Борисенко Н.А. Пушкинская марка. Филателистическая летопись. М.: Литературный институт имени А.М. Горького. 2024.
Автора этой книги Наталью Анатольевну Борисенко я знаю давно по совместной работе в Психологическом институте. Филолог по основному образованию, кандидат филологических наук, она много лет разрабатывает проблематику психологических принципов построения учебников по русскому языку и литературе.
|
О Степане Григорьевиче Писахове я впервые услышал от моих друзей Леонида Викторовича Носырева и Веры Дмитриевны Кудрявцевой, создателей замечательных мультипликационных фильмов, связанных с культурой русского Севера. Слушая их, я представлял себе щедро одарённого, простодушного и лукавого «простеца».
|
В статье в связи с юбилеем композитора и педагога Д.Б. Кабалевского рассматриваются принципиальные вопросы педагогики искусства: психологические различия художественного и педагогического творчества, значение собственного творческого опыта для создания программ и для практического преподавания художественных дисциплин, верное соотношение целей и средств в педагогике искусства, приоритетность творческих задач перед необходимыми, но служебными навыками.
|
С моей точки зрения, писатель Пришвин и по сей день многократно недооценен, чему, пожалуй, отчасти сам дал повод.
|
А. Мелик-Пашаев,
ФНЦПМИ (ПИРАО), г. Москва
Творческое созерцание – вызов для педагогики искусства
Созерцание, хотя его и называют пассивным, очень полезно художнику,
через него художник научится любить мир, без чего, я глубоко убеждён, совсем нельзя работать.
Константин Истомин
|
Арттерапия - чрезвычайно распространённое, востребованное явление, популярность её оправдана и заслужена. Но порою возникает вопрос: насколько сущностно арттерапевтические практики связаны с искусством как таковым?
|
Главный научный сотрудник лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО, доктор психологических наук Александр Александрович Мелик-Пашаев на 17-м Санкт-Петербургском саммите психологов провел интерактивную лекцию «Личность художника и психология художественного творчества».
|
В Госдуме вызревает закон о введении уголовной ответственности с 12-летнего возраста. Может, и не примут, но само обсуждение уже звучит как приговор. Не 12-летним только, а всем нам: нация, которая жестока и (или) безразлична к своим детям, – нация вымирающая, это аксиома.
|
После окончания художественной школы при институте имени В. Сурикова я в течение некоторого времени брал уроки у Глеба Борисовича Смирнова. Уроки длились недолго, меньше года. Но дружеские отношения с этим замечательным человеком у меня сохранились до конца его дней, и я пользуюсь случаем добавить к воспоминаниям И.В. Макарова несколько разрозненных фрагментов.
|
Что значит «полноценное», или «сотворческое», восприятие искусства? Как оно связано с собственным творчеством? Что оно даёт тем, кто не свяжет с искусством своё профессиональное будущее?
|
Какими должны быть психолого-педагогические условия, обеспечивающие целенаправленное развитие художественно-творческих способностей ребёнка?
|
Поздравляем с юбилеем
народного художника России, академика
Бориса Михайловича Неменского
В начале 1970-х, когда я только начинал заниматься психологией художественного развития, в нашем доме появилась небольшая книжка «Распахни окно». Моя мама, едва перелистав её, очень веско сказала: "Тебе надо познакомиться с этим Неменским".
|
В начале 1991 года Геннадий Алексеевич Пожидаев, тогда еще в ранге и.о.главного редактора, представил читателям первый номер нового журнала "Искусство в школе". Стало быть, нам 22 года? Дата, прямо скажем, не круглая. Но мы имеем основания праздновать в этом году и круглую дату - тридцатилетие нашего издания!
|
Мы привыкли думать, что творчество - это всегда создание «чего-то», в чём талант автора воплотился, «опредметился», что остаётся на века и сохраняет имя автора. А результат творчества педагога - не «что-то», а «кто-то», его ученик, который пробудился к духовной жизни и к самостоятельному творчеству.
|
Образ мира и «вибрация души»
В предыдущем номере журнала была опубликована статья Л.3опотаревой о взаимосвязи искусств в импрессионизме с нашими комментариями к ней. Сегодня мы знакомимся с работой педагога, который тоже старается раскрыть детям глубинное родство разных искусств, но иными методами и на ином материале, не слишком доступном не только детям, но и взрослым.
|
Материалы, включённые в книгу, можно условно поделить на три части:
- о жизни Детской киностудии "Поиск", на базе которой возник фестиваль;
- об истории фестиваля "Жар-Птица", его атмосфере, о некоторых его участниках; о мультипликации (анимации) как таковой, её своеобразии, образовательных и воспитательных возможностях.
|
Поэтому совершенно логично выглядит давно назревшее и перезревшее утверждение, что «Программы обучения в средней школе должны включать – как обязательный, а не дополнительный, компонент – получение детьми базовых навыков восприятия и создания произведений искусства: изобразительного, музыкального, вокального, драматического.
|
Конференция «Художественное творчество детей как профилактика асоциальных явлений», организованная Детским музыкальным театром имени Н.И.Сац, ГБНУ "Московским институтом развития образования" (МИРО), Научно-методическим журналом "Искусство в школе", Московским институтом развития образования, Некоммерческим партнёрством содействия развитию культуры и образования "Гражданский долг", Школой №324 "Жар-птица", прошла 23.04.2014 г.
|
Тексты двух художников, публикуемые ниже, непреднамеренно и чрезвычайно отчётливо ставят некоторые важные вопросы, касающиеся духовного воспитания, художественного развития и даже современной культуры в целом.
|
Начнём с того, чего можно, а чего не следует ожидать от предлагаемого курса лекций. Всё, что нас окружает, является объектом искусства, вот только видеть это или эти объекты надо научиться. А ребёнка надо обучать.
|