Вестник христианской психологии

Вестник христианской психологии

Ежегодный научный журнал\

Научно-практический институт психологии личности. Москва, 2024.

Главный редактор проф., д-р психол. наук, член-корр. РАО Б.С.Братусь.

В конце минувшего года вышел в свет второй выпуск нового периодического издания «Вестник христианской психологии».Казалось бы, это не затрагивает напрямую сферу профессиональных интересов читателей «Искусства в школе», и знакомство с материалами Вестника едва ли пригодится им на ближайших уроках Музыки, ИЗО или Литературы.

Но существуют проблемы, важные для каждого учителя, независимо от того, какой предмет он преподаёт. И даже для каждого взрослого, который растит ребёнка и не только отвечает за него, но обязан отвечать и ему на острые вопросы, возникающие по мере того, как ребёнок растёт, набирается ума и становится всё более чутким к противоречиям и недоговоркам. Опишу, несколько упрощая дело, одно из таких противоречий, которое рано или поздно почувствует каждый ученик школы.

С одной стороны, задачей школьного обучения по традиции (или по инерции) считается формирование у детей научного мировоззрения. Если спросить, что это значит, вам скорее всего ответят: это значит объяснять возникновение и устройство мира, происхождение и внутреннюю жизнь человека действием материальных причин, которое может быть доказано путём научных исследований, воспроизведено в эксперименте и т. д.

С другой стороны, дети слышат, что исток и системообразующее начало нашей культуры, без которого она перестанет быть собой, наша главная «традиционная ценность» - это христианство, которое говорит нечто совсем иное о происхождении мира и человека. (Поликонфессиональности российского общества я сейчас не касаюсь, это особый, сложный вопрос).Как эти два исключающие друг друга подхода должны сосуществовать в голове ребёнка? Да и в нашей собственной?

Учёные, пишущие для «Вестника христианской психологии», помогают понять главное: несовместимость науки и религии - это устаревшее заблуждение, основанное на очень поверхностном понимании и того, и другого.

Противоречия даже и быть не может, потому что религия и наука говорят о разном, хотя вынуждены бывают пользоваться одними и теми же словами. О разных сторонах, или о разных уровнях, разных измерениях Бытия. Они могут взаимодействовать, дополнять друг друга, а не враждовать и конкурировать.

Конечно, понять и объяснить с такой точки зрения каждое конкретное «противоречие», которое предъявит нам строптивый подросток - дело не простое, оно потребует от нас собственных серьёзных раздумий, и христианские психологи помогут нам в этом. А я рискну привести очень вольную аналогию из близкой нам области.

Художник-реалист и иконописец изображают события, происходящие в одном и том же мире - или в разных, хотя в чём-то и похожих мирах?

Если в одном и том же, то кто-то из них делает это «неправильно». Скорее всего «неправ» иконописец, который пренебрегает объёмом, перспективой, изображает людей, которые едва ли могли бы жить физической жизнью и т. д. Можно подумать, что изображает нечто вовсе не существующее. На самом деле он стремится в видимых образах дать нам представление об ином, невидимом, духовном мире, который реально существует, но не может быть изображён средствами и способами, подходящими для изображения мира, нас окружающего.

Так же как методы и критерии, пригодные для научного изучения явлений физического мира, не позволяют изучать явления мира духовного, понять и сказать что-либо существенное о человеческой душе. Поэтому, кстати говоря, само понятие души надолго исчезало из обихода научной психологии и сейчас возвращается - может быть, в первую очередь усилиями создателей и авторов «Вестника христианской психологии».

А.М.

Искусство в школе: 
2025
№1.
С. 64

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.