Специальные, комбинированные съёмки, и другие хитрости

Л.Сикорук,
кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств России, кандидат педагогических наук, Новосибирск

Специальные, комбинированные съёмки, и другие хитрости

Часть 1

Эта статья написана как для коллективов, которые занимаются видеотворчеством, так и для одиноких любителей виде­осъёмок. В ее основе – опыт ра­боты автора в профессиональном кино и на телевидении, а также опыт работы студии детского телевидения "Старая мельница", которая находится в Новосибир­ске и которой 1 апреля 2015г. исполняется 25 лет!

Комбинированные съёмки сейчас нередко называют "спец­эффектами", что, на мой взгляд, не очень верно. Это увлекатель­ная и очень полезная сторона кинематографии и телевидения. Эти съёмки позволяют не только украсить любой фильм, но часто позволяют невозможное сделать возможным. здесь приведены примеры из малобюджетных фильмов и многолетней практи­ки автора.

Ускоренные и замедленные съёмки

Спортсмен разбежался, от­толкнулся и перепрыгнул через планку. На всё ушла секунда– полсекунды на взлёт и полсе­кунды на падение. 3а это время видеокамера сняла 25 кадров. Когда мы будем рассматривать этот материал на экране, то 25 кадров "проскочат" также за 1 секунду. Теперь представим себе, что мы купили современ­ный фотоаппарат, позволяющий делать видеосъёмку с частотой 50 кадров в секунду. Если тот же прыжок мы снимем этим фотоаппаратом, то 50 кадров на экране будут демонстрироваться в течение 2 секунд. Это значит, что прыжок на экране "растя­нется" на 2 секунды. Все будет протекать медленнее. значит, если частоту съёмки увеличить, на экране действие замедлится.

Такая съёмка называется "рапидная съёмка", или просто "рапид". Впрочем, в профес­сиональной кинематографии под рапидом обычно понимают не просто ускоренную, а ско­ростную съёмку, когда в секунду специальные камеры снимают от 150 до многих тысяч кадров в секунду.

Однажды я увидел по телеви­дению смешной кадр. На экране появился молодой человек, нос которого при совершенно непод­вижном лице качался из стороны в сторону. Оказалось, что этот кадр был снят со скоростью не­сколько миллионов кадров в се­кунду! Человеку, видимо, кто-то щёлкнул по носу, и эти быстрые вибрации носа растянулись так, что нос медленно качался, как будто у него появились для этого особые мышцы.

К сожалению, камеры с такой частотой смен кадров безумно дороги. Поэтому нам придётся до­вольствоваться частотой в 50–б0 кадров в секунду. Не нужно за­бывать и о том, что монтажные программы ‚Тe~а~ или Premier позволяют "растянуть" время и увеличивать продолжительность каждого кадра (плана). Этим так­же можно пользоваться. Но при увеличении продолжительности в 2, а тем более в 3 раза, изображе­ние начинает двигаться рывками.

Поэтому обычно редко ис­пользуется увеличение времени монтажного плана больше чем в 1,5 раза. Если снят план с ча­стотой б0 кадров в секунду и потом на компьютере увеличена его продолжительность ещё в полтора раза, то эффект будет таким, как если бы мы сняли план с частотой 90 или почти 100 кадров в секунду! Таким образом, когда на экране замедленное дей­ствие, это значит, что оператор применил ускоренную или даже скоростную съёмку. (Рис.1. За­кат, снятый длиннофокусным объективом «МТО­1000» (f=1000 мм) камерой «Конвас­автомат» с кадром размером 16Ч22 мм с частотой 1 кадр в 30 секунд.)

Если частоту смен кадров уменьшить (значит замедлить движение плёнки во время съём­ки), то на экране предметы ста­нут двигаться быстрее.

Особенно интересна съёмка отдельными кадрами с оста­новкой камеры после съёмки каждого кадра. Всё на экране мчится с огромной скоростью, Солнце и Луна на восходе прямо выскакивают из-под горизонта.

Съёмка отдельными кадрами с большими паузами между ними называется цейтраферной съём­кой, или просто цейтрафером. Zeit – (немецкое) время, rа~~er – буквально куплотнятья). Этот же смысл имеет и относительно новое слово из английского язы­ка ктаймлапся– группировать, уплотнять время.

Интересно наблюдать, как на экране на глазах зрителей утром распускаются цветы (рис. 2).

Если цветы, которые мы наме­рены снимать, растут на улице, то малейший ветерок во время съёмки всё испортит, он заста­вит на экране цветы дрожать и трястись. Чтобы избежать этой беды, вокруг цветов нужно сде­лать ящик из небольших листов стекла, чтобы оградить цветы от ветра, и чтобы к ним проникали лучи света.

