Увидеть лицо своего города
Увидеть лицо своего города
Приобщение школьников к художественной культуре в процессе изучения элективного курса
В настоящее время в системе образования сложилась ситуация, когда предметы художественно-эстетического цикла постепенно отходят на второй план. В результате этого обозначился ряд отрицательных тенденций: сократились часы на изучение изобразительного искусства; уроки по этому предмету в I-IV классах ведут сами учителя начальных классов, не имеющие базового художественно-педагогического образования, а в средней школе чаще всего учителя-предметники, которым не хватает учебной нагрузки по преподаваемым дисциплинам; предмет МХК преподаётся не во всех общеобразовательных учреждениях и др. Однако, нельзя забывать, что истоки творческого развития лежат в предметах художественно-эстетического цикла, которые совершенствуют художественную культуру личности.
В МОУ "гимназия №20" г.Саранска исследуются и внедряются организационно-педагогические условия творческого развития школьников средствами искусства в художественно-гуманитарном образовательном пространстве. Данное учебное заведение отличается от других содержанием и функционированием вариативного компонента учебного плана и спецификой дополнительного образования, нацеленных на формирование художественной культуры школьников. В течение 18-ти лет успешно функционируют классы художественно-эстетического профиля: музыкальные, художественные, хореографические, в которых профильные предметы, в том числе и МХК, изучаются с I по XI классы. В рамках профильного обучения авторами статьи разработан и успешно реализуется на старшей ступени образования элективный курс "Лицо моего города: монументальная скульптура и архитектура Саранска". Курс имеет как теоретическую, так и практическую направленность. Он рассчитан на одно полугодие – 17 учебных часов (по одному часу в неделю, или для наибольшей продуктивности практических занятий – один раз в две недели по два часа).
Цель курса – формирование теоретической и практической готовности учащихся к восприятию пространственных искусств, организации и осуществлению исследовательской деятельности.
Задачи изучения курса состоят в создании профессионально-образовательных условий, способствующих развитию эстетического вкуса; уважения и любви к истории родного края с её памятниками; освоению школьниками знаний, умений и навыков (видение пластических и конструктивных особенностей формы, чувство целостной композиции; специфики архитектуры и скульптуры); осуществлению проектной деятельности; ориентации на дальнейшую профессиональную деятельность.
Образ города находит отражение в его обитателях, в их образе жизни. Приезжая в любой город, мы первоначально составляем его "портрет" по достопримечательностям, по тому, что видим на улицах: это архитектурные объекты, скульптурные памятники и (в последние несколько лет) рекламные щиты. Реклама – это то, что объединяет жителей разных городов и даже стран, а вот неповторимость облику любого города придают именно монументальная скульптура и архитектура. Монументальная скульптура органично входит в образ города. В этом её преимущество, но в этом и сложность её восприятия как искусства. К памятнику привыкают, но не всегда понимают условность его языка, специфики выразительных средств.
Особенность монументального искусства состоит в том, что оно обращается к любому человеку и сообществу людей и создаётся коллективными усилиями скульпторов и архитекторов. Оно возникает как общая людская память о делах и событиях, важных для всех людей. Памятник – скульптурный, архитектурный – организует и определяет большие пространства, влияет на характер площади, улицы. И эта взаимосвязь определяет художественный стиль, образ города. Город Саранск имеет богатую биографию, запечатлённую в памятниках и постройках, и её нужно знать. Возраст старшеклассников соответствует тому периоду жизни, когда наиболее интенсивно формируются эстетические вкусы и культурные потребности личности.
Произведения скульптуры и архитектуры города, рассматриваемые в содержании элективного курса, отобраны по принципу близкого расположения от конкретного образовательного учреждения – "Гимназии N20", т.е. в центральной части города, чтобы у детей была возможность изучить оригиналы. Образовательным учреждениям, не имеющим возможности общения с подлинниками, целесообразно использовать фотографии (слайды) объектов в разных ракурсах, что частично компенсирует недостатки такого вторичного изучения.
Итогом изучения курса является создание и презентация исследовательского проекта.
Содержание курса
1. Скульптура – вид изобразительного искусства. 1час.
Связь скульптуры с жизнью человека, её общественное назначение. Ваяние – процесс создания в материале объёмно-пространственного изображения. Выдающиеся учёные, философы, искусствоведы об искусстве ваяния.
Материалы скульптуры как средство выражения образа, идеи: песчаник, мрамор, гранит, бронза, терракота, алюминий, нержавеющая сталь, дерево. Техники: лепка, высекание, чеканка, отливка. Материал и цвет как характеристика образа.
Памятник Христо Ботеву. Памятная композиция, посвящённая 200-летию крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачёва.
2. Виды скульптуры. 1час.
Виды скульптуры по назначению и размеру: монументальная, монументально-декоративная, садово-парковая, станковая, мелкая пластика, статуэтка. Условность языка скульптуры больших размеров: обобщение формы, возможность чтения образа издалека. Человек и животные – основные темы изображения в скульптуре. Пластика – гармоничное сочетание объёмных форм, плоскостей, про¬порций. Выразительная передача жестов, движений, внутренней конструкции человеческого тела, лица.
3. Формы скульптуры. 1час.
