Приобщение – современный метод в работе ДШИ
«Приобщение» – современный метод в работе ДШИ
Д. Шайбекова, преподаватель Лесновской ДШИ «Парус» Почётный работник общего образования РФ
Наблюдая ситуацию ухода учеников из ДМШ и ДШИ, а также не только отсутствие конкурса, но и просто недостаточное наличие поступающих для планового набора в ряде средних специальных учебных заведений культуры и искусства, нетрудно сделать вывод, что назрела необходимость искать действенные методы выхода из данного кризиса. Публикации последнего времени [1; 2; 4] в специальной литературе, в средствах массовой информации свидетельствуют о неравнодушии многих учёных и педагогов-практиков к очевидным фактам.
И в Лесновской ДШИ «Парус» создалась ситуация, когда ряд учителей «не может учить по-новому», а ученики «не хотят учиться по-старому». По результатам анкетирования видно, что ребята теряются в условиях современного избыточного выбора, одновременного воздействия множества окружающих их раздражителей и в большинстве своём критически относятся к ценностям и образу жизни старшего поколения, а значит – и учителей. Необходимо переосмысление содержания и методики преподавания учебного материала, а именно: переход от изложения фактов и мнений к методам обучения, направленным на развитие мышления, способности к когнитивной деятельности; введение в учебные планы новых предметов для обучения умению мыслить и убедительно излагать свои мысли.
Учебные предметы, построенные на дискуссионной основе, смогли бы обучить ребёнка думать и разбираться в тех потоках информации, в которых он вынужден постоянно находиться. Изучение связи времён, явлений, обучение не столько усвоению информации, сколько – прежде всего – мышлению – одна из основных задач школы искусств. Поэтому с дошкольного возраста до выпускного класса мы стремимся способствовать развитию осмысленного чтения, умению слушать и слышать, постижению мира путём аналитического и в то же время эмоционального познания.
Лесновская ДШИ «Парус» находится в постоянном поиске новых подходов к развитию учеников. В учебный план с 2010 года на отделении интегрированного обучения включён предмет «Детская риторика», который, в степени, заметной для родителей и самих преподавателей, формирует умение общаться, способность выражать свои мысли. В этом же учебном году для расширения эрудиции учеников и приобретения важных современных навыков появилась возможность введения в учебный план 7 класса музыкального отделения дисциплины «Журналистика».
С 2008 года в школе на музыкальном отделении практикуется проведение академического концерта с аннотацией. С 2011 года в рамках зонального методического объединения №4, объединяющего все ДХШ и художественные отделения ДШИ Рязанской области, проводится ежегодный Зональный конкурс творческих презентаций художественных проектов юных художников под названием «Души полёт и разума работа». Ученики-пианисты принимают в нём активное участие, помогая художникам живым музыкальным оформлением их выступлений. Педагогический коллектив школы констатирует, что такие формы работы, где главным является взаимосвязь исполнительского и искусствоведческого направлений, не только развивают у детей логическое мышление, умение стройно говорить, способствуя личностному развитию, но и помогают более глубокому музыкальному проникновению, проявляющемуся в осознанном и уверенном исполнении юных музыкантов.
Опыт работы Лесновской ДШИ «Парус» доказывает, что принцип построения образовательного процесса только в рамках классно-урочной системы всё в большей степени изживает себя. Подлежит сомнению целесообразность проведения занятий обучения игре на том или ином музыкальном инструменте только в индивидуальной форме. Степень сочетания мелкогрупповых и индивидуальных занятий в данном случае не подлежит точному расчёту и с трудом упорядочивается в рамках учебного плана. Пока преподаватели школы используют ту или иную форму чисто интуитивно. Положительную результаты этого метода отмечали великие музыканты-педагоги прошлого, например Ф. Лист, Д. Ойстрах.
Наличие в образовательном процессе выстроенной проектной творческой и исследовательской деятельности учеников в гораздо большей степени соответствует современным социальным требованиям. Использование этого принципа заметно повышает интерес учеников к обучению, мотивацию музыкальной деятельности, способствуя тем самым сохранению контингента. Тем не менее далеко не все учащиеся школы вовлечены в такую работу. Обеспечение для каждого ученика условий, позволяющих ему максимально развиваться и раскрываться – одна из главных задач коллектива нашей школы.
