эдельфельта, А.Галлен-Каллелы, П.Халонена, И.Айвазовского, И.Репина, К.Богаевского, М.Эрасси, В.Святишина. Художественный музей Выборга стал вторым по значению в Финляндии по­сле Хельсинкского кАтенеумая. Активная музей­ная и просветительская деятельность прекратилась в 1939 г., началась зимняя война. Коллекция была вывезена из Выборга и распределена по несколь­ким музеям Финляндии. Выборгское общество художников с 1945 г. обосновывается в Хельсин­ки. В послевоенном Выборге изостудия появилась в 60-е годы, руководил ею Николай Семенович Соколов. Его имя хорошо известно старшему по­колению выборжан, оно связано с возрождением духовной жизни послевоенного Выборга. Николай Семёнович был первым руководителем студии изо­бразительного искусства в течение 20-ти лет. Почти все местные художники "с именем" в то или иное время учились у Соколова. В 60-е годы Выборгскую студию рисования и живописи признавали лучшей в Ленинградской области.

История Детской школы искусств, особенности преподавания.

Решением Горсовета 1 сентября 1969 года сту­дия стала государственной Детской художествен­ной школой. На протяжении 46 лет в обиходе её называют "художкой" и ученики, и учителя, и все, кто относится к ней, как к своему родному дому. Все эти люди ощущают свою неразрывную связь со школой как отчим домом. "Художка" уникальна прежде всего благодаря неутомимости и бескоры­стию ее создателей: Леонида Ивановича Бондарика и Ксении Михайловны Дашковой.

Детской школой искусств г.Выборга культи­вируется строгое отношение к образовательному процессу, к самостоятельной работе, ремеслу. Школа уникальна особенностями преподавания классических дисциплин, а пленэры, проводимые на летней практике в Высоцке, хороши не только созерцанием и отображением природы; здесь дети играют, ходят в походы, заводят дружбу и учатся жить в коллективе. В школе воспитывается лич­ность, чувство собственного достоинства.

В 90-е годы при приёме в ДХШ дети с семи лет сдавали вступительные экзамены по рисунку, живописи и композиции, учеников зачисляли по результатам испытаний. Интересна и система оце­нок в школе. В 4художкея практически никогда не ставили оценку "отлично". Высочайшей оценкой являлась четверка с плюсом, которая приравни­валась к пятерке. Иметь четверки в журнале или аттестате – это было выше всех похвал. Двойки ставились крайне редко, это означало позор, ис­ключение из школы за неуспеваемость. Но ученики Детской школы искусств г.Выборга всегда стара­лись учиться хорошо.

Обучение трудное, но интересное. Ежедневно ученик школы обязан посвящать достаточное время рисунку, живописи и композиции. Еже­дневные наброски (в среднем 10-15 штук) не про­сто необходимость, а норма для юного художника. Ко всему прочему, в школе существует негласное правило: внешний вид юного художника должен быть скромным, достойным. За систематические пропуски или нарушение распорядка школы, пра­вил учебного процесса с учеником и его родителями предстоит серьёзный разговор, который действует сильнее двойки.

В первом учебном году в школе работали два преподавателя: Елена Павловна Максимова и Леонид Иванович Бондарик. В октябре пришёл третий преподаватель, художник Олег Василье­вич Зиновьев. К весне работа закипела, родители интересовались жизнью школы, с пониманием относились к требованиям, появились первые интересные работы. На весенних каникулах была организована экскурсия детей в Ленинград: в Ака­демию художеств и Русский музей. Сохранилась "рукотворная" газета, посвящённая этому памят­ному событию, с рисунками, текстами и фото­графиями учеников об этом памятном событии. Выставки школы посещали родители, горожане, присматривались партийные и городские власти. К марту 1970-го был поставлен первый школьный капустник. Написание декораций, изготовление бутафории, костюмов, сочинение текстов и стихов, репетиции – все проходило с большим энтузиаз­мом. А после представления состоялось чаепитие для всех учеников школы. Был сооружен гигант­ский самовар, а из папье-маше сделали красивые расписные плошки для сахара и другие интересные вещи. Дети гордились своей работой.

С согласия родителей, в школе прошла летняя учебная практика. Ученики выезжали в живопис­ные места окрестностей Выборга. Писали этюды, рисовали, на костре готовили обед, который казал­ся вкуснее всего на свете. А потом – игры, самой любимой из них была игра в "индейцев". Дома дети мастерили луки и стрелы, томагавки и костюмы, а потом, уже в лесу, расписывали себя красками, вживались в роль. Ежегодно первого сентября про­ходил просмотр летних работ учеников.