Как выбрать правильный интервал между съёмкой отдель­ных кадров? Для этого нужно выполнить несложный расчёт. Предположим, что в действи­тельности цветы распускаются за 20 минут, иначе говоря, за 1200 секунд. А нам нужно, чтобы на экране цветы распустились за 10 секунд. значит, время следует сжать в 1200:10 = 120 раз. Сле­довательно, между отдельными кадрами должно протекать не 1/25 секунды как при обычной съёмке, а интервал должен быть в 120 раз больше, или прибли­зительно 1/25Ч120 = 30 секунд.

Итак, если каждые полмину­ты мы будем снимать один кадр и так в течение часа, а потом эти кадры "выложим" в программу Premier, то получим на экране события, которые протекают в 120 раз быстрее, чем в действи­тельности.

Накануне с часами в руках надо понаблюдать, когда цветы начинают распускаться. В день съёмки, за полчаса до того, как цветы начнут оживать, начинать съёмку. Впрочем, можно снять распускание цветов или восход луны обычным образом, а потом на компьютере сжать время. Правда, это потребует массу пленки или займет большой объем на флэш­карте, если у вас современная цифровая видеокамера. Поэтому такие съёмки лучше производить видеокамерой в режиме "фото" или цифровым фотоаппаратом.

В фильме "Наша круглая земля" подобным образом снят восход Солнца над озером. (Рис.3. Восход солнца в фильме «Наша круглая Земля», снятый цейтра­фером. Пока солнце медленно поднимается слева вверх, его отра­жение в озере движется слева вниз. Широкоугольный объектив (f=18 мм), камера «Конвас-автомат». Частота съёмки 1 кадр в минуту.)

В том же фильме снято под­линное вращение земного шара, но не на глобусе и не из Космоса, а прямо с поверхности земли. 

Для этого мы применили штурвальную головку кинош­татива, но её вертикальную ось наклонили, чтобы она стала параллельной земной оси враще­ния. (Рис.4. Штурвальная головка штатива.). Эту ось наклонили на величину нашей географической широты 55° северной широты и верхний конец направили при­близительно на Полюс мира, где расположена Полярная звезда. Лучше всего такую установку делать ночью, когда на кончике ручки ковшика Малой Мед­ведицы видна Полярная звезда. 3а полчаса до восхода мы уже были рядом с камерой. (Рис.5. Темный горизонт открывает ослепительный диск Солнца.)

Началась покадровая съёмка. земной шар за один час повора­чивается на 15°, а за минуту на 0,25°. Мы подсчитали, сколько оборотов штурвала головки на­шего штатива нужно сделать, чтобы штативная головка вместе с камерой поворачивалась на 0,25°.

И так, сняв один кадрик, мы поворачивали головку на чет­верть градуса, потом снимали следующий кадр и снова повора­чивали штурвал головки. Нельзя сказать, что такая съёмка – весё­лое занятие, ведь снимать нужно было с 4 утра до заката в 21 час, и все на жаре! Но зато результатом этой съёмки мы гордимся до сих пор. (Рис.6. Полдень. Рис.7. Закат.)

Макросъёмки

Часто приходится снимать очень мелкие предметы. Напри­мер, чтобы внимательно рассмо­треть на экране крупным планом кузнечика или муху, можно при­менить функцию видеокамеры  "Макро" (значок – цветок). В этом случае объектив камеры слегка выдвигается вперёд и изображение предмета, располо­женного рядом с камерой, полу­чается резким. Но в этом случае есть одна неприятность. В этом положении не работает транс­фокатор (зум), и мы не можем во время съёмки масштабировать изображение, изменять его мас­штаб, то есть "наезжать" на него и "отъезжать".

Тогда нужно поступить так. Перед объективом расположить положительную линзу и снимать как обычно, на "бесконечности". При съёмке на "бесконечности" лучи света падают на объектив камеры параллельным пучком. И объектив "без труда" их фоку­сирует на матрице. Расстояние до объекта должно быть равно фокусному расстоянию насадоч­ной линзы (рис.8.).

Насадочная линза превраща­ет расходящийся пучок света от каждой точки предмета в па­раллельный пучок, как если бы эта точка находилась далеко в бесконечности. Было бы хорошо выточить для линзы специаль­ную оправу, с помощью которой она устанавливалась бы перед объективом.

Но можно просто во время съёмки держать линзу перед объективом в руке. (Рис.9. Кузне­чик на заборе Снято с насадочной линзой. Рис. 10. Утренняя роса.)

Вазелин

Обычно мы стараемся держать объектив камеры в чистоте, из­бегая оставлять на нём следы пальцев, чтобы изображение получалось безупречно чистым. Но иногда полезно изображение немного "размазать". Так часто поступают, когда хотят, чтобы изображение кадра напоминало живопись. Для этого объектив нужно по краям запачкать. Изо­бражение в центре кадра будет резким, по краям слегка размы­тым. Конечно, пачкать нужно не объектив, а стекло перед ним.