У Лесновской ДШИ «Парус» уже есть определённые наработки в этом направлении: это наличие в учебном плане предмета «Интегрированная композиция» в образовательных программах художественно-эстетической направленности. Однако с переходом на дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы и в связи с невозможностью включения этого предмета в учебный план преподаватели школы ощущают необходимость проведения данной работы со своими учениками во внеурочное время. Хотелось бы, чтобы в этот вид деятельности вовлекались все ученики школы в различных составах. Интегрированные композиции как микропроекты, через синергетический подход, дают высокую результативность и оказывают воздействие на духовное развитие учеников. Наиболее удачные композиции становятся для школы своеобразной репертуарной классикой, переходя в исполнении разных учеников из года в год.
Так, например, созданная в 2012 году интегрированная композиция для презентации районной художественной выставки «Виват, Россия!», в 2013 году была исполнена на открытии Зонального методического семинара «Современная педагогика в сфере искусства: традиции и инновации», а в 2014 году – на презентации выставки «Созвучие времён и образов Шиловского края» в рамках дней Шиловской культуры в городе Рязани «Ликуй и пой, моя земля!», в Выставочном зале Союза художников России. Творческая визитная карточка школы «Парус души», за три минуты эмоционально и зримо презентующая все отделения школы и их взаимодействие, существует уже 7 лет; в очередной раз она была показана на Зональном семинаре ЗМО №3 17 октября 2013 года. Рождение подобны х номеров связано с неравнодушной позицией отдельных преподавателей, стремящихся к осмысленному воплощению материала и технологических навыков в практической деятельности учащихся. Именно убедительность прикладного аспекта преподавания того или иного учебного предмета в ДШИ позволяет делать образовательный процесс осознанным и выстроенным.
Кроме того, пришло понимание необходимости:
– ведения регулярной исследовательской деятельности учащихся как условия развития их познавательной и исполнительской активности с выходом на публичные форумы различного уровня;
– формирования навыка сценической презентации своих выступлений, в частности, через обязательное объявление учениками исполняемой программы на академических концертах, зачётах и экзаменах, способствующее развитию артистизма, расширению интеллектуального кругозора.
У коллектива Лесновской ДШИ есть идея конкурсного проекта, связанного с умением юных музыкантов, театралов, хореографов представить своё творчество перед публикой.
Именно с этой целью в феврале 2015 года запланировано проведение школьной конференции «Постигая глубины искусства» для всех отделений. Мы готовы проводить и областной конкурс творческих теоретических работ учащихся разных отделений с очной презентацией, включающей элементы личного творческого иллюстрирования выступления. Проекты положений этих мероприятий с предложением включения в план работы в 2015-2016 учебном году уже начали разрабатываться.
Как новый методический приём преподаватели музыкального отделения готовы использовать творческую презентацию самостоятельно выученных музыкальных произведений. Это должно повысить уровень познавательной деятельности учащихся и расширить репертуарный кругозор с закреплением навыков работы с текстом, объединить теоретические знания и практические исполнительские навыки. Для школьного конкурса уже есть название «Приобщение», подразумевающее и приобщение юных исполнителей к новому репертуарному материалу, и, главное – умение приобщить публику к исполняемому произведению ярким запоминающимся рассказом самого исполнителя.
Подобная работа невозможна без нравственной убеждённости преподавателей, которая должна постоянно подпитываться получением новой информации, с глубоким анализом, для последующей убедительной и действенной передачи своим ученикам . При этом роль каждого отдельного преподавателя того или иного предмета должна быть подчинена конечной цели обучения, что заставляет школьный педагогический коллектив направленно взаимодействовать в решении каждой возникающей проблемы, не допуская разрозненности действий , вызывающей у ученика непонимание наличия отдельных дисциплин в учебном плане.
Таким образом, в сфере художественного образования как никогда остро перед педагогическим сообществом встаёт принцип метапредметности. Опираясь на него, возможно остановить, по словам известного российского артиста театра и кино режиссёра Михаила Козакова, «девальвацию восприятия, отношения к искусству, а значит – деградацию культуры и нации» [3, 271].
Литература:
- Буйлова Н. Сначала престиж, потом инновации // Учительская газета. 2014. № 23.
- Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. М.: Русская энциклопедия, 1998. С. 360.
- Кичин В.С. Там, где бродит Глория Мунди: Лента встреч. М.: Время, 2011. 400 с. (Диалог)
- Скоропупова У.Г. Электронный инструмент познания // Учительская газета. 2014. № 23.
Оставить комментарий