«...в Выборге школа есть». Там, где «рождаются» художники
«...в Выборге школа есть». Там, где «рождаются» художники
У города Выборга давняя история организации школ живописи и объединений художников.
В конце XIX века действовало общество "Выборгские друзья искусства", художественная школа. Представить публике свои произведения художники могли в здании городской ратуши, в которой вскоре открылся историко-этнографический музей. В конце 20-х годов ХХ века в Выборге строится здание Художественного музея. автор проекта – уроженец и ведущий архитектор города Уно Ульберг. Основу музейной коллекции составили произведения финских, русских и европейских художников: Х.Симберга, Э.Ярнефельта, А.Эдельфельта, А.Галлен-Каллелы, П.Халонена, И.Айвазовского, И.Репина, К.Богаевского, М.Эрасси, В.Святишина. Художественный музей Выборга стал вторым по значению в Финляндии после Хельсинкского кАтенеумая. Активная музейная и просветительская деятельность прекратилась в 1939 г., началась зимняя война. Коллекция была вывезена из Выборга и распределена по нескольким музеям Финляндии. Выборгское общество художников с 1945 г. обосновывается в Хельсинки. В послевоенном Выборге изостудия появилась в 60-е годы, руководил ею Николай Семенович Соколов. Его имя хорошо известно старшему поколению выборжан, оно связано с возрождением духовной жизни послевоенного Выборга. Николай Семёнович был первым руководителем студии изобразительного искусства в течение 20-ти лет. Почти все местные художники "с именем" в то или иное время учились у Соколова. В 60-е годы Выборгскую студию рисования и живописи признавали лучшей в Ленинградской области.
История Детской школы искусств, особенности преподавания.
Решением Горсовета 1 сентября 1969 года студия стала государственной Детской художественной школой. На протяжении 46 лет в обиходе её называют "художкой" и ученики, и учителя, и все, кто относится к ней, как к своему родному дому. Все эти люди ощущают свою неразрывную связь со школой как отчим домом. "Художка" уникальна прежде всего благодаря неутомимости и бескорыстию ее создателей: Леонида Ивановича Бондарика и Ксении Михайловны Дашковой.
Детской школой искусств г.Выборга культивируется строгое отношение к образовательному процессу, к самостоятельной работе, ремеслу. Школа уникальна особенностями преподавания классических дисциплин, а пленэры, проводимые на летней практике в Высоцке, хороши не только созерцанием и отображением природы; здесь дети играют, ходят в походы, заводят дружбу и учатся жить в коллективе. В школе воспитывается личность, чувство собственного достоинства.
В 90-е годы при приёме в ДХШ дети с семи лет сдавали вступительные экзамены по рисунку, живописи и композиции, учеников зачисляли по результатам испытаний. Интересна и система оценок в школе. В 4художкея практически никогда не ставили оценку "отлично". Высочайшей оценкой являлась четверка с плюсом, которая приравнивалась к пятерке. Иметь четверки в журнале или аттестате – это было выше всех похвал. Двойки ставились крайне редко, это означало позор, исключение из школы за неуспеваемость. Но ученики Детской школы искусств г.Выборга всегда старались учиться хорошо.
Обучение трудное, но интересное. Ежедневно ученик школы обязан посвящать достаточное время рисунку, живописи и композиции. Ежедневные наброски (в среднем 10-15 штук) не просто необходимость, а норма для юного художника. Ко всему прочему, в школе существует негласное правило: внешний вид юного художника должен быть скромным, достойным. За систематические пропуски или нарушение распорядка школы, правил учебного процесса с учеником и его родителями предстоит серьёзный разговор, который действует сильнее двойки.
В первом учебном году в школе работали два преподавателя: Елена Павловна Максимова и Леонид Иванович Бондарик. В октябре пришёл третий преподаватель, художник Олег Васильевич Зиновьев. К весне работа закипела, родители интересовались жизнью школы, с пониманием относились к требованиям, появились первые интересные работы. На весенних каникулах была организована экскурсия детей в Ленинград: в Академию художеств и Русский музей. Сохранилась "рукотворная" газета, посвящённая этому памятному событию, с рисунками, текстами и фотографиями учеников об этом памятном событии. Выставки школы посещали родители, горожане, присматривались партийные и городские власти. К марту 1970-го был поставлен первый школьный капустник. Написание декораций, изготовление бутафории, костюмов, сочинение текстов и стихов, репетиции – все проходило с большим энтузиазмом. А после представления состоялось чаепитие для всех учеников школы. Был сооружен гигантский самовар, а из папье-маше сделали красивые расписные плошки для сахара и другие интересные вещи. Дети гордились своей работой.