Уже в первое пятилетие после открытия школа стала заметной в городе, ей начали помогать власти. Ко­личество учеников приближалось к сотне, и места уже не хватало. Тогда школе был отдан реставрируемый средневековый дом в старом городе (Костел Святого Гиацинта). Осенью 1975 года школа переехала в этот средневековый Рыцарский дом, на улицу Водной За­ставы. Ученики и педагоги радовались безмерно: три отдельных учебных класса, большой зал с камином, деревянным потолком и лестницей с массивными пери­лами и балясинами. Позже была изготовлена большая кованая люстра под "средневековье". А в подвале с низ­ким сводчатым кирпичным потолком устроили скуль­птурный класс. Стены и потолки были подлинные, по­ стройки XVII века. С энтузи­азмом начали занятия, посте­пенно обживая новый дом. Но однажды, уже поздней осе­нью, подвал оказался зато­пленным; при­чина – сильные и продолжи­тельные дож­ди. Оказалось, что во время ре­ставрационных работ был нарушен старый дренаж. Кое-как справи­лись с водой, а весной начали делать новый.

В этом же году в школу пришёл преподавателем Тувий Израильевич Лейтман. После окончания пединститута имени А.И.Герцена (художественно-графический факультет) он несколько лет работал учителем рисования и черчения в школе. Первым преподавателем из выпускников школы, после окончания Ленинградского художественного училища имени Серова, в 1978 году стала Римма Евгеньевна Березенко. С 1984 года, после окон­чания пединститута имени А.И.Герцена, начала преподавательскую работу вторая выпускница – Алла Александровна Артюхина. Сегодня Рим­ма Евгеньевна и Алла Александровна являются старожилами школы.

В январе 1984 г. режиссёр Ю.А.Мартиросов снял о школе весёлый, красочный музыкальный фильм 4Если хочешь мир увидеть, который озву­чивает Зиновий Гердт. После его выпуска три года подряд 1 января его показывали по 1-й программе телевидения.

Пленэр в Высоцке.

Со временем учеников "художки" стали вывоз­ить в Высоцк на пленэр. Отличительная особен­ность практики в Высоцке – ночной поход в конце смены. До 2006 года он проходил под руководством Т.И.Лейтмана. Ученики делали все сами: загру­жали рюкзаки продуктами, посудой, одеждой, подготавливали художественные принадлежности и этюдники. Традиционно шли на остров Муравьи­ный (так его называли из-за большого количества муравьев). Это крохотный островок, усыпанный ландышами, к которому во время отлива можно до­браться по узкой извилистой косе длиной около 500 метров. Кроме рюкзаков и этюдников, на остров несли сухие дрова для костра, которые сами и со­бирали. По высокой воде нужно было идти "след в след" за первыми, которые шестами нащупыва­ли косу. Те, кто поначалу боялся и тревожился, пройдя эти "испытания", потом гордились собой. автор в 2004 году во время последнего похода перед окончанием школы была старостой похода, который запомнился на всю жизнь. Быть старостой означало в первую очередь ответственность. Если кто-то из учеников вызывался быть старостой похода и преподаватель вместе с учениками соглашались с кандидатурой, то это означало, что человеку доверяют.

Летняя практика на базе в Высоцке учит само-организации и трудолюбию. К походу всегда гото­вились заранее, а кроме ночных этюдов, ужина у костра, были игры и театральное представление. Можно сказать, что именно в Высоцке воспитыва­лись положительные качества и формировались эстетические вкусы. Уже значительно позже, когда в Ленинградской области были открыты другие художественные школы, и можно было сравнить творчество учеников выборгской ДХШ с другими, утвердилось убеждение, что такая форма работы даёт самые положительные результаты в воспитании и профессиональном обучении.

Кроме того, в Высоцке каждый день назначались несколько дежурных по кухне, которые помогали повару с приготовлением пищи, участвовали в её раздаче, в составлении меню. в уборке и даже в про­ведении небольшого представления перед обедом.

