Свободный танец: ритм и пластика

Л. Богомолова, научный сотрудник НИИ школ МО РСФСР

Свободный танец: ритм и пластика

(идет эксперимент)

Танец всегда был неотъемлемым элементом духовной жизни и культуры общества. Однако должного внимания формированию танцевальной культуры подрастающего поколения в нашем обществе до сих пор не уделялось.

В общеобразовательной школе отсутствует такой предмет, а ведь он мог бы способствовать не только гармоничному развитию детей, но и познанию ими окружающего мира, взаимоотношений людей. До сих пор нет концепции массового развития танцевальной культуры населения. Бытующее представление о том, что для ее повышения нужно лишь сочинить модный танец, жизнью не подтверждается. Все попытки балетмейстеров и хореографов создать танец, который был бы одновременно массовым и модным, пока были неудачными. Несмотря на то что каждый такой танец принимает авторитетная комиссия, а его описание публикуется в различных сборниках, ни один из них не стал популярным. И молодежь как не умела танцевать, так до сих пор и не умеет. Кроме того, у нас отсутствуют специалисты-хореографы, умеющие работать с массовой аудиторией, понимающие психологию неформального общения. Танцевальные кружки и студии внешкольных учреждений в лучшем случае ориентируются на образцы профессионального танцевального искусства, где натаскивание и режим тренировок преобладают над воспитанием и развитием эстетического кругозора, над формированием творческого, импровизационного стиля мышления. Попытки воздействовать на культуру массового танца средствами бальной хореографии также безуспешны, поскольку большинство любителей танца равнодушны к «блестящей», изысканной манере танцевальных пар, исполняющих современные бальные танцы.

Сейчас повсеместным стало увлечение индивидуальным стилем танца — везде властвует дискотека.

Попытаемся разобраться, чем же так притягивает дискотека подростков.

Мир увлечений современного подростка весьма широк. Но оказывается, что любимые занятия чаще всего — относительно спокойный вид отдыха (марки, кино, музыка, картины, книги), а психофизиологические особенности подросткового возраста требуют активной деятельности, поддержания жизненного тонуса через ощущение свободы движений. Полумрак дискотек создает необходимую иллюзию раскованности, располагает к интуитивным поискам друзей, манеры общения, да и танцевать так хочется!

Индивидуальный Танец для подростка стал своеобразной формой социальной адаптации в обществе. У него есть дом, семья, одноклассники, но интересны и ребята из других классов, школ, компании улиц... Багаж личных впечатлений становится настолько емким, что можно независимо от родителей и учителей рассуждать, чувствовать, высказывать собственное мнение о виденном, слышанном. И конечно же, в этом возрасте форма эмоционального проявления ко всему непривычному крайне подвижна и неустойчива. В основном подростки подчиняются закону подражания. Они ищут, кому подражать. «Примеряются», «моделируются» различные межличностные эмоции — родителей, их друзей, учителей (да не одного, а сразу нескольких), персонажей кинофильмов и кумиров эстрады. Каждая «примерка» осуществляется изменением жеста, позы, манеры и стиля поведения.

Индивидуальный танец рок-музыки отражает тот период взросления, когда молодые люди еще не испорчены «театром жизни» и не «надели социальные маски», нивелирующие индивидуальность, доверительность общения, чистоту, искренность эмоционального порыва. Танец рок-музыки отражает единство данного социального пласта, объединяет индивидуальные чувства каждого исполнителя в едином порыве совместного действия, делая их общественно-значимыми.

Дискотека становится совершенно новым пространством социальной организации. И уже не столь важно, в каком помещении она проходит. Важно, что здесь, без надзора родителей или учителей, ребята погружаются в мир эмоциональных переживаний, начинают различать пестроту человеческих контактов. Для всех единым становится танец рок-музыки: для молодежи вуза, ПТУ, старшеклассников городских и сельских школ, для тех, кто работает в различных сферах производства.

А с другой стороны, танец индивидуального выражения стал средством погружения в экстатическое, отрешенное состояние, динамика которого бывает неровной, взаимосвязанной с мироощущением, комфортностью или дискомфорт-ностью социального окружения. Примером тому является образование субкультуры различных социальных групп молодежи, где танец — атрибут эмоционального образа такой замкнутой группы.

Аудитории дискотек предоставлены сами себе. Но перед танцевальными ритмами музыки все равны и имеют равные возможности проявить себя. Один лишь взгляд может воспринять здесь колоссальную по важности и объему информацию, выразительность позы, силуэта, жеста, если хотите, одухотворенного движения исполнителей. Правда, последнее качество — довольно редкое явление. Чаще приходится сталкиваться с «пластическими гримасами» молодых людей, не владеющих навыками художественной выразительности, с отсутствием понимания ими культуры неформального общения, когда непринужденность, свобода, элегантность подменяются вульгарной бессмысленностью движений.