С согласия родителей, в школе прошла летняя учебная практика. Ученики выезжали в живописные места окрестностей Выборга. Писали этюды, рисовали, на костре готовили обед, который казался вкуснее всего на свете. А потом – игры, самой любимой из них была игра в "индейцев". Дома дети мастерили луки и стрелы, томагавки и костюмы, а потом, уже в лесу, расписывали себя красками, вживались в роль. Ежегодно первого сентября проходил просмотр летних работ учеников.
Уже в первое пятилетие после открытия школа стала заметной в городе, ей начали помогать власти. Количество учеников приближалось к сотне, и места уже не хватало. Тогда школе был отдан реставрируемый средневековый дом в старом городе (Костел Святого Гиацинта). Осенью 1975 года школа переехала в этот средневековый Рыцарский дом, на улицу Водной Заставы. Ученики и педагоги радовались безмерно: три отдельных учебных класса, большой зал с камином, деревянным потолком и лестницей с массивными перилами и балясинами. Позже была изготовлена большая кованая люстра под "средневековье". А в подвале с низким сводчатым кирпичным потолком устроили скульптурный класс. Стены и потолки были подлинные, по стройки XVII века. С энтузиазмом начали занятия, постепенно обживая новый дом. Но однажды, уже поздней осенью, подвал оказался затопленным; причина – сильные и продолжительные дожди. Оказалось, что во время реставрационных работ был нарушен старый дренаж. Кое-как справились с водой, а весной начали делать новый.
В этом же году в школу пришёл преподавателем Тувий Израильевич Лейтман. После окончания пединститута имени А.И.Герцена (художественно-графический факультет) он несколько лет работал учителем рисования и черчения в школе. Первым преподавателем из выпускников школы, после окончания Ленинградского художественного училища имени Серова, в 1978 году стала Римма Евгеньевна Березенко. С 1984 года, после окончания пединститута имени А.И.Герцена, начала преподавательскую работу вторая выпускница – Алла Александровна Артюхина. Сегодня Римма Евгеньевна и Алла Александровна являются старожилами школы.
В январе 1984 г. режиссёр Ю.А.Мартиросов снял о школе весёлый, красочный музыкальный фильм 4Если хочешь мир увидеть, который озвучивает Зиновий Гердт. После его выпуска три года подряд 1 января его показывали по 1-й программе телевидения.
Пленэр в Высоцке.
Со временем учеников "художки" стали вывозить в Высоцк на пленэр. Отличительная особенность практики в Высоцке – ночной поход в конце смены. До 2006 года он проходил под руководством Т.И.Лейтмана. Ученики делали все сами: загружали рюкзаки продуктами, посудой, одеждой, подготавливали художественные принадлежности и этюдники. Традиционно шли на остров Муравьиный (так его называли из-за большого количества муравьев). Это крохотный островок, усыпанный ландышами, к которому во время отлива можно добраться по узкой извилистой косе длиной около 500 метров. Кроме рюкзаков и этюдников, на остров несли сухие дрова для костра, которые сами и собирали. По высокой воде нужно было идти "след в след" за первыми, которые шестами нащупывали косу. Те, кто поначалу боялся и тревожился, пройдя эти "испытания", потом гордились собой. автор в 2004 году во время последнего похода перед окончанием школы была старостой похода, который запомнился на всю жизнь. Быть старостой означало в первую очередь ответственность. Если кто-то из учеников вызывался быть старостой похода и преподаватель вместе с учениками соглашались с кандидатурой, то это означало, что человеку доверяют.
Летняя практика на базе в Высоцке учит само-организации и трудолюбию. К походу всегда готовились заранее, а кроме ночных этюдов, ужина у костра, были игры и театральное представление. Можно сказать, что именно в Высоцке воспитывались положительные качества и формировались эстетические вкусы. Уже значительно позже, когда в Ленинградской области были открыты другие художественные школы, и можно было сравнить творчество учеников выборгской ДХШ с другими, утвердилось убеждение, что такая форма работы даёт самые положительные результаты в воспитании и профессиональном обучении.
Кроме того, в Высоцке каждый день назначались несколько дежурных по кухне, которые помогали повару с приготовлением пищи, участвовали в её раздаче, в составлении меню. в уборке и даже в проведении небольшого представления перед обедом.