Подобным образом мы посту­пили в фильме "Наше Солнце" из серии "Астрономия для ма­лышей". Нам нужно было про­стейшими средствами создать декорацию царского дворца. Мы использовали задник из ткани, на котором укрепили рисунок стрельчатого окна, нарисованно­го на листе картона, и включили в кадр "люстру". Эта "люстра" представляла собой простую де­ревянную раму, на которой были закреплены патроны с лампоч­ками. Конечно, эта конструкция мало напоминала богатую лю­стру. И тогда перед объективом камеры мы разместили стекло, и край стекла в верхнем правом углу слегка смазали вазелином. Оператор Борис Борисович Трав­кин следил в видоискатель за тем, чтобы вазелина на стекле было в меру. Этот вазелин раз­мыл изображения лампочек и создал впечатление яркой лю­стры, которая немного слепит глаза. (Рис.11.)

Кстати говоря, чтобы не стро­ить слишком большую деко­рацию, мы на первом плане повесили два небольших куска бархата, которые изображали  какие-то шторы и одновременно закрыли отсутствующую часть декорации.

Интересный результат полу­чен на съёмках серии "Академия детских наук. Музыка". В одном из эпизодов музыкант играет на флейте. Дело происходит в лесу в солнечный день. Во время игры солнечные блики красиво бегали по стволу флейты. Чтобы уси­лить эффект, мы использовали вазелин на стекле. Но, кажется, перестарались. Лучи от бликов получились слишком большими и "тяжёлыми". (Рис.12. Кадр из фильма «Академия детских наук. Музыка». Режиссёр Л.Л.Сикорук, оператор И.В.Тирский.)

Кино и зеркала

Часто большую помощь оказывают зеркала. На­пример, во время съёмок фильма "Начинка для шо­коладных конфет" нужно было в тесной комнате раз­местить позади маленько­го героя фильма прожек­тор для "контражура", то есть для света сзади. Места для прожектора не было. Поэтому на стене позади героя повесили обычное плоское быто­вое зеркало и на него направили луч прожектора, который стоял рядом с камерой. Пятно от этого прожектора слегка заметно на стене сзади девочки. Луч, отраз­ившись от зеркала, упал на го­лову героя, (Рис.13. Павлик Гуров и Поля Ковылина в фильме «На­чинка для шоколадных конфет». Производство студии «Старая мельница»)

В том же фильме аналогичным образом поступили при съёмке эпизода "Каморка Ганса". (Рис. 14. Рабочий момент съёмки.)

Позже зеркало спряталось за 4дорисовкойя окна и абажура лампы. (Рис. 15.) О дорисовках можно будет прочесть позже.

Другой пример применения зеркала – в фильме "Про точку и королевскую дочку" из серии "Гео­метрия для малышей". Чтобы не строить полностью декорацию боль­шого зала в королевском дворце, мы применили зеркало перед объ­ективом камеры. Построили толь­ко левую половину декорации, а вторая половина – это отражение левой в зеркале. (Рис. 16. Обра­тите внимание на вертикальную пунктирную линию. Это – граница зеркала.).

Комический эффект с зерка­лом получился в фильме "Кино и зеркала" из серии "Геометрия для малышей". По сюжету, ак­тёр, исполняющий роль рыцаря, ещё до окончания съёмки по ошибке стал разгримировывать­ся и удалил грим на левой сто­роне лица. Чтобы спасти поло­жение, оператор – герой фильма – приставил зеркало к лицу актё­ра, и слева, вместо разгри­мированной половины, в зеркале отразилась правая половина лица в гриме. Во время съёмки этого кадра я попросил актёра-рыцаря переводить взгляд справа налево и наоборот. Но с зеркалом получалось, что актёр сводит глаза к пере­носице, что умеют делать многие, а потом разводит оба глаза в стороны, что никто не умеет делать. Этот кадр всегда вызывал дружный смех зала. (Рис. 17.)

В фильме "Кино и зеркала" нужно было зажечь дрова в ками­не, но декорация сделана из фане­ры, и зажигать в ней дрова нельзя. здесь мы использовали метод, который широко применяется в практике кино. Перед объективом камеры под углом приблизитель­но 45° мы установили стеклянную пластину, в которой отражался небольшой костёр, разведённый со всеми противопожарными предо­сторожностями на полу павильона в присутствии настоящего пожар­ного. Отражение пламени костра совместили с изображением топки камина. (Рис. 18.)

В статье описаны только не­сколько методов, позволяющих украсить фильм. В следующих ста­тьях мы рассмотрим ещё несколько интересных методов комбиниро­ванных съёмок.

Автор: 
Искусство в школе: 
2015
№3.
С. 58-61

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.