Увидеть лицо своего города

В.Варданян,
заслуженный учитель Республики Мордовия, кандидат педагогических наук,
Ю.Мокроусова,
учитель МХК МОУ «Гимназия № 20», г. Саранск

Увидеть лицо своего города

Приобщение школьников к художественной культуре в процессе изучения элективного курса

В настоящее время в системе образования сложилась ситуация, когда предметы художественно-эстетического цикла постепенно отходят на второй план. В результате этого обозначился ряд отрицательных тенденций: сократились часы на изучение изобразительного искусства; уроки по этому предмету в I-IV классах ведут сами учителя начальных классов, не имеющие базового художественно-педагогического образования, а в средней школе чаще всего учителя-предметники, которым не хватает учебной нагрузки по преподаваемым дисциплинам; предмет МХК преподаётся не во всех общеобразовательных учреждениях и др. Однако, нельзя забывать, что истоки творческого развития лежат в предметах художественно-эстетического цикла, которые совершенствуют художественную культуру личности.

В МОУ "гимназия №20" г.Саранска исследуются и внедряются организационно-педагогические условия творческого развития школьников средствами искусства в художественно-гуманитарном образовательном пространстве. Данное учебное заведение отличается от других содержанием и функционированием вариативного компонента учебного плана и спецификой дополнительного образования, нацеленных на формирование художественной культуры школьников. В течение 18-ти лет успешно функционируют классы художественно-эстетического профиля: музыкальные, художественные, хореографические, в которых профильные предметы, в том числе и МХК, изучаются с I по XI классы. В рамках профильного обучения авторами статьи разработан и успешно реализуется на старшей ступени образования элективный курс "Лицо моего города: монументальная скульптура и архитектура Саранска". Курс имеет как теоретическую, так и практическую направленность. Он рассчитан на одно полугодие – 17 учебных часов (по одному часу в неделю, или для наибольшей продуктивности практических занятий – один раз в две недели по два часа).

Цель курса – формирование теоретической и практической готовности учащихся к восприятию пространственных искусств, организации и осуществлению исследовательской деятельности.

Задачи изучения курса состоят в создании профессионально-образовательных условий, способствующих развитию эстетического вкуса; уважения и любви к истории родного края с её памятниками; освоению школьниками знаний, умений и навыков (видение пластических и конструктивных особенностей формы, чувство целостной композиции; специфики архитектуры и скульптуры); осуществлению проектной деятельности; ориентации на дальнейшую профессиональную деятельность.

Образ города находит отражение в его обитателях, в их образе жизни. Приезжая в любой город, мы первоначально составляем его "портрет" по достопримечательностям, по тому, что видим на улицах: это архитектурные объекты, скульптурные памятники и (в последние несколько лет) рекламные щиты. Реклама – это то, что объединяет жителей разных городов и даже стран, а вот неповторимость облику любого города придают именно монументальная скульптура и архитектура. Монументальная скульптура органично входит в образ города. В этом её преимущество, но в этом и сложность её восприятия как искусства. К памятнику привыкают, но не всегда понимают условность его языка, специфики выразительных средств.

Особенность монументального искусства состоит в том, что оно обращается к любому человеку и сообществу людей и создаётся коллективными усилиями скульпторов и архитекторов. Оно возникает как общая людская память о делах и событиях, важных для всех людей. Памятник – скульптурный, архитектурный – организует и определяет большие пространства, влияет на характер площади, улицы. И эта взаимосвязь определяет художественный стиль, образ города. Город Саранск имеет богатую биографию, запечатлённую в памятниках и постройках, и её нужно знать. Возраст старшеклассников соответствует тому периоду жизни, когда наиболее интенсивно формируются эстетические вкусы и культурные потребности личности.

Произведения скульптуры и архитектуры города, рассматриваемые в содержании элективного курса, отобраны по принципу близкого расположения от конкретного образовательного учреждения – "Гимназии N20", т.е. в центральной части города, чтобы у детей была возможность изучить оригиналы. Образовательным учреждениям, не имеющим возможности общения с подлинниками, целесообразно использовать фотографии (слайды) объектов в разных ракурсах, что частично компенсирует недостатки такого вторичного изучения.

Итогом изучения курса является создание и презентация исследовательского проекта.

Содержание курса

1. Скульптура – вид изобразительного искусства. 1час.

Связь скульптуры с жизнью человека, её общественное назначение. Ваяние – процесс создания в материале объёмно-пространственного изображения. Выдающиеся учёные, философы,  искусствоведы об  искусстве ваяния.

Материалы скульптуры как средство выражения образа, идеи: песчаник, мрамор, гранит, бронза, терракота, алюминий, нержавеющая сталь, дерево. Техники: лепка, высекание, чеканка, отливка. Материал и цвет как характеристика образа.

Памятник Христо  Ботеву. Памятная  композиция, посвящённая 200-летию крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачёва.

2.            Виды скульптуры. 1час.

Виды скульптуры по назначению и размеру: монументальная, монументально-декоративная, садово-парковая, станковая, мелкая пластика, статуэтка. Условность языка скульптуры больших размеров: обобщение формы, возможность чтения образа издалека. Человек и животные – основные темы изображения в скульптуре. Пластика – гармоничное сочетание объёмных форм, плоскостей, про¬порций. Выразительная передача жестов, движений, внутренней конструкции человеческого тела, лица.

3.            Формы скульптуры. 1час.