Таким образом, современный танец рок-музыки прочно вошел в практику активного отдыха молодежи. Он лишен той эстетической категории, которую мы определяем как красоту формы, зато обладает удивительной свободой, подвижностью в разработке приемов, нужных для наиболее полного выражения эмоционального состояния личности. И хотя традиции индивидуального выражения, солирования лежат в глубокой древности, сохраняются в жанрах пляса танцевального искусства, проблема формирования индивидуальной культуры танца сегодня остается открытой. Содержание данной проблемы связано с нёобходимо-стью активного формирования внутреннего мира образов, переживаний субъекта и преобразованием этого мира в осмысленной пластике движений.

Суть педагогического подхода к решению этой проблемы заключается в том, чтобы средствами танцевальной выразительности (танца рок-музыки или танца иного жанра) сформировать и развить индивидуальность каждого. А что это значит?

  • Это значит развить самостоятельный интерес к танцу. Знакомство с его пластическими формами заставляет каждого задуматься о себе.
  • Это значит усилйть интерес к восприятию других, пониманию красоты и неповторимости каждого; отличию действительно оригинального, своеобразного стиля поведения от неуместного, нарочитого, подражательного кривляния отдельных сверстников и взрослых людей.
  • Это значит сформировать собственное творческое отношение к эстетике массового танца.

Разрабатывая проект программы Единой трудовой школы в 1918 году, А. Луначарский мечтал о введении предмета «Свободный танец», и только сегодня это становится возможным.

С 1988 года Научно-исследовательский институт школ МО РСФСР ведет эксперимент дифференцированного обучения учащихся. Одно из направлений этого эксперимента названо «Художественно-эстетическое». Среди новых предметов этого цикла — «Танец: ритм и пластика».

Данный предмет ориентирует учащихся VII-VIII классов на активное овладение навыком импровизации ритмической пластики, творческий подход к сочинению движений танца, развитию их в пластическом образе каждого.

Наша цель — научить танцевать красиво, в свободной, непринужденной манере, быть интересным, привлекательным в танце, не стесняться друг друга. Тогда культура общения может стать для молодых людей естественной и необходимой нормой поведения, вне которой они просто не смогут реализовать свои лучшие личные качества. Поэтому основным направлением работы на уроке стала не столько подготовка исполнителей отдельных танцев, сколько посильное развитие в каждом ученике творческих способностей, воспитание нравственного и эстетического кругозора, художественного вкуса, помогающих разумному проведению свободного времени.

В процессе работы над программой «Танец: ритм и пластика» нам, авторам проекта, представилась возможность исходить не из системы обучения технике танца, «традиционно принятой в кружках и коллективах художественной самодеятельности, а идти путем развития образно-чувственного восприятия танцевальных движений и мышления ритмопластическими образами.

При работе с классом по экспериментальной программе мы старались учитывать интересы семиклассников и их творческие возможности.

Ведущим методом учебного планирования стал метод развития творческих ситуаций. Он позволил нам узнать отношение учеников к новому предмету, сравнить уровень притязаний и уровень возможностей подростков, а также приобщить ребят к свободному диалогу с учителем, когда выводы делаются не учителем, а учащимися.

Занимались с обычным классом без специального отбора учеников.

Занятия проводились по одному часу в неделю в течение двух лет, всего 72 урока. Благодаря делению класса на две группы, основные задачи, которые мы ставили, были учащимися успешно решены. Результатом двухлетнего нетрадиционного обучения, в частности, явился выбор группой учащихся предмета «Танец: ритм и пластика» для сдачи экзамена. В содержании этого экзамена наиболее предпочтительными для ребят оказались пластическая интерпретация ритмов танца рок-музыки, исполнение собственных танцевальных композиций и... демонстрация танцевальных номеров, сочиненных ими в процессе художественной практики с учащимися первых классов.

В общих чертах эксперимент проходил так. На протяжении всего седьмого класса развивалась тема «Творческая деятельность как процесс создания произведения искусства». Ее составили подтемы: «Жизнь танца в песне» (I четверть), «Жизнь танца в литературе» (II четверть), «Жизнь танца во мне самом» (III четверть), «Мы и танец» (IV четверть).

В конце I четверти ребятам задали вопрос: «Чем отличаются уроки по предмету «Танец» от других уроков в школе?»

Маша С.: «У этого урока необычное построение. Учитель интересуется нашим мнением, пожеланиями, мы слушаем музыку, которая нам нравится».
Лена Т.: «Этот предмет отличается самим преподаванием, я чувствую на этом уроке большую раскованность».
Саша Щ.: «Ученик более свободен на уроке, хотя, как мне кажется, мы понимаем эту свободу не так, как хотелось бы учителю».