В начале 80-х на островах Выборгского залива режиссёр Станислав Иосифович Ростоцкий (1922- 2001) совместно с норвежцами снимал фильм 4И на камнях растут деревья. Выборжане видели, как в бухту иногда заходили "настоящие" дракары викингов с экипажами и вооружением. Автору замечательных фильмов "Белый Бим Черное Ухо", "А зори здесь тихие" так понравились острова и залив, что он приобрёл себе маленький невзрачный домик на Южном мысе, рядом с базой юных художников, отремонтировал его, много сделав своими руками. Он с удовольствием показывал кухню, изнутри облицованную чистыми досками, пропитанными подсолнечным маслом. А юным художникам и педагогам было тепло оттого, что рядом живет такой замечательный художник и человек. Когда ученикам и педагогам случалось общаться с известным режиссёром, Ростоцкий мало говорил о кино, но много рассказывал о своей поездке в Норвегию, о рыбалке во фьордах. Он был удачливым рыболовом, очень трепетно относился к своим снастям, показывал необычные "заморские" крючки и поплавки, удилища и лески. В Высоцке Ростоцкий жил с ранней весны до поздней осени, уже зимой "готовился уехать из душной Москвы". Как-то он сказал, что, когда "художка" вовремя не привозит детей на Южный мыс, он невольно начинает беспокоиться, а при виде же работающих юных художников у него появляется надежда. С.И.Ростоцкий ушёл из жизни во время очередного фестиваля "Окно в Европу", и дом на Южном мысу опустел...
«Домашний театр» на ул. Водной заставы.
В школе на ул. Водной заставы, 5 "домашний театр" стал для всех учеников, педагогов, родителей и друзей важным и значимым. В большом зале ставилась разборная сцена с занавесом, кулисами, падугами. занавес был сделан из мешковины, на нём мягкие пастельные фигурки Пьеро и Арлекина, изображения и орнаменты прошиты льняной бечёвкой; также были приобретены театральные софиты. Представления были красочными, несмотря на небольшие размеры сцены. В них иногда участвовало до 30 человек. Спектакли никогда не были развлекательными, в них присутствовал поиск истины, борьба добра и зла в доступной для детей форме. В конце зимних каникул показывали два представления: для детей и для родителей, а потом убирали и во дворе сжигали декорации. зрелище грустное, поскольку много трудов и души было в них вложено. По этому поводу ученица Тоня Минасян сочинила песню "На улице средневековой..." и потом часто ее исполняла, аккомпанируя на гитаре.
В классе истории искусств Ксения Михайловна Дашкова занималась с девочками костюмами: кроили, намётывали, расписывали, примеряли. за неимением манекенов на гипсовые слепки голов и бюстов были надеты парики, их доделывали и подгоняли под "образ", делали украшения. В прихожей безостановочно строчила машинка, гладили готовые костюмы. заранее делали эскизы декораций и бутафории. Многие из них были выполнены удивительно хорошо, изобретательно. Умение организовать и увлечь детей – заслуга преподавателей. Девочки, ныне дипломированные способные архитекторы, с благодарностью вспоминают, как Тувий Израильевич научил их держать молоток и забивать гвозди.
По ходу действия в спектаклях актёры пели хором, солировали, музицировали, иногда требовался профессиональный, поставленный голос. И в этом случае школе помогали добрые друзья, преподаватели музыкальных школ и артисты. В выходные дни они приходили в школу, репетировали вместе с детьми, а некоторые даже играли на сцене. Последние сутки перед премьерой всегда были особенно напряжёнными. С согласия родителей самые активные старшие дети оставались на ночь: записывалась фонограмма, выставлялся свет, проверяли и доделывали технические и световые эффекты.
Современная Школа искусств г.Выборга.
Уходил в прошлое ХХ век, наступал новый... Директор Леонид Иванович Бондарик и ученики предприняли много усилий, чтобы школе передали почти пустующие помещения бывшей художественной школы и музея на ул. Лужской д.1 (с 1 сентября 2004 года – ул. Ладанова). В марте 2003 года официальные документы о передаче школе левого крыла здания были подписаны. Помещения были в неприглядном виде, и руководство школы заранее продумывало и разрабатывало интерьер будущей школы. В январе 2004 года началось переселение в новую школу, и школа заработала в новом качестве. Открылось театральное отделение, а выставочный зал позволяет проводить ежегодные конкурсные выставки художественных школ и школ искусств «Выборгская весна; на сценической площадке уже традиционно выступают детские музыкальные коллективы из разных городов России.