Круглая скульптура. значение передачи формы в движении (возможность обхода, изменения точки зрения, силуэта, ракурса). Плоскостная скульптура. Особенности и разновидности рельефа: барельеф, горельеф, контррельеф. Его функциональное и эстетическое назначение. Рельефы, украшающие фасады зданий нашего города. Памятный знак основателям Саранска.
4. Образ человека в скульптуре. 1час.
Изображение человека в скульптуре: статуя, группа, бюст, голова, маска. Особенность работы скульптора: изучение и передача объёма в различном материале, композиционное построение, технические навыки. Памятник Н.П. Огарёву. задача компоновки двух фигур. Монумент "Навеки с Россией", памятник борцам за Советскую власть. Степан Эрьзя – скульптор мирового значения. Скульптуры Николая Филатова: памятник А.С.Пушкину, С.Д.Эрьзе, патриарху Никону, Ф.Ф.Ушакову.
- О чем может рассказать скульптура? 1час.
Создание положительных образов, портретов своей эпохи. Сквер Славы. Соединение различных форм в одном памятнике: памятник стратонавтам на Вокзальной площади. Передача динамики. Память об исторических событиях. Содружество скульптора и архитектора при создании памятника, монумента. Монумент на Советской площади: памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945), памятник погибшим в локальных войнах ХХ столетия, вечный огонь, стелы с именами погибших и Мемориальный музей военного и трудового подвига (1945–1945 гг.). Памятник-обелиск погибшим сотрудникам органов Внутренних дел Мордовии и стела Ф.Ушакову в Сквере Славы. Понятие "Памятник-реалия" – самолет МИГ-17.
- Самый внимательный искусствовед. 1час.
Практическая работа. Изучение различных видов монументальной скульптуры города Саранска и заполнение таблицы.
- Анализ произведения скульптуры города Саранска. 2часа.
Практическая работа. Анализ понравившегося произведения скульптуры города Саранска по заданной схеме.
- Архитектура - вид пространственного искусства. 1час.
Сущность понятия "архитектура". Создание материальной среды жизни и деятельности человека и организация пространства. Искусство проектировать и строить. Происхождение слова "архитектор". "Умные мысли" об искусстве зодчества. Виды архитектуры: градостроительная, архитектура объемных сооружений, и ландшафтная (садово-парковая).
- Образ здания и его назначение. 1час.
Каким должно быть здание. Назначение архитектуры: культовые и светские сооружения. Формула Витрувия и её составляющие на примере конкретных построек города Саранска: Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова, Дом Республики, Дом Печати, МОУ "Гимназия "20", музей им. С.Д.Эрьзи (внешний вид и выразительность облика постройки; условия устойчивости и долговечности; функция и назначение). Особенность работы архитектора.
- Тектоника. 1час.
Соразмерность несущих и несомых элементов конструкции. Типы конструктивной системы: стоечно-балочная, стрельчато-арочная (каркасная) и арочно-сводчатая (купольная). Разнообразие форм современной конструкции. Архитектурный ордер. Ордерная система и типы классических ордеров античности: ионический, дорический, коринфский. Капитель, фронтон и фасад. Бионика в архитектуре. Растительные и животные формы – прообразы архитектурных конструкций (чешуя рыбы, раковины моллюсков, стебли злаков и т. д.).
Связь архитектурных форм с окружающими природными объектами и включённость в ландшафт.
- Типы капителей в архитектуре нашего города. 1час.
Практическая работа. Изучение городских построек и выявление их декоративных элементов.
- Особенности архитектурного сооружения. 1час.
Практическая работа. Изучение конструктивно-художественного образа одного из архитектурных сооружений города Саранска.
- Что такое стиль? 1час.
Общие художественные особенности зданий, построенных в одно время. Внутренняя связь образа с идеалом времени. Единство художественных признаков всех видов искусства внутри стиля. Причины изменения стиля. Непрерывное развитие искусства архитектуры, связанное с разнообразием строительного материала и повышением уровня техники.
- Каков стиль моего города? 1час. Характеристика художественного стиля города Саранска.
- Презентация проекта. 2часа.
Создание и презентация итоговых исследовательских проектов.
Организация самостоятельной и исследовательской работы учащихся
Самостоятельная и исследовательская работа школьников является обязательным условием успешного усвоения теоретической части данного курса. Она призвана выявить глубину знаний учащихся об особенностях языка архитектуры и скульптуры и применять их на практике, а также делать собственные выводы и умозаключения об объекте исследования. Организация методической помощи при выполнении самостоятельной и исследовательской работы проводится в форме индивидуальных и групповых консультаций.
Примерные темы итоговых исследовательских проектов:
- Я расскажу Вам о Саранске.
- Художественный стиль моего города. З. Достопримечательности моего города.
- Мордовия в памятниках.
- Мой любимый архитектурный объект. б. Моя любимая скульптурная композиция.
- Памятник, который хочется увидеть еще не раз.
- По городу, не выходя из дома (создание ‚ТЕВ -страницы).
- Монументальная скульптура Саранска (слайдовая презентация).
- Подарок бюро путешествий – печатные материалы 4Экскурсия по городу для жителей и гостей столицы: Саранск и его достопримечательности.
- Проведение выездной обзорной экскурсии по городу Саранску.
Разработка и проведение викторины "Пространственное искусство города Саранска в вопросах и ответах", "Знаете ли вы...".
Оставить комментарий