Можете представить себе, как необходимы ребятам уроки, где ученикам предоставлена возможность быть самими собой, непосредственным образом постигать новое для них искусство, новый предмет. Во II четверти занятия стали проводиться не в классе, а в актовом зале. Мальчики и девочки занимались отдельными группами (такая возможность также предоставлена учебным планом).

Мнение Лены У.: «Мы больше стали уделять времени работе над своей пластикой, выучили несколько маленьких танцев. Во II четверти мне понравилось, что на данную музыку надо самим составить композицию, опираясь на конкретные движения. Понравилось и то, что на литературные тексты о танце мы тоже пробуем составить композиции». «Это хорошо, что мы занимаемся во II четверти без мальчиков,— считает Оля Г.— мы более свободны, больше двигаемся».

Обобщение пожеланий мальчиков и девочек показало, что они хотят быть более пластичными, танцевать не стесняясь, нормально общаться с людьми, научиться современному танцу, танцу дискотек, понимать содержание танца.

Ученикам было особенно интересно самим составлять композиции маленьких танцев, разучивать отдельные элементы движений современной танцевальной пластики, выражать впечатления, почерпнутые из художественной литературы собственной лексикой движений.

Совместная деятельность учащихся и учителя помогала в творческих решениях, самостоятельных наблюдениях, сравнениях.

В начале III четверти мы предложили ученикам вспомнить наиболее интересные уроки I и II четвертей, кратко описать их. Было приятно узнать, что ученики предпочли те уроки, где вместе с учителем танцевали, придумывали движения, пластически проигрывали фрагменты литературных произведений, выбранных самими ребятами. Поэтому в III четверти мы развивали те уроки, которые ученикам больше всего понравились. Развитие программы пошло через «возврат» к прошедшим темам. Но возврат этот осуществлялся уже не в освоенном и привычном пространстве зала, а в основном на сцене, которая пусть меньше, по сравнению с залом, но зато — место «возвышенное».

Ощущение от того, что каждый стал «просматриваться», заставило учеников быть собранными, более внимательными. А как же иначе? Ведь ученики стали видеть друг друга глазами зрителя и оценивать исполнение танца учителем и друг другом строже. Сочетание двух уровней пространства помогло ребятам увидеть специфику их творческих возможностей, отличающихся в группе мальчиков и группе девочек.

В конце III четверти мы предложили ребятам разбиться на малые группы (по 3-4 человека) и выбрать произведения, которые они хотели бы воплотить в пластическом образе танца. Выбор мальчиков остановился на сценах сказки В. Гауфа «Холодное сердце», на мотивах «Волшебной флейты» К. Виланда и стихотворений С. Есенина. Выбор девочек — на сценах из рассказа «После бала», романа «Война и мир» Л. Толстого, романа В. Гюго «Собор парижской богоматери», сказки Шарля Перро «Золушка». Результативность творческих занятий оказалась такой: мальчики все этюды выполнили опираясь на лексику пляса, а девочки — на лексику движений вальса. Исключение составила «Тарантелла», показанная Леной Т. Интересно, что мальчики были свободны в движениях даже без музыкального сопровождения, на основе ритма стиха, выразительного прочтения фрагмента прозы; девочки подобрали очень интересную музыку к своим этюдам и хорошо продумали костюмы.

Работа над поиском пластических решений литературных образов шла параллельно с освоением пластической выразительности содержания рок-песен. С первого урока I четверти ребятам было разрешено приносить на урок «Танец» кассеты с различной музыкой. Все без исключения принесли записи рок-групп. Запрещать слушать кассеты бессмысленно, а вот прослушать совместно с учителем и поделиться, пока еще письменно, своими впечатлениями (домашнее задание) стало возможным. Поскольку из урока в урок «кочевали» песни группы «Наутилус Помпилиус», мы выбрали две песни — «Я хочу быть с тобой» и «Взгляд с экрана». Песни далеко не легкие по содержанию. Ребятам была предложена также песня «Белый день» в исполнении Ж. Агузаровой и группы «Браво». Все три песни объединяет острый, подчеркнутый ритм. Первые две в стиле хард-рок, третья — в стиле ритм-энд-блюз.

На снимках — ученицы экспериментального класса. Не просто было ребятам свободно танцевать на уроке в моменты, когда на них был направлен объектив фотоаппарата. Например, мальчики просто отказались фотографироваться.
Слева: девочки представлены в процессе создания сценического танца на темы рок-музыки. Обратите внимание на индивидуальность пластической выразительности.