В наши дни, в связи с расслоением общества, с «новыми ценностями, в школе появились трудности особого рода. Детям трудно разобраться, трудно различить добро и зло. Отсюда – смятение душ, а преступный призыв «живи в свое удовольствие действует эффективно. Школа традиционно имеет классический, надлежащий уровень воспитания и обучения, но заметно меньше становится ярких личностей среди учеников. В воспитательном процессе родители всегда были активными соучастниками, сегодня же наблюдается отстранение от насущных проблем своих же детей. Однако родители по-прежнему помогают школе, участвуют в ремонте учебной базы в Высоцке, а выпускники успешно поступают в художественные учебные заведения и продолжают свое образование. В разностороннем воспитании и обучении юного художника, творца, прослеживаются и традиции изостудии Николая Семеновича Соколова. Например, идея синтеза искусств как основа воспитания юного художника была великолепна развита.
Правое крыло нашего "Храма Искусств" в 2008 году было отдано выставочному комплексу Государственного Эрмитажа. Сегодня ВЦ "Эрмитаж - Выборг" проводит там различные вернисажи, сотрудничая с Детской школой искусств.
В 2015 году администрация города приняла решение объединить все музыкальные и художественные школы г.Выборга. Против слияния были собраны многочисленные подписи выпускников, преподавателей, друзей школы, родителей и учеников. В поддержку школы Леонида Бондарика выступали президент Российской академии художеств Зураб Церетели, художественный руководитель и главный дирижер государственного камерного оркестра "Виртуозы Москвы" профессор Владимир Спиваков, ди ректор Государственного Русского музея Владимир Гусев, директор Государственного Эрмитажа, профессор Михаил Пиотровский и другие авторитетные в мире культуры люди. Школу удалось сохранить, и она, как и раньше, обособлена от других учреждений города. Однако сегодня школу время от времени штрафуют. Например, однажды администрация школы была оштрафована на 150 тысяч рублей за отсутствие в здании дополнительного запасного выхода. Выборгская администрация вынесла взыскание Леониду Ивановичу. После вмешательства Арбитражного суда пожарная инспекция пересмотрела свои требования в отношении школы, ограничив их необходимостью установки огнеупорной двери стоимостью 54000 рублей. Учредитель (администрация) установку двери не профинансировал, а школа по этой причине не могла оформить лицензию.
Но в целом сегодня школа работает в неплохих условиях. Увеличивается количество детей, появились подготовительные группы. У школы есть серьёзное преимущество – собственная уникальная учебная база на острове Высоцком, куда летом вывозят 90 детей (2 смены по 45 человек) на пленэр. здесь начинается постепенное сближение учеников с природой, дети начинают видеть и сопереживать тому, чего раньше не замечали.
Говорят, что школа не дает профессионального образования, а только базовое. Однако наша начальная программа обучения изобразительному искусству серьёзная и глубокая, строится на основе традиций русской академической школы. Детскую школу искусств г.Выборга без ложной скромности можно назвать одной из лучших не только в Ленинградской области, но и в регионе. В этом может убедиться каждый, оценив детские работы учеников школы на различных выставках не только Выборга, но и Санкт-Петербурга, Москвы и других городов России.
Классическая Детская школа искусств необходима Выборгу. Она воспитывает вкус, зоркость сердца, учит видеть прекрасное вокруг. Учит детей жить в коллективе, считаться с другими, быть самостоятельным, работать качественно, полностью отдавать себя любимому делу. История Детской школы искусств г.Выборга – это сотни детских жизней, которые были прожиты вместе, сотни детских душ, приобщённых к искусству.
Литература:
Бондарик Л. "...в Выборге школа есть" 1.11.2009. [Электронный ресурс]. URL: http://www.schoolarts. ru/school/history/47-vyborg-school-is
Бондарик Л. "Как же быть с нашей духовностью?"
Публикация в журнале "Юный художник" Ne 8 2010г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.schoolarts.ru/home/articles/65-2010-09-07-19-55-36
Воронина О. Первые друзья искусства в Выборге //Выборг. 2011. Ne 38. С. 4-5.
Филиппов Е. Сердце отдать детям. [Электронный ресурс]. URL: http://www.schoolarts.ru/home/ articles/53-2009-12-24-17-42-06
Оставить комментарий