В начале 80-х на островах Выборгского залива режиссёр Станислав Иосифович Ростоцкий (1922- 2001) совместно с норвежцами снимал фильм 4И на камнях растут деревья. Выборжане видели, как в бухту иногда заходили "настоящие" дракары викингов с экипажами и вооружением. Автору за­мечательных фильмов "Белый Бим Черное Ухо", "А зори здесь тихие" так понравились острова и залив, что он приобрёл себе маленький невзрачный домик на Южном мысе, рядом с базой юных художников, отремонтировал его, много сделав своими руками. Он с удовольствием показывал кухню, изнутри облицованную чистыми досками, пропитанными подсолнечным маслом. А юным художникам и пе­дагогам было тепло оттого, что рядом живет такой замечательный художник и человек. Когда ученикам и педагогам случалось общаться с известным режис­сёром, Ростоцкий мало говорил о кино, но много рассказывал о своей поездке в Норвегию, о рыбалке во фьордах. Он был удачливым рыболовом, очень трепетно относился к своим снастям, показывал необычные "заморские" крючки и поплавки, уди­лища и лески. В Высоцке Ростоцкий жил с ранней весны до поздней осени, уже зимой "готовился уехать из душной Москвы". Как-то он сказал, что, когда "художка" вовремя не привозит детей на Южный мыс, он невольно начинает беспокоиться, а при виде же работающих юных художников у него появляется надежда. С.И.Ростоцкий ушёл из жизни во время очередного фестиваля "Окно в Европу", и дом на Южном мысу опустел...

«Домашний театр» на ул. Водной заставы.

В школе на ул. Водной заставы, 5 "домашний театр" стал для всех учеников, педагогов, родите­лей и друзей важным и значимым. В большом зале ставилась разборная сцена с занавесом, кулисами, падугами. занавес был сделан из мешковины, на нём мягкие пастельные фигурки Пьеро и Арлеки­на, изображения и орнаменты прошиты льняной бечёвкой; также были приобретены театральные софиты. Представления были красочными, не­смотря на небольшие размеры сцены. В них ино­гда участвовало до 30 человек. Спектакли никогда не были развлекательными, в них присутствовал поиск истины, борьба добра и зла в доступной для детей форме. В конце зимних каникул показыва­ли два представления: для детей и для родителей, а потом убирали и во дворе сжигали декорации. зрелище грустное, поскольку много трудов и души было в них вложено. По этому поводу ученица Тоня Минасян сочинила песню "На улице средневеко­вой..." и потом часто ее исполняла, аккомпанируя на гитаре.

В классе истории искусств Ксения Михайлов­на Дашкова занималась с девочками костюмами: кроили, намётывали, расписывали, примеряли. за неимением манекенов на гипсовые слепки голов и бюстов были надеты парики, их доделывали и под­гоняли под "образ", делали украшения. В прихожей безостановочно строчила машинка, гладили готовые костюмы. заранее делали эскизы декораций и бута­фории. Многие из них были выполнены удивительно хорошо, изобретательно. Умение организовать и увлечь детей – заслуга преподавателей. Девочки, ныне дипломированные способные архитекторы, с благодарностью вспоминают, как Тувий Израилье­вич научил их держать молоток и забивать гвозди.

По ходу действия в спектаклях актёры пели хо­ром, солировали, музицировали, иногда требовался профессиональный, поставленный голос. И в этом случае школе помогали добрые друзья, преподава­тели музыкальных школ и артисты. В выходные дни они приходили в школу, репетировали вместе с детьми, а некоторые даже играли на сцене. Послед­ние сутки перед премьерой всегда были особенно напряжёнными. С согласия родителей самые актив­ные старшие дети оставались на ночь: записывалась фонограмма, выставлялся свет, проверяли и доделы­вали технические и световые эффекты.

Современная Школа искусств г.Выборга.

Уходил в прошлое ХХ век, наступал новый... Директор Леонид Иванович Бондарик и ученики предприняли много усилий, чтобы школе передали почти пустующие помещения бывшей художествен­ной школы и музея на ул. Лужской д.1 (с 1 сентя­бря 2004 года – ул. Ладанова). В марте 2003 года официальные документы о передаче школе левого крыла здания были подписаны. Помещения были в неприглядном виде, и руководство школы заранее продумывало и разрабатывало интерьер будущей школы. В январе 2004 года началось переселение в новую школу, и школа заработала в новом качестве. Открылось театральное отделение, а выставочный зал позволяет проводить ежегодные конкурсные выставки художественных школ и школ искусств «Выборгская весна; на сценической площадке уже традиционно выступают детские музыкальные кол­лективы из разных городов России.