Освоение этой музыки, ее образов мы строили в процессе домашней работы. В I четверти было обращено внимание ребят на то, что в тексте песни «Я хочу быть с тобой» нет ни одного слова о том, какой была возлюбленная девушка. Предложили ребятам воссоздать ее образ. При этом выбор выразительных средств мог быть широким: карандаш, краски, вырезки из газет, журналов, описание в тетради. В III четверти задание было усложнено. Нужно было воспроизвести образы двух юношей, исходя из различного стиля изложения песен «Взгляд с экрана» и «Белый день». Задача оказалась не простой.

Справа: те же ученицы импровизируют танец. Непосредственность, пластическая свобода — скромный творческий успех каждой исполнительницы.

У ребят возник вопрос: что именно раскрывать в образе юноши? Образ юноши, который поет, может сам петь каждую из песен? Образ юноши, о котором поют исполнители песен? Образ юноши, которому свойствен эмоциональный настрой текста песен?

В процессе уроков приходилось не раз возвращаться к тексту песен, что помогло учащимся проявить собственное восприятие эмоциональной манеры исполнителей, переступив стереотипный образ эстрадного кумира. Домысливание подростков отразило, пожалуй, скорее их собственные поиски в той теме, которая предлагалась в этих музыкальных произведениях. Конечно, текст песен для семиклассников сложен, а его художественный уровень спорен, предполагает понимание ими многих противоречий социальной среды молодежи. Но главное, на уроках ребята воочию познакомились с такой формой танца, где непродуман-ность движений выявляет бездумность исполнителей. И они пришли к выводу, что им не хватает пластических ощущений, навыка осмысления художественного образа для того, чтобы передать мир чувствования современного человека и окружающего мира. Оказывается этому нужно учиться: учиться вслушиваться в сегодняшнюю действительность, понимать ее, формировать собственное к ней отношение, собственное мировосприятие.

Работая вместе с учителем над решением пластических образов рок-музыки, ребята познавали особенности воздействия ее ритмов, рассматривали сценические ситуации, вслушивались уже не только в текст песен, но и в средства музыкальной выразительности, форму песни, особенности ее ритмической организации. В результате оказалось, что работа, в которой мы опирались на пластическое интонирование литературных источников гораздо доступнее и проще по сравнению с работой по пластическому интерпретированию рок-музыки, но что оба направления интересны и необходимы семиклассникам.

Содержание совместных репетиций, проведение открытых уроков способствовали рассмотрению вопроса «Что такое танец?». Приведем далеко не полную выборку размышлений учеников в конце первого года обучения. Танец — это «определенный язык музыки; характеристика человека; изложение своих мыслей, ощущений посредством движений; умение отдавать свои мысли на создание какого-нибудь танцевального образа; решительность действий под музыку; набор движений, в которых раскрывается душа и настрой человека; умение воспроизводить движения под разную музыку, выражать свое эмоциональное состояние в определенное время; умение раскрывать себя через танец; подражание в движениях кому-либо, чему-либо; искусство выражать свое мнение без слов».

В танце одним из главных средств выразительности является тело человека, пластически выражающее гамму чувств и того, кто видит танец (зрителя), и того, кто танцует (исполнителя), пусть даже для себя, для собственного удовольствия, в бытовом жанре. Показать в процессе обучения то, как в руках творца, художника, и воспринимающего и воссоздающего, тело преобразуется — явилось художественной задачей педагога.

В VIII классе решение этой задачи развивалось в теме года «К танцу через зримый образ». Среди различных практических заданий художественного тренинга были такие: всматриваясь в репродукцию картины, нужно попытаться ее «озвучить» и описать характер пластических движений ее персонажей; попытаться самому выразить пластику движений, самостоятельно описываемых; попробовать записать движения самостоятельно сочиненного танца протяженностью четыре такта в размере с тем, чтобы можно было воспроизвести его через некоторое время; выбрать из накопленного багажа танцевальных движений те, которые помогают выразить ритмику джазовой музыки (регтайм, блюз).

К концу второго года обучения выявилась новая проблема «Мода и современность», определившая цикл занятий. Они помогли активному осмыслению общественных вкусов и взглядов через понятие «Танцевальная культура».

Проведенные в процессе работы над экспериментальной программой исследования помогли нам выстроить тематическую линию обучения танцу. Ребята проявили устойчивый интерес к новому школьному предмету. Им нравятся нетрадиционные, необычные уроки. Именно предмет «Танец» позволил установить личностные, глубоко искренние контакты с учителем, войти во многие проблемы, волнующие подростков.

Очень хочется надеяться, что предмет «Танец» в школьном образовании не только позволит расширить систему хореографического всеобуча, но и поможет социально ориентировать подрастающее поколение в современном мире, осуществить его становление в обществе.

Искусство в школе: 
1991
№1.
С. 52-58.
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.