Круглая скульптура. значение передачи формы в движении (возможность обхода, изменения точки зрения, силуэта, ракурса). Плоскостная скульптура. Особенности и разновидности рельефа: барельеф, горельеф, контррельеф. Его функциональное и эстетическое назначение. Рельефы, украшающие фасады зданий нашего города. Памятный знак основателям Саранска.

4.            Образ человека в скульптуре. 1час.

Изображение человека в скульптуре: статуя, группа, бюст, голова, маска. Особенность работы скульптора: изучение и передача объёма в различном материале, композиционное построение, технические навыки. Памятник Н.П. Огарёву. задача компоновки двух фигур. Монумент "Навеки с Россией", памятник борцам за Советскую власть. Степан Эрьзя – скульптор мирового значения. Скульптуры Николая Филатова: памятник А.С.Пушкину, С.Д.Эрьзе, патриарху Никону, Ф.Ф.Ушакову.

  1. О чем может рассказать скульптура? 1час.

Создание положительных образов, портретов своей эпохи. Сквер Славы. Соединение различных форм в одном памятнике: памятник стратонавтам на Вокзальной площади. Передача динамики. Память об исторических событиях. Содружество скульптора и архитектора при создании памятни­ка, монумента. Монумент на Советской площади: памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945), памятник по­гибшим в локальных войнах ХХ столетия, вечный огонь, стелы с именами погибших и Мемориальный музей военного и трудового подвига (1945–1945 гг.). Памятник-обелиск погибшим сотрудни­кам органов Внутренних дел Мордовии и стела Ф.Ушакову в Сквере Славы. Понятие "Памятник-­реалия" – самолет МИГ-17.

  1. Самый внимательный искусствовед. 1час.

Практическая работа. Изучение различных ви­дов монументальной скульптуры города Саранска и заполнение таблицы.

  1. Анализ произведения скульптуры города Саранска. 2часа.

Практическая работа. Анализ понравившегося произведения скульптуры города Саранска по за­данной схеме.

  1. Архитектура - вид пространственного искусства. 1час.

Сущность понятия "архитектура". Создание материальной среды жизни и деятельности че­ловека и организация пространства. Искусство проектировать и строить. Происхождение слова "архитектор". "Умные мысли" об искусстве зод­чества. Виды архитектуры: градостроительная, ар­хитектура объемных сооружений, и ландшафтная (садово-парковая).

  1. Образ здания и его назначение. 1час.

Каким должно быть здание. Назначение архи­тектуры: культовые и светские сооружения. Фор­мула Витрувия и её составляющие на примере кон­кретных построек города Саранска: Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова, Дом Республики, Дом Печати, МОУ "Гимназия "20", музей им. С.Д.Эрьзи (внешний вид и вы­разительность облика постройки; условия устой­чивости и долговечности; функция и назначение). Особенность работы архитектора.

  1. Тектоника. 1час.

Соразмерность несущих и несомых элементов конструкции. Типы конструктивной системы: стоечно-балочная, стрельчато-арочная (каркасная) и арочно-сводчатая (купольная). Разнообразие форм современной конструкции. Архитектурный ордер. Ордерная система и типы классических ордеров античности: ионический, дорический, коринфский. Капитель, фронтон и фасад. Бионика в архитектуре. Растительные и животные формы – прообразы архитектурных конструкций (чешуя рыбы, раковины моллюсков, стебли злаков и т. д.).

Связь архитектурных форм с окружающими природными объектами и включённость в ландшафт.

  1. Типы капителей в архитектуре нашего города. 1час.

Практическая работа. Изучение городских по­строек и выявление их декоративных элементов.

  1. Особенности архитектурного сооруже­ния. 1час.

Практическая работа. Изучение конструктивно-художественного образа одного из архитектурных сооружений города Саранска.

  1. Что такое стиль? 1час.

Общие художественные особенности зданий, построенных в одно время. Внутренняя связь об­раза с идеалом времени. Единство художественных признаков всех видов искусства внутри стиля. Причины изменения стиля. Непрерывное развитие искусства архитектуры, связанное с разнообразием строительного материала и повышением уровня техники.

  1. Каков стиль моего города? 1час. Характеристика художественного стиля города Саранска.
  2. Презентация проекта. 2часа.

Создание и презентация итоговых исследова­тельских проектов.

Организация самостоятельной и исследовательской работы учащихся

Самостоятельная и исследовательская работа школьников является обязательным условием успешного усвоения теоретической части данно­го курса. Она призвана выявить глубину знаний учащихся об особенностях языка архитектуры и скульптуры и применять их на практике, а также делать собственные выводы и умозаключения об объекте исследования. Организация методиче­ской помощи при выполнении самостоятельной и исследовательской работы проводится в форме индивидуальных и групповых консультаций.

Примерные темы итоговых исследователь­ских проектов:

  1. Я расскажу Вам о Саранске.
  2. Художественный стиль моего города. З. Достопримечательности моего города.
  1. Мордовия в памятниках.
  2. Мой любимый архитектурный объект. б. Моя любимая скульптурная композиция.
  1. Памятник, который хочется увидеть еще не раз.
  2. По городу, не выходя из дома (создание ‚ТЕВ -страницы).
  3. Монументальная скульптура Саранска (слай­довая презентация).
  4. Подарок бюро путешествий – печатные мате­риалы 4Экскурсия по городу для жителей и гостей столицы: Саранск и его достопримечательности.
  5. Проведение выездной обзорной экскурсии по городу Саранску.

Разработка и проведение викторины "Про­странственное искусство города Саранска в вопро­сах и ответах", "Знаете ли вы...".

 

Искусство в школе: 
2015
№1.
С. 52-54

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.