В наши дни, в связи с расслоением общества, с «новыми ценностями, в школе появились трудно­сти особого рода. Детям трудно разобраться, трудно различить добро и зло. Отсюда – смятение душ, а преступный призыв «живи в свое удовольствие действует эффективно. Школа традиционно имеет классический, надлежащий уровень воспитания и обучения, но заметно меньше становится ярких личностей среди учеников. В воспитательном про­цессе родители всегда были активными соучастни­ками, сегодня же наблюдается отстранение от на­сущных проблем своих же детей. Однако родители по-прежнему помогают школе, участвуют в ремон­те учебной базы в Высоцке, а выпускники успешно поступают в художественные учебные заведения и продолжают свое образование. В разностороннем воспитании и обучении юного художника, творца, прослеживаются и традиции изостудии Николая Семеновича Соколова. Например, идея синтеза искусств как основа воспитания юного художника была великолепна развита.

Правое крыло нашего "Храма Искусств" в 2008 году было отдано выставочному комплексу Госу­дарственного Эрмитажа. Сегодня ВЦ "Эрмитаж - ­Выборг" проводит там различные вернисажи, сотрудничая с Детской школой искусств.

В 2015 году администрация города приняла реше­ние объединить все музыкальные и художественные школы г.Выборга. Против слияния были собраны многочисленные подписи выпускников, препода­вателей, друзей школы, родителей и учеников. В поддержку школы Леонида Бондарика выступали президент Российской академии художеств Зураб Церетели, художественный руководитель и главный дирижер государственного камерного оркестра "Вир­туозы Москвы" профессор Владимир Спиваков, ди­ ректор Государственного Русского музея Владимир Гусев, директор Государственного Эрмитажа, про­фессор Михаил Пиотровский и другие авторитетные в мире культуры люди. Школу удалось сохранить, и она, как и раньше, обособлена от других учрежде­ний города. Однако сегодня школу время от времени штрафуют. Например, однажды администрация школы была оштрафована на 150 тысяч рублей за отсутствие в здании дополнительного запасного вы­хода. Выборгская администрация вынесла взыска­ние Леониду Ивановичу. После вмешательства Ар­битражного суда пожарная инспекция пересмотрела свои требования в отношении школы, ограничив их необходимостью установки огнеупорной двери стои­мостью 54000 рублей. Учредитель (администрация) установку двери не профинансировал, а школа по этой причине не могла оформить лицензию.

Но в целом сегодня школа работает в непло­хих условиях. Увеличивается количество детей, появились подготовительные группы. У школы есть серьёзное преимущество – собственная уни­кальная учебная база на острове Высоцком, куда летом вывозят 90 детей (2 смены по 45 человек) на пленэр. здесь начинается постепенное сближение учеников с природой, дети начинают видеть и со­переживать тому, чего раньше не замечали.

Говорят, что школа не дает профессионального образования, а только базовое. Однако наша на­чальная программа обучения изобразительному искусству серьёзная и глубокая, строится на основе традиций русской академической школы. Детскую школу искусств г.Выборга без ложной скромности можно назвать одной из лучших не только в Ленинградской области, но и в регионе. В этом может убедиться каждый, оценив детские работы учеников школы на различных выставках не только Выборга, но и Санкт-Петербурга, Москвы и других городов России.

Классическая Детская школа искусств необ­ходима Выборгу. Она воспитывает вкус, зоркость сердца, учит видеть прекрасное вокруг. Учит детей жить в коллективе, считаться с другими, быть са­мостоятельным, работать качественно, полностью отдавать себя любимому делу. История Детской школы искусств г.Выборга – это сотни детских жизней, которые были прожиты вместе, сотни детских душ, приобщённых к искусству.

Литература:

Бондарик Л. "...в Выборге школа есть" 1.11.2009. [Электронный ресурс]. URL: http://www.schoolarts. ru/school/history/47-vyborg-school-is

Бондарик Л. "Как же быть с нашей духовностью?"

Публикация в журнале "Юный художник" Ne 8 2010г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.schoolarts.ru/home/articles/65-2010-09-07-19-55-36

Воронина О. Первые друзья искусства в Выборге //Выборг. 2011. Ne 38. С. 4-5.

Филиппов Е. Сердце отдать детям. [Электронный ресурс]. URL: http://www.schoolarts.ru/home/ articles/53-2009-12-24-17-42-06

 

Искусство в школе: 
2015
№4.
С. 32-35

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.